Что лучше домбра или гитара

5 причин учить ребенка игре на домбре: Айым Эрнст об инструменте и первых шагах

На домбре я играю со второго класса. Началось с того, что папа принес домой домбру и научил меня играть несколько простых мелодий. Чуть позже меня записали на кружок домбры в школьном Доме творчества. Наш преподаватель практиковал такой метод обучения, чтобы с новичками пару часов в неделю занимались более опытные домбристы.

Когда я уже училась в шестом классе, мне поручили позаниматься с моей первой ученицей. Она была глухонемой и не могла говорить. Едва слышала только одним ухом с помощью специального аппарата. На наших занятиях рядом сидела ее мама и жестами помогала нам объясняться друг с другом. Собственно говоря, так и начался мой педагогический путь. За 10 лет я обучила около 20 ребят: от первоклассников до пенсионеров и кандидатов наук. В школьные годы меня как особо одаренного ребенка зачислили в колледж имени Чайковского в Алматы. Я училась со студентами старше на 4-7 лет, но потом я перешла в физико-математический лицей, времени стало не хватать, и я не смогла продолжать обучение.

Сколько себя помню, домбра всегда была со мной. Стала настолько родной, словно часть моего тела, когда не глядя можешь нажать на нужный лад и настроить ее за пять секунд. Вполне логично, что домбра стала одним из моих проектов. В студенческие годы в КазНУ я столкнулась с тем, что практически нет обучающих видео по домбре в интернете. Задача же нашего проекта «Домбыра мектебі» – сделать обучение игре на домбре максимально доступным для всех.

Читайте также:  Ноты фьорино blue canary

Звук казахской домбры у нас в крови и где-то в подсознании: как дудук для армян, лезгинка для кавказцев, йодль для тирольцев. Сейчас, как и десять лет назад, есть много желающих научиться играть на домбре. Но уже и не так, как раньше было у казахов: когда в каждом доме на почетном месте висела домбра и любой член семьи мог на ней что-то сыграть.

Самый частый вопрос: «Гитара или домбра: на чем легче научиться играть?» Чтобы подыграть себе на гитаре и спеть 90% песен, достаточно выучить 15-20 аккордов и несколько видов боев. На домбре же каждое произведение – уникальное. Для каждого лада – свой определенный удар, и таких позиций в одном произведении может быть очень много. Но если же вы хотите научиться играть на гитаре произведения посложнее, такие как «Фламенко» или «Астурия», то вам надо будет месяцами, а то и годами оттачивать мастерство.

5 причин, чтобы отдать ребенка на домбру и не сомневаться в этом:

1. Домбра – это наше наследие. То, что выделяет казахов среди тысяч других народов.

2. Домбра – это искусство. Я очень люблю точные науки, цифры, формулы, анализ и все больше убеждаюсь, что музыка – это наивысшая степень преломления цифр. В эпоху повсеместной цифровизации, когда технологии совершенствуются, заменяя человека, и много профессий уходят в небытие, человек искусства станет одним из последних, кого сложно, а может, и вовсе невозможно будет заменить.

3. Игра на домбре развивает усидчивость, упорство, чувство ритма, такта и воображение. А как говорил нам Эйнштейн: «Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение – куда угодно».

4. Домбра – это хороший старт, чтобы заработать первые деньги. Пока в мире есть казахи, будет и домбра – часто так шутят. «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра». В студенческие годы благодаря моему репетиторству я могла позволить себе не только «самсу на остановке», но и полноценный обед в столовой.

5. Домбра – это отдельный мир. Ты можешь сделать этот свой мир большим и ярким, погрузившись туда целиком, чтобы показать его всему Большому миру. Или оставить его маленьким и по-домашнему уютным, когда сможешь во время кюя «Адай» выплеснуть свои эмоции, погрустить под «Көңіл толқыны» либо весело сыграть «Əлқисса». Не важно, какой размах получит твое искусство. Но несомненный факт состоит в том, что с домброй ты начнешь ощущать жизнь совсем по-другому.

Самая главная ошибка родителей – они покупают дешевую, плохую домбру для первых занятий ребенка. Ребенок сам еще плохо играет, а плохой звук усложняет процесс, отбивая желание ребенка научиться играть.

Часто родители и родственники хотят, чтобы их ребенок побыстрее начал играть сложные кюи. Считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы для начала он наигрывал простые мелодии – из фильмов и мультфильмов. Мы все начинали читать с «Колобка», а потом перешли к сложным трилогиям и романам.

Цена за хорошую домбру начинается от 25 000 тенге. Детские – от 15 000. Концертные же домбры могут стоить в пределах от одной до трех тысяч долларов. Разница между ними существенная. В арсенал входят запасная подставка, струны, тюнер для новичков, чехол либо футляр.

Домбра не начинается и не заканчивается только кюями. Почему-то многие думают, если ты в детстве не научился играть, то уже никогда не научишься. Это в корне неправильно. Делать инвестиции в себя никогда не поздно.

