Что делать с советской гитарой

MasterGitar.com

Целесообразность начала и объема работ по восстановлению советской гитары определяется также состоянием конкретного образца. Вернуть к жизни можно практически все, но встаёт вопрос стоит ли. Надо разобраться с тем, что значит слишком сильно разбитый инструмент.

Основные критерии, от которых можно отталкиваться, чтобы приняться за работу по ремонту конкретной гитары:

  • Ваша советская гитара дорога вам как память. Тогда никакой объем работ не страшен. Переделка становится настоящей реставрацией.
  • Сама по себе дека у гитары очень хорошая. Если говорить о некоторых экземплярах ленинградской фабрики имени Луначарского и шиховских гитарах, то часто именно так.
  • Дека средняя, но имеются в нормальном состоянии все составляющие части гитары, или недостающие части (кусочки) легко заменить, отремонтировать.
  • И самое главное вы чувствуете в себе страшный заряд энергии для подвига! А нашли или уже имеете вот эту, так себе, гитару. Недостатки вашего первого образца для ремонта могут отойти на второй план перед вашим желанием приобрести первый опыт не дожидаясь понедельника и перейти к следующей ступеньке на пути к настоящей гитаре из массива.

На деку стоит обратить особое внимание. На самом деле дека советской гитары и есть тот краеугольный камень или последняя соломинка, которая спасает положение от полного фиаско. Если деку требуется заменить, значит гитара точно ни для чего не годна. Надо искать другой советский набор для ремонта гитар. Но помните, что несколько, даже пять, трещин на приличной деке — это только повод научить клеить трещины.

Остальной корпус должен быть просто в приличном состоянии. Есть некоторая взаимосвязь:

  • Как без деки гитару можно выбрасывать,
  • так и без корпуса дека сама по себе не стоит того, чтобы на ней собирать новую гитару.
Читайте также:  Кубинские танцы ноты для гитары

Многие на форуме, приступая к переделке начинают новоделку, часто работу бросают, так как проблем на первых парах очень много. Не раздувайте проект. Запомните важную вещь, что вам надо закончить, получить результат, тогда мотивация для следующего проекта появится сама собой.

Чтобы выяснить окончательно стоит ли браться за имеющийся у вас образец советского гитаростроительства, можно создать тему с фотографиями у нас на форуме в подфоруме «Как правильно начать». Наш дружный коллектив сразу отзовется. Гитарные мастера не дадут отклониться от истины.

Ещё о методике подхода к обучению

Цель этого цикла статей рассказать обо всех нюансах ремонта советской гитары, и представить план работ, дорожную карту, на основе которой можно будет осмыслить остальную информацию со всего ресурса. Пока вы будете читать, то немножко остынете и поймете, что перед вами не такая уж и простая задача. Работы будет много для начинающего. Параллельно придется собрать кое-какой инструмент, запылить какое-то помещение. Все это воздастся сторицей, но предупредить вас надо.

На форуме есть полностью выполненные работы переделки советской гитары, надо будет обязательно прочитать их. Не оставляйте без внимания и незаконченные темы, там много советов как разбирать и что делать с самого начала. Возможно, и скорее всего, вы встретите образец ну прямо как у вас самих!

Режим влажности для работы

Важно помнить – ремонт гитары лучше начать таким образом, чтобы сборка корпуса припала на сухое время года в вашей местности. Конечно, если у вас нет мастерской со специальным климат контролем.

В наших нетропических широтах сухое время года – это зима, когда включено центральное отопление, тогда относительная влажность в помещении низкая.

При изготовлении и ремонте гитар относительная влажность в мастерской должна быть ровно или ниже 50 процентов.

Простейший измеритель влажности психрометр, его можно купить в магазинах медтехники.

Источник

MasterGitar.com

Гитары СССР или советские гитары с точки зрения гитарного мастера. Что можно сделать с этими инструментами? Стоит ли проводить ремонт гитары, сможете ли вы получить приемлемый акустический и эстетический эффект? Статья будет интересна для тех молодых гитарных мастеров, которые только пробуют свои силы. Также статья будет понятна просто любителям гитары.

