Что делать когда нет гитары

Можно ли (и как) научиться играть на гитаре без гитары

Здравствуйте 🙂 В этой статье хочу освятить интересную тему для тех, кто хочет научиться играть на гитаре, но у него нет инструмента — а именно можно ли и как (если можно) научиться играть на гитаре без гитары?

Давайте сначала посмотрим на разные ответы гитаристов, которым задали этот вопрос:

коммент 1

в чем-то автор прав, но в чем-то нет. Например, на нарисованной клавиатуре можно отточить навыки печатания и потом быстро научиться печатать на ПК.

коммент 2

ну, парни, вы же понимаете, о какой флейте идет речь 😉

коммент 3

этот коммент приближен к правде. Без инструмента вообще научиться играть на нем невозможно.

Учимся играть на гитаре без гитары — на телефоне

Давайте теперь я отвечу на этот вопрос. Я считаю, что научиться играть на гитаре без гитары можно только если вы играть будете на телефоне — что на Андроид, что на IOS есть куча приложений-имитаций гитары. На что способно такое приложение смотрите в ролике ниже:

автор ролика играет в приложении гитары песню R.E.M. — Losing My Religion

круто? Очень даже. Вы можете так же научиться, не имея под рукой настоящей гитары.

Какие именно приложения на телефон лучше всего подходят для игры на гитаре я вам не подскажу, но их много — я скачивал несколько и некоторые вполне себе неплохие.

Только так можно научиться играть на гитаре без гитары — на телефоне. По-другому вряд ли.

есть некоторая замена гитары, которая поможет отточить навыки, читайте коммент

гриф с натянутыми струнами — вот что имел в виду автор этого комментария:

Оказывается, изобрели что-то вроде «подобия гитары» — просто гриф с натянутыми струнами. На нем можно оттачивать свои навыки в построении аккордов, при этом не мешая другим людям своим брынчанием.

Рекомендую также посмотреть:

Источник

Что делать когда нет гитары

(И ПОЛУЧАТЬ ОТ ЭТОГО ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ. )
Привет мой друг! Сегодняшняя тема – парадоксальная. Речь вроде бы как о гитаре, как всегда, но получается что гитара мне сейчас и не нужна вовсе… И вот почему. Сейчас я расскажу, как заниматься на гитаре, но без гитары. Сразу говорю – это не о тренажерах там всяких – резинках, эспандерах, дощечках со струнами и не о прочих ортопедических протезах. (Кстати я про одну дощечку из своей истории потом сделаю все же пост и видео). На самом деле речь пойдет об очень мощной технике развития гитариста. Причем «внутренней» технике. И, кстати — ниже текста будет еще и видео…

Итак, очень много времени нам приходится проводить без инструмента – мы ездим в общественном транспорте, заткнув уши плеером, кто-то сидит на лекции и не слушает препода, кто-то фигней страдает на нелюбимой работе – одним словом убиваем драгоценное время, вместо того, чтобы потратить его с пользой. Зачем? Так ведь гитары то нет! – скажете вы. И отлично – скажу я.

В одном из видео я показывал тревел-гитару «транформер», но и ее в офисе бывает неудобно прятать каждый раз под стол, когда входит начальник, да и коллеги косо смотрят. Выход – заниматься мысленно, в уме.

К сожалению, продемонстрировать это в настоящий момент затруднительно, ибо YouTube еще не научился транслировать картинку и звук прямо из под шляпы, из мозга на экран, минуя инструмент. Вы бы просто бы смотрели 10 минут на молчащего меня, с закрытыми глазами и иногда шевелящимися губами. Поэтому просто попробую рассказать — что да как. Дело в том, что когда мы занимается, мы тренируем вовсе не пальцы. Наши пальцы приводятся в движение мышцами предплечья, которые и так в течение дня постоянно выполняют сгибательно-разгибательные действия. Выражаясь наукообразно, на самом деле мы нарабатываем особые виды связей между нейронами головного мозга. Которые потом и дают команды пальцам — когда, куда и с какой скоростью им разогнуться и согнуться.

