Что есть midi гитара

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 03 ноября 1997 г.

MIDI — гитара — явление настолько новое и малоизученное, что все ее возможности до сих пор еще неизвестны. При использовании этой технологии перед гитаристом открываются настоящие горизонты творчества. Новые грани гитарного исполнительства, которые еще совсем недавно казались утопией, воплотились в реальность с помощью таких музыкантов, как Алан Холдсворт, Пэт Метини, Джон МакЛафлин, Роберт Фрипп. В заключительной статье серии «Электронная обработка гитарного сигнала» мы расскажем об удивительном мире MIDI — гитары, и о том, что сулит нам, гитаристам, это недавно появившееся фантастическое устройство.

Ч то же такое «MIDI»? Расшифровывается эта аббревиатура как «Musical Instrument Digital Interface», то есть «цифровой интерфейс музыкальных инструментов». Несмотря на свое более чем 15 — летнее существование, MIDI остается единственным стандартом обмена данными между любыми цифровыми музыкальными устройствами, будь то синтезатор, эффект — процессор или многодорожечный рекордер. Наверняка всем известно, что из себя представляет MIDI — клавиатура — собственно это клавишный инструмент, служащий для передачи сообщений на внешние цифровые приборы в соответствии с протоколом MIDI. Например, при подсоединении такой клавиатуры к компьютерной звуковой карте по MIDI — кабелю, становится возможным использование банков звуков этой карты. Иными словами, клавиатура выступает в роли MIDI — контроллера; собственно так ее иногда и называют. В роли контроллера может выступать любой инструмент, адаптированный к этим задачам — клавишный, струнный, духовой, ударный. И гитара не стала тут исключением. Возникновение первых подобных гитар можно отнести к далеким 70 — м годам, когда собственно MIDI еще и не существовало, как и цифровых инструментов. Первые гитарные синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами, и цены их были баснословными. Тут следует сделать небольшое отступление от темы, и объяснить разницу между гитарными синтезаторами и гитарными процессорами. Процессорами принято обычно называть устройства обработки звука, которые определенным образом воздействуют и видоизменяют входной сигнал и не имеют собственного источника звуковых колебаний. Под синтезаторами подразумеваются устройства, имеющие внутри источник звука, который управляется внешним контроллером. Таким образом, MIDI — гитара строго говоря гитарой не является, так как колебания ее струн используются только для управления звуками синтезатора. Скорее это некий гитарообразный контроллер, имеющий вид обычной гитары.

С появлением стандарта MIDI много известных производителей музыкальной аппаратуры бросилось выпускать гитарные MIDI — контроллеры. Roland, Ibanez, Digitech, Korg, Casio, Zeta Systems и множество других фирм выбросили на рынок десятки различных моделей подобных устройств, но не все гитаристы спешили их покупать. Основная сложность заключалась в быстродействии системы распознавания нот. При щипке струны проходило какое — то время, прежде чем струна набирала определенную амплитуду колебаний, необходимую для устойчивого определения взятой ноты. В особенности это касалось басовых струн, имеющих низкую частоту колебаний. Про бас — гитары речь уже не шла вовсе. Стали появляться гитарные контроллеры, у которых для быстрого определения сыгранной ноты в каждый лад грифа был вмонтирован специальный датчик. На некоторых моделях для игры даже не требовались струны. Однако мы рассматривать такие инструменты не будем, потому что гитарами их назвать можно с очень большой натяжкой.

Современная MIDI — гитара представляет собой обычную гитару, на которой установлен специальный полифонический звукосниматель, то есть звукосниматель, передающий отдельный сигнал с каждой струны. Одновременно на гитару устанавливается небольшой блок управления, с которого можно управлять синтезатором; в этот же блок поступает сигнал с обычного выхода гитары, что позволяет регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком В этом и заключается вся прелесть такой гитары — она универсальна: при необходимости инструмент может работать как обычная гитара, как MIDI — гитара или как обе одновременно при смешивании двух сигналов. Используя вместе с гитарным синтезатором гитарный процессор для обычного аналогового сигнала, можно добиться совершенно удивительных звучаний.

Оба сигнала (с обычных и с полифонического звукоснимателей) передаются с блока управления по одному многожильному кабелю в очень важное и ответственное устройство — MIDI — конвертер. Этот прибор непосредственно отвечает за распознавание нот и дальнейшее преобразование их в MIDI — сигналы. Из — за чрезвычайной сложности аналогового гитарного сигнала возможно возникновение различных ошибок — неправильное распознавание высоты тона, «зависание» ноты и пр. Из — за этого при исполнении произведения на MIDI — гитаре требуется применять определенную технику игры — более аккуратную, чем обычно: нельзя глушить струны ребром ладони правой руки, нельзя резко снимать палец со струны, нельзя играть «затухающие» аккорды (так как высокие и низкие струны имеют различную продолжительность звучания). Так же из — за малой пропускной способности безнадежно устаревшего MIDI — интерфейса, нельзя играть «чесовый», «бренчащий» аккомпанемент на всех шести струнах — поток данных не будет успевать передаваться на другие устройства.

Непосредственно с MIDI — конвертера сигнал поступает на источник звука — синтезатор или семплер. Конвертер и синтезатор могут быть как совмещенными в одном корпусе, так и выполненными в виде самостоятельных устройств. Вся вышеизложенная схема изображена на рис.1.

Наличие на конвертере входов и выходов MIDI и дает то огромное преимущество, с помощью которого становятся реальными фантастические возможности, заложенные в MIDI — гитаре. Рассмотрим, что же это за такие возможности.

Используя различные синтезаторы и семплеры, музыкант имеет доступ практически ко всем звукам, существующим в настоящее время. Это может пригодиться для создания необычных звучаний электрогитары как на концерте, так и на студии. Для более естественного звучания инструмента имеется возможность подмешивания синтетического сигнала к сигналу гитарному. В таком случае возникает ощущение одновременной игры сразу двух инструментов — гитары и синтезатора.

