Что нужно чтобы стать учителем гитары

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Читайте также:  Through the fire and flames гитара

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Преподаватель гитары

Будь в курсе требований профстандартов!

Избегайте штрафов и увольнений

Диплом о профессиональной переподготовке «Преподаватель гитары» дает право ведения деятельности в качестве преподавателя гитары в детской школе искусств. Программа разработана на основе профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых, ФГОС ВО и СПО по инструментальному исполнительству. Рационально применяется дистанционный формат обучения, используется система дистанционного обучения Moodle. Диплом о профессиональной переподготовке «Преподаватель гитары» высылается Почтой России.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»

Деятельность педагогов дополнительного образования, в том числе преподавателя гитары, в настоящее время регламентируется профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Поэтому все педагоги системы дополнительного образования должны соответствовать заявленным в документе квалификационным требованиям. Если Вы имеете диплом преподавателя другого музыкального инструмента – фортепиано, скрипки, баяна или чего-другого, но ведете гитару – Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку, чтобы получить право преподавать именно этот музыкальный инструмент. Программа реализуется в объеме 600 часов, длится 6 месяцев. В процессе обучения Вам назначается персональный тьютор, который сопровождает Ваше обучения, оказывает методическую, консультационную поддержку по всем вопросам обучения по программе профессиональной переподготовки «преподаватель гитары». Приобретение новых знаний, умений, навыков, компетенций, трудовых функций, которые позволят Вам быть авторитетным педагогом-музыкантом в Вашем профессиональном сообществе.

Методика преподавания игры на гитаре

При проектировании программы переподготовки наши преподаватели учли основы теории и методики музыки, представленные в трудах педагогов-исследователей Л.С.Ауэра, Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, Н.П.Михайленко, Г.Г.Нейгауза, Г.П.Прокофьева, Б.И.Талалайя, Г.М.Цыпина, О.Ф.Щульпякова, А.П.Щапова.

Разрабатывая содержание дисциплины «методика преподавания игры на гитаре» мы опирались на методические системы П.С.Агафошина, М.А.Вайсборда, Р.Ж.Видаля, Б.Л.Вольмана, С.П.Каржавина, Н.П.Макарова, В.А.Русанова, А.В.Ширялина, Э.Шарнассе.

Так же нами были учтены основы формирования исполнительских умений и навыков гитаристов, представленные в диссертационных исследованиях Н.Н.Дмитриевой, В.И.Козлина, А.А.Скрынникова, А.Ф.Хуссейна Ахмеда, в монографии Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на классической гитаре». Наши авторы приводят программные требования и описывает различные методики работы.

Данные научно-методические разработки явились особенно ценными для преподавателей нашей Академии при разработке программы переподготовки.

В процессе обучения Вы можете разместить свои материалы в методической копилке нашей Академии в разделе «преподаватель гитары» и получить свидетельство о публикации, которое пополнит Ваше портфолио современного эффективного педагога.

Развитие системы дополнительного образования детей в России

Дополнительное образование, в отличие от основного, направлено на развитие и формирование творческих способностей, раскрытие потенциала каждого ребенка и его дальнейшее использование в целях нравственного, интеллектуального и физического совершенствования.

Система дополнительного образования для детей претерпевает разного рода изменения, обусловленные модернизацией всего российского образования. Однако, несмотря на динамичность происходящего процесса, система строго регулируется нормативно-правовой базой, в рамках которой действуют все преподаватели образовательных учреждений. Сегодня доп. образование разделяется на предпрофессиональное и общеразвивающее. Обучение в музыкальной школе относится к обоим вариантам. Поэтому так важно, чтобы преподаватель гарантировал качественное обучение в выбранном классе как для детей, так и для взрослых – например, в классе гитары.

Цель и задачи программы переподготовки преподавателей гитары

Обучение в нашей Академии направлено на совершенствование у обучающихся компетенций, трудовых функций, необходимых для ведения профессиональной деятельности в качестве преподавателя гитары в детской музыкальной школе, детской школе искусств и получение диплома о профессиональной переподготовке с правом ведения деятельности и (или) присвоением квалификации «преподаватель гитары».

