Бас гитара: с чего начать?
Видов гитар очень много, но самыми популярными являются акустическая гитара, классическая гитара, бас-гитара и электрогитара. Мы поговорим о том, что такое бас-гитара, как начать игру на бас-гитаре, для чего нужна бас-гитара, чем отличается бас-гитара от соло гитары, что можно играть на бас-гитаре. На вопрос что лучше бас-гитара или электрогитара ответить очень сложно, поскольку прежде чем выбрать тот или иной инструмент, нужно учитывать свое желание и, конечно же, способности.
Правда ли, что на бас-гитаре легче научиться играть, чем на других видах гитар?
Существует мнение, что освоить бас-гитару гораздо легче, чем другие виды гитар. А если владеете акустической или электрогитарой, то учиться играть на бас-гитаре не нужно. На самом деле это абсолютно неверное мнение. Бас-гитара отличается от других гитар, а путь овладения инструментом не такой уж и простой и достаточно тернист.
Важно сразу же научиться правильно держать инструмент и соблюдать некоторые другие приемы, о которых мы и поговорим.
Кто может научиться играть на бас-гитаре
Осилить бас-гитару и получать от этого удовольствие могут даже те, кто почти не имеет музыкального слуха. Главное – это труд и упорство. Тогда станете настоящим мастером. Но вот вопрос в том, захотят ли такие начинать играть.
Сразу нужно выбросить из головы мысли о том, что если научились играть на акустической или электро- то вам не нужно учиться на бас. Главное набраться терпения и следовать простым рекомендациям, которые позволят не разочароваться сразу же. И помните, что у вас обязательно все получиться.
Рекомендации начинающим
- Первым делом найдите хорошего учителя, который будет вас обучать всем тонкостям игры, для этого не скупитесь, в будущем результат превзойдет все ожидания.
- В начале не делайте акцент на исполнении песен, лучше накапливайте теоретические знания, которые в дальнейшем и воплотите в теоретические умения. Музыкант не столько должен уметь воспроизводить ноты, сколько создавать музыку. Учитесь чувствовать ритм, оттачивайте технику.
- Не зацикливайтесь на одном жанре, даже если другие не воспринимаете. Играйте тяжелую музыку, «джаз». В этом случае учите музыку, а не жанры. Для такого инструмента как бас-гитара жанры могут смешиваться и переплетаться.
- Не ленитесь изучать историю музыки от её возникновения и до современности. Это очень важно, поскольку начало дает основу современной музыке.
- Наберитесь терпения, важно понимать, что освоить инструмент за один день у вас никак не получиться. В начале обучения не играйте быстро, не подражайте профессионалам, помните, что они достигли такого уровня мастерства за годы упорного труда.
- Никогда не отчаивайтесь, верьте в свои силы и у вас обязательно все получиться.
Учимся держать инструмент правильно
Правильно держать бас-гитару – это одно из главных в процессе обучения. Чем правильнее её держите, тем быстрее освоите технику игры. Не игнорируйте, это очень важный момент.
Играют на бас-гитаре в двух положениях: стоя и сидя. Большого различия здесь нет, но есть некоторые моменты. Удобнее играть сидя, но в некоторых ситуациях, например, выступая на сцене, этот вариант не подойдет.
Для игры сидя, выберите стул средней высоты. Разместитесь на стуле таким образом, чтобы ноги были немного раздвинуты. Возьмите инструмент таким образом, чтобы головка грифа находилась на уровне плеча или немного выше, тут уж как вам будет удобнее. В таком положении вам будет удобно играть. Правая рука находится в таком положении, чтобы локоть находился на основании корпуса инструмента.
Для игры в положении стоя вам понадобиться специальный ремень. Его длина должна быть такой, чтобы головка грифа, как и в положении сидя, находилась на уровне плеча. Ваша правая рука не должна быть скованна, она свободно двигается, поскольку нужно играть на всех четырех струнах.
Основные приемы
Есть три типа игры на бас-гитаре, которые мы и представим.
Первый приём – игра «щипком», его официальное название пиццикато. Этот приём используется тогда, когда нужно создавать мягкую музыку, во время легких партий, распространен в джазе. Можно использовать любой палец, только не мизинец. Для создания музыки выполняются щипковые движения.
