Что легче скрипка или гитара

На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …?

Некоторые родители считают, что нет никакой разницы в том, на каком музыкальном инструменте будет обучаться их ребенок в детской музыкальной школе. Главное, что он будет учиться классической музыке, а остальное — неважно. Бывают и другие случаи, когда все места на интересующий инструмент уже заняты и родители вынуждены выбирать специальность из того, что осталось. Я надеюсь, что предложенный ниже материал позволит родителям осознать важность этого вопроса и более ответственно подойти к выбору того, на каком музыкальном инструменте будет заниматься их ребенок.

Все музыкальные инструменты можно условно разделить на:

  • Универсальные
  • Солирующие
  • Вспомогательные

Данное разделение условно, поэтому давайте считать, что оно выполнено применительно к основной функции музыкального инструмента.

Универсальность музыкального инструмента заключается в том, что, например, он позволяет играть на нем различную музыку, на нём можно играть как произведения, так и отдельные партии, он может использоваться как для сольных выступлений, так и для игры в том или ином ансамбле или оркестре. К универсальным музыкальным инструментам относятся:

  • Клавишные : фортепиано , рояль
  • Струнные : гитара , скрипка , виолончель

Солирующие музыкальные инструменты предназначены для игры сольных партий, т.е. на них не играют аккомпанемент, интервалы и аккорды:

  • Духовые музыкальные инструменты: флейта, труба, гобой, фагот

Вспомогательные музыкальные инструменты используются, как правило, только для игры в составе ансамбля или оркестра:

  • Ударные музыкальные инструменты

Как я отметил раньше, на универсальном инструменте можно играть аккомпанемент, а на солирующем – нет. Возможность играть аккомпанемент имеет существенный плюс, поскольку исполнитель при этом может ещё и петь. Петь можно под аккомпанемент пианино, гитары, балалайки. А вот при игре на скрипке, например, спеть уже не получится. То есть, с этой позиции скрипка уступает в универсальности пианино, гитаре и балалайке. На практике это означает, что если Вы хотите услышать то, как Ваш ребенок будет играть и петь романсы, то вариант со скрипкой и духовыми инструментами отпадает. Кто-то может посчитать, что возможность пения – не аргумент, но я считаю, что пение – не только здоровье и развитие слуха, но и весьма полезный навык, который можно будет использовать всю жизнь: петь песни для себя, для друзей, для родителей, для любимого человека, дома, в помещении, в походе и т.д. Здесь мы упомянули о возможности играть на универсальном инструменте в разных местах. Поэтому следует учесть и мобильность музыкального инструмента. Пианино – стационарный музыкальный инструмент, а гитару и балалайку можно легко переносить и брать с собой. С этой позиции гитара и балалайка выигрывают у пианино.

Подумайте, какое место и как часто в дальнейшем музыкальный инструмент будет использоваться ребенком. Музыкальный инструмент может стать либо ненужной мебелью или предметом интерьера, или быть вместе с музыкантом всю жизнь. Захочет ли подросток в городской квартире играть на трубе, баяне, балалайке, скрипке – скорее всего, нет. А вот играть на гитаре – вполне.

Что касается балалайки, то этот универсальный инструмент проигрывает пианино, гитаре и скрипке в области использования, поскольку он относится к народным музыкальным инструментам, который не услышать в современной музыке. Однако в условиях деревни балалайка, как и аккордеон, имеют преимущества перед пианино и скрипкой.

Теперь необходимо сказать несколько слов о наглядности музыкальной теории применительно к практике. Как известно теория часто абстрактна и непонятна до тех пор, пока не видно её практического применения. Что такое для ребенка операция сложения “2+ 2”? Ничего, пока ему не покажут 2 конфеты, потом ещё 2 конфеты. По крайней мере, он увидит, что конфет стало больше, и это ему уже нравится. Ребенок понимает то, что можно на практике увидеть, потрогать, понюхать, ощутить. Поэтому поиграть в игрушки или посмотреть мультфильм – понятно и интересно, а сидеть дома в солнечный день и смотреть на нарисованные ноты, знаки и обозначения – непонятно и неинтересно по определению. Хотя бы как-то заинтересовать ребенка можно только практической стороной теории. И в этом плане наиболее наглядным музыкальным инструментом для отображения на нем теории музыки является фортепиано. И сейчас я объясню почему.

