Что понадобиться для пианино

Грамотный уход за пианино – секрет долголетия вашего инструмента

У любой вещи, как известно, есть свой срок и рано или поздно даже каменные замки превращаются от старости в руины. Но, так или иначе, это не означает, что ничего нельзя сделать с тем, что пианино придет в негодность. А если учитывать, что пианино является музыкальным инструментом, в основе звучания которого натянутые струны, то не забывайте о том, что оно имеет свойство расстраиваться.

Существуют относительно несложные в исполнении правила, благодаря которым вы обеспечите ему максимально долгую жизнь… И не забывайте о том, что самыми лучшими и дорогими инструментами считаются созданные еще в XIX веке инструменты, а дерево, кстати говоря, со временем только улучшает своё качество. Конечно, если обеспечивать пианино должный уход.

Тепло

Не ставьте пианино вблизи батарей или иных отопительных приборов, оно должно находиться вдали от них как минимум на 2 метра – деревянный корпус будет испытывать дополнительную нагрузку, а излишняя его пересушка повлечет за собой порчу инструмента. По той же причине постарайтесь поставить его так, чтобы на него на падали прямые солнечные лучи. Идеальной для пианино будет средняя комнатная температура от 15°C до 25°C при относительной влажности 40 %.

Кстати вызывать настройщика (если он, конечно, требуется) лучше после начала или окончания отопительного сезона. И если вы привозите пианино среди зимы, то перед настройкой дайте ему «оттаять» в течение суток, не открывайте верхнюю и клавиатурную крышки, после мороза при комнатной температуре в процессе оттаивания отдельные детали могут покрыться влагой – дайте ей испариться самой, а вот уже после просушки протрите инструмент сухой тряпкой.

Движение

Старайтесь не передвигать пианино после его окончательной установки – это может негативно повлиять как на его внешнее состояние, так и на строй. Берегите инструмент от ударов – если у вас не получилось сыграть этюд, то лучше выместите злость на каком-нибудь ином, более простом и крепком предмете – от ударов пианино расстроится куда быстрее, чем от частой игры на нём.

И вообще, старайтесь себя контролировать – если вы будете бездумно бить с явно излишней силой по клавишам, то визита настройщика вам не избежать (хотя тем, кто практикует подобное, настройщик вряд ли вообще нужен). Систематическое переусердствование может вообще привести к тому, что струны могут порваться, а если очень не повезет, то и поломки молоточка не избежать, и никакой уход за пианино тут больше не поможет.

Вредители

Может показаться забавным, но смешного в этом, на самом деле, очень мало – пианино придется защищать также и от наших извечных неблагодарных соседей – моли. Спросите, каким образом может моль помешать деревянному инструменту, они же не промышляют поеданием древесины? Отвечаю: под клавишами есть специальная прокладка и демпферы – вот они-то и будут подвергаться атакам насекомых. Да и сам корпус является замечательным для них жилищем, так что, если не хотите в будущем (если уж вам не жалко пианино) еще и потерять вашу любимую шубу, то подвешивайте внутри на болтах, с помощью которых идет крепеж механики, мешочки с нафталином или лавандой (в ход пойдут любые народные средства против паразитов). Как альтернатива – просто рассыпьте средство защиты от паразитов на дно пианино. Если у вас возникли затруднения с выбором средства, то лучше просто используйте обычное и дешевое средство «Антимоль», а фантазию проявляйте в музицировании.

Чистота

Самое элементарное, но порой почему-то самое трудное в исполнении: протирайте пианино хотя бы иногда от пыли; никогда не ставьте на него вазы, горшки с цветами или бронзовые подсвечники, и вообще не стоит брать себе в привычку класть на него тяжелые предметы – с таким же успехом вам было бы проще приобрести комод. Уважайте предмет, который создан для того, чтобы творить! Лучше всего протирать пианино сухой фланелевой тряпкой

Для протирания пыли лучше всего подойдет обычная фланелевая и, что очень важно, сухая тряпка. Не применяйте на пианино никаких полиролей – любое изменение свойств поверхности инструмента влияет на его звучание, плюс ко всему полироли будут притягивать еще больше грязи.

Влажность

Один из самых спорных моментов. Зачастую в корпус пианино ставят банку с водой, которая по идее должна поддерживать необходимый уровень влажности пианино. Мнения разделяются: кто-то говорит, что эта мера поможет продлить срок жизни инструмента, другие говорят, что это блажь и что она может только испортить пианино.

А истина, как говорится, в вине… Ой, прошу прощения, я хотел сказать – посередине!

Если настройщик в своё время поставил банку с водой, то он знал, что делает, сами же не проявляйте инициативы, которая, как известно, наказуема. Конечно, это полезная мера, но если вы не будете поддерживать уровень воды в банке или вообще про неё забудете, то получите эффект прямо противоположный – пианино рассохнется. Так что если вы знаете за собой такой грех как забывчивость, то лучше сразу откажитесь от подобного метода поддержания влажности.

Теперь вы знаете, какой именно требуется уход пианино, чтобы оно досталось по наследству и вашим правнукам. А если вас все вышеперечисленное не вдохновило, то хочу рассказать о том, что в совсем запущенных инструментах настройщики нередко обнаруживают мышиные норы, где будут жить и появляться на свет новые маленькие мышки. Думаю, это будет пострашнее, чем моль… Напоминаю, что мыши являются разносчиками инфекционных заболеваний и природными носителями паразитов.

Я вас только предупредил, искренне надеюсь, что до этого у вас никогда не дойдет. Но на всякий случай, если вы покупаете пианино, бывшее в употреблении, то советую пригласить мастера как можно скорее после приобретения: все-таки вы можете ручаться за себя, но не за бывших владельцев.

Удачи вам, да не прольется вода из банки и не заведутся моль с мышами в вашем пианино!

Источник

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Оцените статью