Если у вас на чердаке лежит старая гитара СССР, то вам наверняка интересно было бы узнать, что из неё можно сделать пригодный для игры, на уровне музыкальной школы, инструмент.

Гитарные мастера Харькова, а c ними и все преподаватели называют такой ремонт гитар просто — «переделка».

Переделка из советской гитары — это также приличный инструмент для аккомпанемента, поэтому всем любителям авторской песни и бардам всех мастей читать статью обязательно.

Гитары СССР вызывают у меня двоякие чувства. Начну с плохого. В одной книге из той же эпохи в предисловии было написано, что гитара изготавливается из отходов деревообрабатывающего производства. И вот эта красная линия, характеризующая эти гитары, причем отходы часто не только материал, также и само качество сборки, которое убивало последнюю надежду, что советская гитара будет пригодной для игры.

Неудобная игра на расстроенном инструменте не дальше пятого лада – вот что такое гитара СССР в большинстве случаев.

Спасибо, если вообще игра Am Dm получается. Взятие баррэ на седьмом ладу сродни выходу на орбиту Луны. А долгое его удерживание!

Но если бы было все только плохо, то я бы не начинал эту статью, а сотни тысяч старых гитар так и продолжали бы гнить на чердаках. Перейду к положительной стороне вопроса.

Сами по себе ГОСТы, по которым должны были быть сделаны советские гитары, не так уж и ужасны с учетом предполагаемой цены. Возможно, что здесь и заложена ошибка: чтобы быть качественно сделанной гитара в СССР должна была стоить дороже.

Так вот положительным является то, что дека в 90 процентах случаев у этих гитар – это массив ели.

Пусть это часто неважная ёлка, так нежно массив ели называют гитарные мастера, ставить ёлку имеет у них два значения — новогоднее и профессиональное.

Как известно, дека гитары – это самая акустически ответственная часть потому, если привести всё в порядок, собрать по написанным на бумаге ГОСТам, гитара СССР будет ещё долго верой и правдой служить вам на абсолютно ином уровне. А теперь зайдите в магазин и спросите, сколько у них стоит первая гитара с декой из массива, а именно solid top. Цена вас порадует и вдохновит – вашей старой гитаре с чердака пора становиться переделкой.

Теперь самое главное, вдруг вы счастливчик и сорвали джекпот.

Посмотрите на вашу гитару СССР, если она полномензурная, т.е. от верхнего или нулевого порожка до 12-го лада у вас 325мм и сделана она в тогдашнем Ленинграде на фабрике Луначарского, и если ещё и с корпусом фанерованным красным деревом, тогда вот оно счастье! У вас ленинградка!

Эти гитары даже по форме отличаются от обычных, они совсем правильные. Бывает что качество еловых дек на «ленинградках» (сленг гитарных мастеров) настолько высокий, что и на мастеровой гитаре не всегда просто найти подобное.

Всё портило удовлетворительное качество сборки, как правило, неаккуратно сделанный и всунутый гриф. На иллюстрациях вы видите как раз такую ленинградку.

Подобьём промежуточный итог, гитара СССР – это хороший конструктор в умелых руках. Главным образом из-за того, что дека таких гитар – это массив ели.

Перебрать эту гитару по всем правилам гитаростроения, является хорошим вложением ваших сил. Переделка из полномензурной ленинградской гитары – это полноценный инструмент, аналог которому ещё надо будет поискать.

Теоретически «ленинградка» намного лучше «Музимы» и «Кремоны». Musima и Cremona – это фанерные деки, как бы вам не казалось, что они из массива. А ленинградские гитары портило качество окончательной сборки.

Если вы имеете советскую гитару, но сами делать ничего не будете, тогда найти хорошего гитарного мастера по адекватной цене может быть серьёзной проблемой. Исключением может стать любитель или начинающий мастер. Со стороны гитарного мастера работы все-таки прилично, поэтому максимальный эффект от всего вы получите, если сами сможете отремонтировать вашу гитару из СССР. Получите интереснейший опыт и повод похвастаться перед собой и друзьями, а также приличный инструмент для домашнего музицирования.

