Что появилось раньше гитара или скрипка

История скрипки

На сегодняшний день скрипка ассоциируется с классической музыкой. Утонченный, изысканный вид этого инструмента создает ощущение богемности. Но всегда ли скрипка была таковой? Об этом поведает история скрипки – её путь от простого народного инструмента до искусного изделия. Изготовление скрипки хранилось в секрете и передавалось лично от мастера ученику. Лиричный музыкальный инструмент скрипка сегодня не случайно играет ведущую роль в оркестре.

Когда появилась скрипка

Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.

Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.

Также, на протяжении всего 16 века изготовлением скрипок занималось целое семейство — Амати. Андреа Амати основал кремонскую школу скрипичных мастеров и усовершенствовал музыкальный инструмент скрипку, придав ей изящные формы.

Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.

История создания скрипки

На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.

Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле.

Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.

Антонио Страдивари был учеником Амати, поскольку родился и жил в Кремоне. Поначалу он придерживался стиля Амати, но позже, открыв свою мастерскую, начал экспериментировать. Тщательно изучив модели Гаспаро де Сало и взяв их за основу для изготовления своих изделий, Страдивари в 1691 году произвел на свет собственный тип скрипки, так называемый, удлиненный — «Long Strad». На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил последующие 10 лет жизни. В возрасте 60 лет, в 1704 году, Антонио Страдивари представил миру окончательный вариант скрипки, которую до сих пор не удалось никому превзойти. Сегодня сохранилось около 450 инструментов знаменитого мастера.

Андреа Гварнери также был учеником Амати, и также привнес свои нотки в изготовление скрипки. Он основал целую династию скрипичных мастеров конца 17 — 18 века. Гварнери делал очень качественные, но недорогие скрипки, чем и был знаменит. Его внук, Бартоломео Гварнери (Джузеппе) – итальянский мастер начала 18 века, создавал искусные инструменты, на которых играли выдающиеся скрипачи – Николо Паганини и другие. До наших дней дошло около 250 инструментов семейства Гварнери.

При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.

Музыкальный инструмент скрипка

Звучание скрипки мелодичное и душевное. Исследование истории скрипки нам показывает, как она превратилась из аккомпанирующего инструмента в солирующий. Скрипка – струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей.

Первое сольное скрипичное произведение «Romanescaperviolinosolo е basso» написал Бьяджо Марина в 1620 году. Примерно в это время начался расцвет скрипки – она получила всеобщее признание, стала одним из основных инструментов в оркестрах. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.

Источник

История возникновения гитары

Гитара древний и благородный инструмент, история которого насчитывает более 4000 лет. Много теорий было выдвинуто о происхождении инструмента.

Название гитары происходит от санскритского слова » Сангита «, что означает » музыка «, и старого персидского » Чар-Тар «, что в переводе означает четырех-струнный . Предки гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты чаще всего имели четыре струны.

К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы. Гитара с 5 струнами впервые появилась в Италии примерно в то же время.

Как и у лютни , у ранних гитар редко было больше восьми ладов на грифе до корпуса, но в процессе эволюционирования гитары их число сначала увеличилось до 10, а затем до 12 ладов.

16-й век – знаменательный период в развитии гитары. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, арфой и лютней то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит в середине 16-го века. Начав с Испании и Франции, мода на гитару быстро распространяется на Западную Европу. В течении последующих столетий интерес к гитаре то падал, то возрождался во всех европейских странах, кроме Испании, где гитара всегда была на первом плане.

Шестиструнная гитара появилась в 17-ом веке. В начале 19-го века можно увидеть, что гитары начинают принимать современную форму .

Классическая гитара остается практически неизменной и по сей день.

В то время, пока совершенствовалась классическая гитара с жилистыми струнами, в Америке стали появляться гитары с металлическими струнами, для более мощного звука, способного конкурировать с банджо. Совершенствуясь, появилась эстрадная гитара .

В 20-м веке, в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука, появился новый тип гитары — электрическая гитара .

А возрастающая популярность джазовой музыки, вместе с технологией электронного усиления звука, породили потребность в бас-гитаре . До её изобретения, в качестве основного басового инструмента, выступал контрабас.

Это была краткая история возникновения гитары. Таким образом, из статьи мы узнали, что:

1) название » гитара » произошло от слов » сангита » и » чартар «;
2) изначально у гитары было 4-5 струн и до 12 ладов ;
3) в 16 веке гитара выходит на первый план ;
4) в настоящее время гитара разделилась на 4 устойчивых вида : акустическая классическая гитара, акустическая эстрадная гитара, электрическая гитара и бас-гитара.

Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog и поделитесь с друзьями!

Источник

История инструментов. Скрипка.Гитара

Классный час с презентацией об истории возникновения инструментов. Скрипка.Гитара.