Попросите ребенка научить вас играть на домбре. Так он научится правильно выстраивать и передавать свои мысли. Такие формы общения, когда вы меняетесь с детьми местами, помогут вам лучше понять друг друга.

И еще. Меня часто спрашивают: «Почему Эрнст?» Это мое отчество. Но я использую его как фамилию. Это привлекает внимание и кратко звучит.

Источник

Что лучше домбра или гитара

По каландарашвилли 2 (театр эстрады), открыли гитарную школу.
Трое преподов, от теории к практике. Направления , — рок, блюз,
бардовое исполнение, эстрадные песни. Классика пока отсутствует,
за неимением подходящего препода, но со временем решиться. При наборе желающих проверяют слух и спсобность повторить ритмические рисунки. Длина пальц, и другая мешура не учитываеться. 35 08 53
телефон приемной.

А кто преподаёт если не секрет?

Есть хорошее обучение во дворце детства,с хорошими педагогами и с большим опытом работы.только обучают там домре,гитару обучают параллельно.Потому что это оркестр народных инструментов.они ездят по разным городам и выступают в разных театрах.выступали они в Китае по всей Якутии и России,А также ездили во Францию и Италию!Недавно этим летом ездили в Ярославль.Я тоже обучался там и выступал на концертах,обучение бесплатно.Я думаю вашему ребёнку лучше осваивать домру,потому как у неё 3 струны,а у гитары 6 её будет легче осваивать и если он освоит домру то гитара пойдет как по маслу!проверено собственным опытом!

Ничего протитв не имею, так как моя дочь там обучалась, прекрасные преподаватели со стажем, но, как ты ребёнку обьяснишь, что нада с начала домру освоить потом гитару. Большинство начинающих хотят сразу начать с гитары. Это надо на домбре обучиться потом на гитаре, а время уходит. Да и врядли на домбре играют теппингом, делают подтяжки, флажолеты и т д. чего нет на домбре, а научиться этому надо время. Хотя конечно выбор ваш, это чисто моё мнение, так как
моя пробабушка и бабушка играли именно на домбре.

Источник

Две струны, мистика и особые эмоции. Почему калмыцкая домбра впечатляет даже иностранцев

Как сделать домбру

После репетиций в Национальном оркестре Калмыкии контрабасист Савр Дедников приходит в свою мастерскую в здании республиканского Колледжа искусств. Маленькое помещение в самом конце длинного коридора больше похоже на самую обыкновенную подсобку — внешне с миром искусства его роднят разве что несколько афиш на стене.

«До обеда я — музыкант, а после обеда — мастер», — шутит Дедников.

Посреди комнаты — верстак, на нем — деревянный «шаблон», повторяющий очертания корпуса домбры, округлого с одной стороны. На этом шаблоне мастер не спеша собирает будущий инструмент.

«Можно сделать домбру из обычной фанеры, а можно — из дерева. Клен, особенно канадский, — вот он самый хороший, его волокна лучше всего проводят звук, недаром же скрипки Страдивари сделаны именно из него! Мне, например, нравится орех — у него тоже хорошее звучание, мягкое», — рассказывает он.

Когда «правильное» дерево подобрано, его нужно высушить и особым образом подготовить. Только после этого начинается чистовая обработка и склейка будущего инструмента.

Учиться делать домбры Савр Дедников начал 15 лет назад.

«Как получилось? Да просто пришел, как говорится, по объявлению. Тогда наше Министерство культуры набирало людей, которые хотели бы научиться делать домбру: пригласили для этого двух мастеров из Казахстана (у казахов домбра также является национальным музыкальным инструментом — прим. ТАСС). Тогда учиться пришли семь человек, в итоге остался я один, остальные побросали это дело — они были хорошие резчики по дереву, но не музыканты, вот их и не зацепило», — вспоминает мастер.

Свою первую домбру он делал целый месяц. Сейчас у него уходит от недели до двух. Но очередь из заказчиков все равно растягивается на несколько месяцев. И не только потому, что Дедников теперь — один из лучших и востребованных в Калмыкии мастеров.

«Когда учился, большого спроса на инструменты не было. А сейчас — настоящий бум, такой всплеск интереса… Заказывают и музыкальные школы, и обычные люди — для детей и просто для себя. Кто-то совсем старые инструменты приносит — что-то поправить, лады набить», — говорит он.

Устройство у домбры нехитрое — корпус, длинный гриф и две струны. «Вырезал из дерева части, отшлифовал, склеил — вот и домбра», — вроде бы подтверждает Дедников. Но тут же добавляет: «Вопрос в том, каким получится инструмент, кто и что в него вкладывает… Вот есть хороший гитарный мастер в Кисловодске, у нас многие у него заказывают домбру — очень красивые они получаются. Но звук немного другой — больше гитарный, чем домбровый».

«Самый народный» инструмент

У современной домбры — 21 лад и нейлоновые струны. В старину калмыки-кочевники играли на гораздо более простых домбрах — ладов было всего семь, струны делали из кишок животных, а дерево для домбры брали любое, какое нашлось.