В настоящее время в музыке используется равномерно темперированный строй, при котором настройка музыкального инструмента и элементарная теория музыки основываются на октавах, разделенных на 12 одинаковых частей — полутонов. Мы видим, что на гитаре 6 струн и много металлических планок, которые находятся поперек грифа, на скрипке – 4 струны, на балалайке – 3 струны, а на баяне – много копок. Где эти 12 частей? Клавиатура пианино сконструирована таким образом, что 7 белых и 5 черных клавиш как раз и образуют октаву, а расстояние между любыми соседними клавишами равно полутону, что в сумме образует интересующие нас 12 частей (полутонов). Благодаря такому однозначному соответствию основы теории музыки проще и нагляднее демонстрируются на музыкальных инструментах с клавиатурой фортепианного типа – фортепиано, рояль. Теория музыки – математика, т.е. для построения самых сложных элементов в музыке достаточно знать определенные величины и хорошо их считать. Используя клавиатуру пианино выполнить такие расчеты очень просто, потому что мы видим клавиши и видим относительные расстояния между ними. А вот выполнить расчеты, например, на гитаре очень непросто, потому что 6 струн и большое количество параллельно расположенных ладов не является наглядным. То есть, для построения чего-то на пианино нужно просто посчитать, а на других музыкальных инструментах нужно будет постоянно производить перевод системы строя инструмента в теоретическую систему 12-ти полутонов и обратно. Чтобы понять сложность этого попросите музыканта, например, показать все ноты “До” на инструменте. У начинающего пианиста на это уйдет 5-7 секунд, а у гитариста на это может уйти минут 5. При этом он будет что-то усиленно считать, двигать пальцами, а в итоге может оказаться, что он всё же где-то ошибся. У скрипача вообще нет визуальных ориентиров, и ему приходится играть на слух. Поэтому фортепиано – самый удобный и наглядный музыкальный инструмент с точки зрения практического применения сольфеджио. Что это значит? Это значит, что при прочих равных условиях после окончания детской музыкальной школы теоретическая подготовка будет лучше всех у пианистов. Это не играет роли, если после окончания музыкальной школы подросток бросит музыкальные занятия. Но, если выпускник захочет и дальше заниматься музыкой, например, научиться играть на синтезаторе, импровизировать и сочинять музыку, делать аранжировки и организовать домашнюю студию записи, то теоретические знания и практические умения пианистов будут выглядеть на порядок основательнее, чем у тех, кто обучался игре на других музыкальных инструментах. Разница будет примерно такой, как между программистом и пользователем. Программист может разобраться в новых технологиях и создавать новые программы, а пользователь может только пользоваться тем, что уже есть.

Этот пример я привел для того, чтобы Вы поняли, что при прочих равных условиях перспективность обучения ребенка игре на том или ином музыкальном инструменте различна. Это как выбор профессии – если есть возможность, то хочется учиться перспективной и хорошо оплачиваемой профессии, а не той, которая ни сейчас, ни через 30 лет не будет особенно нужна. С этой точки зрения “фортепиано” – самая перспективная специальность при обучении музыке. Кроме этого, фортепиано – хороший фундамент для освоения игры на других музыкальных инструментах, то есть, пианисту, при прочих равных условиях, будет проще освоить игру на других музыкальных инструментах. Почему? Потому что после освоения сложного предмета, освоить менее сложный предмет проще, чем наоборот.

Для сравнения возьмем обучение игре на фортепиано и обучение игре на классической гитаре. Когда родители заставляют ребенка заниматься музыкой, а он хочет пойти поиграть с ребятами, отдохнуть или посмотреть фильм, то ему все равно, на чем он играет, на пианино, гитаре или скрипке. Ребенку также все равно, насколько занятия на том или ином музыкальном инструменте сложнее, чем на другом – ему не нравится сам факт необходимости заниматься музыкой. Хотя он может понимать, что 5 или 7 лет – это разница. Но обучаться музыке на пианино намного сложнее, чем на гитаре. Сверстники могут восхититься и от бренчания 3-х аккордов на гитаре, а вот для игры на пианино требуется намного больше. Поэтому, окончив музыкальную школу, пианист и гитарист будут иметь разный багаж знаний и разные потенциальные возможности. У пианиста будет “одноэтажный кирпичный дом знаний”, а у гитариста – “одноэтажный деревянный дом знаний”. Большой разницы нет, но первый при желании сможет построить дом намного выше второго.