Вот личный пример из другой области.
Было дело, мне нужно было перегнать мотоцикл с одного места на другое – так сказать из пункта А в пункт Б. А я не сидел на нем лет семь, наверное. И волновался, потому что уже забыл, как им управлять.
Так я накануне пару часов во всех деталях представлял, как я еду – весь порядок действий во всех подробностях и мелочах. Вот я завел двигатель, вот сел, левой рукой выжал сцепление, левой ногой включил вперед первую скорость, отпуская сцепление дал правой рукой газ, тронулся с места, поднял ноги… вот я притормозил правой рукой перед выездом со стоянки, вот включил левый поворотник, снова отпустил сцепление и дал газ, отключил поворотник, воткнул вторую скорость, третью… Все прошел в уме, представил каждый светофор, который должен встретиться по дороге – до момента, как затормозил, выключил движок и слез. Всю дорогу, во всех подробностях, в полной концентрации на воображаемых действиях и ситуациях. Все ощущения от движений испытал внутри. И так «проехал» пару раз. На другой день сел – и как будто никакого перерыва. Проехал на пять с плюсом.

Точно так же можно заниматься и на гитаре. Не думайте, что у меня шляпа съехала. Информация абсолютно проверенная личным опытом. Но тут вот какая особенность. У меня – за тридцать с лишним лет истязательства себя гитарой наработана связь – «место на грифе – звук». То есть представив какую-то аппликатуру, я могу понять как она прозвучит, и наоборот, услышав в голове мелодию, я могу ее мысленно переложить на гриф. Если быть честным – не всегда правильно, иногда и ошибаюсь, видимо нужно чаще практиковаться.

Если рассуждать логически – то нужно в уме играть все тоже самое, что мы играем «вживую». Начинать с разминки – гаммы, может быть арпеджио, секвенции или вертушки. Потом переходить на какую-то партию, которую мы разучиваем… в идеале, нужно дойти до мысленной импровизации на гитаре. Причем, подчеркиваю – не только «напевать» про себя с гитарным звуком, а именно в мельчайших деталях проживать свои действия – начиная от того, как мы сидим, держим в руках гриф, с какой стороны и как его видим при этом — вплоть до ощущения давления струн на кончики пальцев, как они сопротивляются при бендах, и так далее.

А вот готовиться к этому можно и с инструментом в руках. Представляем ну, хотя бы кусочек гаммы, одновременно прошевелим его пальцами, представляя как это играется на грифе. Ну а потом сыграть и проверить – так это выглядит и звучит, как представлялось, или нет. Теперь попробуем какую-нибудь фразу… Ну вот – действуя таким образом, мы развиваем еще и предслышание фраз, что является важнейшим навыком для импровизатора. Важный момент – можно не пытаться совершенно точно представить – в каком точно месте грифа будет тот или иной звук. Не у каждого это получится. Важно другое – не абсолютное, а относительное звучание между звуками, которое даст нам та или иная аппликатура.

Ну вот и все – действуйте так, и вас попрет в импровизации, да причем может быть и лучше, чем от занятий с живой гитарой. Почему? Да потому, что схватив в руки инструмент, мы частенько начинаем играть не головой и чувствами, а пальцами. И на этом безмозглом «автомате» играем не музыку, а всякую немузыкальную фигню. А играя в уме, нам приходится экономить энергию на мыслительных процессах – тяжело это бесконечные поливоны в уме проигрывать — и лишние ноты мы отсекаем.

И кстати, в этом видео — в самом конце — я показываю, как заниматься не надо. Практически, та самая игра пальцами, без особого слушания и воспроизведения музыки. Проблема в том, что в этом отрывке я дурачился, разминаясь перед записью видеоурока, а ведь кто-то занимается так на полном серьезе!

Не делайте так

Источник

5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва

Ощутимые перерывы в занятиях на гитаре для взрослого самоучки — вполне частое явление. Причиной тому могут быть сильная занятость, маленькие дети, командировки, отъезды с семьёй в отпуск, травмы рук и т.п.

Однако есть много способов заниматься гитарой и без гитары. Секрет в том, чтобы во время перерыва развивать специальными упражнениями необходимую гитаристу мелкую моторику пальцев. Не трудно догадаться, что для таких пальцевых игр нужны только пальцы. То есть делать эти упражнения гитарист может буквально в любом месте в любое время.

1. Левая рука без гитары

Исходное положение для этой группы упражнений:

  • Предплечье правой руки расположено под углом 45 градусов на уровне груди. Правая кисть смотрит в сторону левого плечевого сустава.
  • Пальцы левой руки образуют букву «С». В лучезапястном суставе нет сгибов в стороны или вперёд-назад.

С-образная форма кисти

  • Сохраняя это положение, кисть левой руки располагается на предплечье правой, которая имитирует гриф гитары.

Исходное положение «рука-гриф»

  • Большой палец левой руки при этом не согнут в суставе, как и на грифе гитары.

Положение большого пальца левой руки

Первое упражнение

Широко расставить пальцы левой руки. Потом снова прижать их друг к другу. Кожа правого предплечья при этом не должна сдвигаться.

