Музыкальная теория для чайников. Часть 1
Я так понял, что пришло время мне, практикующему музыканту и человеку без музыкального образования, объяснить музыкальную теорию простым человеческим языком, чтобы можно было сразу понять, что делать. Я последний год пропускал просьбы людей объяснить куски музтеории, думая, что всё можно легко прогуглить и почитать на Википедии. АГА, *****, ЩАС! Не угодно ли ознакомиться со статьёй из Википедии под названием «Тональность»?!
Тона́льность (греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — 1) принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой.
Дальше имеет смысл копипастить, или зал уже погрузился в кому? Я пишу песни 6 лет, и у меня сейчас лопнул спинной мозг от этого определения. Так что я понял, что я должен объяснить элементарные вещи элементарными словами. Без «центральных категорий» и «функций тональности».
Этот текст я написал для людей, которые только начинают писать музыку на компьютере, и понимают, что кое-что из музыкальной теории им всё-таки пригодится. Для людей, которые уже попробовали надкусить книги из музшкол и музучилищ и поняли, что книги эти — из смеси гранита, мрамора и алмаза, и ничего, кроме сломанных зубов после этих книг не останется.
Пока не знаю, какой формат будет наилучшим, так что начну просто с какого-нибудь. Как говорил Наполеон — главное ввязаться в бой, а там видно будет. Возможно, ниженаписанный текст даже приведёт к захвату Европы, кто знает. Однако, начнём. Пусть это будет формат беседы ученика и учителя.
-Что такое аккорд?
Аккорд — это одновременное звучание нескольких нот. Обычно трёх, иногда четырёх-пяти — да хоть десяти. Можно назвать звучание двух нот аккордом. Одна нота — это уже не аккорд.
-Как связаны между собой ноты аккорда? По какому принципу они выбираются? Можно ли произвольные три ноты считать аккордом?
Да. Можно произвольные три ноты считать аккордом. Аккорд — это просто название явления, когда ты играешь одновременно несколько нот. Но если играть произвольные ноты — звучать они будут скорее всего отвратительно. Чтобы всё звучало прилично, есть специальные законы построения аккордов. Например, классическим считается аккорд до мажор. С него обычно в музшколах начинают изучение аккордов, его просто взять, и он нормально звучит, т.е. весело и без претензий. ))
-Почему он называется «до мажор»?
Потому что он построен от ноты до. И мы возвращаемся к предыдущему вопросу о связи нот в аккорде между собой. Что значит, что аккорд построен от ноты до? Это значит, во-первых, что мы решили, что нота до в аккорде будет главной. Поэтому, собственно, он и называется именно до мажор, а не хрен мажор. А во-вторых, это значит, что следующая нота по законам построения мажорного аккорда должна быть выше исходной ноты до на 4 полутона, а следующая за ней — на 7 полутонов выше исходной ноты до (или на 3 полутона выше второй ноты).
-Что такое полутон?
Полутон — это расстояние между любыми двумя соседними нотами. Смотри на рисунок выше. Справа от ноты до находится чёрная клавиша с надписью C# (до диез)/Db (ре бемоль). Эта нота соседняя, значит, она выше ноты до на полтона (на полутон). Справа от этой чёрной ноты нота ре — она выше до диеза ещё на полутон. Значит, ре выше до на два полутона. Два полутона — это тон. Ре диез выше, чем ре, на полутон. Дальше идёт ми. Получаем, что ми выше, чем до, на 4 полутона. Вот она нам и нужна для построения мажорного аккорда. Ползём дальше. ми (+4 полутона от ноты до)-фа (+5 полутонов)-фа диез (+6 полутонов)-соль (+7 полутонов). Вот и вторая нота. И аккорд до мажор выглядит как на рисунке. До-ми-соль.
-Это универсальная схема насчёт того, что взять ноту, потом взять на 4 полутона выше, и взять на 7 выше, или для каждого аккорда своя формула?
Это универсальная схема. Точно так же можно построить мажорный аккорд от любой ноты. Какой мажорный аккорд ты хочешь построить?
Хороший выбор. Каждый музыкант должен за свою карьеру вырастить подражателя, посадить голос и построить ля диез мажор. Итак, с чего мы начнём это делать? Какая нота в ля диез мажоре главная?