Если после окончания детской музыкальной школы гитарист захочет научиться играть на пианино, то ему придется заниматься и узнать ещё больше, чем тогда, когда он занимался на гитаре. А для пианиста освоение игре на гитаре покажется нетрудной прогулкой по сравнению с тем, что он уже прошел. Я, например, после окончания детской музыкальной школы по классу “фортепиано” прошел специальность “классическая гитара” за 2,5 года (вместо 5), и при этом занимался, откровенно признаюсь, весьма расслабленным образом.

Предположим, что ребенок пошел в 1-й класс общеобразовательной и музыкальной школы одновременно — в 7 лет. Значит, гитарист окончит обучение в музыкальной школе в 12 лет, а пианист – в 14 лет. Поскольку сразу после окончания музыкальной школы часто учиться музыке не хочется, то прибавим 1 год для отдыха. Предположим, что за этот год подросток осознал, что ему хочется научиться играть на другом инструменте – гитаристу на пианино, а пианисту – на гитаре. Если гитарист пойдет в музыкальную школу в 13 лет, а пианист в 15 лет, то они теоретически должны её окончить в 20 лет, то есть в армии или институте. Но с практической стороны вопроса шансы досрочно окончить обучение у пианиста намного выше, чем у гитариста, потому что у него и общая подготовка лучше, да и обучаться игре на гитаре намного проще, чем на пианино. То есть, у пианиста есть большой шанс освоить ещё один музыкальный инструмент до окончания школы, а у гитариста – нет.

Теперь предположим, что в процессе учебы в детской музыкальной школе пианист и гитарист увлеклись сочинением музыки. После окончания детской музыкальной школы они решили продолжить самостоятельное обучение и сочинять эстрадную музыку. Как в этом вопросе помогут им их умения?

Если посмотреть на элементарную теорию музыки, то она практически полностью основана на фортепиано. Применительно к другим музыкальным инструментам она имеет определенные сокращения и ограничения. Конечно, пианист не сможет сыграть гитарную партию лучше гитариста, но это во многих случаях и не нужно. Гитаристу также во многих случаях нет необходимости записывать партию клавишных и с этой точки зрения мы наблюдаем как бы равенство. Но синтезатор – электроника и мощнейший по функционалу и звуку музыкальный инструмент, который предоставляет пианисту такие возможности, которых не будет у гитариста, даже если он купит с десяток цифровых гитарных процессоров и ритм-машин. Пианист может создать с помощью синтезатора партии любых инструментов и даже всё произведение, а гитарист – нет. Гитарист сможет только создать партию ударных в компьютер и записать гитарные партии бас-гитары и электрогитары. Согласитесь, что разница в их возможностях ощутима. Если же говорить об аранжировке, то разница станет вообще огромной, потому что основной инструмент аранжировщика – синтезатор или MIDI-клавиатура+компьютер, а освоить синтезатор пианисту на порядок проще, чем гитаристу.

Теперь давайте посмотрим на современную музыку. Чем она характерна? Построением от ритма и синтезированными звуками – опять пианист-клавишник в плюсе. Добавив сюда “формат современной популярной музыки” становится понятно, что синтезатор используется везде, а вот электрогитара – авторская песня, тяжелая музыка и выступления в клубах. Клавишнику для сольного выступления достаточно включить автоаккомпанемент и играть соло правой рукой, а гитаристу придется сначала создавать файл с аккомпанементом.

Подводя итог можно сказать, что теоретический музыкальный фундамент и практические перспективы у пианиста намного разнообразнее и реалистичнее в наше время, чем у тех, кто выбрал другой музыкальный инструмент.

Ещё один важный момент касается того, что иногда ребенок проявляет интерес не к пианино, а к другим музыкальным инструментам. Тут нужно всё хорошо обдумать, потому что музыкальный инструмент воспринимается ребенком как игрушка и стоит ли на это обращать внимание – вопрос. Я помню, что в детстве мне очень нравился аккордеон, и очень не нравилось пианино. Поэтому мама рассматривала также и вариант моего обучения игре на аккордеоне. Однако директор музыкальной школы изумилась и сказала: “Да Вы что? Только фортепиано!” С тех пор прошло много лет, и только сейчас я по-настоящему понял, что в 5 лет за меня сделали единственно правильный для меня выбор.