Возможно, именно из-за этой простоты и доступности домбра стала истинно «народным» инструментом, говорит преподаватель отделения народных инструментов республиканского Колледжа искусств Любовь Дохаева.

«Каждый мог сделать себе такой инструмент, и каждый делал на свой вкус — была домбра долбленая, была трапециевидная, восьмиугольная. Гриф тоже каждый делал под свою руку — поэтому и длина была разная, и количество ладов — были пятиладовые, семиладовые домбры… И всегда этот инструмент был самым массовым, самым узнаваемым», — рассказывает Дохаева.

Она берет в руки небольшую простенькую домбру. На грифе надпись «Цаганур». «Это название поселка — мастер, который сделал этот инструмент, решил сразу обозначить место происхождения. Этому инструменту примерно 100 лет, на таких играли наши бабушки», — поясняет она.

Любовь Дохаева много лет руководит ансамблем калмыцких народных инструментов «Баир», в котором играют в том числе учащиеся колледжа. Созданный еще в 1980-х, сейчас «Баир» известен далеко за пределами Калмыкии — например, минувшим летом ансамбль выступал в Польше, потом — в Южной Корее.

«Мы играем не только калмыцкие произведения, в которых вместе с домброй звучат и другие национальные инструменты — хучир, лимба, йочин, но и мелодии разных народов — финские, чешские, польские, перуанские… Сейчас готовим попурри на военные темы к 75-летию Победы», — рассказывает руководитель ансамбля.

Она занимается домброй с раннего детства: «У нас и мама играла, и пели все, вместе с соседями часто собирались вместе. А когда старшие играют, молодежь тоже подтягивается. И сейчас так же — домбра есть почти в каждом калмыцком доме — даже если люди не играют, они хранят инструменты, которые остались от бабушек».

Домбра и Паганини

Народные мелодии вместе с приемами игры на домбре передаются в Калмыкии из поколения в поколение. «Калмыцкая музыка очень связана с калмыцкой речью — так, в устной традиции, до нас дошли старинные напевы, наигрыши, которые когда-то сочиняли наши бабушки и прабабушки. Неслучайно одни и те же калмыцкие песни могут по-разному звучать в разной местности — везде их интерпретируют по-разному», — говорит преподаватель колледжа искусств по классу домбры Екатерина Ахаджаева.

Но не только народные мелодии можно сыграть на калмыцкой домбре — начиная с XX века народный инструмент все увереннее звучит в мире академической музыки. А в музыкальных школах на домбре играют гаммы и классические мелодии.

«Наш калмыцкий композитор Савр Катаев написал концерт для домбры с оркестром, уделяли внимание домбре и другие современные композиторы — Аркадий Манджиев, Петр Чонкушов. В переложении для домбры мы играем произведения, написанные для других инструментов, классику — я, например, в консерватории играла Каприс № 24 Паганини. Конечно, были некоторые сложности, но все же это оказалось возможным!» — рассказывает она.

Сейчас, когда домбра стала официальным брендом республики, желающих научиться играть на ней становится все больше, говорит Ахаджаева: «Даже взрослые люди стали учиться — сейчас бесплатные уроки калмыцкой домбры проводит хурул (буддийский храм, монастырь, обитель в калмыцком (монголо-ойратском) ламаизме — прим. ТАСС). Это очень хорошо, потому что сейчас много делается для сохранения калмыцкого языка, культуры — и домбра в этом тоже очень хорошо помогает».

Спутница джангарчи

Под звуки домбры исполняется калмыцкий эпос «Джангар». Сами калмыки считают это произведение философским, священным, мистическим. Считается, что стать джангарчи — исполнителем эпоса — может далеко не каждый.

«Это большая ответственность и даже тяжесть. Есть даже поверье, что если «Джангар» будет исполнять человек, которому не следует этого делать, то жизнь его станет короче… Это очень древнее сказание, которое в ясном и доступном виде дошло до наших дней, это философия, небесное учение, удивительное по стихосложению, по звучанию», — рассказывает народный джанграчи Калмыкии Владимир Каруев.

Владимир говорит, что происходит из рода сказителей — того самого, к которому относится и известный калмыцкий сказитель Ээлян Овла, со слов которого записаны первые десять песен «Джангара». В 1990 году в Элисте легендарному джангарчи установили памятник — с домброй в руках.

Владимир Каруев со своей домброй объехал почти весь мир — был в Европе и США, Японии и Австралии. И везде публика, до тех пор не знакомая с калмыцкой культурой, очень искренне откликается на его выступления.

Каруев убежден, что домбра для исполнителя «Джангара», как бубен для шамана — не просто создает ритм, а вводит в состояние транса, делает джангарчи проводником «небесного откровения».

«Тембр звука, его частота, ритм — все имеет значение… Я очень удивлялся, когда мои выступления с большим восторгом воспринимали люди в других странах, совершенно не знающие нашего языка. Однажды я спросил об этом моих слушателей, например во Франции, и они ответили, что чувствуют особую энергию, совершенно особые эмоции», — говорит джангарчи.

Источник

Оцените статью