Что лучше фортепиано или электронное пианино

Выбор пианино: цифровое или акустическое?

Введение

Пожалуй первое, с чем сталкивается человек, решивший научиться играть (научить свое чадо) на пианино – это выбор инструмента. Причем это не только марка и цвет, это прежде всего вид инструмента: акустическое либо цифровое пианино.

1. Цифра или акустика

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический.

2. Муки выбора цифрового пианино

Самое главное — никогда не выбирайте инструмент по техническим характеристикам! И по чужим отзывам — тоже (включая этот). На вкус и цвет, сами понимаете… Рассмотрение различных моделей и сбор в конференциях мнений о них — совершенно необходимо, но абсолютно недостаточно. Это только первый, подготовительный этап. И не обращайте внимания на громкие заявления производителей о «клавиатуре, абсолютно аутентичной акустическим инструментам” и «великолепных рояльных тембрах” — все это обычный рекламный треп. Для начала определитесь, сколько вы можете потратить на покупку. К сожалению, приличное цифровое пианино — это недешевое удовольствие. Здесь самое главное — уметь вовремя остановиться. Затем решите, какие из многочисленных «функций” вам действительно необходимы, поскольку очень часто в рамках одного ценового диапазона они вступают в непримиримый конфликт с качеством звучания. Ничего бесплатного в этой жизни не бывает, и потом, маркетологам тоже нужно оправдывать свое существование. Так что, покупатель, будь бдителен! Голосуй (рублем) или проиграешь!

Источник

Какое пианино лучше, цифровое или акустическое

Классическое пианино и электронное это два разных инструмента. Выбирать между ними необходимо со знанием цели к которой стремишься.


При покупке пианино у тех кто сталкивается с этим инструментом впервые возникают 3 вопроса:

  1. Какое выбрать цифровое или классическое?
  2. Где купить?
  3. И последний, уже после того как получен ответ на первый вопрос, как выбрать из всего многообразия моделей, чтобы получить максимально хорошее пианино не выходя за рамки запланированного бюджета?

Приоритеты. Какое пианино выбрать? Цифровое или классическое?

Объективно ответить на этот вопрос практически невозможно. У кого ни спросишь, каждый хвалит то к чему привык, находит, вполне убедительные и действительно серьезные, аргументы.

Редко можно услышать о недостатках того или иного инструмента от человека который на нем с удовольствием играет. И неверно было бы обвинять его в утаивании правды или даже преднамеренном обмане. Просто достоинства выбранного пианино с лихвой перекрывают эти самые недостатки, которые, в свою очередь, становятся практически неважными и незаметными.

Поэтому, для того, чтобы получить ответ на вопрос какому, цифровому или акустическому, отдать предпочтение, прежде всего необходимо понять, что же Вы хотите получить в итоге? Каким должен быть результат покупки пианино?

Цели и результаты

Цель большинства неопытных покупателей пианино, это научиться играть самим или научить ребенка поступившего в музыкальную школу. Но результат учебы может быть очень разным.
Дело в том, что, несмотря на сильную схожесть и еще более сильное желание, производителей цифровых фортепиано, приблизить свои инструменты к классическим пианино и роялям, пока это очень разные инструменты.

Действительно близки к классическим только очень дорогие электронные инструменты купить которые может себе позволить далеко не каждый.

Главные отличия цифровых фортепиано от акустических

Основных отличий два.

Это звук (впрочем отношение к красоте звука еще более спорная тема, чем отношение к самим инструментам).
И ударный механизм фортепиано.

При игре на фортепиано пианист очень тонко чувствует как ведет себя молоточек, как он бьет по струне и отскакивает от нее, все это отдается в клавише инструмента.

Не стану утверждать категорично, не так часто я встречаюсь с электронными пианино, но ни один инструмент из всех, что я видел не соответствовал утверждению «Полностью имитирует динамику работы клавиш». Эта механика не справлялась даже с имитацией работы механики пианино, не говоря уже о рояле.

Именно техника игры на классическом пианино, которой пианист учится, позволяет ему впоследствии профессионально работать со звуком инструмента. А если учитывать и то, что молоточковая клавиатура установлена далеко не на всех инструментах…

Есть клавиатура взвешенная имитирующая только вес клавиш обычного инструмента, есть и те которые вообще не отличаются от клавиш синтезатора.

