Что где когда ноты для трубы

Ноты для трубы

произведения для игры на трубе Сиb


Ж.Абсиль
Три пьесы
соч.76
для трубы и фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
номер м30056г

(СКАЗКИ)
1. Героическая
2. Славянская
3. Фунамбулеска

Скачать ноты


Д.Гинецинский
Этюды
для трубы
«Музыка», 1981г.
номер 2620


Педагогическйи репертуар
Д.Гинецинский
Пьесы и этюды
для трубы и фортепиано
«Музыка», 1989г.
номер 3552

ПРЕЛЮДИЯ
СКЕРЦИНО
ПОЭМА
ЮМОРЕСКА
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭТЮД
КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД
БАЛЛАДА

Скачать ноты


Михаил Крейн
Романсы
для трубы и фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1960г.
номер 28581


Л.Шлег
Лубочек
детские пьесы для трубы и фортепиано
«Советский композитор», 1979г.
номер с714к

1. ИГРА
2. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
3. ЗАКЛИЧКА
4. ПРИГОВОРКА
5. ДРАЗНИЛКА
6. ПЕСНЯ
7. ЗАБАВЛЯНКА

Скачать ноты


Институт военных дирижёров
Сборник пьес
русских, совтеских и зарубежных композиторов
в переложении для трубы ми бемоль С.И.Мельникова
Москва, 1957г.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В связи с отсутствием школ и недостаточным количеством оригинальных сочинений; написанных для тубы ми-бемоль, в работе педагогов военно-музыкальных заведений и военных дирижеров, руководящих повышением квалификации военных музыкантов встречаются серьезные затруднения. Особенно остро это ощущается сейчас в военных оркестрах, где индивидуальной подготовке музыкантов уделено должное внимание.
Обобщая свой опыт работы в качестве военного дирижера и педагога, автор переложений задался целью хотя бы в какой-то мере заполнить этот пробел составлением сборника музыкальных произведений в переложении для тубы ми-бемоль.
Включенные в сборник музыкальные произведения русских, советских и зарубежных композиторов имеют своей целью развитие у учащихся исполнительских навыков и формирование художественного вкуса.

В ходе работы над материалами сборника автор переложений рекомендует педагогам иметь ввиду следующее:
1. Изучению пьес должна предшествовать работа над соответствующими этюдами, упражнениями, являющимися как бы подготовительным этапом для перехода к изучению той или иной пьесы.
2. Стремясь к прогрессивному развитию у учащихся художественного вкуса и соответствующей исполнительской техники игры на тубе, педагогу необходимо пользоваться произведениями, помещенными в денном сборнике, соответственно с индивидуальными особенностями учащихся.
С.И. МЕЛЬНИКОВ
Москва, 1957 г.

1. М.Глинка. «Северная заезда». Романс
2. П. Чайковский. Грустная песенка
3. С. Монюшко. Думка из оперы «Галька»
4. Вас. Калинников. Грустная песенка
5. К. М. Вебер. Адажио
6. Г. Гендель. Бурре
7. И.С. Бах. «Па отъезд брата» (2-я часть из каприччио)
8. И.С. Бах, Бурре
9. Б. Марчелло. Ларго и Аллегро
10. Ж. Массне. Элегия.
11. Н. Римский-Корсаков. Песня Мизгиря из оперы «Снегурочка».
12. Б. Дворионас. Темя с вариациями
13. Б. Асафьев. Скерцо
14. И. Леонов. Концертный этюд
15. А. Рубинштейн. Клубится волною (из цикла «Персидские песни»).
16. А. Рубинштейн. «Ночь». Романс
17. Г, Эккльс. Соната
18. В. Блажевич Миниатюра № 7
19. Ф. Шопен, Прелюдия № 6
20. В. Моцарт. Концерт № 2, 1 часть.
21. А, Вивальди. Соната
22. В. Моцарт. Концерт № 4, I часть
23. К. Сен-Санс. Концертная пьеса
24. В. Моцарт. Концертное рондо
25. В. Блажевич. Концерт № 2, 3 часть
26. С. Рахманинов. Элегия

Скачать ноты


Старинные сонаты и концерты
для трубы и фортепиано
составитель и редактор В.Новиков
«Музыка», 1979г.
номер 10631

Публикуемые в настоящем сборнике произведения выдающихся мастеров эпохи барокко разных стран, в соответствии с установившейся современной исполнительской традицией, рекомендуется играть на трубах высокого строя (in В piccolo или In Es), которые имеют относительно узкую и короткую мензуру. Их применение обусловлено не только диапазоном сольных партий, но и характером звучания, а также прозрачностью аккомпанемента. Для удобства игры в некоторых тональностях целесообразно перестраивать трубу на полтона ниже, соответственно трубу В на A, a Es на D (см. сонату Г. Телемана и сонату Г. Пёрселла).