Следующий приём называется слеп. Он выполняется ударом боковой стороной большого пальца по струнам.
Третий приём предусматривает использование медиатора. Такая техника используется в том случае, если нужно получить более жесткие звуки. Такой приём очень распространен в тяжелой музыке.
Еще одним отличием бас-гитары от других видов является то, что здесь пальцы обозначаются буквами, а не цифрами. В данном случае обозначаются все пальцы, кроме мизинца, который практически не используется в процессе игры.
И помните, что учиться играть на бас-гитаре – это тяжелый труд, который требует немало усилий, терпения. Не отчаивайтесь, если что-нибудь не получается.
Источник
Справочник гитариста по игре на бас-гитаре
20 советов, которые помогут тебе думать и играть как настоящий бас-гитарист.
Бас-гитара – это нечто большее, чем просто гитара без двух струн. Она имеет другой звук, длину мензуры, ощущение и роль в музыке. И во многих случаях требует иного концептуального и технического подхода.
Гитаристы, для которых игра на басу в новинку, часто просто дублируют партию гитары на октаву ниже. Безусловно, такой подход тоже имеет право на жизнь. Для примера подойдут Aerosmith “ Sweet Emotion ,” Led Zeppelin “ The Ocean ” и Pantera “ I ’ m Broken .”
Но с бас-гитарой можно сделать что-то большее.
Как бас-гитарист, который позже взялся за гитару, я вывел 20 главных рекомендаций, которым следую, играя на бас-гитаре. Примени их, и ты услышишь, как твоя игра улучшится, потому что сможешь думать и играть как настоящий бас-гитарист.
1. Играй в рамках песни
Чаще всего на бас-гитаре требуется играть сдержанно и нежно, а не демонстрировать свою технику и блестящие ходы. В большинстве ситуаций лучше работать главным образом с тониками аккордов и придерживаться бочки и малого барабана.
«Шагающий бас» появился в джазе и блюзе, но с тех пор он освоился и в других жанрах. Этот термин относится к методу игры, в котором линия баса находится в постоянном движении в противовес остановке на одной ноте или её повторению. Басовая линия «шагает» от тоники одного аккорда вверх или вниз к тонике следующего, чаще всего в ритме 4/4 с редкими украшениями.
Чтобы добиться этого, применяются «переходные ноты» для ровного соединения и заполнения интервалов между разными тониками при смене аккордов. Переходные ноты могут представлять из себя любые сочетания нот аккордов (арпеджио), нот лада (который относится к аккорду) и переходных хроматических нот.
В целом, ноты аккордов – это беспроигрышный вариант в музыке, потому что они звучат гармонически согласованно, тогда как ноты ладов добавляют налет легкого диссонанса, когда звучат вместе с фоновым аккордом. Чем больше используются хроматические ноты, тем более диссонирующей становится басовая линия. Плохо это или хорошо – тебе подскажет твой вкус.
Рисунок FIGURE 1 демонстрирует типовой шагающий бас в блюзе. Несмотря на то, что басовая линия оживлена ритмическим разнообразием со стаккато, свинговыми 8-ми нотами и триолями в конце каждого такта, она довольно гармонична, так как использует в основном ноты аккордов (тоника, пятая и доминантная седьмая ступени) с короткими хроматическими заполнениями на пути к пятой ступени.
На рисунке FIGURE 2 изображена «шагающая» басовая линия в стиле джаз поверх тех же двух аккордов,но в ней хроматические переходные ноты применены в значительно большем количестве. Обрати внимание на разницу в структуре между этими двумя примерами: первый — очень угловатый, второй — гладкий и перекатывающийся. Также отметь использование «мертвых» нот (отмечены как X в иллюстрации), которые помогают движению басовой линии. Они исполнены ударом по струне, которая слегка заглушена правой рукой.
Когда ты строишь «шагающую» басовую линию, лучше всего опираться на тонику всякий раз, когда происходит смена аккордов. Когда ты остаешься на одном аккорде несколько тактов, то будет разумно играть тонику на сильную долю каждого последующего или каждого четвертого такта в зависимости от того, насколько основательную басовую линию ты хочешь получить.