Растяжка пальцев левой руки

Упражнение выполняется в нескольких вариантах.

  • Медленно, максимально растягивая безымянный палец и мизинец. Это постепенная тренировка растяжки пальцев естественным, наиболее безопасным способом.
  • Быстро и часто расставляя и сдвигая пальцы. Усилия на растяжку при этом не производится, т.к. цель — в развитии скорости и точности.

Но в последнем варианте важно внимательно следить за другими вещами. Во-первых, в любом положении все четыре пальца должны оставаться на одной линии. Во-вторых, большой палец не должен отрываться от точки опоры и прыгать вместе с остальными пальцами.

Второе упражнение

Оно очень похоже на предыдущее упражнение за одним исключением. Во время движения пальцы стараются растянуть кожу на предплечье. Выполняется упражнение также медленно с максимальной качественной растяжкой. За счёт прижима к коже тренируются редко задействованные в повседневной жизни мышцы кисти.

Третье упражнение

Из того же исходного положения пальцы раздвигаются и сходятся по очереди. Сначала только указательный. Потом средний и безымянный, отодвигая указательный и мизинец, но не отрываясь от них. Затем только мизинец и всё в обратном порядке.

Думаю, вы уже поняли, что самое сложное и увлекательное в этом упражнении. Легко ли раздвинуть четыре пальца так, чтобы с каждой стороны оказалось по два? Да, если держать прямые пальцы на весу. И практически невозможно сделать это же с первого раза, сохраняя С-образную форму кисти. Тем более, с опорой на правое предплечье.

Растяжка отдельных пальцев левой руки

Нужно тщательно следить за тем, чтобы в момент раздвигания среднего и безымянного пальцев:

  • они были плотно прижаты к соседним пальцам;
  • кисть и лучезапястный сустав сохраняли правильное положение.

Четвёртое упражнение

Любые два соседних пальца двигаются противоположно вверх и вниз без давления на кожу предплечья. Остальные пальцы сохраняют исходное положение.

Вертикальное движение соседних пальцев

С указательным и средним пальцем упражнение получится традиционно легко. С остальными же парами без тренировки делать это долго, быстро и без ошибок не выйдет.

Научившись работать любыми соседними парами, можно пойти дальше по пути усложнения. А именно — двигать одновременно любыми двумя пальцами, не только соседними.

Следующий этап — выполнять заранее придуманную цепочку сочетаний разных пальцев. Следует добиться безошибочного повторения такой цепочки несколько раз подряд.

Это упражнение здорово развивает координацию и независимость пальцев, а также мышечную память.

Пятое упражнение

Направление движения пальцев аналогичны предыдущему упражнению, но с давлением на кожу правого предплечья. Как и прежде, упражнение легко выполняется указательным и средним пальцами. Чем ближе к мизинцу, тем хуже слушаются пальцы без специальной подготовки.

Тренировка же направлена не столько на координацию пальцев, сколько на умение дозировать усилие для легато. Здесь, на мой взгляд, уместно сделать небольшое отступление на тему гитарной техники.

Практически все, за редким исключением, ресурсы для самоучек на гитаре дают обрезанное объяснение техники легато. В большей степени я имею в виду нисходящее легато или pull-off. Как правило, описание заканчивается тем, что надо сорвать со струны палец левой руки. Однако есть ряд тонкостей, которые обычно остаются за рамками внимания.

Во-первых, есть аналогия с апояндо и тирандо для правой руки. То есть нисходящее легато тоже бывает с опорой на соседнюю струну и без неё. Во-вторых, первая нота в легато звучит с некоторым акцентом, а следующие — слегка, но не радикально тише. Как вы понимаете, простой срыв пальца со струны не даёт всех этих нюансов. Правильное использование приёма pull-off предполагает точность движения пальца и по направлению и по усилию.

2. Обе руки без гитары

Меняем исходное положение для этой группы упражнений. Пальцы обеих рук ставим на горизонтальную, желательно плоскую опору — стол, колени, подлокотники — не важно. Кисть при этом образует что-то вроде купола или полусферы. Как будто внутри крупное яблоко или небольшой мяч.

Исходное положение «кисть-купол»

Шестое упражнение

Начинаем синхронно поднимать по одному пальцу на каждой руке, от больших к мизинцам и обратно. Как разновидность, можно одновременно поднимать пальцы в одном направлении. То есть от мизинца к большому на одной руке и от большого к мизинцу на другой. Остальные пальцы в любом случае прижаты к опоре, это важно. Подъём происходит в суставе крепления пальца к ладони. Поднятый палец в этот момент сохраняет полукруглую форму.

