- Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
- Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
- Схема с обозначениями
- Подробное описание схемы
- Что обозначает сетка аппликатуры?
- Номера пальцев левой руки
- Обозначение верхнего порожка на сетке
- Буква обозначающая аккорд
- Точки на сетке
- Точки за сеткой аппликатуры
- Цифры на точках
- Буквы на точках
- Что означает символ «X»
- Обозначение баррэ
- Номера ладов
- Примеры популярных аккордов
- Джазовые аккорды, цифровка
- Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
- Цифровка
- Обозначения возле основной буквы
- Обозначения без дополнительных уточнений
- Трезвучия
- Септаккорды
- Нонаккорды
- Другие аккорды:
- Обращения
- Как читать цифровки и аккорды
- Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.
Схема с обозначениями
На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.
Подробное описание схемы
Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.
Что обозначает сетка аппликатуры?
Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.
Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.
Номера пальцев левой руки
Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.
Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.
В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.
Обозначение верхнего порожка на сетке
Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.
Буква обозначающая аккорд
Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .
Точки на сетке
Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.
Точки за сеткой аппликатуры
«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.
Цифры на точках
Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.
Буквы на точках
Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.
Что означает символ «X»
Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони. Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются).
Обозначение баррэ
Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.
Номера ладов
Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.
Примеры популярных аккордов
Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.
Источник
Джазовые аккорды, цифровка
Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.
Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:
- C-до
- D-ре
- E-ми
- F-фа
- G-соль
- A-ля
- B-си
Эти обозначения следует сразу запомнить!
Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.
Цифровка
В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.
В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)
Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.
Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.
- M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
- m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
- °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
- Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
- aug — увеличенный
- 7, х — малый мажорный (доминантовый)
- add — добавленная ступень
- sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
- omit — пропуск ступени
- — , ♭- понижение ступени аккорда
- +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)
Обозначения возле основной буквы
Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.
Обозначения без дополнительных уточнений
Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Трезвучия
- C — мажорное трезвучие
- Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
- Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
- С+, Caug — увеличенное трезвучие
Септаккорды
Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:
- Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
- Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
- Малый мажорный — C7
- Малый минорный — Cm7
- Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
- Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
- Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
- *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
- *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5
Нонаккорды
Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.
- C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
- С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
- CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
- Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
- C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона
Другие аккорды:
- C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
- Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
- С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
- Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
- Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
- C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты
Обращения
- C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
- Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
- C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»
С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.
Источник
Как читать цифровки и аккорды
Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.
В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.
Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.
Почему нота ля? Ответ на этот вопрос можно найти, взглянув на клавиатуру классического фортепиано. Нота A — самая низкая нота применяемая в классической музыке, поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета. Также до появления темперированной системы звуков, в любой ладовой системе, независимо от реального звучания, нижнюю ноту обозначали буквой A. При появлении названий нот в виде ДоРеМиФаСольЛяСи -буквенная система была адаптирована под нее таким образом, что буква A стала обозначать ноту Ля.
Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.
Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.
Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.
Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.
Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.
Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.
Любые видоизменения трезвучий рассматриваем как альтерированные. Для этого я использую знаки «+» и «-«, или, соответственно, «♯» и «♭». Отсюда следует, что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда (поскольку уменьшенное трезвучие является, по сути, минорным с пониженной 5 — с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или ♭5.
Например, Cm-5 или Сm♭5
Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.
Я не использую обозначение ♯5 поскольку возникнет обозначение C♯5, то есть C♯ квинта, если же написать С5♯, то не понятно к какой ступени относиться диез, так как по правилам написания и чтения цифровок альтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например, С7♯9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение «aug» (увеличенное). Получаем С+5 или Caug.
Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.
Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.
Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:
обозначается как С add♯11
Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:
Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.
Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.
Минорные септаккорды обозначаются как m7
Полууменьшенные 7♭5 или 7 -5
Малый мажорный септаккорд просто 7
Уменьшенный dim или o — например, С♯0
Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.
Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.
Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:
Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9
Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.
Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.
Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.
При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.
Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.
Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.
Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.
Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье
Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды
Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.
Урок 1 — Введение
Урок 2 — Большие буквы
В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.
Источник