Концепция «шагающего» баса применима не только в свинговых ритмах, но также может быть использована в контексте рока с ощущением восьмых нот. Вдохновленная Herbie Flowers, сделанная с умом работа на басу в David Bowie “Rebel Rebel” 1974 года (рисунок FIGURE 3) является достаточно простым примером великолепного использования ладовых переходных нот и заполнений для разнообразия басовой линии поверх повторяющейся двухаккордовой прогрессии.
3. Держись рядом с барабанщиком
В ритм секции роль бас-гитариста заключается в посредничестве между барабанщиком и остальной группой. В большинстве случаев тебе нужно, чтобы барабаны и бас-гитара звучали как единое целое. И лучший путь добиться этого – это строить басовую линию так, чтобы она идеально подходила под удары бочки и малого барабана. Использование тоники в октаву часто является замечательным вариантом, чтобы добиться этого. Нижняя октава соответствует удару бочки, а верхняя приходится на удар малого барабана, обычно в ритме два-четыре, который также известен как backbeats.
Октавы позволят тебе создать активную басовую линию с интересной угловатой структурой мелодии без гармонических конфликтов с фоновыми аккордами, так как тоники, сыгранные в октаву, идеально сочетаются с аккордами.
Поддерживание ритма не обязательно означает игру одного и того же снова и снова. Игра John Paul Jones в Led Zeppelin “ The Lemon Song ” является хорошим примером того, как можно приукрашивать ритм и оставаться в рамках роли бас-гитары, как поддерживающего инструмента, целых шесть минут без единого повторения партии.
4. Используй октавы и пятые ступени
После тоники и ее октавы следующей наиболее гармонически сочетаемой нотой является 5-я ступень. Многие классические басовые линии были построены, главным образом, на тонике, ее октаве и 5-й ступени. Хорошая новость касаемо данного подхода заключается в том, что он позволяет тебе создавать интересные и мелодичные басовые линии, которые отлично сочетаются с барабанами и не имеют гармонических конфликтов с фоновыми аккордами. Рисунок FIGURE 4 демонстрирует пример данного подхода, вдохновленного находчивой игрой John Paul Jones в Led Zeppelin “Thank You.”
5. Звук находится в руках
Это старое изречение также справедливо для игры на бас-гитаре. Если дергать струны жестко и возле ладов (рисунок FIGURE 5a), как Geezer Butler из Black Sabbath, то это заставит их ударяться о лады при отскакивании. Если дергать струны возле бриджа самыми кончиками пальцев (рисунок FIGURE 5b), то будешь звучать ярко, как Jaco Pastorius или Rocco Prestia с пулеметной атакой 16-ми нотами.
Ты можешь двигаться от глухого удара до резкого фанкового удара, просто выбирая, в каком месте на струне ты будешь играть и как сильно ее ударишь. Помимо этого, с переключателем датчиков (если таковой имеется на твоем басу) и ручкой тона ты уже располагаешь значительным диапазоном звуковых возможностей еще до того момента, как сигнал достигнет усилителя.
6. Пальцы или медиатор ?
Не все бас-гитаристы используют пальцы для игры на инструменте. David Ellefson из Megadeth , Rex Brown из Pantera и Down , Chris Squire из Yes и даже Paul McCartney используют медиатор. А еще John Paul Jones , John Entwistle из the Who и Michael Anthony во времена Van Halen были замечены за использованием, как пальцев, так и медиатора в зависимости от песни. Если у тебя получается играть с медиатором, то работай с ним. Я советую использовать большие бесцеллулоидные медиаторы типа Dunlop Tortex Triangle с толщиной от 1 мм.
Большая площадь поверхности больших треугольных медиаторов хорошо подходит к широкому расстоянию между струнами на бас-гитаре и поможет тебе сохранить контроль над медиатором. Также Tortex (он же Delrin, в зависимости от производителя) крепче, чем целлулоид и менее подвержен поломкам, меньше изгибается, что позволяет тебе иметь больше громкости и мощи от толстых струн с гораздо меньшими усилиями.
7. Техника игры одним пальцем
Некоторые продюсеры предпочитают бас-гитаристов, которые играет медиатором из-за более ровной атаки. Но если ты играешь пальцами, то тебе нужно добиться более равномерной атаки. Пробуй использовать только один палец, например, указательный (вместе переменного использования указательного и среднего), так много, как это возможно. John Paul Jones позаимствовал эту технику у легендарного бас-гитариста James Jamerson и великолепно использовал ее в таких классических хитах Led Zeppelin, как “Good Times Bad Times” и “Ramble On”.