-Это вопрос для идиотов. В ля диез мажоре главная нота — ля диез.
Именно. Кстати, «главная нота» называется термином тоника. Итак, тоника — это ля диез. Какая вторая нота?
-Ля диез — си (+1 полутон) — до (+2 полутона) — до диез (+3 полутона) — ре (+4 полутона). Это нота ре.
Именно она. Какая третья?
-Ре (+4) — ре диез (+5) — ми (+6) — фа (+7). Фа.
-Значит, ля диез мажор — это ля диез — ре — фа?
Да. Вот как выглядит ля диез мажор:
-Пока всё очень просто. Ещё я слышал есть минорные аккорды. Чем они отличаются от мажорных?
Местоположением второй ноты. Если в мажорном аккорде для построения второй ноты мы отсчитываем 4 полутона от тоники, то в минорном отсчитываем 3. А третья нота остаётся та же — на семь полутонов выше тоники. Это единственная разница между минорным и мажорным аккордами. Попробуй теперь построить аккорд соль минор.
-Тоника — соль. Соль — соль диез (+1) — ля (+2) — ля диез (+3). Вторая нота — ля диез. Считаем третью. Ля диез (+3) — си (+4) — до (+5) — до диез (+6) — ре (+7). Соль минор: соль — ля диез — ре.
-А я не спрашиваю, я утверждаю!
-Я видел, пацаны во дворе играют на гитарах песни. Вчера играли песню Нойза Из окна. Я погуглил и узнал, что аккорды к этой песне C G Am F. Что это вообще значит и как этим пользоваться?
На картинках выше нарисованы английские буквы над каждой нотой. Это зарубежные обозначения аккордов. У нас — ля, у них — A. У нас — ре, у них — D. И так далее. Так что аккорды на Из окна — это До, Соль, Ля, Фа. У аккорда Ля приписка — маленькая буква m. Это означает, что аккорд минорный. Если этой буквы нет, как у остальных аккордов, значит, это аккорды мажорные.
-Ну-ка, правильно ли я понял. Аккорды на Нойза — это до мажор, соль мажор, ля минор, фа мажор?
Да, ты сказал истину.
Проще некуда. Поменьше читай Википедию. Там некоторые статьи написаны как будто специально для того, чтобы демотивировать людей, пытающихся в чём-то разобраться.
-Хорошо. Тогда пошли дальше. Я написал в Кубейсе последовательность аккордов, как у Нойза, — C G Am F. Они звучат у меня через плагин рояля Galaxy II. Теперь я хочу написать партию баса. Я попробовал это сделать сам, но явно слышу, что некоторые ноты не подходят и всё портят. А некоторые ноты звучат хорошо. Есть ли тут какая-то система?
Это отличный вопрос. Система, и правда, есть. Всё дело в первом аккорде. В нашем случае это до мажор. Первый аккорд задаёт тональность песни.
-Тональность песни? Это случайно не принцип лада, центральной категорией которого является тоника? А то я где-то слышал что-то подобное. Кажется, как раз перед тем, как провалиться в кому.
Слушай меня внимательно. Тональность — это сетка нот, звучащих одновременно с данным аккордом без явных диссонансов.
-Таааак, стоп, стоп, стоп! Что значит сетка нот? Рыболовная сетка? Или сетка для большого тенниса? Ну-ка говори конкретно.
Ты прав. Неконкретное изложение мыслей — это то, за что я буду расстреливать людей, когда приду к власти. Итак, давай возьмём аккорд до мажор. Тональность для этого аккорда определяют две вещи: тоника и мажорность/минорность аккорда. Тоника у нас — до, а аккорд — мажорный. Значит, тональность у нас будет называться до мажор.
-Пока так и не понял, что такое тональность, но пока задам другой вопрос — тональность всегда совпадает с названием первого аккорда?
Не всегда, но в большинстве случаев. В песне Нойза она совпадает с первым аккордом, и давай пока не говорить на тему «Всегда», а будем постепенно двигаться от небольших конкретных примеров к вселенским обобщениям и мировому господству. Итак, у нас тональность — до мажор. Теперь вернёмся к сетке. Сетка — это однозначно определённая для данного аккорда последовательность нот, которые звучат без диссонанса.