Главное, чтобы совпали ожидания и реальность

Покупая цифровое пианино и обучаясь играть только на нем, можно научиться играть на цифровом пианино. После такого обучения играть на классическом конечно можно, но вряд ли возможно действительно понять и использовать принципы работы со звуком.

Обучаясь же на классическом, перейти впоследствии на цифровое достаточно легко, а компенсировать недостатки самого инструмента, используя возможности компьютера намного проще. Тем более когда эти недостатки видны и слышны Вам как профессионалу.

Возвращаясь к вопросу, каким должен быть результат покупки пианино?

  • Если Ваша цель научиться или научить своего ребенка профессионально играть на фортепиано и образование получать профессиональное — единственный вариант, это покупка классического (непременно исправного*) пианино.
  • Если цель, это обучение ребенка в музыкальной школе и занятия дома, то без классического, исправного и настроенного инструмента не обойтись. Занимаясь дома на электронном, а в школе на классическом и сдавая экзамены на рояле, ребенок может столкнуться со множеством трудностей.
  • Если целью является просто получение начального музыкального образования с помощью домашнего репетитора, получения опыта игры и изучения нескольких произведений, и/или просто занять ребенка музыкой то вполне сгодится и электронный инструмент.
  • Если же у Вас нет цели, непременно научиться играть на фортепиано, но есть тяга к творчеству, новым экспериментам, есть желание попробовать себя в новой области, и все это напрямую связанно с музыкой — лучший вариант — покупка цифрового пианино.

Речь, разумеется, идет только о начальном образовании, и о тех, кто сталкивается с фортепиано впервые.

Хотя бы в силу бОльшего опыта, ведь такой человек играет на двух инструментах.

С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.

*P. S. Есть еще один результат обучения игре на фортепиано. И результата этого начинающие ученики добиваются не настолько редко как хотелось бы.

Очень часто результатом обучения становится сильнейшая неприязнь к фортепиано и сожаление о потерянном времени.

Причиной тому является просто неисправный инструмент. Подробнее о том как потерять желание играть и возненавидеть свое пианино читайте в статье «В лесу родилась елочка или как свести с ума медведя».

Статья, конечно хорошо, но думаю и здесь не лишним будет совет. Если Вы решили остановить свой выбор на классическом пианино, покупайте пианино непременно исправное и сразу же настройте его. Только исправный инструмент позволит не только получить пользу, научиться играть, но и делать это с удовольствием. Данный совет, актуален для тех, кто планирует приобрести пианино с рук.
Цикл статей о том как найти хорошее б. у. пианино — Как выбрать и купить пианино б.у.

Источник

Чем опасно цифровое пианино для ребёнка. Мнение музыкантов.

Чем опасно цифровое пианино для ребёнка. Мнение музыкантов.

«Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.»

«На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.» Роберт Шуман

Эти слова великого композитора и пианиста Роберта Шумана можно отнести не только к музыкальному развитию и культурному воспитанию, но также и к весьма актуальному на сегодняшний день вопросу выбора фортепиано.

Многие родители поступающих в музыкальные школы учеников, а также начинающие обучение музыке взрослые сталкиваются с огромным выбором моделей современных фортепиано и навязчивыми внушениями консультантов магазинов музыкальных инструментов. Не особенно разбираясь в особенностях акустических и цифровых пианино, родители довольно быстро поддаются стереотипным убеждениям менеджеров по продажам синтезаторов и электронных клавишных образцов фортепиано: малые габариты, лёгкий вес, удобство транспортировки, отсутствие необходимости ежегодной настройки, возможность заниматься в наушниках даже ночью, не тревожа соседей, современный и «модный» внешний вид, звучание лучших концертных роялей мира. Покрытие софт-тач и высокотехнологичные клавиши, якобы отзывающиеся на движения пальцев не хуже живых акустических пианино, – довершает систему убеждений. Но почему преподаватели всех серьёзных музыкальных учебных заведений по-прежнему твердят, что сравнивать «электронику» и «акустику» некорректно? Почему все профессионалы, концертирующие артисты, студенты, лауреаты международных конкурсов, педагоги ДШИ и просто молодые исполнители-пианисты считают акустическое пианино незаменимым для обучения классике? Почему в лучших концертных залах мира до сих пор стоят именно акустические традиционные рояли? Неужели цифровой прогресс не может достичь эффекта живых струн, звучания резонаторных полостей и многогранного обертонового наполнения?