Еще одно неоспоримое преимущество — управление с помощью MIDI — гитары секвенсором или компьютером (рис.2). Наверняка многие гитаристы пользуются для записи в секвенсор синтезаторными клавиатурами и испытывают при этом определенные неудобства — гитара для них более привычный инструмент. С появлением MIDI’фицированной гитары эти проблемы исчезли — теперь партии различных инструментов, будь то медные духовые или ударные, записывать стало гораздо легче (во всяком случае гитаристам, не особенно хорошо владеющим фортепиано). В принципе, такой гитарой можно управлять даже всей студией (рис.3), включающей в себя компьютер, синтезаторы, семплеры и другие MIDI — устройства.

Новые горизонты деятельности открывает MIDI — гитара и для преподавателей. Любые партии, исполняемые учеником, записываются на компьютерный секвенсор, после чего их можно распечатать, проанализировать, прослушать в замедленном темпе и мгновенно найти допущенные при игре ошибки. В принципе, возможно даже создание целых компьютерных гитарных классов.

Какие же модели MIDI — звукоснимателей и конвертеров наиболее популярны сегодня в мире? На отечественном рынке практически всю музыкальную нишу заполонила японская фирма Roland — электронная гитара представлена полифоническим звукоснимателем GK — 2а (пришедшим на смену GK — 2) и конвертерами — синтезаторами серии GR (GR — 1, GR — 09, GR — 30, GR — 50). Тем, кому встроенный синтезатор не нужен (при использовании внешних устройств), предлагается чистый конвертер GI — 10. К сожалению, кроме вышеупомянутых устройств найти в продаже какие — либо альтернативные варианты довольно затруднительно. Между тем, существуют другие производители MIDI — гитар, зачастую выпускающие продукцию гораздо более высококачественную, нежели Roland. В первую очередь следует упомянуть, наверное, фирму Blue Chip, изделиями которой с удовольствием пользуются многие известные гитаристы, в том числе и Джон МакЛафлин. Революционные разработки в области электроники и алгоритмов распознавания нот возносят продукцию этой фирмы на вершины, недосягаемые пока другими конкурентами. Уникальная методика, положенная в основу работы MIDI — конвертера AXON, позволяет распознавать ноту не дожидаясь «раскачки» струны, то есть по первому же щипку, что гарантирует минимальные задержки при воспроизведении звука. Стало возможным MIDI’фицировать бас — гитары, основная проблема которых заключается в низкой частоте колебаний струн и соответственно большим временем распознования нот. Еще одна уникальная возможность — определение места щипка струны: имеется три зоны щипка, каждая из которых может быть задана со своими собственными MIDI — параметрами. По лицензии Blue Chip, приобретенной фирмой Yamaha, выпускается модель конвертера G50. Впрочем, Yamaha до этого уже выпускала подобную продукцию в виде специальной гитары и конвертера к ней (модели G10 и G10C).

В числе других фирм, выпускающих подобную продукцию — гитарные Gibson, Steinberg, Hammer (со встроенной электроникой Roland); Zeta Systems, обычно специализирующаяся на электроскрипках; New England Digital (ею разработан специальный и безумно дорогой интерфейс для сопряжения с великолепной системой Synclavier); Casio (выпустила модели гитар серии PG и MG со встроенной MIDI — начинкой); немецкая Shadow (ее MIDI — звукосниматели использованы в гитарах, выпускаемых фирмами Charvel, Ovation, Takamine) и множество других. Следует заметить, что в этом, достаточно молодом направлении гитарной технологии, еще не существует каких — то общепринятых стандартов, поэтому звукосниматели и конвертеры разных производителей во многих случаях между собой несовместимы.

Какое же будущее ждет MIDI — гитару? Вытеснит ли она обычную электрическую гитару или так и останется на уровне экспериментального и экзотического инструмента? Не надо забывать, что техника, в особенности цифровая, движется вперед семимильными шагами, и те проблемы, которые сейчас ограничивают повсеместное распространение MIDI — гитары, в ближайшем будущем могут быть успешно решены. На взгляд автора этой статьи, самый большой недостаток MIDI — гитары — недостаточная передача выразительности и технических приемов, используемых при игре. Впрочем, это относится скорее ко всему MIDI — стандарту в целом — ведь он задумывался прежде всего как стандарт для клавишных инструментов и не учитывал специфики гитарной игры. С появлением нового стандарта обмена данными (который рано или поздно должен появиться на рынке) и устранением вышеуказанных недостатков MIDI — гитара вполне может стать конкурентноспособным инструментом в мире музыки. Скорее всего, она не вытеснит электрогитару, а будет использоваться наравне с ней, как используются сейчас бок о бок элекро — и акустические гитары. Подождем — время покажет.

Источник

Гитара, синтезаторы и MIDI — 20 лет, проблемы и перспективы

Прошло более 20 лет с тех пор, как появились первые гитарные синтезаторы. Это было еще до эпохи MIDI. За это время было создано множество самых разнообразных устройств. Сегодня этот процесс продолжается. Огромные возможности MIDI медленно, но верно становятся доступными всем гитаристам — от начинающего до «крутого» профессионала. В отечественной литературе эта проблематика практически не освещалась, а рынок представлен далеко не всеми существующими изделиями. Эти обстоятельства и побудили автора взяться за перо.

Кому и зачем это нужно?

Тысячи гитаристов во всем мире активно пользовались и по сей день пользуются гитарными синтезаторами и гитарными MIDI-конвертерами. Среди них мировые величины: Frank Zappa, Pat Metheny, John McLaughlin, Alan Holdsworth, Steve Morse, Robert Fripp, Stanley Jordan, Vernon Reid, Pete Townshend, Lee Ritenour, Jeff Baxter, Carlos Alomar, Andy Summers, Al Di Meola и многие другие. Традиционный для пуристов от гитары вопрос — а нужно ли это вообще? — мы обсуждать не будем. Ответ очевиден. Гораздо интереснее понять, что может дать гитаристу использование подобного рода аппаратуры.