В эпоху барокко, наряду с другими принципиально важными явлениями в музыкальной культуре, происходило бурное развитие сольного инструментального искусства, усложнялось исполнительское мастерство. Этот процесс коснулся, в частности, и высоких трубно-роговых инструментов. В XVII — первой половине XVIII века ведущим из них оставался известный еще со времен средневековья цинк (zinc — нем.)» или корнет (cornetto итал.). Инструмент этот существовал в нескольких разновидностях, отличавшихся формой — прямой или изогнутой, а также размерами, от которых зависел строй инструмента.
Внешний вид н способ звукоизвлечения при помощи чашеобразного мундштука позволяют отнести цинк к семейству труб и рогов. Тембр инструмента, как свидетельствуют старые источники, был близок трубному. На стволе цинка, который изготовлялся из дерева, кости или металла, находились семь круглых отверстий, которые обеспечивали получение хроматического звукоряда и тем давали преимущество перед другими аналогичными инструментами с натуральным строем, предоставляя возможность исполнять не только сигналы, но н мелодические построения.
Эти свойства цинка обусловили его длительное и широкое применение. Для сольных партий и как верхний голос в ансамблях медных его использовал И. С. Бах, позднее X. В. Глюк в «Орфее» дал пример мастерского выявления тембровых и динамических возможностей этого инструмента.

Наряду с распространением цинка, в эпоху барокко намечается тенденция к выходу за пределы сигнальной функции натуральных труб и рогов путем использования некоторых акустических свойств этих инструментов. Суть их сводится к тому, что по мере движения вверх расстояние между обертонами уменьшается до терций и секунд. Тем самым в высоком регистре создается, хотя и трудно технически достижимая, возможность исполнять различные по характеру партии, обозначаемые в партитурах «кларино» (clarino).
Вместе с тем, к натуральным трубам н рогам успешно применяли инвенционную систему (замена крона), которая однако могла быть использована лишь в оркестровой игре.
Указанные два основных способа, как и некоторые другие попытки, не решали проблемы хроматизации трубы, что было достигнуто лишь в XIX веке с изобретением вентильного механизма. До этого технические сложности не позволяли трубе конкурировать с цинком в исполнении развернутых партий. Именно вентильная труба и вытеснила цинк, который оказался забытым, и при переизданиях старинных произведений многие его партии оказались приписанными трубе.
Поскольку в то время существовала большая свобода в применении труб и рогов, при современном состоянии исполнительского искусства на трубе представляется наиболее целесообразным выбирать инструмент, сообразуясь с характером данной партии.
В. Новиков

  • Д. Габриэлли. Соната C-dur (№ 1).
    • Соната C-dur (№ 2).
    • Соната C-dur (№ 3).
  • П. Вейвановский. Соната G-moll
  • Г. Пёрселл. Соната D-dur
  • Дж. Вивиани. Соната C-dur (№ 1)
    • Соната C-dur (№2).
  • И. Вальтер. Концерт G-dur
  • Г. Ф. Телеман. Соната (Концерт) D-dur

Скачать ноты

Источник

Строй и интонирование при игре на трубе

Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.

  • Что такое «играть стройно» и интонирование
  • Как понять, что звучит стройно
  • Первичная настройка инструмента и подстройка в процессе игры.
  • Как тренировать слух, чтобы играть стройно

### Что такое «играть стройно» и интонирование

Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.

Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.

Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.

Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.

Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.

### Как понять, что звучит стройно

Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.

Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).

1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.

2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.

3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.

Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.

### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения

Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.

Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.

### Как тренировать слух, чтобы играть стройно

Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.

Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.

По факту делаем то же самое, что и в моем видео — различные звуки на фортепиано как референс -> слушаем звук -> играем на трубе -> слушаем еще раз. Цель: чтобы они максимально слились в один. Чуть в сторону — будет электричка.

Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.

Источник

Читайте также:  Молодые генералы своих судеб ноты для фортепиано
Оцените статью