Какие конкретно действия нужно предпринять тема отдельного цикла статей и предмет обсуждения во многих темах нашего форума.

В один ряд вместе с ленинградками можно поставить шиховские гитары.

На фото изображена ленинградская гитара фабрики имени Луначарского. Верхние фото вид гитары до ремонта. И последняя фотография полностью переделанная гитара, вклеен веер. Работа выполнена нашим форумчанином Вячеславом из Латвии. Полностью описание работы вы сможете найти на форуме — ссылка на тему.

Источник

Что делать с советской гитарой

Для начала стоит определиться с тем, что попало к нам в руки. К сожалению, название модели и производителя может на многих инструментах отсутствовать по разным причинам. На многие советские гитары эта информация просто не наносилась, или присутствовала на картоночке в виде артикула. (Надписи типа: «инв.№ 0000015, украдено в ДК ЖД», выполненные на задней стороне деки краской для пола вряд ли нам помогут.)

На некоторых инструментах подобная информация присутствовала, но по разным причинам могла быть утрачена в ходе эксплуатации или модернизации многими поколениями владельцев. Но не отчаивайтесь, можно зайти на замечательный сайт и поискать там свой инструмент на фотографиях. Скорее всего, он там будет. Страны производители гитар массово встречавшихся в СССР.

Теперь можно немного поговорить о производителях: Самые хорошие в соцлагере гитары производили в Германии (в ГДРовской её части, конечно ), тому было много причин, но несомненно, главная — немецкая тщательность и аккуратность. Кстати на примерах немецких гитар видно как с течением времени немцы постепенно утрачивали оба эти качества. Те же «Leadstar» выпущенные в восьмидесятых собраны уже гораздо хуже чем многочисленные модели 60х-70х. Из производителей наиболее известна «Musima» .В целом, инструменты действительно неплохи для своей ценовой категории (нельзя забывать что, старые инструменты делятся на плохие и хорошие не только по линии «железного занавеса», но и по цене, и в Европе и в США производилось множество недорогих и не очень качественных моделей).

На втором месте стояли чешские инструменты. Чехи в чём-то возможно даже практичнее немцев, они вполне способны были производить весьма качественные инструменты, но быстро попали в условия, где качество продукции было на втором месте после количества и легендарные «Futurama» быстро сменились поточными изделиями мега концерна Jolana. Что только не производили чехи: и оригинальные модели, и откровенные копии, и стилизованные под копии инструменты типа «Iris». По звуку эти инструменты, обычно проигрывали немцам, но имели замечательные эксплуатационные характеристики. На них можно было играть под дождём и градом, периодически роняя их в лужу и отбивая декой стрелы враждебных индейцев. В паспортах многих гитар даже стояла пометка о том что инструмент покрыт особым ударопрочным составом. Фирменной «фишкой» Jolana была отвертка-задняя пуговица для ремня.

Почётное третье место делят поляки и болгары. Их инструменты были значительно хуже, чем чешские.

Польские на просторах СССР встречались редко, а вот болгарские были распространены очень широко. В первую очередь в глаза бросался контраст между работой грамотного инженера, который придумал (или скопировал) гитару, и работой отдельно взятого коллектива рабочих, которые всё это «воплотили». Игра на болгарской гитаре обычно начиналась с переделки всего, что только можно было переделать, так чтобы оно работало. Как ни смешно, но чешские и болгарские инструменты стоили почти одинаково, однако специфика советского рынка позволяла продавать и болгарские «брёвна» тоже.