  • Если вы хотите делать аранжировки самостоятельно, но с помощью более привычной вам гитары, то вам придется раскошелиться на гитарный MIDI-контроллер для управления вашим секвенсером (компьютером), синтезаторами и сэмплерами (как это сделал Steve Morse).
  • Если вы желаете играть «живьем» на своей гитаре, но при этом использовать различные электронные звуки, то вам не обойтись без гитарного MIDI-конвертера (так работает Pat Metheny).
  • Если вам придет в голову идея подмешать к звуку своей любимой гитары какой-нибудь из звуков вашего любимого синтезатора, опять-таки придется решать проблему гитара-MIDI (John McLaughlin).
  • Если же вы преподаватель гитары или ученик, желающий идти в ногу со временем и пользующийся современны-ми компьютерными технологиями для обучения, то путь тот же: MIDI-гитара.
  • Можно воспользоваться и гитароподобными контроллерами (например, с клавишами вместо струн) вместо традиционных клавишных (Alan Holdsworth). А если вы при этом сохраните гитарную фактуру и исполнительские приемы, тогда ваши аранжировки и сольная игра будут звучать очень свежо и оригинально.
  • Наконец, вы можете играть одновременно на двух гитарах — MIDI и обычной — если, конечно, владеете соответствующими приемами игры (Stanley Jordan).


Stanley Jordan весь в MIDI-гитарах

MIDI-мир бесконечен. Открыв его для себя, вы сможете осуществлять самые невероятные проекты. А что же традиционная гитара? — спросите вы. Традиционная гитара остается на своем высоком пьедестале — с изобилием и разнообразием жанров и приемов выразительности, большим количеством замечательных исполнителей. Речь идет только об открытии нового мира звуков, новых средств выразительности. Ведь сосуществуют же мирно акустические рояли и клавишные синтезаторы и сэмплеры. Причем многие музыканты используют и те и другие одновременно.

Немного истории

Первые попытки создания гитарных синтезаторов были предприняты еще в начале 70-х. Тогда же стала вырисовываться основная проблема: сложность анализа гитарного звука для последующего преобразования в управляющие сигналы для синтезатора. Кроме того, стало ясно, что гитаристы не собираются приносить в жертву синтезаторам ни свою манеру игры на инструменте, ни способ мышления и привычные средства выразительности. Тем самым гитаристы всерьез и надолго озадачили инженеров.
В 1976 г. журнал Time и майский выпуск Guitar Player поведали миру о полифоническом гитарном синтезаторе Synthezar (стоимостью в $15000), авторами которого были Steve Hove (впоследствии гитарист группы «Yes») и Walter Sear (экс-соратник Robert Moog). Дитя оказалось мертворожденным, но «процесс пошел».
В 1978 г. появились Roland GR-500 и GS-500 — аналоговый синтезатор и гитара, которые соединялись между собой толстенным кабелем.
Еще один тогдашний лидер рынка-фирма ARP, предложила Avatar, а скромная в то время фирма 360 Systems — свою «нескромную» модель Spectre с псевдополифоническим звуком, на которой с успехом играл Lee Ritenour.
Другие фирмы заполнили рынок с аналогичными продуктами вроде MCI/Steiner Synthacon, Korg X-911, A&F Engineering 1000A, Frogg Spectra-Sound и Musico Resynator.
До 1980 г. появились Polyfusion FF-1, Korg MS-03, Gentle Electric Model 101, 360 Systems Slavedriver, Ampeg Patch 2000 в основном повторявшие изделия первопроходцев.
HEAR Zethaphon использовала аддитивный синтез, в то время как остальные субтрактивный.
Oncor Sound выпустила LGS 6000 Lead и BGS 4000 Bass — цифровые гитары с чуствительной к силе удара панелью вместо струн, с Pitch Bend и встроенным управлением параметрами синтезатора.
Далее инициативу перехватывает Roland. В течение нескольких последующих лет, вплоть до появления стандарта MIDI, Roland предложила целую серию гитар со встроенными полифоническими, или гексафоническими (по-одному на каждую струну), звукоснимателями для использования с аналоговыми синтезаторами GR-300 и GR-100. Эти инструменты — G-202, G-303, G-505 и G-808 имели встроенное управление некоторыми функциями синтезатора и использовали массивный 24-штырьковый кабель для соединения с ним.
С появлением MIDI, Roland явила миру гитарный контроллер G-707 (специальная гитара для управления по MIDI синтезаторами) и напольный аналоговый синтезатор GR-700 с педалями, памятью на 64 тембра и выходом MIDI OUT для подсоединения любого другого MIDI-оборудования. Однако сигнал пока посылался только по MIDI-каналу 1, кроме того, не посылались данные Pitch Bend, что было существенным ограничением. Тем не менее, Steve Morse успешно использовал эту парочку вместе с Yamaha TX7.
В 1985 г. появляются басовые аналоги GR700 — G77B и G33B вместе с соответсвующими контроллерами: G77, G33, а также G88.
Год 1986 выдается необычайно урожайным на новые продукты.
Выходит в свет Pitchrider 7000 (звукосниматель-конвертер) — модель, у которой было три последовательных хозяина: IVL — Kramer — DOD/Digitech. Ibanez дебютирует со специальной гитарой IMG2010 и рэковым синтезатором MC1.
K-Muse (позднее Phi Tech) предлагает модель MIDI-конвертера под названием Photon, использующую оптические сенсоры для распознования колебаний струны. Эту модель с успехом использовали John McLaughlin в альбоме «Que Alegria», а также Carlos Alamar.
Еще один рывок фирмы Roland — MIDI’фикация обычных гитар с помощью полифонического звукоснимателя GK-1 и его рэкового «компаньона» GM-70, представляющего собой MIDI-конвертер.