Задачи программы

  • формирование и развитие компетенций преподавателя гитары, позволяющих эффективно организовывать педагогический процесс по развитию исполнительских навыков юных музыкантов;
  • совершенствование трудовых функций по организационно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеобразовательных программ, музыкальному исполнительству, методике преподавания игры на гитаре, системе подготовке к концертному выступлению;
  • в результате успешного обучения и прохождения аттестации (итоговой и промежуточной) присвоение квалификации «преподаватель гитары».

В нашей Академии переподготовка преподавателей гитары осуществляется по программе, включающей в себя инновационные подходы. Несмотря на то, что в процессе занятия музыкой преподаватель в любом случае остается центральной фигурой (так как игра на музыкальном инструменте – наука специфичная), он выполняет следующие функции:

  • оказывает профессиональную поддержку деятельности ребенка;
  • способствует развитию музыкальных способностей;
  • раскрывает креативность учащегося;
  • принимает активное участие в решении возникающих в процессе обучения проблем (борьба со страхом перед сценой, спад интереса к игре на гитаре, нехватка времени на выполнение домашнего задания и т. д.);
  • помогает усвоить пройденный материал и закрепить исполнительские навыки без стресса.

На развитие этих компетенций педагога-гитариста направлена наша программа переподготовки.

Деятельность преподавателя гитары на основе ФГТ

Программа переподготовки направлена на обучение и подготовку преподавателей, которые смогут эффективно обучать детей в соответствие с федеральными государственными требованиями относительно содержания, структуры и условий реализации предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 года (№162), а так же по общеобразовательным общеразвивающим программам, которые не регулируются ФГТ в настоящее время.

Деятельность преподавателя гитары направлена на получение знаний учащимся, развитие его умений и отработку навыков. Сюда относится обучение:

  • музыкальной терминологии;
  • умению правильно исполнять музыкальное произведение как в ансамбле или оркестре, так и соло;
  • самостоятельному разучиванию произведения и преодолению технических трудностей, возникающих в этом в процессе;
  • созданию художественного образа во время исполнения на гитаре.

Если говорить о навыках, то педагог акцентирует внимание на

  • чтении учащегося с листа;
  • подборе по слуху;
  • импровизации (в старших классах);
  • публичных выступлениях.

Следование ФГТ позволяет преподавателю гитары осуществить основные задачи предпрофессиональной программы. А вкупе с инновационными методами – сделать это на высоком уровне. Курсы в ЧОУ ДПО «АПКиПП» являются гарантией получения диплома преподавателя гитары с правом ведения деятельности.

Как стать преподавателем гитары

Работать в ДМШ и ДШИ могут специалисты, окончившие средне-специальные (колледж искусств или музыкальное училище), средние профессиональные, а также высшие учебные заведения (институт культуры или консерваторию). Однако обучение на других отделениях и других музыкальных инструментах требует получения профильного диплома педагога-гитариста, который можно получить только в результатепереподготовки.

Почему стоит обратиться именно к нам:

  • обучаем в соответствии с установленными государством профессиональными стандартами;
  • даем возможность проходить курсы в удобное для клиентов время (дистанционное обучение имеет большую актуальность в современном мире);
  • сотрудничаем только с высококвалифицированными педагогами, которые ведут переподготовку;
  • предоставляем необходимые обучающие материалы;
  • проводим вебинары и мастер-классы по обучению игре на гитаре;
  • наши учащиеся из разных регионов страны могут общаться друг с другом в рамках курса и делиться преподавательским опытом;
  • подключаем к масштабной электронной библиотечной системе IPRbooks;
  • публикуем научные материалы наших учащихся в специальном разделе сайта;
  • поддерживаем разумные цены, так как система онлайн-обучения исключает огромные затраты на аренду помещения, обустройство классов и т.д.;
  • отправляем полученный диплом Почтой России.
  • Кроме того, наша программа переподготовки не имеет возрастных ограничений. Ее можно пройти как сразу после окончания профильного учебного учреждения с целью стать именно преподавателем гитары, так и в процессе преподавательской деятельности, чтобы повысить квалификацию и овладеть новыми знаниями в данной области.

