Трезвучие V ступени — доминантовым – Д53
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.
От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.
Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:
1. Мажорное или Большое трезвучие состоит из б3 и м3, между крайними звуками образуется ч.5.: Б53= б3 + м3
2. Минорное или Малое трезвучие состоит из мЗ и бЗ, между крайними звуками образуется ч.5.: М53= м3 + б3
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б3, между крайними звуками образуется ув5.: Ув53=б3 + б3
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.З, между крайними звуками образуется ум.5.: Ум53= м3 + м3
Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).
Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.
Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим.
Основной, или нижний, звук (тон) трезвучия называется примой, второй, или средний—т е р ц и е й, третий, или верхний — квинтой.
Трезвучие имеет два обращения:
1-ое обращение — секстаккорд , получается от переноса примы на октаву вверх,
2-ое обращение — квартсекстаккорд, получается от переноса примы и терции на октаву вверх.
Секстаккорд обозначается цифрой шесть (6). Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре — шесть (64)
· мажорный секстаккорд: Б6= м3+ч4;
· минорный секстаккорд: М6= б3+ч4;
· мажорный квартсекстаккорд: Б64= ч4+б3;
· минорный квартсекстаккорд: М64= ч4+м3.
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.
Трезвучие I ступени называется тоническим -Т53
Трезвучие IV ступени — субдоминантовым –S53
трезвучие V ступени — доминантовым – Д53
В мажорном ладу эти трезвучия — мажорные, они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков). Благодаря этому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, Т, S, D: Т53/I, S53/IV, Д53/V.
Главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:
Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов.
В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер,
а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.
Д53 всегда используется в гармоническом миноре, т.е. всегда мажорное.
Д7 (Доминантсептаккорд) и его обращения.
Септаккорд —аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.
Септаккорд, который строится на V ст. мажора и гарм. минора, называется доминантсептаккордом.
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией: б3+м3+м3. (Б53+м3).
Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основаной тон), терция, квинта и септима.
Доминантсептаккорд обозначается— Д7 (V7):
Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются:
Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.
Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:
Доминантсептаккорд — Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основ. звуком;
Квинтсекстаккорд –Д65 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;
Терцквартаккорд –Д43 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;
Секундаккорд –Д2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.
Из числа других септаккордов наиболее часто применяются вводные септаккорды. Они строятся на VII ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического минора и поэтому называются вводными.
В натуральном мажоре крайние звуки вводного септаккорда образуют малую септиму, вследствие чего он называется малым вводным. Малый вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху большой терции:
Малый вводный септаккорд встречается только в натуральном мажоре!
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом. Уменьшенный вводный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия с добавлением сверху малой терции
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие (Т53,t53) с удвоенной терцией:
После повторения этих правил выполните
несколько письменный заданий:
Напишите в тетрадях.
Потом перешлите, пожалуйста, мне свою работу на электронную почту natalyazolotova@ya.ru
1. Ступеневый состав аккордов:
T53 | T6 | T64 | S53 | S6 | S64 | D53 | D6 | D64 |
D7 | D65 | D43 | D2 | мVII7 | умVII7 |
2. Интервальный состав аккордов:
Б53 | М53 | ув53 | ум53 | Б6 | М6 | Б64 | М64 |
D7 | D65 | D43 | D2 | VII7 | умVII7 |
3. Построить в нотой тетради (красиво. )
1) Построить от звука «соль» вверх (и вниз) аккорды:
Б53, М53 , Ув53, Ум53, Б6, М6, Б64, М64
2) В тональности e – moll (г) построить гамму, а затем построить главные трезвучия с обращениями (и с разрешением).
· В Гамме – выделить неустойчивые ступени закрашиванием, подписать римскими цифрами ступени, показать стрелками разрешение.
· Не забывайте, строя аккорды в тональности, ставить при ключе знаки!
· Обозначать аккорды снизу!
· Выделять неустойчивые звуки закрашиванием! Соблюдать в записи аккордов вертикаль и расстояния между аккордами.
· При выполнении всех требований – оценка «5»
· При выполнении заданий не полностью (без заданий в скобках) – «4»
· При выполнении заданий небрежно, кое — как и с большим количеством
Все ваши работы пойдут в зачёт экзамена!
Кто всё будет выполнять – может быть освобождён от экзамена!
Источник
Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64
Теория
1. Интервалы простые – сочетание 2х звуков. Простые интервалы– в пределах октавы. Нижний звук – основание, верхний – вершина. Названия – латинский счет, обозначение – цифрами, которые показывают колич ступ между основанием и вершиной.. Интервалы имеют тоновую и ступеневую величины: ч5 – 5 ст, 3,5 т; б3 – 3 ступ, 2 тона, б7= 7 ступ, 11 п. Чистые интервалы:капрал Ч1, Ч4, Ч5, Ч8. Малые и большие – все остальные. Мелодические интервалы – звуки поочередно, гармонические – одновременно. Гармонические интервалы делятся на диссонансы (резко звучащие: м2, б2, м7, б7), консонансы (согласно звучащие — все остальные).