«Прежде всего, пианола совершенно отлична от своего собрата фортепиано, с которым состоит всего лишь в братском родстве. Никогда посредственный механизм не сможет заменить живого артиста и вытеснить его с концертной эстрады» — Эрик Сати, статья «Игры Игоря Стравинского».

«Положи на фортепиано какой-нибудь другой инструмент, например, гитару, а на одну из струн её ― небольшой клочок бумаги; потом начни перебирать на фортепиано все клавиши одну после другой: бумажка будет спокойно лежать до тех пор, пока ты не заставишь прозвучать ноту, одинаковую с той, которую издаёт струна гитары; но лишь только ты дотронешься до клавиши, то в то же самое мгновение струна зазвучит, и бумажка слетит долой; следовательно, по какому-то непонятному сочувствию мёртвый инструмент отзовётся на голос живого» — Михаил Загоскин «Вечер на Хопре».

Основная причина одна – синтезированная аудиозапись звука каждой клавиши и пластмассовая клавишно-коробочная конструкция никогда не сможет заменить законы физики и акустики, на которых основывается природа звуковых волн и их колебаний в резонаторном пространстве. Дело в том, что невидимое глазу колебание струн акустического пианино рождает целую сетку обертонов и унтертонов – верхних и нижних призвуков нот в других регистрах, создающих неповторимое очарование глубины тонов и магии «живого» звучания инструмента. Вы не играете никаких дополнительных нот, но их призвуки невидимым образом появляются и складываются в непостижимый состав простого унисона, внутри которого можно услышать целый аккорд. Именно благодаря этому насыщенное и бархатное звучание акустического пианино вызывает настоящий трепет в душе. Электронные аналоги лишь вырезают отрывки звуковысотных положений тонов, которые получаются тусклыми, пустыми и безжизненными. Однако, во время исполнения на цифровом фортепиано аккордовых последовательностей и пассажей на педали, происходит противоестественное наслоение искусственных призвуков, тембровых формант, которые создают диссонирующее, отталкивающее восприятие. За такими инструментами нет желания просиживать долгие часы, наслаждаясь игрой. Появляется непроизвольное отторжение звуков инструмента организмом, неприятие, внутреннее осознание чего-то чуждого человеческой природе слуха. Дополнительное негативное давление на психику оказывает множественное наложение беззвучных (на первый взгляд) пространств, в которых производилась звукозапись живых инструментов для звучания клавиш цифрового пианино. Представьте себе, что на акустическом пианино вы играете в своей собственной комнате в настоящем времени, вы слышите окружающий фон и обстановку, которая является приблизительно одинаковой для каждой ноты. Вы можете отличить гул и сигналы машин за окном, а также посторонние шумы. В случае же цифрового пианино, запись каждой клавиши производится в вакуумных студиях звукозаписи, маленьких помещениях, поглощающих посторонние шумы. Запись каждой клавиши происходит в двух-трёх уровнях громкости (этого крайне недостаточно для качественного восприятия звука). Автоматически со звучанием концертного рояля добавляются акустические особенности помещения, его давящая тишина и неуловимые призвуки, энергетика пространства. Заметьте, запись проходит для каждой ноты отдельно, обработка же аудиоматериала происходит при помощи семплера, на котором крайне сложно обработать фортепианное звучание качественно. По причине этого к записи добавляется синтезированная маскировка и сглаживание, добавление аудиовыравнивания. Таким образом, восприятие такого «инопланетного» тембра становится крайне опасным (и довольно малоизученным медициной) для детской психики, развития мозга и нервной системы. Представьте себе, ведь ребёнок проводит за инструментом по несколько часов в день! С педагогической точки зрения, такой ученик не сможет получить правильное восприятие звука, а значит, и не сможет грамотно им владеть, не говоря уже о технических особенностях нажатия на клавиши, динамических оттенках, нюансировке и звукоизвлечении.

Что же говорят об электронных пианино сами музыканты, профессора и студенты МГК им. Чайковского и РАМ им. Гнесиных? Давайте прислушаемся к мнению специалистов, подходя к вопросу без лишних эмоций. Только факты, на основе которых Вы сможете сделать собственные выводы.

