Что это за аккорд м53

Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или Большое трезвучие состоит из б3 и м3, между крайними звуками образуется ч.5.: Б53= б3 + м3

2. Минорное или Малое трезвучие состоит из мЗ и бЗ, между крайними звуками образуется ч.5.: М53= м3 + б3

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б3, между крайними звуками образуется ув5.: Ув53=б3 + б3

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5.: Ум53= м3 + м3

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.

Основной, или нижний, звук (тон) трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.

Трезвучие имеет два обращения:

1-ое обращение — секстаккорд , получается от переноса примы на октаву вверх,

2-ое обращение — квартсекстаккорд, получается от переноса примы и терции на октаву вверх.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6). Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (64)

· мажорный секстаккорд: Б6= м3+ч4;

· минорный секстаккорд: М6= б3+ч4;

· мажорный квартсекстаккорд: Б64= ч4+б3;

· минорный квартсекстаккорд: М64= ч4+м3.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучие I ступени называется тоническим -Т53

Трезвучие IV ступени — субдоминантовым –S53

трезвучие V ступени — доминантовым – Д53

В мажорном ладу эти трезвучия — мажорные, они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков). Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D: Т53/I, S53/IV, Д53/V.

Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.

В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер,

а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Д53 всегда используется в гармоническом миноре, т.е. всегда мажорное.

Д7 (Доминантсептаккорд) и его обращения.

Септаккорд —аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Септаккорд, который строится на V ст. мажора и гарм. минора, называется доминантсептаккордом.

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией: б3+м3+м3.53+м3).

Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основаной тон), терция, квинта и септима.

Доминантсептаккорд обозначается— Д7 (V7):

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

Доминантсептаккорд — Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основ. звуком;

Квинтсекстаккорд –Д65 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;

Терцквартаккорд –Д43 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;

Секундаккорд –Д2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.

В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции:

Малый вводный септаккорд встречается только в натуральном мажоре!

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т53,t53) с удвоенной терцией:

После повторения этих правил выполните

несколько письменный заданий:

Напишите в тетрадях.

Потом перешлите, пожалуйста, мне свою работу на электронную почту natalyazolotova@ya.ru

1. Ступеневый состав аккордов:

T53 T6 T64 S53 S6 S64 D53 D6 D64
D7 D65 D43 D2 мVII7 умVII7

2. Интервальный состав аккордов:

Б53 М53 ув53 ум53 Б6 М6 Б64 М64
D7 D65 D43 D2 VII7 умVII7

3. Построить в нотой тетради (красиво. )

1) Построить от звука «соль» вверх (и вниз) аккорды:

Б53, М53 , Ув53, Ум53, Б6, М6, Б64, М64

2) В тональности e – moll (г) построить гамму, а затем построить главные трезвучия с обращениями (и с разрешением).

· В Гамме – выделить неустойчивые ступени закрашиванием, подписать римскими цифрами ступени, показать стрелками разрешение.

· Не забывайте, строя аккорды в тональности, ставить при ключе знаки!

· Обозначать аккорды снизу!

· Выделять неустойчивые звуки закрашиванием! Соблюдать в записи аккордов вертикаль и расстояния между аккордами.

· При выполнении всех требований – оценка «5»

· При выполнении заданий не полностью (без заданий в скобках) – «4»

· При выполнении заданий небрежно, кое — как и с большим количеством

Все ваши работы пойдут в зачёт экзамена!

Кто всё будет выполнять – может быть освобождён от экзамена!

Источник

Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64

Теория

1. Интервалы простые – сочетание 2х звуков. Простые интервалы в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают колич ступ между основанием и вершиной.. Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 ст, 3,5 т; б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы:капрал Ч1, Ч4, Ч5, Ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно. Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие — все остальные).

Интервал Обознач Колич ст Колич полут Звучание
Чист прима ч1 Повторение 1 звука
Малая секунда м2 Диссон, рядом, темно
Большая секунда б2 Диссон, рядом, светл
Малая терция м3 к/ф Бедная Настя
Большая терция б3 Чижик-пыжик
Чистая кварта ч4 Гимн
Чистая квинта ч5 По малину
Малая секста м6 Ровесники
Большая секста б6 В лесу родилась елоч
Малая септима м7 Диссон, широко, вниз
Больш септима б7 Диссон,широко,вверх
Чистая октава ч8 Повт зв через окт

2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).

В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени

Интерв Ступени Обращ Ступени
Ув2 VI*-VII Ум 7 VII- VI*
Ув4 VI*-II Ум 5 II- VI*
Ув5 VI*-III Ум 4 VI*-III

В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени

Ум 4 VII*-III Ув5 III- VII*
Ум 5 VII*- IV Ув4 IV -VII*
Ум 7 VII*- VI Ув2 VI -VII*

3. Тритоны — интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.

В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени). В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре. ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.

Обращение интервалов

Обращение – перемещение нижнего звука на октаву ниже, или верхнего звука на октаву ниже. При обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина — на октаву вниз. Таким образом основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые.

Интервал Его обращение
1 прима 8 октава
2 секунда 7 септима
3 терция 6 секста
4 кварта 5 квинта
5 квинта 4 кварта
6 секста 3 терция
7 септима 2 секунда
8 октава 1 прима

6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.

Название Количество ступеней Интервал через октаву
Нона Секунда
Децима Терция
Ундецима Кварта
Дуодецима Квинта
Терцдецима Секста
Квартдецима Септима
Квинтдецима Октава

Виды мажора и минора

Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.

Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т.

В гармоническом виде повышается VIIступень. В мелодическом вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.

Лады народной музыки

Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.

Лидийский лад: 3Т, П, 2Т, П. (по сравнению с нат маж 4 ступень повыш на полутон)

Миксолидийский : 2Т, П. 2Т, П, Т (по сравнению с нат маж 7 ступ пониж на полутон)

Ионийский: 2Т, П, 3Т, П (полностью совпадает с натуральным мажором)

Фригийский: П, 3Т, П, 2Т (по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полтон)

Дорискийкий: Т, П, 3Т, П, Т (по сравнению с нат минором 6 ст поваш на полутон)

Эолийский: Т, П, 2Т, П, 2Т (совпадает с натуральным минором)

При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами.

15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2.

Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени

Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сранению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.

Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях: T53 – I , S53 — IV, D53 — V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные.

В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени d53 становится мажорным- D53.

В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени S53 становится минорным – s53.

Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд.

III I T64 – V VI IV S64 – I VII V D64 – II
I V T6 – III IV I S6 — VI V II D6 — VII
V III T53 — I I VI S53 – IV II VII D53 – V

Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64

Источник

Оцените статью