Если вы никогда не делали это упражнение, то вас ждёт интересный сюрприз. Вы легко поднимите любой палец, кроме безымянного.

Седьмое упражнение

Гаммы на столе. Суть упражнения в том, что пальцы правой и левой руки отстукивают на столе аппликатуру обычной гаммы. На левой руке при этом последовательно задействовано четыре пальца (1-2-3-4). На правой же — только три (i-m-a).

В результате получается вот такой рисунок, в котором пальцы не совпадают:

Очень важно тщательно следить за правильной очерёдностью пальцев на каждой руке.

Как и вообще в занятии на гитаре, упражнение нужно начинать отрабатывать в медленном темпе. Добившись более-менее длительного уверенного выполнения без ошибок, полезно будет развить это упражнение.

Начните выполнять его под метроном, который не позволит вам сбиваться с ритма и темпа. Как и в работе над гитарной пьесой постепенно увеличивайте темп. Для этого упражнения подойдёт любой самый простой бесплатный метроном в телефоне.

Доведя навык до автоматизма с одним сочетанием пальцев, измените порядок и направление движения пальцев.

3. Тренажёр для пальцев гитариста

Как вы заметили, перечисленные выше упражнения, так или иначе, развивают координацию и мелкую моторику пальцев. Однако зачастую начинающим гитаристам банально не хватает силы пальцев. Довольно регулярно можно видеть, как пальцы левой руки новичков выгнуты наизнанку на грифе гитары. Даже в крепких мужских руках есть мышцы и связки, которые не подвергаются ежедневной нагрузке под теми углами, наклонами и направлениями, которые требуются для игры на гитаре. Так что в этом нет ничего позорного.

Тренажёр для пальцев рук гитариста

Перерыв в занятиях на гитаре как нельзя лучше подходит для тренировки на эспандере для пальцев. Он позволяет гитаристу проработать отдельно каждый палец. Что важно, сразу в том положении, в каком палец будет обхватывать гриф гитары. Обычный кольцевой или пружинный кистевой эспандер, зажатый в кулаке, такого эффекта не даёт. И даже наоборот развивает привычку неправильного обхвата грифа гитары.

Со временем тренажёр для пальцев станет казаться лёгким. Однако это не повод его выбрасывать. Потому что есть много вариантов продолжить тренировки с его использованием. Например, на координацию, скорость и точность совместной работы пальцев в разных сочетаниях, а не индивидуально.

4. Ритмические упражнения без гитары

Это очень широкая группа упражнений, в которых можно задействовать и только ладони, и всё тело. Выстукивание различных по сложности ритмических рисунков отлично развивает необходимое любому гитаристу чувство ритма.

Готовый материал для занятий легко найти в специальных сборниках. Хотя можно пойти ещё более простым путём. Достаточно взять любые ноты и разобрать ритмический рисунок любой пьесы. Если это многоголосное произведение — ещё лучше. Потому что каждый голос построен на своей ритмической линии, что позволяет развить чувство полиритмии.

То есть басовую линию вы превращаете в так называемый «граунд бит» и буквально топаете ногами. Одновременно линию мелодии очень удобно хлопать ладонями. Если присутствует ещё и средний голос аккомпанемента, то можно применить другую схему. Например, отбивать линию мелодии только правой рукой по столу или бедру. А линию гармонического заполнения отбивать так же, только левой рукой.

5. Упражнения на гитаре для одной руки

Перерывы в занятиях на гитаре не всегда бывают по причине отсутствия времени или самой гитары. Периодически случаются такие неприятности, как травмы правой или левой руки. Время и гитара, казалось бы, есть, но заниматься всё равно не получается.

Специально для таких случаев есть упражнения, которые можно делать на гитаре только одной рукой.

Упражнение для левой руки

Берёте два любых аккорда, между которыми очень неудобно перепрыгивать, и начинаете развивать пластику левой кисти. Под сложным сочетанием я имею в виду, естественно, не Am — Em. Для начала возьмите, к примеру, C — G или G — D.

Пара аккордов C и G Пара аккордов G и D

Смысл в том, чтобы научиться точно прыгать между этими аккордами 10 раз за 10 секунд. Отработав одно сочетание, переходите к следующему. Некоторые пары требуют даже нескольких дней регулярных тренировок. И таких сочетаний можно придумать сколько угодно.