-Какого ещё диссонанса?
Диссонанс — это когда звучит плохо и убого. Это, на первый взгляд, субъективное ощущение, но когда ты промахиваешься по нотам, это субъективное ощущение возникает просто у всех, так что можно считать его объективным.) Итак, мажорная тональность строится по следующей схеме: взяли тонику, это первая нота тональности. К этой ноте прибавили тон — это вторая нота. К ней (ко второй ноте) прибавили ещё тон — это третья нота (это вторая нота аккорда, если помнишь), к этой ноте прибавляем полутон — это четвёртая нота. К четвёртой прибавляем тон — это пятая нота (она же — третья нота аккорда). К пятой прибавляем тон — это шестая нота. К шестой прибавляем тон — это седьмая нота. Если к седьмой мы прибавим полутон, мы снова вернёмся к исходной ноте, но она уже будет на октаву выше тоники.
Да, октава. Октава — это расстояние между двумя нотами, равное 12 полутонам. Физически это означает то, что более высокая нота имеет частоту колебаний ровно в два раза выше. Название остаётся то же. Если исходная нота была до, значит, и на октаву выше тоже будет до.
-Значит, схема построения тональности. Как её можно сформулировать кратко и понятно?
-Да, это уже хорошо.
Попробуй, пользуясь этой формулой, найти ноты в тональности до мажор.
-Окай, ман. Держись за поручни! Всем от винта, я строю до мажор!
Оно! Вот как это выглядит на клавиатуре:
-Да, всё понятно. Только два вопроса. Первый. Почему ты так рисуешь картинки, словно над этой клавиатурой пианисту отрезали пальцы и покрасили клавиши его кровью?
Я похоронил талант в нотах. Фотошопер из меня не вышел.
-Ясно. Ладно. Второй вопрос — правильно я всосал, что в тональность до мажор входят все белые ноты клавиатуры?
Да! Входят все белые ноты и только они.
-Это выглядит по-читерски. Давай что-нибудь посложнее.
С удовольствием. Давай для разнообразия возьмём мою песню История одного убийцы.
-Давай. Как мне определить тональность этой песни?
Это правильный вопрос. Годный. Задай ещё 99 таких вопросов, и ты попадёшь в рай. Самый простой способ, грубоватый, правда, и в редких случаях неточный, — это воспользоваться программой Virtual DJ. Тональность будет определена мгновенно, правда, умнее от этого ты не станешь, как, к примеру, нельзя накачать мышцы ног, если каждый день подниматься домой на лифте. Однако мы с тобой занимаемся обучением, так что давай копать в глубину. Итак, как определить тональность песни. Для этого нужно определить гармонию песни.
-Пфжппввфжьфвьвьвьф *звук, издаваемый человеком, который набрал полный рот, скажем, супа, вдруг увидел что-то неприемлемое, и теперь часть супа покрыла поверхность родных и близких* ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ?
Гармония — это последовательность аккордов, используемых в песне. Например, в песне Из окна гармония — C G Am F. До мажор — соль мажор — ля минор — фа мажор. Можно сказать не «определить гармонию», а «подобрать аккорды» — это будет, по сути, то же самое.
-Т.е. то, что можно в инете найти по запросу «Аккорды гимн России» — это будет заодно и гармонией?
-Окей. Как определить гармонию песни?
Это непростой вопрос, я сам не готов тебе на него ответить. Бесполезно рассказывать, как это делаю я. Я включаю песню, беру гитару, начинаю подыгрывать песне и за 5 секунд вхожу в тональность и ещё через пару секунд определяю гармонию. Ключевым здесь является мой навык слышать отношение между музыкой и нотами, что я издаю. Его я развивал неспешно, в течение 12 лет, просто играя и подбирая песни, которые мне нравятся. Тебе этот вариант не подходит, потому что ты хочешь научиться быстро и без лишних действий. Я тебя понимаю и с удовольствием помогу в этом, но пока я не могу сформулировать самый краткий путь для этого. Поэтому сейчас мы определим гармонию более простым способом. Зайдём в раздел Аккорды и посмотрим её там.