Когда ребенок начинает заниматься музыкой, то неизвестно, какой результат получится на выходе: он бросит занятия через год или после окончания музыкальной школы, или он поступит в музыкальное училище, или он станет барабанщиком. Но, если стоит вопрос о том, чтобы ребенок просто занимался музыкой, то выбор специальности “фортепиано” — будет одним из лучших вариантов. Если пианист захочет, то потом он сможет без труда освоить игру и на электрогитаре, и на бас-гитаре, и на ударной установке, потому что полученные при обучении знания позволят ему это сделать.

Источник

Сложно ли играть на гитаре, пианино и скрипке

Многие ошибочно полагают, что освоение музыкального инструмента является практически невыполнимой задачей. Постараемся показать вам, что это совсем не так. Играть для себя и друзей может научиться любой человек даже без музыкального образования.

Трудно ли играть на гитаре

Для начала определитесь с целью, которую вы преследуете. В первую очередь люди задумываются над вопросом трудно ли научиться играть на гитаре, когда слушают профессиональных музыкантов. Если вы не преследуете такие глобальные цели, то можно радовать себя и друзей любимыми песнями уже через 2-3 месяца.

Для начала вам понадобятся:

  • Гитара;
  • Желание: наличие данного компонента важнее всего;
  • Время: при наличии желания легко найдется. Вы можете варьировать длительность занятий в зависимости от своего графика.
  • Обучающие пособия: книга-самоучитель, видеоуроки, аккорды из интернета и прочее.

Выбор инструмента

К этому шагу стоит отнестись ответственно, так как некачественный инструмент отобьет тягу к занятиям, и вопрос «трудно ли играть на гитаре?» будет вызывать у вас ужасные воспоминания.

По возможности одолжите инструмент у друзей и попробуйте поиграть на нем. Если есть желание продолжать, отправляйтесь в магазин за собственным инструментом. Постарайтесь взять с собой уже умеющего играть друга, он поможет учесть некоторые нюансы при покупке. Не выбирайте дорогой инструмент – подойдет обычный, но качественный вариант.

Акустические гитары бывают двух видов – классическая и дредноут (вестерн). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Классическая гитара

  • Широкий гриф, который дает меньшую вероятность случайного задевания струн в процессе игры;
  • Нейлоновые струны – не оставляют сильные мозоли.

Дредноут

  • Узкий гриф, на котором проще брать аккорды;
  • Громкое и звонкое звучание;
  • металлические струны, которые будут давать дискомфорт на первых порах. О том, тяжело ли играть на гитаре, вам будут напоминать мозоли на пальцах, зажимающих аккорды. Потом подушечки немного загрубеют, и мозоли перестанут образовываться. На время обучения можно поменять часть струн на нейлоновые.

Настройка гитары

Независимо от представлений о том, тяжело ли научиться играть на гитаре, в первую очередь перед началом обучения вам надо освоить простую процедуру – настройку. Вы конечно можете обратиться к опытному другу за помощью, но на самом деле это совершенно не сложное мероприятие.

Прогресс не стоит на месте, и, даже не имея музыкального слуха, есть возможность легко произвести настройку гитары. Можно настроить гитару с помощью программного тюнера, скачанного на телефон или компьютер, или специального устройства с батарейками.

Выполнять настройку вам придется постоянно, так что лучше научиться сразу.

Что дальше

Трудно ли учиться играть на гитаре – это очень индивидуальный вопрос, но отчасти он зависит от того, как вы подойдете к обучению. Занимайтесь так часто, как вам хочется, и необходимые навыки не заставят себя ждать.

Формируйте обучение по нарастанию сложности упражнений. Начните с мелодий на одной струне (например, «В траве сидел кузнечик…» или «Имперский марш» из «Звёздных воин»). Затем выучите несколько аккордов и научитесь плавно переходить от одного аккорда к другому. Следующим шагом необходимо освоить бой и перебор.

Тренируйтесь до тех пор, пока мелодии не станут звучать чисто и без запинок. Если плавно наращивать нагрузку и играть в свое удовольствие, то о том, тяжело ли учиться играть на гитаре, вы даже не задумаетесь.

Трудно ли играть на пианино

Наблюдая за движением рук пианиста на концерте классической музыки, поневоле задаешься вопросом, а трудно ли играть на пианино и смогу ли я освоить этот непростой инструмент. Нет ничего не возможного, если у вас есть желание!