Самыми плохими на постсоветском пространстве были гитары, произведённые в СССР. Производство этих инструментов было поручено самым разным заводам и фабрикам имеющим к производству гитар очень отдалённое отношение: бывшие рояльные, мебельные и экспериментальные баянные фабрики высоко подняли знамя советского электрогитаростроения и понесли его над планетой. И хотя у людей занимавшихся этим вопросом были не лучшие стартовые условия, они с неизменным качеством производили электрогитары не один десяток лет… без всякой тенденции к улучшению продукции…

Даже то что на советских гитарах появлялись узлы и детали откровенно «слизанные» с буржуйских моделей делу не помогало. Конечно понятно, что в тех условиях можно было продать всё что угодно с ценником «электрогитара». Но временами, копаясь в очередной советской гитаре, я начинал разделять параноидальную идею одного моего знакомого про идеологический заговор КГБ против рок-музыкантов, у которых отбивали всякую охоту играть, предоставляя им подобные инструменты. Действительно, спроэктировать и сделать многие инструменты так плохо можно было только нарочно, некоторые вещи объяснить обычным совковым пофигизмом нельзя.

Пожалуй, главным отличием советской электрогитары от болгарской была невозможность переделки её в играющий инструмент без титанического приложения сил и средств. В каком ещё государстве «юные техники Грузии» могли бы конкурировать с огромными заводами по качеству продукции?

В стране советов было принято показушно использовать всё отечественное, но если обратиться к официальным кинофотоматериалам той эпохи — найти в них советскую электрогитару будет невозможно. Самое плохое на чём играли на эстраде – это чешские инструменты. И как правило, на них даже не играли, а просто прыгали под фонограмму под конец совка т.к. шнуры из них торчат далеко не всегда . А на чём эту фонограмму писали – можно предположить глядя на записи праздничных концертов с участием оркестров гостелерадио и т.п. – все электрогитары да и прочие инструменты в руках музыкантов из очень антисоветских стран.

Так что слушая очередной рассказ про: «наши гитары «Урал» не хуже «фендера» какого-нибудь» не стоит относиться к нему всерьёз. Рассказчик или не играл на «фендерах» или не играл на «уралах». Влияние сохранности на звук и ценность инструмента. Кроме производителя конечно на качество инструмента влияет и его состояние.

Идеально сохранные инструменты «винтажные» (vintage) в наших широтах почти не встречаются. Один раз мне предложили винтажный «Роден» «…в не распакованной заводской таре…» со склада одной воинской части, где он пролежал без использования долгие десятилетия. Но жадный прапорщик, увидев мой интерес, попросил совершенно неподьёмных денег, и сделка не состоялась:). Ни до, ни после винтажные инструменты на моём пути не встречались. Если в каком-нибудь форуме или на какой-нибудь доске объявлений встретите информацию о том что «продается винтажная гитара в хорошем состоянии почти не игранная, с новыми хорошими китайскими звукоснимателями» знайте, что в конце объявления просто забыли поставить смайлик.

Настоящий «винтажный стандарт» допускает растрескивание лака и потемнение металлических деталей от ВРЕМЕНИ, любые другие изменения, как правило, выбивают инструмент из этого класса. Правда даже если у вас действительно винтажный «Урал» рассчитывать что он может стоить каких-то приличных денег пока не приходится, увы, 90% цены винтажного инструмента зависят от редкости модели и громкого имени производителя. Так же идеальная сохранность инструмента ещё не гарантирует хорошего звучания.

Как правило, даже наоборот, инструмент долго бывший в употреблении «разыгранный» (если его не били об сцену и не снимали лишние детали) будет звучать значительно лучше, чем его родной брат, провисевший всё время на стене или пролежавший в заводской упаковке. Такой парадокс можно объяснить тем, что в процессе постоянной эксплуатации от вибраций происходят какие-то изменения с волокнами деревянной части инструмента. «Разыграть» звукосниматель, подвес, машинку и пластмассовую ленинградскую полуакустическую гитару невозможно.

Второй фактор от которого со временем может улучшаться звук советского (да и не только) инструмента – это растрескивание и отбивание лака. Лак в СССР улучшает звук музыкального инструмента, на мой взгляд, только в советском фильме «Визит к минотавру».