Полифонический звукосниматель

Теперь каждая струна гитары могла управлять различными MIDI-каналами. Появился Pitch Bend, а с ним — возможность вибрации и подтяжек при игре звуками синтезатора.
Фирмы-производители гитар стали выпускать свои модели со встроенной электроникой фирмы Roland. Среди них модели Gibson Les Paul и Explorer, Steinberger GL2-GR и GL2T-GR, Hamer A7 Phantom, Zion Turbo Synth, MV Pedulla MVP-S, Modulus Graphite Blackknife.
Тем временем конкуренты не дремали. Zeta Systems, ныне известная своими электро- и MIDI-скрипками, вошла в мир гитарного MIDI с рэковыми контроллерами GC660 (гитара) и GC440 (бас). Следующая — Zeta Mirror 6 — впечатлила всех. Это была настоящая гитара, в каждый лад которой были вмонтированы специальные датчики, позволявшие моментально и безошибочно определять высоту звука. (Именно с этой проблемой не справлялись традиционные конвертеры.) Полифонический же датчик использовался только для генерации MIDI-сообщений Pitch-Bend при вибрировании и подтягивании струны гитаристом. Однако устройство стоимостью до 5 тысяч долларов не было принято массовым рынком.
Поэтому Passac Sentient Six стал еще одной вариацией на тему контроллер-звукосниматель.
А вот Beetle Quantar — электрогитара со встроенной электроникой для определения длины колебаемой части струны — умудрялась определять высоту ноты без щипка, «одной левой», чем мгновенно воспользовались «двухрукие» гитаристы.
Прославленные Frank Zappa, Pat Metheny, Al Di Meola, John McLaughlin пользовались специальным гитарным интерфейсом, разработанным для знаменитой системы Synclavier фирмы New England Digital (этот монстр стоил от $80000 до $500000 (. ), в зависимости от конфигурации).
Другой знаменитый экспериментатор, Alan Holdsworth, увековечил в своих многочисленных записях инструмент под названием SynthAxe. Этот напичканный электроникой «топор» (axe), гриф которого был расположен под углом к корпусу, имел отдельные струны для левой и правой рук и был чистым супер-MIDI-контроллером с суперценой в районе $10000. Но дело свое делал отменно.


Alan, SynthAxe и Breath Controller

Пионер синтезаторного дела фирма Octave-Plateau продемонстрировала было свою Voyetra MIDI Guitar, но дальше демонстрации дело не пошло.
«Часовая» и «самоиграечная» фирма Casio неожиданно ворвалась на рынок 1987 года своими сериями MG и PG. В течение последующих трех лет эти гитары производились в пяти моделях: PG-380, MG-510, MG-500, PG-310, PG-300. Сами гитары были разработаны для Casio фирмой Fuji Gen Gakki (так же как и MIDI-гитары фирм Roland и Ibanez), базировались на дизайне «Stratocaster» и славились своим хорошим качеством. Обе серии имели встроенный гексафонический звукосниматель, передавали информацию о громкости ноты, Pitch Bend, Program Change, имели помимо обычного моно выхода еще и MIDI OUT и даже встроенный тюнер. С задней части корпуса, внутри инструментов располагались дополнительные органы управления.
PG-модели имели встроенный синтезатор с весьма приличными звуками синтезаторов серии Casio VZ.
А на любительский рынок были выброшены дешевые пластиковые гитарообразные инструменты со встроенными синтезаторными звуками DG-10 и DG-20, последний имел даже MIDI OUT.
Чуть более продвинутые аналогичные модели выпускала и фирма Suzuki — XG1 и XG1M.
Более серьезный чистый MIDI-контроллер STEPP DGX использовал технологию «wired frets» («запаянные» лады — аналогично Zeta Mirror 6), имел два выхода MIDI OUT, два набора струн — отдельно для левой и правой руки.
«За честь Европы» постояли ребята из немецкой Shadow, известной своими звукоснимателями. Их и ныне здравствующая модель SH-075 -датчик и конвертер — отличалась маленькими размерами и монтировалась прямо на гитаре, а рэковый GTM-6 стал первым MIDI-конвертером, работавшим с полифоническими пьезодатчиками SH27 и SH22 — соответственно, конвертер и синтезатор — были выполнены в виде педалей.


Shadow SH075

Ovation, Takamine и Charvel имели модели со встроенными MIDI-датчиками фирмы Shadow.
Знаменитая Gibson была представлена в этом славном ряду моделью Widget, отличавшейся миниатюрными размерами. А вот Gibson MAX была MIDI-конвертером плюс MIDI-управляемым микшером.
Между тем Roland снова сделала сильный ход — первый цифровой гитарный синтезатор GR-50, рэковый конвертер со встроенным синтезатором. Вместе с GR-50 Roland предложила новый полифонический звукосниматель GK-2 и 13-штырьковый кабель с соединителем типа DIN для подключения к MIDI-конверторам. Этот дуэт стал фактическим мировым стандартом и используется по сей день.
Korg пошла по пути Roland и выпустила пару звукосниматель-конвертер под названием Z3.
А несколько припозднившаяся, но не признающая авторитетов Yamaha предложила миру свое решение в виде специальной гитары (без «живых» гитарных звуков, но со струнами) G10 и специального модуля-конвертера G10C.
Упрямая Roland заменила GR50 на педальные GR-1 и GR-09, а GK-2 — на более миниатюрный GK-2a. В коллекции IN/OUT имеется видеошкола Jay Stapley «Гитарный синтез», в которой он делится премудростями игры на GR-1 и работы с секвенсерами и сэмплерами с помощью MIDI-гитары.
Об инструментах, выпускающихся сегодня, равно как и об их производителях, мы раскажем в последующих главах.

Виды MIDI-гитар. MIDI-гитары на базе обычных гитар

Это самый распространенный на сегодняшний день вид. На обычную гитару — электро, бас, акустическую с металлическими или нейлоновыми струнами — устанавливается специальный полифонический (hex)


Полифонический магнитный звукосниматель

звукосниматель, который обычно бывает соединен с некоторым распределительным блоком, устанавливаемым на самой гитаре. На этом блоке как правило находятся средства оперативного управления синтезатором — посылка сообщений Program Change и Volume. В этот же блок часто подсоединяестя обычный MONO выход гитары, что позволяет управлять микшированием обычного гитарного и синтезаторного звуков.