«Басы глуховато звучат на электронном пианино. Нет насыщенности звука. Плюс в электронном пианино только один – можно заниматься в наушниках ночью, а главный минус в том, что оно мёртвое, на нём невозможно выполнить тончайшую нюансировку, нельзя сделать крещендо или диминуэндо. Также отталкивает неприятная «попсовость» тембра. Может быть и есть цифровые инструменты, которые максимально приближены к живому, но есть ли смысл тратить такие бешеные деньги на них, когда на эту сумму можно приобрести не игрушку со звуком пианино, а настоящее пианино»?

«Даже мое старое, советское, заболевшее пианино все равно бесконечно лучше этой мертвой цифры. У цифрового пианино звук водянистый, он просто НИКАКОЙ; несмотря на обилие моделей – существенной разницы в тембрах нет. Даже полифонии в 256 голосов не хватает для необходимого звучания. Это особенно заметно, если играть различные диссонансы – неблагозвучные аккорды и резкие интервалы. На электронных пианино верхний регистр звучит как нож по стеклу, а звучание диссонанса на акустике можно назвать интересным, но никак не противным. У меня не абсолютный слух, но даже я это слышу. Также очень тусклые и “далекие” звуки 4 и 5 октавы».

«Фразировки толком не сделаешь, а виртуозные пассажи сливаются в свист! Пришлось однажды играть концерт на дорогой модели, впечатление – отвратительное»!

«Когда играешь на «живом» акустическом пианино, весь инструмент резонирует, эта вибрация через руки и ноги передается всему телу, ты чувствуешь примерно то же самое, что и сёрфер, который ловит в океане огромную волну, это не воспроизвести никакой электроникой. Когда я нажимаю на клавишу настоящего фортепиано, я уже в пальце, через клавишу, чувствую колебания струны, могу прикоснуться к инструменту и ощутить, как он поет, вибрирует. На цифре этого нет, звук от меня оторван».

«Клавиши у цифрового пианино легче, чем у акустического, можно весьма прилично потерять в технике. Меня также немного раздражает, что клавиши пластиковые и лёгкие, мне не хватает их веса. Педалью настоящего акустического пианино тоже пользоваться сложнее, нужно учиться ритмичности, нужной степени нажатия, чтобы не получилось грязи. На электронном педаль слишком упрощённая и невесомая, нет глубины и степени меры, что, опять же, плохо для техники. Для человека, который планирует заниматься музыкой, это может быть лишь вынужденный вариант для тренировок ночью в наушниках. Для профессионального взрослого музыканта можно и электронику. Если для перспективного ребенка, то ни в коем случае».

«В классе и на сцене дети сталкиваются с настоящим, «живым» фортепиано, на котором приходится ДОБИВАТЬСЯ красивого звука, корректируя слух с мышечными рефлексами и машинальными эмоциями. В подобной ситуации термин «индивидуального звукоизвлечения» оказывается бессмысленным. Проблема в том, что ведь и на электронном пианино необходимо соединять слуховое восприятие и мышечные ощущения. Но там они другие. На акустическом и на цифровом инструменте это делается по-разному, и, в итоге, домашняя работа учеников оказывается совершенно бесполезной в классе. Она не приносит никаких результатов. Ребёнок лишается прогресса и улучшения своих навыков, пианизм в руках не формируется. Более того, звукоизвлечение на одном и том же цифровом пианино в наушниках и без них происходит по-разному. А две пары наушников разного качества и вовсе вносят искажения в связь слуха с мышечными ощущениями. Цифровой инструмент – это лишь поддержание уже имеющегося уровня игры и испытание на приспособляемость к постоянно меняющимся условиям. Нужно действительно напрягаться, прислушиваясь к внутреннему слуху на ходу, подстраивать руки, чтобы получить желаемый звук. Для детей – это уж слишком»!

«На акустике нужно учиться извлекать звук. А на цифре он уже ровный, записан с концертного рояля, при нажатии важна только сила. В «живом» пианино больше нюансов: я могу нажать клавишу прямым, плоским, закругленным, мягким, твёрдым и т.п. пальцем – и будет звучать по-разному, хотя сила нажатия, на первый взгляд, одинакова. На звук влияет даже мысленный посыл и внутреннее отношение, предвосхищение эмоционального состояния ноты. Например, в интернете много видеозаписей, где любители с ужасной постановкой рук играют популярные мелодии. При этом со стороны выходит, казалось бы, и красиво, но, если бы они такими пальцами играли на настоящем инструменте, то это звучало бы ужасно. И особенно яркий пример: на акустике иногда используется прием беззвучного нажатия клавиш, чтобы необходимые струны резонировали и обогащали звук обертонами. На цифровом пианино этого не сделать: даже если и удастся нажать беззвучно (для этого надо еще сильно постараться), то никакого звукового фона и эмоционального эффекта это не даст».