8. Держи постоянный темп
Кто-то должен придерживаться четкого темпа, и если этого не делает барабанщик, то значит, что это должен делать бас-гитарист. Ритм зависит от тебя, поэтому научись, как быть самому себе метрономом. Не просто отсчитывать 4/4, но тебе следует также ощущать 8/8, особенно, когда ты играешь балладу, где вероятность развалить ритм возрастает. Чтобы помочь тебе более точно попадать в бит, слушай не только бочку и малый барабан, но и хай-хэт или райд.
9. Заполнять или нет?
Заполнения – это как маленькие сладости для ушей, которые украшают басовую линию и помогают движению песни. Послушай, как другие бас-гитаристы подготавливаются к новым частям и смело добавляют что-то, что захватывает твой слух. Игра заполнений, которая завершает одну часть песни (такую, как припев) и ведет в следующую (такую, как куплет) – это отличный путь разрушить монотонность в басовой партии и отделить бас от того, что делает гитарист.
Заполнение – это форма искусства сама по себе, потому что есть тонкая грань между добавлением красок в песню и замазыванием, отвлечением от нее. Придерживаясь концепции барабанов и бас-гитары, как единого целого, делай свои заполнения сочетающимися с партией барабанов так, чтобы они звучали, как выражение идеи одного человека. Когда барабанщик играет заполнения, обычно в конце каждого второго, четвертого или восьмого такта, слушай барабанщика и выбирай свои места для заполнений таким образом. Конечно, все твои музыкальные решения будут зависеть от жанра музыки, в котором ты работаешь. В некоторых стилях, как хип-хоп или клубная музыка, более важно сохранять неизменную басовую линию с незначительными изменениями.
Для примера великолепных заполнений обратись к сессионным музыкантам в жанрах R&B и soul, таким как James Jamerson (многочисленные хиты от Motown), Chuck Rainey (Aretha Franklin, Steely Dan) и Nathan Watts (особенно в Stevie Wonder “Do I Do”), или рок музыкантам, как Rex Brown, Robert De Leo (ученик James Jamerson) из Stone Temple Pilot и Duff McKagan из Guns N’ Roses. И не позволяй различным жанрам мешать тебе: то, что это заполнения от “Motown” вовсе не означает, что в контексте рока они неприменимы, и наоборот.
10. Выбирай подходящую октаву
Ты играешь в правильном регистре (октаве)? Та классная партия баса с очень низким звучанием, которую ты придумал, может быть слишком тяжелой для этой песни. Или, возможно, она сыграна слишком высоко и конфликтует с партией вокала или гитары. Убедись, что выбранный тобой диапазон нот подходит для конкретной ситуации.
11. Избегай одержимости низкой B
Если ты играешь на бас-гитаре с пятью струнами, то не зацикливайся на игре нот ниже E (которая находится на открытой 4-й струне), это быстро надоедает слушателям. Существует несколько причин для использования низкой B или C – это создание драматического эффекта и желание показать, кто здесь главный. Но если ты не играешь каверы групп Korn или Type O Negative, то не задерживайся надолго внизу.
12. Используй разные ноты аккорда
Игра третьей или пятой ступенью фонового аккорда время от времени вместо тоники может значительно изменить все ощущение от аккордовой прогрессии, и, если это делать с умом, может добавить теплоты или напряжения. Этот метод уже использовался несколько веков назад такими классическими композиторами, как Bach и Beethoven, и он создает то, что известно, как инверсия аккордов. Великие поп-композиторы Elton John и Paul McCartney используют инверсию с помощью замен в басовой линии, чтобы построить свою аккордовую прогрессию до гармонической кульминации.
Пойми, что слух считывает гармонию снизу вверх, потому, как бас-гитарист ты имеешь власть определять, как аккорд будет звучать, и можешь в корне изменить его характер. Рисунок FIGURE 6 является примером распространённой аккордовой прогрессии в жанре рок, в котором басовая линия делает несколько поворотов (в тактах 2 и 3) для создания инверсии аккордов. В этих тактах тоники аккордов (показаны в названиях аккордов над нотами) замещаются третьей или пятой ступенями и создают непрерывное восхождение и более мелодичную басовую линию.