Эта пара (звукосниматель и блок управления) чаще всего называется интерфейсом и нередко бывает выполнена в виде одного устройства. В свою очередь, интерфейс соединяется с помощью специального кабеля с модулем, который и называется конвертером. Конвертер осуществляет преобразование сигналов с полифонического звукоснимателя в MIDI-сигналы.
Основным недостатком таких MIDI-систем является сложность аналогового сигнала, поступающего с гитары и, как следствие, ошибки, нежелательные ноты, задержки на низких нотах (синтезатор реагирует на щипок струны с некоторым опозданием), ощутимые на слух. Однако современные разработки в этой области уже довольно успешно борятся с этими проблемами.
Некоторые фирмы-производители гитар предлагают свои модели со встроенными MIDI-датчиками и интерфейсом: Fender, Ovation, Takamine, Charvel, Aria, Godin (эта фирма пошла дальше всех со своими моделями MultiAc, ACS, LGX), Brian Moore, Zon, Conklin и др.

Гитары с «wired frets»

«Wired frets» можно перевести как «запаянные» лады. В таких гитарах распознаванием высоты сыгранной ноты занимается не конвертер, анализирующий данные со звукоснимателя, а специальная электроника (сенсоры, датчики), вмонтированная по всему грифу гитары, под каждым ладом. Такие сенсоры (датчики) мгновенно реагируют на сам факт нажатия определенной струны на определенном ладу. Высота звука, таким образом, распознается максимально быстро и безошибочно, в отличие от конвертеров, анализирующих колебание самой струны. Полифонический же звукосниматель, обычно тоже использующийся, отвечает только за исполнительские нюансы — громкость, вибрация, подтяжки.


Peavey CyberBass

Недостаток метода — трудоемкость изготовления таких гитар, а значит и высокая их стоимость. Приятное исключение составляет фирма Peavey со своей моделью CyberBass — отличная бас-гитара с MIDI.

«Чистые» MIDI-контроллеры

Этот класс контроллеров характеризуется отсутствием собственно гитарного звука. Они разрабатываются специально для работы гитаристов с MIDI. Гриф обычно похож на гитарный. Струны могут отсутствовать вообще или находиться только в районе звукоизвлечения правой рукой. Вместо струн может быть установлена сенсорная панель или обычные миниатюрные клавиши. Обычно такие контроллеры снабжаются джойстиками, разъемами для подключения педалей Sustain и Expression, Breath Controller, могут иметь барабанные пэды. Они напоминают так называемые мастер-клавиатуры, только с гитарным интерфейсом.


Клавишный MIDI-контроллер Ztar

Среди преимуществ: неограниченная полифония, возможность игры обеими руками одновременно, возможность извлечения нескольких звуков сразу на одной и той же струне. Тем не менее, следует признать, что по-существу мы имеем дело с отличным от гитары инструментом. Поэтому для каждого такого инструмента нужно искать свои исполнительские приемы и свои средства выразительности, а на это нужно время. Это обстоятельство и препятсвует широкому распространению подобных инструментов. Однако контроллеры Ztar фирмы StarrLabs, заслужили внимание таких людей, как Alan Holdsworth, Stanley Jordan, Vernon Reid и вполне доступны по цене (подробнее ниже).

ZIPI гитары

Нужно отметить, что стандарт MIDI, принятый в начале 80-х, был уже изначально не совсем удачным, а в наше время многие его недостатки стали еще более очевидны. Во-первых, он слишком медленный (большинство MIDI-инcтрументов не «выдает» даже положенного номинала в 31250 бод в секунду), особенно для контроллеров типа гитары. Если, например, играть rasgeado («бренчать») в стиле «фламенко», да еще и не отключить Pitch Bend, то получим «затык» по MIDI, как следствие очень большого числа MIDI-событий, сгенерированных в очень короткое время. Во-вторых, MIDI ориентирован в основном на клавишные инструменты. Например, ноту ми первой октавы на гитаре можно сыграть на разных струнах и звучать они будут все по-разному, что очень важно для выразительной игры на гитаре. В существующем же стандарте MIDI всем этим нотам будет соответсвовать одна и та же MIDI-нота. Есть еще и в-третьих, в-восьмых и в-двадцатых, однако это требует отдельного разговора.
Фирмой Zeta был разработан новый стандарт ZIPI, лишенный указанных недостатков и имевший еще массу достоинств. Протокол был воспринят с восторгом MIDI-общественностью. И хотя было ясно, что победить повсеместно распространившийся MIDI невозможно, весь мир ожидал появления первого в мире ZIPI-контроллера, который должен был быть именно ГИТАРНЫМ. Оптимизм внушало и то, что в дело вступил такой гигант музыкальной индустрии как Gibson. Однако, к сожалению, альянс Gibson-Zeta распался по инициативе Gibson, и проект века не состоялся. Дальнейшая судьба ZIPI в тумане.

Полифонические звукосниматели

В соответствии со стандартом MIDI, каждая струна гитары должна управлять собственным MIDI-каналом. Отсюда необходимость в полифонических (гексафонических в случае шестиструнной гитары) звукоснимателях. Если не считать оптических звукоснимателей, не получивших широкого распространения, на сегодняшний день наиболее распространенными следует считать магнитные и пьезозвукосниматели. В каждой из этих категорий есть модели для бас- и обычных гитар. Причем пьезо-MIDI-датчики, устанавлимаемые обычно непосредственно под струнами, различаются своей конструкцией в зависимости от типа гитары, а точнее так


Yamaha B1D

называемой «машинки» или нижнего порожка. Чаще всего эти же датчики используются и как обычные пьезодатчики. Поэтому такой датчик, установленный, скажем, на Stratocaster, может добавить к обычному звуку этой гитары (с магнитных звукоснимателей) еще и


Полифонический пьезодатчик для гитар с машинкой Les Paul

акустический звук (с пьезодатчика) вместе с MIDI. Некоторые производители гитар уже идут по этому пути, встраивая эти датчики в свои модели, либо предлагая их в качестве опции. Правда, для них нужен специальный предусилитель, который создает оптимальный баланс между аудио- и MIDI-компонентами. В противном случае, одна из этих компонент будет принесена в жертву другой.