Просмотр содержимого документа
«История скрипки и гитары»

Новичкова Анжелика Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская музыкальная школа имени Таривердиева Микаэла Леоновича

гор. Гвардейска муниципального образования

«Гвардейский городской округ»

Преподаватель по классу скрипки и гитары,

Классный час ко Дню музыки

История возникновения инструментов.

Цель: Создать условия для воспитания чувства любви музыке, интереса к истории развития музыкального искусства.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения инструментов – скрипки и гитары.

Техническое оснащение: Музыкальный центр, видеопроектор, экран, ноутбук, магнитофон.

Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, гитара.

Возрастная категория: 8-11 лет.

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня – 1 октября, Международный день музыки, отмечаемый ежегодно, начиная с 1975 года. Праздник отмечается во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами…Сегодняшний классный час мы посвятили истории возникновения двух инструментов — скрипки и гитары.

А перед тем, как мы познакомимся с историей каждого из них, послушаем небольшие произведения, исполняемые на этих инструментах, ведь у каждого музыкального инструмента своё неповторимое и особенное звучание.

Исполняются небольшие произведения на скрипке и на гитаре.

Скри́пка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Часто солирует певучие и виртуозные мелодии. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка – наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу.

В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых – виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

Реба́б (также рубаб, от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке.

Играют смычком, держа ребаб на коленях. Ребаб служит для аккомпанемента к декламации или пению однообразной мелодической фигурой. В арабском оркестре ребаб не встречается.

Ребаб был заимствован в Европу в XII в. под названием ребек .

Кро́та — старинный струнный смычковый инструмент кельтского происхождения. Крота была распространена в XI—XVI вв. в Ирландии и Уэльсе , к концу XVIII в. исчезла из практики.

Инструмент состоит из деки , размерами примерно 55 см в длину, 24 см в ширину и 5 см глубиной. Дека изготовляется из единого массива дерева, потом приклеивается передняя стенка. В стенке проделаны 2 круглых резонаторных отверстия. С двух сторон от грифа находятся характерные проёмы для удержания инструмента. Инструмент удерживался с упором на колено, реже — с упором на плечо (как это принято при игре на произошедшей от ребаба скрипке).

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) — обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII—IX вв. К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента.

Слияние этих инструментов образовало виолу .

В 13 веке в Европе возник и новый способ игры на смычковых, при котором инструмент располагался на плече исполнителя, а не на ногах, как ранее. Первоначально оба способа существовали параллельно и не зависели от типа инструмента. Позже, с развитием многоголосия в профессиональной музыке, появилась потребность в инструментах более низких регистров с большим корпусом, игра на которых была возможна только в вертикальном положении. В Италии такой способ игры стал называться da gamba (от gamba — нога), в отличие от горизонтального — da braccio (плечо). Среди огромного разнообразия смычковых инструментов разных форм и размеров к началу XVI века в Италии доминирующее положение заняла «большая испанская виола», завезенная Родриго Борджиа, избранным в 1492 году папой под именем Александра VI.

Виолы были широко распространены в Западной Европе в эпоху Ренессанса как ансамблевые и сольные инструменты.

Продолжавшаяся в течение нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Белоруссии, Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации. Со второй половины XIX века получает распространение среди татар. С XX века встречается в музыкальном быту башкир.

В середине ХVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум. 1609) из города Бреши и Андреа Амати (ум. 1577) — основатель кремонской школы. Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются кремонские скрипки Амати, сохранившиеся с XVII века. Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIII веке; чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари и Гварнери. Производством скрипок занимаются скрипичные мастера.

Скрипка является сольным инструментом с XVII века. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, метал, джаз.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в Библии) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. Также к древним струнным инструментам относится и домбра, во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. А в Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Киннор — древнееврейский струнный музыкальный инструмент, родственный лире. В русских библейских переводах киннор упоминается по-разному, иногда как «гусли», иногда как «арфа» . Это самый первый инструмент, упомянутый в Библии, уже в книге Бытия. Изобретение струнных инструментов приписывают сыну потомка Каина Иувалу. На кинноре древние евреи аккомпанировали исполнению псалмов и славословий.

Насчёт формы инструмента общего мнения нет. Возможно, он был не очень большой треугольной арфой, или был ближе к лире, или к кифаре. Скорее всего, при игре его держали подмышкой, извлекая звук плектром или просто пальцами. Звук, скорее всего, был негромким, альтового диапазона.

Домбра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом казахов и некоторых тюркских народов.

Прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III—IV веках н. э. в Китае появляются инструменты, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV—XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В современном виде гитара существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

После презентации проводится игра: «Угадай инструмент». Детям раздаются карточки с изображением различных инструментов. Затем включается аудиозапись звучания инструмента. Угадавший звучание поднимает карточку.

Источник

Оцените статью