13. Добавь грязи
Это такая грязная, фанковая штука, которая выделяется между битами. При всем моем уважении к prog группам, для которых точность важнее всего, rock&roll всегда был чем-то, что находится в отношении и духе.
Это не оправдание, чтобы быть неряшливым и немузыкальным, а скорее призыв иногда делать низкий громыхающий шум и наслаждаться им. Послушай грохот John Paul Jones в “Hey baby, oh baby, pretty baby”, в хорус части “Black Dog” (которая сыграна медиатором) или Geezer Butler в большинстве песен Black Sabbath. Более современным примером может послужить легендарный сессионный музыкант Pino Palladino в альбоме D’Angelo “Voodoo”. В некоторых ситуациях совершенно уместно сделать чрезмерный шум ладов, который представляет из себя что-то среднее между ударом и скольжением по струнам. Возможно, чуть более длительное, но лишь до тех пор, пока это не начинает разрушать музыку и все еще вносит задуманную атмосферу.
14. Раскачивай ноту
Я не говорю о длинных трелях или экстремальных вибрато, но просто раскачивай ноту. Зажми ноту, подцепи струну, затем быстрое скольжение, хаммер-он или пулл-офф на другой лад и обратно, как показано на рисунке FIGURE 7. Невзирая на стиль, в котором ты работаешь, итоговый звук будет фанковым и добавит немного дополнительных ударов в звуки ритм секции. Уверен, гитарист может сделать то же самое, но это не будет звучать также хорошо.
15. Используй мертвые ноты и скреби
Так же, как когда ты глушишь струны на своей гитаре левой рукой, играя чес, можно играть на бас-гитаре, будь это фанк (рисунок FIGURE 8) или хард-рок (рисунок FIGURE 9). Скребки на бас-гитаре выполняются несколько иначе, чем на гитаре: ты исполняешь их, протаскивая палец правой руки поперек струн движением вверх, обычно в заданном ритме, как показано на рисунке FIGURE 10.
16. Изменение артикуляции
Как гитарист, ты применяешь множество вариантов техник передачи своих музыкальных задумок, и ты можешь делать то же самое на бас-гитаре. Обрати внимание на работу легендарного Will Lee в Dionne Warwick “Déjà Vu”. Он использовал скребки, глушение во время игры большим пальцем, слэп, скольжение пальцами в дополнение к обычной игре пальцами (рисунок FIGURE 11). И он делает это без остановок ритма или покушения на диапазон вокала.
Крутая басовая партия остается крутой басовой партией вне зависимости от того, на каком инструменте она сыграна (бас-гитара, рояль, синтезатор и т.д.), потому открой свой слух для новых идей. Когда в следующий раз ты будешь в баре и услышишь музыку, следи за басовой линией. Не важно, как далека она от твоего любимого музыкального стиля, ты можешь перенести ее в свою игру.
18. Меньше – больше
Возьмем одну из самых бессмертных мелодий Earth, Wind & Fire “September”. Бас-гитарист Verdine White способен играть очень быстро и много, но в этой песне басовая линия элементарна. Несмотря на это, она запредельно фанковая и демонстрирует великолепное использование пауз и стаккатных фраз и, в любом случае, люди встают и начинают двигаться, как только слышат эту партию баса. Для более современного примера подойдет Branden Campbell из Neon Trees. Его партии никогда не бывают сыграны быстрее, чем 8-ми нотами с редкими заполнениями, но его жирный звук и плотная игра в достаточной степени дополняет игру барабанщика Elaine Bradley и помогает приводить в движение песни.
19. Больше – больше
Мастер ритма, бас-гитарист Juan Nelson из Ben Harper может убаюкать тебя в ритм, затем ударить тебя заполнениями, как в песне“Faded” (4:30) из альбома The Will to Live. Ритм и фразы, показанные на рисунке FIGURE 12, вдохновлены именно этим подходом.
20. Дай всему этому работать
Что ты хочешь, чтобы люди услышали в твоей игре? Злость? Радость? Что бы это ни было, придерживайся этого настроения в игре и играй так, чтобы донести его до слушателя. Не важно, кто ты: шредер или «чувственный» бас-гитарист, вырази свои мысли и чувства. Потому что если ты этого не сделаешь, то в чем тогда смысл?
Источник