Полифонический пьезодатчик для гитар с машинкой Stratocaster

Установка пьезо-MIDI-датчиков нетривиальна и требует хорошей квалификации. Магнитные MIDI-звукосниматели гораздо проще устанавливать, однако непосредственный контакт со струнами дает пьезодатчикам преимущество в аккуратности и скорости разпознавания нот (для этого понятия существует термин tracking).


Полифонический пьезодатчик для акустических гитар

Хамбакеры со встроенным полифоническим звукоснимателем фирмы Shadow — пример устройства «два в одном» для электрогитар.
Те же самые полифонические датчики используются и в полифонических процессорах типа Roland VG-8. Они же позволяют снимать и обрабатывать звук с каждой струны отдельно — мечта студийных гитаристов, любителей тонкой работы.

В настоящее время множество фирм производят самые разнообразные датчики, в том числе;

Магнитные:
— Roland GK2a
— Blue Chip AIX-101, AIX-102 (бас)
— Yamaha G1D, B1D (бас)
— Shadow SH-1550 M.U., SH-1500 M.U. (MIDI-хамбакер)
— Bono Electronics MP-1500, MP-1550

Пьезо:
— RMC (подробнее ниже) Acoustic Gold, Pow’r Bridge ‘ST’, Pow’r Bridge ‘G’, Pow’r Bass, Bass Excellence
— Shadow SH-1600
— Bono MP1660, MP-1600
— Blue Chip Hex Piezo

Предусилители для пьезодатчиков:
— RMC Polydrive I, II, IV
— Blue Chip AIX-100

MIDI-конвертеры

На долю MIDI-конвертеров выпадает самая сложная и критичная по времени работа — преобразование электрических сигналов, поступающих с датчиков, в MIDI-команды. До последнего времени основным


Roland GI10 — MIDI-конвертер

способом разпознавания высоты ноты было ожидание устойчивых периодических колебаний. То есть конвертеры ждали, пока струна «раскачается». В самых лучших устройствах время преобразования звука на низких струнах (между моментом, когда MIDI-басист щипнул, например, свое нижнее ми и моментом, когда синтезатор воспроизвел соответствующий звук) достигало 30-40 миллисекунд, что воспринимается человеческим ухом как существенная задержка. Поэтому бас гитаристы, желавшие приобщиться к миру MIDI, вынуждены были ждать лучших времен. Однако Andras Szalay из немецкой фирмы Blue Chip нашел новый метод, основанный на нейронных сетях. Высота звука в конвертерах AXON этой фирмы определяется по первому щипку, а максимальная задержка находится в пределах 13 миллисекунд и : радуйтесь, бас-гитаристы, теперь и вы можете приобщиться к безграничным возможностям MIDI.


Roland GR-30

В некоторые конвертеры встраиваются синтезатор, секвенсер, арпеджиатор и прочие новомодные штучки. Остальные только конвертируют. Рэковые и полурэковые уживаются с напольными педальными. И хотя проблем еще много, можно сказать, что сегодня любую гитару можно MIDI’фицировать.
В наши дни Roland представлена на рынке моделями GI-10 (рэковый конвертер) и новейшей GR-30 (педальный синтезатор с арпеджиатором и несколько улучшенным алгоритмом распознавания).
Shadow выпускает педальный конвертер SH-27, использующий обычный стереокабель, что позволяет иметь единую беспроводную MIDI-аудиосистему. Несовместим с Roland.
Шведская фирма Bono Electronic AB представлена компактной моделью Bonotron GM-3, работающей с магнитными и пьезодатчиками. Та же несовместимость.
Blue Chip предложила миру революционные AXON NGC 77 и NGC 60, самые быстрые конвертеры в мире, работающие с любым типом гитар и звукоснимателей (подробнее в следующих главах). John McLaughlin уже играл на них в своем последнем мировом турне.
Yamaha, купив лицензию у Blue Chip, выпускает свою модель G50 с аналогичными конвертерам AXON характеристиками, но с другим пользовательским интерфейсом и набором функций.

Другие устройства

Стоит упомянуть и несколько других разработок, имеющих отношение к гитаре и MIDI.
Oberheim, будучи дочерней фирмой Gibson, не смогла остаться в стороне от гитарных пристрастий своей «мамы» и предложила миру свой Strummer, придающий входящим в него MIDI-событиям гитарную фактуру, которую тут же выдает на свой MIDI OUT.


Oberheim Strummer

Еще более впечатляющее устройство с аналогичными функциями обязано своим появлением на свет симпатичной итальянской фирме Charlie Labs. Это маленькая, с ладонь, коробочка с шестью струнами под названием Digitar позволяет добиваться очень реалистичных гитарных партий, в том числе с помощью реальных струн, с оптическими сенсорами.


Charlie Labs Digitar

Оба описанных устройства скорее предназначены для клавишников и компьютерщиков, желающих «прописывать» гитару «один в один», однако могут быть использованы и гитаристами.
Фирма Lyrrus Inc. подошла к проблеме иначе. Ее G-Vox — это аппаратно-программный комплекс. Полифонический датчик и небольшой интерфейс аналогичны традиционным решениям. Однако сам интерфейс подключается не к конвертеру, а к последовательному порту компьютера. Остальное делается с помощью программного обеспечения.
В строгом смысле слова, это не MIDI-устройство. Тем не менее, результат компьютерной обработки может быть преобразован в MIDI. Недостаток — отсутствие Pitch Bend. Достоинство — низкая цена и специальное «гитарное» программное обеспечение. Не зря Fender выпустила специальную модель гитары с возможностью легкой установки на нее упомянутых звукоснимателей.
Всеобщая тенденция компьютеризировать все и вся коснулась уже и гитары. Существует бесчисленное множество программных продуктов, имеющих отношение к гитаре, и многие из них умеют работать с MIDI. У этого подхода большое будущее.