Что включает в себя программа переподготовки преподавателя гитары

Курс переподготовки преподавателя гитары рассчитан на 600 часов. На первых занятиях в форме лекций изучается правовое поле современного дополнительного образования, как оно реализуется в ДМШ и ДШИ. Основная часть курса, конечно же, посвящена теории и практике игры на гитаре.

Освоение программы позволит получить знания по следующим направлениям:

Выбор шестиструнной гитары

Размерный ряд классической шестиструнной гитары включает в себя 5 вариантов, отличающихся друг от друга величиной, соответственно и весом. Выбор инструмента зависит от возраста учащегося. Также рассматриваются материалы, из которых изготавливаются гитары, плюсы и минусы инструментов, выполненных из фанеры, цельных пластин дерева или комбинированных материалов.

Посадка без инструмента и с инструментом. Фиксация гитары

Известно множество вариантов посадки с инструментом. Нам важно обучить преподавателя методике именно классической посадки, так как только при ней возможно сохранить естественную осанку, держать гитару без напряжения и исполнять любые по сложности музыкальные приемы. Различать ли посадку для мальчиков и девочек, вопрос до сих пор спорный. Однако в музыкальных школах принято учить девочек, используя мужскую посадку. Она считается более устойчивой.

Постановка рук гитариста

От постановки рук зависит, насколько легко будет проходить обучение игре наинструменте. Педагогу важно тщательно изучить положение пальцев, кисти и локтя правой и левой руки относительно гитары. Любое отклонение от нормы не позволит ученику правильно исполнить произведение.

Основные способы звукоизвлечения

К ним относятся:

  • апояндо (Apoyando) – щипок с опорой;
  • тирандо (Tirando) – щипок без опоры.

Ребенок должен освоить оба способа, так как они применяются в различных случаях. Например, для исполнения одноголосных мелодий используют апояндо.

Приемы игры на гитаре

Демпфирование, большое и мало баррэ, легато – об этих приемах также будет рассказано в курсе переподготовки. Наиболее сложным считается баррэ. Однако без него невозможно сыграть большую часть аккордов. Уроки профессионалов помогут преподавателю освоить либо закрепить данные приемы.

Игра гамм с аппликатурой А. Сеговии

Гитаристам хорошо известно имя испанского музыканта и композитора Андреса Сеговии. Но тех, кто проходит переподготовку, ждет знакомство не только с его творчеством, но и теоретическим изданием мажорных и минорных гамм. По мнению прославленного гитариста, регулярная практика игры гамм позволяет достичь свободы исполнения и звукового разнообразия. Занимаясь с учеником гаммами и используя аппликатуру Сеговии, можно скорректировать постановку рук, добиться пластичности пальцев. Многие преподаватели гитары подтверждают, что час игры гамм дает больший результат, чем игра упражнений.

Формирование репертуара в классе гитары

Диплом преподавателя гитары ДШИ, выданный нашей Академией, подтверждает умение его обладателя грамотно составлять репертуар. Выбор музыкальных произведений зависит от возраста обучающегося, класса и навыков игры. Очень важно подбирать репертуар в соответствии с уровнем каждого отдельного ученика, чтобы занятия характеризовались прогрессом, а не наоборот.

По окончании курса мы даем обзор учебно-методических пособий по обучению игре на гитаре, которые будут полезны в дальнейшей преподавательской деятельности.

Как записаться на переподготовку на преподавателя гитары

Итак, определившись с необходимостью пройти курсы переподготовки и приняв решение обучиться дистанционно, действуйте следующим образом:

  • зайдите на нашем сайте враздел «Подать заявку»;
  • укажите свои данные и название программы;
  • отправьте запрос.

Менеджер Академии свяжется с вами в ближайшее время. Также можно заказать обратный звонок или воспользоваться активной формой онлайн-чата.

Для всех новичков предусмотрена скидка на обучение в размере 10 % от стоимости курса. Для ее получения достаточно подписаться на официальную страницу Академии в «Инстаграме».

Источник

Оцените статью