В большинстве остальных случаев (очень дорогие буржуйские инструменты мы не рассматриваем, я их не потрошил и информации на эту тему, к сожалению, не имею) лак – необходимое зло с которым приходится мириться. В первую очередь лак необходим для придания инструменту товарного вида и предохранения деревянной части от влаги и потери того же товарного вида. К сожалению, любой лак сохнет весьма продолжительное время, иногда годы (это отвердеть он может быстро) и на этой стадии влияет на вибрацию (т.е. звук) инструмента примерно как мокрая тряпка, обмотанная вокруг деревянной части.

Кроме того, препятствуя попаданию влаги в дерево, он не менее эффективно препятствует выходу влаги из дерева, а дерево для хорошего инструмента должно быть ОЧЕНЬ СУХИМ. Желательно выдержанным десятилетиями, а не высушенным в термической или микроволновой сушилке. Для советских инструментов дерево высушивали ровно на столько, чтобы его не коробило после склейки (а иногда и на столько не высушивали ) и покрывали толстенным слоем обычно полиэфирного лака сохнущего десятилетиями. Более-менее нормальный лак применяли только ленинградцы пока не перешли на пластмассовые корыта. В таких условиях сколы и трещины в лакировке были для инструмента настоящим благом .

В настоящее время и дерево и лак на советских инструментах обычно уже «досохли» поэтому царапать или соскабливать лак и сушить «весло» над газовой горелкой для улучшения звука необходимости уже нет. А при переделке с перекраской нужно помнить, что звук инструмента после перекраски на какое-то время станет хуже. При перекраске и покрытии акриловыми лаками (столь любимыми современными производителями) это время займёт десятилетия. При работе с нитроцеллюлозным составит не меньше полугода.

Иногда можно найти подробные описания тест драйвов советской гитары, скажем со струнами дадарио на комбике маршал, изобилующие фразами «плотность звука» и «яркость атаки» с общим выводом про то что «мой «Урал» лучше моего же «сквая»», и с робкими сожалениями по поводу неиграбельности грифа, недержания строя, не в том месте прибитого порожка и других неприятных мелочей, которые не позволяют извлекать все эти божественные звуки из замечательного отечественного инструмента. Описаниям подобным обычно верить вполне можно, но с обычным резюме: «да наши гитары не хуже» все-таки можно поспорить.

К сожалению, по дожившим до наших дней экземплярам, обычно нельзя составить адекватное представление о том, как выглядела основная масса инструментов. То, что дожило, кроме улучшения акустических свойств деревяшки от времени и улучшения электрической части пользователями прошло ещё и длительный «естественный отбор»: совсем кривые, косые и безголосые инструменты передавались от музыкантов к «панкам», у которых и находили свой мучительный конец.

Наши гитары к сожалению хуже… однако если пересчитать их фантастическую для СССР стоимость 120-170 руб. в доллары не по официальному курсу 63 коп за 1 доллар США (существовавшему только в газете «Известия») а по курсу «чёрного рынка» (где реально можно было получить зелёную бумажку) 4-10 руб. за доллар, можно понять ещё одну причину этого «хуже».

У меня, к сожалению, нет достаточной информации о каких-либо гитарах продававшихся с завода в США за 15-30$. Возможно они и были в те далёкие годы, но всемирной популярности не завоевали.

И что теперь с этим поленом можно делать? Однозначный ответ на этот вопрос – личное дело каждого. Многое зависит от инструмента.

По немецким и чешским гитарам сложно дать рекомендации, не видя гитару. Очень может быть, что достаточно подкорректировать анкер и заменить колки и электрическую часть для получения хорошей гитары, а может ей уже ничего не поможет.

Болгарские же гитары можно приравнять к советским, все дальнейшие рекомендации будем давать владельцам именно этого класса инструментов.

И так к нам в руки попала более менне сохранившаяся советская гитара, теперь нам необходимо определиться чего мы хотим от этого инструмента и что мы можем с ним сделать.

Путь умеренно стеснённого в средствах МУЗЫКАНТА: Рабочий инструмент для повседневной игры?