Как это звучит

Чтобы представить себе звучание гитарных синтезаторов, попробуйте послушать следующие альбомы:

Pat Metheny Group -The First Сircle. Это был первый альбом Pat Metheny Group с использованием Synclavier и модифицированного Roland GR303. Гитарный синтезатор используется как инструмент для импровизаций.
Pat Metheny and Ornette Coleman — Song X. Free джаз. Metheny использует Roland GR300 и Synclavier (тембр саксофона) для диалога с партнером.
John McLaughlin Trio — Que Alegria. Используется гитара с нейлоновыми струнами с конвертером Photon для управления модулем Yamaha TG77. Прекрасное сочетание звука акустической гитары с MIDI и ударными.
Mahavishnu и Adventure in Radio Land McLaughlin используется Synclavier.
Allan Holdsworth — Sand, Atavachron. Alan демонстрирует потрясающие возможности SynthAxe в сочетании с Oberheim Matrix-12. Активно используется губной датчик (Breath Controller) и другие контроллеры.
King Crimson — Discipline/Beat/Three of a Perfect Pair. Robert Fripp виртуозно играет на Roland GR300, а Adrian Belew работает с синтезатором так, как раньше могли это делать только клавишники.
Elliot Sharp — In the Land of the Yahoos. Использует IVL.
Henry Kaiser — Hope You Like Our New Direction.
Steve Morse — High Tension Wires. Morse использует MIDI-гитару главным образом для аранжировок, а сольные партии играет на обычных электро- и акустической гитарах. Прекрасные аранжировки.
Lee Ritenour / Dave Grusin — Harlequin. Grammy. Lee играет на SynthAxe.
Lee Ritenour — Portrait. Используется GTM6.
Al Di Meola — Cielo e Terra и Soaring Through a Dream. Прекрасная работа с Synclavier.
Carlos Alamar — Generation. Carlos использует Photon.

Во всемирной сети Internet вы сможете найти великое множество MIDI-файлов самого различного качества, записанных с помощью гитарных MIDI-контроллеров.

Далее описываются некоторые конкретные модели. Для начала выбраны самые передовые (с точки зрения автора) разработки и фирмы, никогда ранее не представленные на нашем рынке и на страницах нашей печати.

Звукосниматели и процессоры фирмы RMC

Продукция RMC Pickup Co. имеет очень хорошую репутацию во всем мире. Многие производители гитар используют ее в своих инструментах. Среди них: Fender, Chappell, Buscarino, Harvey Leach, Sand Guitars, Klein, Brian Moore, Fodera, Godin, «F» , Citron, ZON , Clevinger, Paul McGill, Vizcarra, Timtone Guitars, Xotic, Plumber, Smartlight, Fleishman, Allan Holdsworth, Alex DeGrassi, Earl Klugh, Fareed Haque, Lee Ritenour, Leo Kottke, Matt Garrison, Michael Johnson, Oscar Castro, Ottmar Liebert, Steve Morse, Victor Wooten и многие другие гитаристы c удовольствием работают с этой электроникой.


Acoustic Gold и Polidrive II

Основатель фирмы Richard McClish превосходный инженер и профессиональный гитарист. Основными продуктами являются полифонические пьезозвукосниматели и соответствующая полифоническая активная электроника. Все модели являются и акустическими, и MIDI одновременно. Причем одними из лучших на сегодняшний день.
Acoustic Gold — гексафонический звукосниматель для акустических гитар — очень популярная модель. Отношение сигнал/шум 100 dB, превосходный tracking (скорость, достоверность и аккуратность распознавания нот) синтезаторов и динамическая отдача, теплый приятный звук гитары, отсутствие наводок. Этот звукосниматель используется во многих гитарах ручной работы, а также в сверхпопулярной модели MultiAc канадской фирмы Godin — электроакустической MIDI-гитаре с нейлоновыми и металлическими струнами.
Pow’r Bridge ‘ST’ и Pow’r Bridge ‘G’ , варианты пьезодатчиков для электрогитар с машинками типа Strat/Tele и Shaller «Nashville» (Les Paul) соответственно.
Pow’r Bass и Bass Exellence для электрического и акустического басов.
Polydrive I — суперкомпактная 6- канальная активная электроника, для гитар типа solid-body. Устанавливается внутри гитары, сигнал шум 90 dB, режим MIX для микширования акустического (пьезо) и электрического звуков.
Polydrive II — внешняя активная электроника, для минимальной модификации инструментов. Небольшая металлическая коробочка с 3-полосным эквалайзером. Вход 8-штырьковый с любого полифонического звукоснимателя. Выходы: 13-штырьковый типа DIN и моно — для гитарного звука. Управление синтезатором, как у Roland GK2a.
Polydrive IV — версия для установки внутрь гитары.
Вся электроника совместима с конвертерами фирм Roland, Blue Chip, Yamaha.
Fanout Box — универсальный полифонический Patch Bay и микшер, исполненный в виде полурэка. Позволяет одному инструменту управлять двумя гитарными синтезаторами или синтезатором и полифоническим процессором типа Roland VG8. Один вход Poly (13-штырьков) IN и два Poly OUT. Вся развязка 13-штырькового кабеля в виде ОТДЕЛЬНЫХ выходов, в том числе каждая струна в отдельности! Микширование любой комбинации струн в специальные выходы A и B и многое другое. Прибор не имеет аналогов.


FANOUT BOX

Гитарные MIDI-конвертеры от Blue Chip


Blue Chip AXON NGC 77

В сердце самых быстрых в мире конвертеров AXON NGC 77 и AXON NGC 60 располагаются два мощных нейрокомпьютера. Именно они, а также уникальный алгоритм распознавания, постоенный на нейронных сетях, и позволил этим конвертерам выйти на передовые позиции в мире. Приборы, выполненные в виде полурэка, распознают не периодические колебания, а первый щипок струны. Результат — минимальные задержки и максимальная достоверность. AXON первым начал работать с бас-гитарами, а совсем недавно и с акустическими гитарами с пьезодатчиками.
Приборы имеют моно-вход, который также умеет преобразовывать аудиосигналы в MIDI (например вы можете подсоединить туда микрофон и либо петь, либо играть на саксофоне -результат будет преобразован в MIDI), но не с таким успехом. Предусмотрен отдельный, монофонический, гитарный выход, а также опционная возможность установки дочерней звуковой карты фирмы Yamaha.