-Не понял, что за отношение, но в любом случае это всё дерзко.
Конечно. Итак, гармония:
Однажды это случится, поверь.
-Когда мы разбирали Нойза, мы выяснили, что тональность обычно совпадает с первым аккордом. Здесь тональность фа диез минор?
Нет. Вступление здесь в одной тональности, а первый куплет — в другой.
-Т.е. тональность может меняться прямо по ходу песни?
Может, хотя это явление редкое. Этим занимаются только фанаты мюзикла Notre Dame de Paris вроде меня. В этом мюзикле смены тональности в некоторых песнях происходят по несколько раз.
-Окай. Что мне тогда делать? Какую тональность строить?
Обе. Фа диез минор и до диез минор.
-Хм. А как строится минорная тональность? Раз минорный и мажорный аккорды отличаются, то и тональности, наверное отличаются?
Это правильный вопрос. Тебе осталось 98 вопросов, чтобы попасть в рай. Минорная тональность, действительно, отличается от мажорной. Её схема выглядит так: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Сам принцип построения тот же. Попробуй построить тональности, зная это.
1. Тоника — фа диез
2. +тон — соль диез
8. + тон — фа диез
Да. Выглядит вот так:
Теперь дай мне до диез минор.
1. Тоника — до диез
5. +тон — соль диез
Кстати, раз уж ты так старательно нумеруешь каждую ноту тональности, я не могу не рассказать об одном интересном моменте. Эти числа, которые ты ставишь слева от нот, действительно, очень активно используются в музтеории. Они называются ступени. Возьмём эту же тональность до диез минор. До диез — это первая ступень, она же тоника. Ре диез — вторая ступень. Ми — третья ступень. Фа диез — четвёртая, соль диез — пятая и так далее. С учётом этого сакрального знания мы можем считать, что в любой тональности аккорд — это просто сочетание трёх ступеней: первой (тоника), третьей (выше я её называл второй нотой аккорда) и пятой (индейское имя — Третья Нота Аккорда).
-Это придумано для удобства? Чтобы не говорить «третья нота аккорда», а говорить пятая ступень?
Да, это для удобства. Например, издревле замечено, что пятая ступень звучит очень красиво. Я могу, например, не особо придумывать партию баса, а просто сказать басисту гармонию (например, Am F C G) и сказать: играй 1-5-1-5 напролом, и он поймёт меня мгновенно.
-Ну-ка, объясни, чтобы сначала я понял. 1-5-1-5 — это что такое?
Это как раз ступени. Значит, басист должен играть по очереди 1-ю ступень, потом 5-ю, потом снова 1-ю, потом снова 5-ю. И так — на каждом аккорде.
-Мммм. Пааааадажди. Если мы берём аккорд ля минор, то это ноты ля-до-ми. Ля — тоника, первая ступень. До — третья ступень и ми — пятая. Т.е. когда будет звучать аккорд ля минор, басист будет играть ля-ми-ля-ми, да?
-А потом начнёт звучать аккорд фа мажор. Неужели басист должен продолжать играть ля-ми-ля-ми? При том, что в аккорде фа мажор ноты ми нет и звучать она скорее всего будет погано?
Логичный вопрос. Дело в том, что ступени — это штука относительная, которая «крепится» на аккорд. Пока играет ля минор, у нас тоника ля. Как только мы перешли на фа мажор, теперь у нас тоника фа!
-Ох ни хрена себе! И когда ты собирался мне об этом сказать?!
Только после того, как ты задал вопрос. Пока ты не задал вопрос — ты не готов к ответу, и ты его просто не услышишь.
-Дерзкое предположение. Однако, похожее на правду.) Окай, значит, сменился аккорд — сменились ступени. Значит, теперь нам нужно выяснить, какова пятая ступень у фа мажора.
Ты сделаешь это без моей помощи. Помнишь схему построения мажорной тональности?
-Схема построения мажорной тональности тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
-Так только такая и должна быть у того, кто хочет стать мастером! Итак, фа (I ступень, тоника) — соль (II ступень) — ля (III) — ля # (IV) — до (V). Значит, для аккорда фа мажор пятая ступень — до. Значит ли это, что на аккорде фа мажор басист будет играть фа-до-фа-до?
Источник