Интервал | Обознач | Колич ст | Колич полут | Звучание |
Чист прима | ч1 | Повторение 1 звука | ||
Малая секунда | м2 | Диссон, рядом, темно | ||
Большая секунда | б2 | Диссон, рядом, светл | ||
Малая терция | м3 | к/ф Бедная Настя | ||
Большая терция | б3 | Чижик-пыжик | ||
Чистая кварта | ч4 | Гимн | ||
Чистая квинта | ч5 | По малину | ||
Малая секста | м6 | Ровесники | ||
Большая секста | б6 | В лесу родилась елоч | ||
Малая септима | м7 | Диссон, широко, вниз | ||
Больш септима | б7 | Диссон,широко,вверх | ||
Чистая октава | ч8 | Повт зв через окт |
2. Характерные интервалы – увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре (VI ступень понижена) и гармоническом миноре (VII ступень повышена).
В гармоническом мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной ступени
Интерв | Ступени | Обращ | Ступени |
Ув2 | VI*-VII | Ум 7 | VII- VI* |
Ув4 | VI*-II | Ум 5 | II- VI* |
Ув5 | VI*-III | Ум 4 | VI*-III |
В гармоническом миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII пониженной ступени
Ум 4 | VII*-III | Ув5 | III- VII* |
Ум 5 | VII*- IV | Ув4 | IV -VII* |
Ум 7 | VII*- VI | Ув2 | VI -VII* |
3. Тритоны — интервалы, которые содержат три тона. Это ув4 и ум5.
В натуральном мажоре и гармоническом миноре (VII #) ув4 строится на IV, включая VII, разрешается в м6 в мажоре, б6 в миноре (III и I ступени). ум5 строится на VII, включая IV, разрешается в б3 в мажоре, м3 в миноре (I и III ступени). В гармоническом мажоре (VI b)и натуральном миноре ув 4 строится на VI, включая II ступень, разрешаются в б6 в мажоре, м6 в миноре. ум 5 строится на II, включая VI ступень разрешаются в м3 в мажоре, б3 в миноре.
Обращение интервалов
Обращение – перемещение нижнего звука на октаву ниже, или верхнего звука на октаву ниже. При обращении интервалов основание переносится на октаву вверх, или вершина — на октаву вниз. Таким образом основание становится вершиной, а вершина основанием. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые.
Интервал | Его обращение |
1 прима | 8 октава |
2 секунда | 7 септима |
3 терция | 6 секста |
4 кварта | 5 квинта |
5 квинта | 4 кварта |
6 секста | 3 терция |
7 септима | 2 секунда |
8 октава | 1 прима |
6. Составные интервалы – интервалы шире октавы. Образуются путем прибавления к октаве простых интервалов. Названия составных интервалов показывают количество ступеней, входящих в их состав. Как и простые интервалы, составные бывают чистые, малые и большие.
Название | Количество ступеней | Интервал через октаву |
Нона | Секунда | |
Децима | Терция | |
Ундецима | Кварта | |
Дуодецима | Квинта | |
Терцдецима | Секста | |
Квартдецима | Септима | |
Квинтдецима | Октава |
Виды мажора и минора
Строение натурального мажора: 2т, п, 3т, п. В гармоническом мажоре понижается VI ступень.
Строение натурального минора: 1т, п, 2т, п, 2т.
В гармоническом виде повышается VIIступень. В мелодическом вверх – повышается VI, VIIступени, вниз повышение отменяется.
Лады народной музыки
Кроме мажора и минора существуют особые семиступенные лады, которые используются в народной музыке.
Лидийский лад: 3Т, П, 2Т, П. (по сравнению с нат маж 4 ступень повыш на полутон)
Миксолидийский : 2Т, П. 2Т, П, Т (по сравнению с нат маж 7 ступ пониж на полутон)
Ионийский: 2Т, П, 3Т, П (полностью совпадает с натуральным мажором)
Фригийский: П, 3Т, П, 2Т (по сравнению с нат минором понижается 2 ст на полтон)
Дорискийкий: Т, П, 3Т, П, Т (по сравнению с нат минором 6 ст поваш на полутон)
Эолийский: Т, П, 2Т, П, 2Т (совпадает с натуральным минором)
При построении ладов народной музыки знаки альтерации (повышения или понижения) пишутся как случайные рядом с нотами.
15.Пентатоника – пятиступенный лад, построенный по интервалам б2, м3. В нем отсутствует м2.
Мажорная пентатоника – б2, б2, м3, б2. По сравнению с натуральным мажором отсутствуют IV, VII ступени
Минорная пентатоника – м3, б2, б2, м3. По сранению с натуральным минором отсутствуют II, VI ступени.
Главные трезвучия, их обращения – трезвучия, которые строятся на главных ступенях: T53 – I , S53 — IV, D53 — V. Главными называются потому, что в мажоре эти трезвучия мажорные, в миноре – минорные.
В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени d53 становится мажорным- D53.
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени S53 становится минорным – s53.
Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд.
III I T64 – V | VI IV S64 – I | VII V D64 – II |
I V T6 – III | IV I S6 — VI | V II D6 — VII |
V III T53 — I | I VI S53 – IV | II VII D53 – V |
Интервальный состав Б53, М53,Б6, М6,Б64,М64
Источник