Колки 25-30$, машинка 10$, новая схема на самых дешевых корейских деталях 10-15$, добавляем услуги Шамрая: грубо — 100$, а ещё не худо бы поменять звучки, и лучше бы не на самую дешёвку . а это где-то 50$.

Ну и исходная стоимость полена 10-50$. Суммировать лень, но на нового фила или б.у. скваера мы финансов уже имеем. Филы — отдельная песня, но если перебрать партию из 20шт. (ох и любят это владельцы музмагазинов . лучше сразу к оптовику идти можно найти пару инструментов с нормальным звуком на которых можно повседневно играть, а добавив к ним деталей ещё на 100$ получить пристойный инструмент.

Б.у. инструменты за эти деньги могут обладать уже вполне пристойным звуком. Итак, выбор: недорогая (но и не самая плохая) серийная «рабочая лошадь» или нечто ранее бывшее совковой гитарой, со всеми дырами и выбоинами и своим нестандартным звуком, как правило пригодным для какого-либо одного муз. направления. возможно вышедшего из моды 30 лет назад (и из китайца кстати этот звук тоже можно эквалайзером поиметь:).

Если китайца можно продать и свои денежки вернуть достаточно просто — то расстаться с подобным крокодилом, даже отдавая его со скидкой, проблемно.

Второй путь — путь глубокого тюнинга. Мы хотим получить «кичевый» инструмент отдалённо похожий на первоисточник но с функциями которые мы опционально задаём сами. Задача весьма дорогая, и без какого-нибудь местного «Шамрая» нерешабельная В самом простом варианте — баксов от 400. Зато получаем нормальный инструмент. Правда, как правило, (но не всегда) чуть более нормальный инструмент мы бы получили просто заказав за те же деньги инструмент сходной формы .

Путь третий – реставрация (только для фанатов и торговцев раритетами). Отмываем, отчищаем, докрашиваем, хромируем, лакируем и полируем всё что осталось, ищем на свалках то чего не осталось и делаем с ним тоже самое. Отстраиваем и регулируем полученное, и вешаем на стену, иногда снимаем и ностальгируем.

Хорошо отреставрированный инструмент — может доставить подлинную радость от общения с ним (и не обязательно от игры на нём .

Путь четвёртый — путь сильно ограниченного в средствах музыканта: Мы играем на страшном полене (дарёному коню. ) и не имеем денег на новое, и на зап.части к старому тож денег нет (или в родном мухосранске просто зап.части нету). А играть хоцца, хоцца МЕТАLLLLLа, а на бревне один сингл, но юные техники Грузии описали как из двух синглов сделать противофазу. Алилуййя. второй самомотный сингл крепим на пластилин (или шиферные гвозди) рядом с первым и до глубокой ночи паяем схему ибо завтра СЕЙШЕН. Ну долго такое продолжаться не может. Или мы богатеем или бросаем играть и, в любом случае, изуродованное бревно дарим дальше.

Пятый путь — путь скучающего рукоблудия. Гитара нам уже не нужна каждый день . у нас уже и вторая гитара есть, ещё лучше. а ещё мы на днях узнали что если на гитаре поменять колки (звучки, порожки) то она не развалится, а возможно будет играть лучше. От нечего делать меняем. трудимся, пилим сверлим рубим, закрашиваем кисточкой смотрим результат — восхищаемся. Делаем всё это просто так, преследуя чисто эстетические или исследовательские цели (оживёт — не оживёт).

Если заниматься этим планомерно и регулярно — можно стать «шамраем». Про жизнеспособность и функциональность «подопытных кроликов» в этом случае лучше не задумываться, наша цель выше. Тем более, лучше не рассуждать о нашей любви к ним.

Разве что, зимним вечером, зайдя в мастерскую и увидев в куче грифов погнутый винтом гриф от той самой первой, на которой учился, с которой в первый раз выступал на школьном вечере и которой бездарно изменил профиль с U на V , смахнуть скупую мужскую слезу, вздохнуть и пойти дальше.

Искренняя благодарность Tin Hunter за повод более менне логично собрать «до кучи» то, что уже давно пылилось в голове.

Источник

Оцените статью