John McLaughlin и AXON

Последние версии включают в себя арпеджиатор (конкуренция!).
Очень приятной является возможность обновления версии операционной системы с помощью EPROM, опция, отсутствующая у конкурентов. Таким образом, новые наработки фирмы не требуют смены всего устройства. Необходимо лишь за небольшую плату купить новую версию операционной системы на EPROM (небольшой чип) и самостоятельно установить ее вместо старой
Среди достоинств: возможность деления грифа гитары на два сегмента по ладам с автономными MIDI-установками, а также уникальная способность определения места щипка. Область, где гитарист щиплет струны, может делиться на три сегмента также со своими MIDI-установками. Добавьте к этому традиционные два сегмента для двух групп струн и использование педали Sustain, в качестве переключателя для альтернативного MIDI-управления. В зависимости от того, на каких ладах вы играете, какую струну и где вы щиплете и нажата ли при этом педаль sustain, вы можете управлять вашим синтезатором (играть, посылать сообщения о контроллерах и т.д.) c помощью 13 (3x2x2+1) различных MIDI-установок (см. рис.)

Деление на зоны по месту щипка, струнам и ладам.
Среди недостатков — не совсем дружелюбный интерфейс. Но это поправимо. Более серьезная проблема: полифоническая пьезоэлектроника фирмы не полностью совместима с общепринятым стандартом (Roland). В результате этого алгоритм быстрого распознавания и определения места щипка не работают с электроникой других фирм, в частности RMC — де-факто стандартом пьезо-MIDI датчиков. Но и в этом случае AXON работает со скоростью не хуже обычных контроллеров, кроме того фирма предлагает свои пьезодатчики. Старшая модель — NGC 77 — имеет чуть больше возможностей и улучшенный пользовательский интерфейс.Фирма выпускает и целый ряд полифонических звукоснимателей.
Многолетний лидер рынка Roland вынужден теперь считаться и с таким опасным конкурентом как Blue Chip, и с фирмой Yamaha, выпускающей по лицензии последней модель G50.

MIDI-контроллеры фирмы StarrLabs

Ztar и Zbass — гитарные MIDI-контроллеры с клавишами вместо струн, изготовляемые вручную в городе Сан-Диего в Калифорнии. Президент фирмы Harvey Starr разработал уникальный контроллер, не оставивший равнодушными и маститых музыкантов. Alan Holdsworth, например, теперь делит свою любовь между легендарной SyntAxe и Ztar. Stanley Jordan часто играет на двух гитарах сразу, одна из которых Ztar. Vernon Reid играет на двухгрифовой модели, одна из которых является обычной гитарой, а другая Ztar. Вот оценки этих мастеров: «MIDI без проблем», «инструмент XXI века», «новая веха в истории гитары». Из отечественных гитаристов огромный потенциал инструмента сумел оценить известный московский гитарист Дмитрий Малолетов (в коллекции IN/OUT имеется его видеошкола: «Фортепианная техника игры на электрогитаре»), отметивший его бесспорные достоинства для тэппинга.

Ztar представляет собой инструмент с 6 рядами (струнами) по 24 клавиши (лада), чуствительных к силе нажатия. Это, собственно, и есть гриф. Звук извлекается простым нажатием клавиш. На нем можно играть обеими руками одновременно, причем на одном ряду (cтруне) можно извлекать сразу несколько звуков.
Представьте себе шесть фортепианных клавиатур одновременно! Полифония — неограниченная. Струны могут иметь любой строй. Гриф может делиться на 16 прямоугольных зон, с автономными MIDI-установками.
На грифе может быть установлена специальная накладка для эффекта Aftertouch.
На корпусе могут находиться:

— шесть триггеров струн (возможны и реальные струны), для имитации щипка и приемов hammer-on и pull-off;
— шесть «а-ля барабанных» пэдов;
— джойстик;
— широкий дисплей/программатор;
— горячие клавиши для оперативного управления;
— разъемы для педалей Sustain и Volume, губного датчика;
— разъем Waveblaster для установки звуковых карт.

Шесть триггеров струн, шесть пэдов, четыре направления (вверх, вниз, налево, направо) джойстика и две педали составляют 18 полностью программируемых сенсоров, каждому из которых могут быть присвоены любые два из MIDI-контроллеров (громкость, панорама, глубина реверберации и хоруса, Sustain и т. д.) по двум разным MIDI-каналам, а также любой 8-звучный аккорд.


Ztar 624D

По некоторым своим возможностям Ztar превосходит даже самые «крутые» фортепианные мастер-клавиатуры.
Любая возможность контроллера программируется и может быть сохранена в RAM памяти внутри инструмента.
Версия операционной системы обновляется с помощью EPROM.
Контроллер может быть исполнен в различных вариантах, в том числе в варианте MINI, когда длина инструмента равна длине его грифа.
Возможны различные формы корпуса, способы крепления грифа, материалы для изготовления и цветовая гамма.
Фирма также выпускает модель Zbass — четырехструнный вариант Ztar, гитарно-фортепианный гибрид Ztar под названием Z-board и много другого интересного оборудования.

Вместо заключения

Целый ряд вопросов, связанных с проблемами гитарного MIDI, остался за узкими рамками нашей статьи. Среди них: теоретические аспекты проблемы, технические аспекты установки MIDI-оборудования на гитару и работа с различными синтезаторами, сэмплерами и компьютерами, нюансы исполнительства и многое другое. Если читателя заинтересует эта проблематика, автор готов продолжить ее обсуждение. Самые же нетерпеливые и любознательные могут обратиться непосредственно к автору немедленно.

Пост Скриптум

Данная статья представляет собой электронную версию одноименной статьи, опубликованной в журнале IN/OUT N23/24. Статья вышла в свет в ноябре 1997 года. С тех пор произошло немало событий на рынке MIDI-гитар, в том числе и в нашей стране. Автор постарается рассказать обо всем этом в последующих публикациях на страницах печати и в Internet.

Источник

Оцените статью