Что дальше

После того, как вы поняли, что хотите научиться играть, купили инструмент и не испугались мыслей, тяжело ли научиться играть на пианино, приступайте к освоению нотной грамоты.

  • Началом ряда звуков всегда является скрипичный ключ;
  • Нота «До» имеет постоянное место, которое находится на дополнительной линии;
  • По мере возрастания высоты звучания расположение нот смещается на одну линейку.

Проводите регулярные тренировки по изучению нотной грамоты, тренируйтесь сначала проговаривать и писать, а затем играть ноты сначала одной, а затем двумя руками, пишите нотные диктанты.

Обратите внимание

Большую роль в обучении играет правильное положение тела при сидении за инструментом, и правильная постановка пальцев рук. Сидеть за пианино нужно прямо, при этом вы не должны чувствовать напряжение в руках и корпусе. Не расставляйте слишком широко пальцы, не напрягайте кисти рук. Изучая литературу и видеоуроки, уделите этим моментам особенное внимание.

Также следует освоить такое понятие, как «такт». Сильные доли такта формируют ритм музыкального произведения.

Следуя этим советам, вы не будете переживать о том, трудно ли научиться играть на пианино.

Поговорим о синтезаторе

Трудно ли играть на синтезаторе по сравнению с пианино? Однозначно гораздо проще! В синтезаторе насчитывается 5 октав, тогда как в пианино – девять, поэтому синтезатор гораздо проще в освоении. Также синтезатор поддерживает множество интересных функций, изучив которые, вы откроете широкий простор для экспериментов и творчества.

Трудно ли играть на скрипке

Упорные и прилежные занятия принесут вам успех в освоении скрипки. Однако стоит изучить и учесть некоторые особенности, из-за встречи с которыми многие задумываются, тяжело ли научиться играть на скрипке или это под силу даже взрослому, далекому от музыки.

Выбор и настройка инструмента

Общий совет перед покупкой – не стоит экономить на инструменте, так как это отразится на качестве звука, но и не покупайте слишком дорогой.

Обращаясь со смычком, будьте аккуратны. После покупки нужно подтянуть волос на смычке поворотом бочонка по часовой стрелки до момента, когда расстояние между волосом и тростью будет равно толщине карандаша. Также обработайте смычок канифолью перед первой игрой.

Каждая струна настраивается на конкретную ноту камертоном. Теперь можно приступать к обучению. Не задавайтесь вопросом, трудно ли научиться играть на скрипке, упражняйтесь и достигайте результатов!

Обучение

  1. Научитесь правильно держать смычок и инструмент.
  2. Учитесь производить звуки сначала плоской частью смычка, а потом наклонив на 45 градусов относительно подставки.
  3. Начните играть, не зажимая пальцами струны, постепенно развивая умение использовать при игре весь смычок.
  4. Попробуйте сыграть ноты и гаммы, учитесь правильно давить смычком на струны. Начните с гаммы ре-мажор.
  5. Освойте метод извлечения звуков с помощью пальцев без использования смычка – пиццикато. Важно добиться правильной постановки рук и движения пальцев по грифу.

Практикуйтесь ежедневно, начиная хотя бы с 20 минут и постепенно доводя до 1-3 часов в день. Терпение и труд – единственное средство, которое не даст вам задуматься, трудно ли играть на скрипке.

Заключение

Несомненно, есть некоторые сложности при освоении музыкальных инструментов взрослыми людьми. Занятия со скрипкой, гитарой или пианино требуют времени, терпения и усидчивости. Некоторым при занятиях также мешает ограниченная гибкость суставов.

Но когда уроки проходят не зря, и пальцы человека в сочетании с инструментом начинают производить настоящую музыку, сердце сладостно замирает, ты понимаешь, ради чего были старания. Учиться никогда не поздно!

Материалы по теме

Квартирник FMusic в декабре

Квартирник в FMusic 12 декабря 2019 года. Неформальное собрание, где каждый может поиграть на любом инструменте и просто пообщаться по интересам. Смотрите видео!

Школа для взрослых Fmusic

Музыкальная школа для взрослых Future Music приглашает вас к нам на занятия. Узнайте больше о нашей школе из этой статьи.

Источник

Оцените статью