Что произошло с четырьмя серебряными плачущими нотами

Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,183
  • гуманитарные 33,604
  • юридические 17,897
  • школьный раздел 604,038
  • разное 16,788

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Источник

Конспект к уроку музыке «Колокольность в музыке и ИЗО»

Урок в 5 классе.

Тема. «Колокольность в музыке и ИЗО.»

Звучит колокольный звон.

— Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.

Учитель : — Ребята, что вы услышали? (колокол)

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво

Чистый звук, что за душу берет.

У читель: — А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему? (ответы детей)

Учитель: — Звонари +колокол = музыкальный инструмент. (слайд колокола)

Учитель: — Колокольный звон – это новое явление или нет? (ответы детей)

Учитель: — Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре.

— Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

— А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?

Ученик: Звали на службу в храм,

Под звуки колокола сходились народные собрания

Колокола оповещали о наступлении большого праздника

Предупреждали о надвигающейся опасности.

Указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Учитель: — А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по- разному.

1 группа расскажет: где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов?

Ученик: На Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы.

Ученик: Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни.

Ученик: Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница. Они, находились обязательно выше остальных домов, чтобы звон разносился далеко по округе. ( слайд – звонница, колокольня)

Учитель: В колокольном звоне на Руси словно отразилась русская душа, русская жизнь. Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни.

2 и 3 творческая группа расскажут нам о видах колокольного звона .

Ученик: Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.

Учитель: Послушайте набат. Обратите внимание на темп, ритм, характер звучания. (звучит набат).

Ученики: Громко, торопливо, сбивчиво, как будто кричит о помощи.

Ученик: Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть» (добрая, радостная новость). (звучит благовест)

Учитель: — Как прозвучал благовест?

Ученики: Медленно, четко, неторопливо, торжественно.

Ученик: Перезвон – удары в разные колокола поочередно от самого большого до самого малого.

Ученик: Трезвон – один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами. (звучит трезвон).

Учитель:- Как вы можете охарактеризовать трезвон?

Ученики: Очень громкая, праздничная музыка, создается ощущение праздника.

Учитель: — А можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? Какие средства музыкальной выразительности мы в нем слышим?

Ученики: Интонации у набата – тревожные, благовеста – радостные, трезвона – праздничные.

Темп – быстрый, медленный, средний.

Тембр – высокий, средний, низкий.

Лад – набат – минор, трезвон – мажор.

Ритм – это основа колокольного звона. Трезвон завораживает выразительной мелодией.

Учитель: — Так как в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, тембр.

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно,

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

Учитель: Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Многие русские композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. (звучит фрагмент из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский).

— Узнали? (портреты Прокофьева, Глинки, Рахманинова)

Хор «Вставайте, люди русские», М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром».

Учитель: — Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что композитор в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

Учитель: — Две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух ф-но («Фантазии») были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. Прочитайте воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора.

Ученик читает текст (учебник стр.108)

(слайд – Софийский собор)

Учитель: Мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?

Ученики: — Многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков, ровный, однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.

Учитель: — А на что похожи эти 4 ноты?

Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя

Учитель: — Вот почему композитор назвал эту часть «Слёзы»

Учитель: — Это просто плач, или это тяжёлые слёзы?

Ученик: это «серебряные» слёзы

Учитель: — И это «серебро» передано в звучании фортепиано.

Учитель: — А вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении. (стр. 108)

Замысел был навеян воспоминаниями о печальном и унылом звоне монастырского колокола в Новгороде, куда Рахманинов иногда наезжал в детские годы, гостя в имении своей бабушки С. А. Бутаковой. Подслушанная им грустная «песня колоколов» как самостоятельный музыкальный образ. Медленно, однообразно нисходящая мелодическая фигура из четырех звуков ассоциируется одновременно и с ровными, тяжелыми ударами большого колокола и с образом падающих и застывающих слез. Этот краткий мотив в различных мелодических вариантах непрерывно звучит на протяжении всей пьесы, не изменяя своей ритмической основы. Строгая размеренность, неизменность ритмичного движения, передает глубокое оцепенение скорби. Форма пьесы в целом представляет тему с группой свободных вариаций, за которыми следует кода в характере траурного шествия с несколько раз повторяющимся скорбно-патетическим оборотом, основанным на «гармонии Рахманинова».