«Для академического пианиста и ученика классической музыкального образования все электронные и цифровые аналоги настоящего инструмента являются суррогатом. Когда на некоторых концертных площадках приходится аккомпанировать скрипачам и флейтистам на цифровом инструменте, меня постоянно сопровождает чувство досады, нервозности, даже какой-то озлобленности на вынужденную ситуацию – и так каждый раз. Речь идёт о разных инструментах и разном репертуаре для них. Цифровые и электронные клавиши подходят для эстрады, они изначально были созданы специально для стилей джаз, рок и поп, которые требовали новых условий игры, удобному сведению эстрадного вокала и аккомпанемента, звукозаписи, возможности монтажа. Если вы планируете играть только в этих жанрах – вам прекрасно подойдёт электроника. Но как можно играть на такой жалкой пародии Шопена и Баха»?

«Если в ребёнке обнаружили задатки великого пианиста, заниматься на цифровом инструменте ему, конечно, не стоит»

Основной проблемой является стандартная ситуация: никто не может знать заранее в начале обучения, станет ли ребёнок впоследствии музыкантом, любителем, профессионалом или даже гением. Это не может знать зачастую даже опытный педагог, поскольку ранние таланты могут впоследствии угаснуть. Некоторые дети имеют тенденцию лениться, некоторые могут потерять интерес, некоторые – увлечься другими профессиями. В то же время, упорные и трудолюбивые середнячки впоследствии нередко пробиваются вперёд, обгоняя лучших учеников, подающих такие большие надежды вчера. Ими движет желание многого добиваться, даже если в детстве их было невозможно заставить сесть за инструмент, в них просыпается со временем непостижимая любовь к музыке, которая, иной раз, взращивает гораздо более сочные плоды, нежели один пустой талант без труда. Нужны десятилетия, чтобы ставить прогнозы относительно будущего того или иного ребёнка. Что уж говорить о родителях, которые далеки от музыкального образования, но уже заранее ставят крест на своём пятилетнем ребёнке: «Особо таланта мы в нём не видим, в пианисты не готовим, нам только для себя». Откуда вы знаете, дорогие родители, как захочет этот маленький человечек распорядиться своими навыками в дальнейшем? Для себя, для вас или для всего человечества? Откуда вы знаете, какие задатки в нём дремлют и на что способна его сила воли? Как смогут развить его первоначальные данные талантливые и самоотверженные педагоги, как сложится его судьба, с кем сведёт? К слову сказать, Денис Мацуев никогда не собирался быть пианистом, он любил футбол и даже в Москву поступать в музыкальное училище согласился лишь для того, чтобы смотреть матчи любимой команды вживую. Сегодня он не просто концертирующий артист, он развивает будущее российского музыкального образования и в прямом смысле слова воспитывает культурное составляющее нации.

«Основная проблема детского музыкального образования сейчас – это отсутствие инструментальной базы, замена акустических инструментов синтезаторами и цифровыми аналогами пианино, абсолютное лишение кинестетики – тактильного уровня мышления учащихся средних школ.

Я попытался организовать рояльное движение – езжу по регионам и пытаюсь убедить губернаторов закупить для школ и концертных залов нормальные рояли. Приобретено уже более 50 инструментов. Но это – лучше мировые марки.

Необходимо вкладывать в образование, необязательно ведь оценивать все с точки зрения выгоды и навара. Можно думать и о более ценном, о том, что выше материального» Денис Мацуев.

В заключении хотелось бы процитировать отрывок из педагогической книги Григория Ганзбурга «Ваш ребёнок и музыка», которую, к слову сказать, он посвятил своему деду, врачу-педиатру Соломону Александровичу Цейнеру, прекрасно разбирающемуся в особенностях растущего детского организма и влиянии внешних электронных раздражителей на нервную систему:

Источник

Оцените статью