Упражнение для правой руки

Не буду подробно останавливаться на технике исполнения гитарного тремоло. Потому что это отдельная большая тема за рамками данной статьи. Однако это именно тот технический приём, который можно отрабатывать одной правой рукой на открытых струнах.

Насколько качественно гитарист исполняет тремоло и владеет ли он этим приёмом вообще? Ответ на этот вопрос позволяет судить о многом в плане его технического уровня.

Вот типичные проблемы гитаристов, начинающих осваивать тремоло.

  • Гитарист может тарабанить пальцами по столу, но не может повторить это же движение по струне. Причина — непривычное положение руки и опоры.
  • Гитарист может сыграть подобие тремоло на первой струне, но не может уже на второй. Причина — не отработана мелкая моторика, пальцам нужен большой замах, которому препятствуют соседние струны.
  • Тремоло звучит не ровно, между звуками паузы разной длины. Причина — чередование пальцев не доведено до автоматизма.
  • Тремоло звучит отрывисто, не на легато. Причина — пальцы дёргают струны с подготовкой вместо мгновенного скользящего щипка.
  • Звуки разной громкости, чаще всего акцентирован звук, извлекаемый большим пальцем. Причина — пальцы изначально имеют разную силу, которую гитарист не умеет точно дозировать.

Представьте, сколько всего вы тренируете, работая только над тремоло и лишь одной рукой.

Заключение

Приведённые выше упражнения без гитары одновременно полезны, занимательны и просты для запоминания. То есть их можно регулярно выполнять даже не в период длительного перерыва в занятиях на гитаре.

В любой из таких моментов на выручку придут упражнения для гитары без гитары. Ведь в пальцевые игры для гитариста можно играть буквально в любую свободную минуту. Во время перерыва на работе, в транспорте, сидя в туалете или стоя под душем. И даже за рулём в глухой пробке.

5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва: 3 комментария

Я тоже пытаюсь самостоятельно учиться игры на гитаре и столкнулся сразу с рядом вопросов, поэтому готов принять советы от прошедших этот путь!

Я играю на гитаре много лет, но с большими перерывами. Поэтому о профессионализме речь не идёт. Но что ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ хотелось бы отметить! Большинство любителей перепрыгивают со стиля на стиль, пытаясь сыграть красивые выигрышные пьесы. Очень важно понимать, что разные стили предполагают кардинально отличающиеся технику игры, манеру, моторику рук и т.д. Поэтому принципиально важно решить, что вы хотите исполнять. Бум-чик, традиционный Фингер стайл, Классику, джаз, шансон, рок, просто аккомпанемент. Определившись, развивайте умение в одном направлении, на большее вас не хватит. Усилия будут распыляться.и отдача от этого станет мизерной. Я это испытал на себе. Конечно, кто играет профессионально, могут позволить себе Уход на другие территории. Но не мы. Навыки должны закрепиться в голове на мышечном уровне, на уровне подсознания. Вот к чему необходимо стремиться. А пьесы лишь станут делом техники.

Совершенно согласен. Через собственные грабли дошел до понимания нескольких базовых вещей.
Во-первых, кто бы что ни говорил, что учиться можно/надо сразу на той гитаре, на которой хочешь играть, важно сначала наработать базу, которая пригодится на любой гитаре. Такой базой является классическая гитара. Это и техника, и понимание строения мелодии, и понимание многоголосия гитары, и много чего еще. Именно это базовое погружение позволяет потом перейти на любую другую гитару, причем уже определившись с направлением и стилем (или полюбить и остаться на классике).
Во-вторых, из самоучек без преподавателя мало кто вообще понимает разницу между «хочу научиться играть на гитаре» и «хочу научиться играть на гитаре три любимых мелодии/песни». Подавляющее большинство хочет именно второго, формулируя в виде первого. Если это «пачка сигарет» (90% случаев, независимо от возраста, месяц назад с такой просьбой ко мне обращался 15-летний подросток) — то три аккорда можно разучить за пару недель. Если это три любимых соляка от мегасупрпуперрокзвезд — пара-тройка месяцев. Но это не есть «научиться играть на гитаре» со всей сложностью, полифонией, а главное — способностью самостоятельно разобрать любое произведение.
В-третьих, важно не только определиться со стилем, но и составить в соответствии с принятым решением хотя бы приблизительный план обучения игре на гитаре и учебный репертуар. А потом регулярно и усердно по ним заниматься.
Понимая все это и следуя плану, получится не распыляться, не замирать регулярно в непонимании, а что дальше, и добиться результата, который потом позволит уйти в любую другую сторону.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Читайте также:  Акустическая гитара cort af510m op
Оцените статью