Слушание 4-й части сюиты — фантазии

Учитель: что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты?

Как звучит колокольный напев?

Сделайте музыкальную характеристику этой части.

Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.

Учитель: — Эта музыка контрастная, значит противоположная по звучанию3-й части. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.

— Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)

— Что вам напоминает звучание фортепиано? (раскаты колоколов, трезвоны)

— Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)

Учитель: — В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ.

Учитель: — Заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике поэт А. Хомяков.

— И мощный звон промчался над землёю… (стр.109)

— В последней части Фантазии — «Светлый праздник» — Здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть. Музыкально-живописные приемы, используемые Рахманиновым, находятся в несомненной зависимости от знаменитых колоколов Мусоргского в сцене коронации из «Бориса Годунова». Ощущение плывущего в воздухе колокольного звона, картину всенародного торжества и ликования.

Учитель: — С помощью сигнальных карт проанализируем выбор композитором средств музыкальной выразительности.

Темп (быстрый медленный умеренный)

Динамика (очень тихо) (очень громко) (то тихо, то громко) (громко)

Лад (печальный минор) (светлый и радостный мажор)

Ритм (стремительно и импульсивно) (живо, но стройно) (спокойно, размеренно)

Приёмы развития (повторение фраз) контраст (противопоставление) смена окраски звучания (тембров)

Тест — Характер колокольных звонов (найти соответствия)

Учитель: — Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?

Ученики: Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби. Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя. Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

Учитель: — Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

Ученики: — Зодчими строились храмы с колокольнями, Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей

Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.

Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.

Учитель: — Ребята, колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые, и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола.

— Есть одна очень известная русская народная песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов.

Но прежде чем мы послушаем хор, я хочу обратить ваше внимание на картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана.

— Что на ней изображено?

— Почему картина носит музыкальное название?

(репродукция И.И. Левитана «Вечерний звон»).

Ученики: Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках. Ничто не нарушает хрупкой тишины, разлитой вокруг. И только приглушенные расстоянием звуки монастырского колокола нежно и печально оглашают окрестности, навевая состояние светлой грусти.

Учитель: — Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу.

— Обратите внимание на состав исполнителей, какие голоса исполняют эту песню?

(звучит русская народная песня «Вечерний звон»).

Ученики: Мужской хор и солист-баритон.

Учитель: — Как называется пение без музыкального сопровождения?

Ученики: — а капелла.

Учитель: — Созвучна ли картина с музыкой?

— Ваше отношение к произведению?

Учитель: Каждой группе предстоит выбрать понятия (тема синквейна, 2 прилагательных, 3 глагола, ключевую фразу, вывод), имеющие отношение к теме группы и наклеить их на бланк-колокол.

Тема 1 группы: Виды колокольного звона.

Тема 2 группы: С.В. Рахманинов Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

Тема 3группы: русская народная песня «Вечерний звон».

Творческие группы выполняют задания.

Колокольный звон; великий, разный;

звенит, оповещает, радует;

Колокольный звон – голос Родины;

Сюита «Светлый праздник»;

разговаривают, радуют, восхищают;

«Праздник праздников», «Торжество из торжеств»;

3 группы: «Вечерний звон»;

петь, удивлять, успокаивать;

Приглушенные звуки монастырского колокола;

Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино. Композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».

Учитель: эту песню мы сейчас с вами разучим. Послушайте её в исполнении детского хора.

Звучит фонограмма «Песня о колоколах».

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

Исполнение «Песня о колоколах».

Учитель:- Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?

