- Что нужно чтобы преподавать гитару
- Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска
- Профессиональный творческий путь
- Где этому учат
- Как я пришла в профессию
- Специфика и особенности профессии
- Легко ли найти работу
- Трудовой процесс
- Любопытные случаи
- Оплата труда преподавателя-гитариста
- Плюсы и минусы профессии
Что нужно чтобы преподавать гитару
Многие профессиональные музыканты, прокачавшись по многим направлениям, начинают собственный бизнес – открывают репетиционные базы, звукозаписывающие студии или начинают преподавать. В какой-то момент, не только из-за заработка, некоторым действительно требуется начинать передавать свои навыки другим. Как заявить о себе как о преподавателе музыки? Вот несколько советов:
1. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Первое, что нужно понимать: преподавательская деятельность – это бизнес, и необходимо определить его идентичность. Многие преподаватели просто пользуются своим именем, и зачастую этого вполне достаточно, если они известны в каких-либо кругах и успели посотрудничать очень со многими. Но если у вас есть огромное количество навыков и собственная методика преподавания, но вы никогда много не светились, стоит придумать название для вашей «студии» или школы. Брендинг – важная часть начала любого дела, и создавать узнаваемость нужно на самых первых порах. Определите, достаточно ли у вас ресурсов для того, чтобы брендом было ваше собственное имя, или же вам необходимо подумать над цепким названием – это тоже очень интересно.
2. ГДЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРЕПОДАВАТЬ?
Если у вас дома чисто, комфортно, просторно, и у вас есть все оборудование, то, конечно, это лучшая опция. Но если вы делите квартиру с другими, или же за стеной особо раздражительные и придирчивые соседи, то вариант домашнего преподавания – не самый лучший. Где это можно делать? Вы в хороших отношениях с некоторыми администраторами репетиционных баз или знаете кого-то из музыкальных училищ? Там всегда может найтись свободное время и место, которое вы могли бы занять за символическую плату. Конечно, эти деньги придется отдавать из тех, что вам платят за уроки, но таковы законы любого бизнеса.
Также не забывайте о технологиях. У многих преподавателей есть ученики со всего мира, просто потому что те знают английский (или другие языки), и у них есть все оборудование для того, чтобы давать уроки по видео-чату. Не пренебрегайте этой возможностью – в мире растет популярность онлайн-образования, музыкального в том числе.
3. УСТАНОВИТЕ ЦЕНЫ
Определить сколько стоят ваши навыки и время всегда довольно сложно. Однако ничего не мешает вам опросить знакомых и обзвонить других преподавателей на предмет того, сколько стоят их услуги. Именно от этого нужно отталкиваться. Если более взрослые люди выбирают себе преподавателей очень тщательно, и могут проводить часы в дороге, то иногда родители просто ишут того, кто бы научил их ребенка играть на гитаре. И в этом случае, стоит просто разузнать о ценах на уроки в вашем и близлежащих районах, и для начала сделать свое предложение более выгодным.
Учитывайте ваш опыт игры, опыт преподавания (если уже какой-то есть), ваше личное образование (может быть, вы учились в Беркли, репутация которого многого стоит) – и не стесняйтесь устанавливать цены, соответствующие вашим навыкам.
4. СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛА
Правила необходимо публиковать на своей странице и детально обговаривать на самом первом уроке с каждым учеником. Например, каковы правила, если ученик отменяет урок меньше, чем за день до назначенного времени? Какие способы оплаты вы принимаете или когда ученики должны платить – берете ли вы наличные за каждый урок или за месяц? Есть ли дни, в которые вы не преподаете – например, новогодние каникулы или другие праздники? Как часто вы планируете менять цены на обучение и почему? Задайте себе эти вопросы и ответьте на них – так будет комфортнее и для вас, и для учеников.
5. ОТБЕРИТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Какие книги и материалы вы используете для обучения? Должны ли ваши ученики во время уроков с вами забыть собственные методы? Соберите все то, что поможет вам преподавать. Книги, ноты, видео, коллекцию соло, которые ваши ученики должны будут заучивать. Также позаботьтесь о том, чтобы на вашем рабочем месте всегда было все необходимое – усилители, метрономы, тюнеры, медиаторы и письменные принадлежность. Подготовка никогда не бывает слишком тщательной! Все пригодится.
6. В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ ВАШЕГО ОБУЧЕНИЯ?
В наши дни сумасшедшее количество тех, кто хочет преподавать, и многим из них бывает довольно трудно заполучить работу. Вдобавок, интернет наполнен материалами, с помощью которых любой новичок практически самостоятельно может превратиться в виртуоза. Так что нужно хорошо подумать над тем, что вы можете предложить из того, чего не могут предложить другие? Почему ученик должен выбрать вас, а не дядю Лешу из соседнего подъезда?
Может быть, у вас дома все оборудовано для быстрой и простой записи, и сразу по окончанию урока вы можете присылать вашему ученику запись, которая пригодится ему в последующем. Может быть, вы особенно хорошо прокачаны в конкретном стиле и занимаете довольно узкую, но интересную нишу? Возможно, вы можете преподавать сразу несколько инструментов? Или вы можете факультативно давать уроки, связанные с музыкой в общем – теорию, композицию, написание песен, продвижение? В конце концов, может быть, вы просто милашка, и предлагаете бесплатные кофе, чай и печенюшки. Каждая мелочь, которая отделяет вас от толпы других преподавателей, работает в вашу пользу.
Сайт или, по крайней мере, соцсети просто необходимы. Избавьте людей от необходимости звонить вам, чтобы поинтересоваться о какой-то детали. Пусть все, что мы описали выше, будет представлено в интернете. Если вы фриланс-музыкант, добавьте на ваш сайт раздел о том, что вы также даете уроки.
Теперь время распространять информацию о себе. Если у вас уже есть несколько учеников, то, конечно, задача упрощается – потому что первое, что делают люди в поиске преподавателя – это спрашивают знакомых. Но если у вас нет пока ни одного, то стоит провести часы перед монитором и залить информацию о себе везде, куда только пустят. Пусть будет ваше фото, видео с вашей игрой, фото пространства, где вы будете обучать, и немного прямой речи. Музыкальны форумы, сайты с объявлениями, паблики в ВК – везде необходимо оставить свое сообщение.
Также не пренебрегайте старыми добрыми афишами и флаерами. Расклейте их в небольших клубах, на репетиционных базах и около музыкальных училищ и школ. Везде должны быть указаны ваш телефон, адрес, сайт/соцсеть.
Источник
Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска
Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.
Профессиональный творческий путь
Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.
Где этому учат
Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.
То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.
В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.
Как я пришла в профессию
Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.
За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.
Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.
Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.
Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.
Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.
Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.
Специфика и особенности профессии
Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.
Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.
Легко ли найти работу
И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.
Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.
Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.
Трудовой процесс
С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.
Реадовка и гитарный концерт.
Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.
Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.
Любопытные случаи
В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.
Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.
О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.
Оплата труда преподавателя-гитариста
Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.
Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.
Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.
В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.
На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.
Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.
Плюсы и минусы профессии
Основные практические плюсы моей профессии:
- оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
- относительно свободный график работы;
- возможность совместительства;
- полный соцпакет.
- длительное время освоения профессией;
- необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
- часто меняются критерии прохождения аттестации.
В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.
Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.
Источник