Что обозначает галочка над нотой

Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.

Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.

Итак, что же такое артикуляция?

Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.

Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:

  • легато (legato)
  • нонлегато (nonlegato)
  • стаккато (staccato).

Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.

Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.

В нотах штрих legato обозначается лигой.

Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).

Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.

Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.

Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.

Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.

Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.

Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:

Источник

Нотное письмо

Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.

Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.

Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.

Нотный стан

Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.

Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

Пауза

Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Звукоряд. Тон. Полутон

Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.

Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Октава
До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль Соль# Ля Ля# Си
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Полутон
Тон

Знаки альтерации

Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.

Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичныйСоль, басовыйФа, альтовыйДо.

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпы Умеренные темпы Быстрые темпы
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Largo Широко Andante Спокойно, не спеша Allegro Скоро
Lento Протяжно Andantino Чуть подвижнее, чем Andante Vivo Живо
Adagio Медленно Moderato Умеренно Vivace Живо
Grave Тяжело Sostenuto Сдержанно Presto Быстро
Allegretto Оживлённо Prestissimo Очень быстро
Allegro moderato Умеренно скоро

Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движения Динамические оттенки движения Другие обозначения
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Molto Очень Ritenuto Сдерживая a tempo в темпе
Assai Весьма Ritardando Запаздывая tempo primo вернуться в первоначальный темп
Con moto С подвижностью Allargando Расширяя tempo I первоначальный темп
Commodo Удобно Rallentando Замедляя I’istesso В том же темпе
Non troppo Не слишком Accelerando Ускоряя
Non tanto Не столь Animando Воодушевляя
Meno mosso Менее подвижно Stringendo Ускоряя
Più mosso Более подвижно Stretto Сжато
Sempre Всё время

Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкость Изменение громкости Смена громкости
Итальянский Сокращение Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
fortissimo ff Очень громко crescendo Усиливая più forte Более громко
forte f Громко poco a poco crescendo Мало-помалу усиливая meno forte Менее громко
mezzo forte mf Средняя громкость diminuendo Стихая sforzando (sf) Резкое ударение звуков
mezzo piano mp Средне-тихо poco a poco diminuendo Мало-помалу стихая
piano p Тихо smorzando Замирая
pianissimo pp Очень тихо morendo Замирая

Мелизмы

Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды . К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Приемы игры

Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.

Источник

Оцените статью