— Как это отразилось в искусстве?

Музыка, какого композитора звучала сегодня на уроке?

— С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?

Выставление оценок за урок.

Выход . Звучит «Песня о колоколах»

Источник

ПОМОГИТЕ.
1):Что произошло с четырьмя серебряными плачущими нотами в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие его удары больших колоколов
2):Послушай фрагменты из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?

Ответ оставил Гуру

1.Колокольные звоны явились самым ярким темброво-колористическим элементом в русском народном искусстве, что обусловлено самой природой колокольного звучания, его физико-акустическими свойствами. Поэтому именно колокольность определила и оказала влияние на русскую композиторскую музыку в целом, в определённой степени предвосхитив развитие гармонического мышления ряда русских композиторов. Это привело к повышенной роли фонизма (т. е. преобладание красочности в гармонии и мелодии и ослабление их функциональной логики движения), и соответственно общей красочности, колористичности музыкального языка.
Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах. Об этом писали выдающиеся критики, композиторы.
В. Стасов: “В который раз являются у нас звоны: без них русская школа жить не может! ” (1, с. 349).
Н. Римский-Корсаков: “Ещё раз колокольный звон! Сколько раз, и в каких разнообразных видах я воспроизводил в оркестровке этот непременный атрибут древней русской жизни, хотя и сохранившийся до наших времён” (2, с. 188).
Причины данного явления – в особой распространённости колокольных звонов в России, которые по силе воздействия на народные массы оказались наиболее значительным художественным элементом в инструментальном народном искусстве. Эта своеобразная звуковая колористическая атмосфера быта русских городов и селений с детства окружала каждого художника, оказывая влияние на его творчество. По признанию Б. Асафьева “ритмы колокольного звона … принадлежат к разряду ощущений, с раннего детства внедрявшихся в нашу психику” (3, с. 13). Об этом же свидетельствуют детские музыкальные впечатления и привязанности Глинки: “Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону (трезвону); я жадно вслушивался в эти резкие звуки… ” (4, с. 212).
Тенденцию к колористичности музыкального языка можно наблюдать в первом классическом образце – опере М. И. Глинки “Иван Сусанин” в заключительном хоре “Славься”, где средством динамизации становится наслоение на партию оркестра и хора колокольного звона.
В творчестве композиторов “Могучей кучки” колокольные звоны стали действенным средством дальнейшего колористического обогащения гармонии и фактуры. “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского – одно из самых ранних претворений колокольности в русской инструментальной музыке: в последней пьесе цикла “Богатырские ворота… ” композитор средствами колокольной фактуры гармонических красок создаёт истинно русский богатырский образ. Самым ярким моментом в финале – является имитация фактурно-тематического развития колокольного звона: перезвон низких колоколов (1-4 т), перезвон низких и средних (5-8 т), перезвон низких, средних и зазвонных (9-26 т), собственно звон (27-30 т).
В пьесе “В монастыре” из “Маленькой сюиты” для фортепиано А. П. Бородина воплощается жанр погребального звона; в увертюре “Светлый праздник” Н. А. Римского-Корсакова передана стихия праздничных звонов – “Красный” звон, набатный, праздничный перезвон, наконец, большой праздничный звон. Как сообщает В. В. Ястребцов со слов самого Н. А, Римского-Корсакова, “…звон в его “Пасхальной увертюре” не какой-либо случайный, а так именно звонили в мужском Богородицком монастыре в Тихвине” (5, с. 112).
Драматургические функции колокольных звонов в русских операх непосредственно связаны с идеей произведения. В них колокольность, органично вплетённая в музыкальную ткань, является характеристикой конкретного и, как правило, особо значимого элемента сценического действия, подчас вырастая в произведении до значения сквозной темы-идеи, определяет национальный колорит. Выделяется несколько главных художественных аспектов, в образном претворении которых важнейшая роль принадлежит !!
2.

Источник

Оцените статью