- Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Конспект к уроку музыке «Колокольность в музыке и ИЗО»
- ПОМОГИТЕ. 1):Что произошло с четырьмя серебряными плачущими нотами в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие его удары больших колоколов 2):Послушай фрагменты из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?
Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,183
- гуманитарные 33,604
- юридические 17,897
- школьный раздел 604,038
- разное 16,788
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Источник
Конспект к уроку музыке «Колокольность в музыке и ИЗО»
Урок в 5 классе.
Тема. «Колокольность в музыке и ИЗО.»
Звучит колокольный звон.
— Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.
Учитель : — Ребята, что вы услышали? (колокол)
Музыка над городом плывет
Радостно, торжественно, красиво
Чистый звук, что за душу берет.
У читель: — А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему? (ответы детей)
Учитель: — Звонари +колокол = музыкальный инструмент. (слайд колокола)
Учитель: — Колокольный звон – это новое явление или нет? (ответы детей)
Учитель: — Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре.
— Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины.
— А как вы думаете, зачем в Древней Руси так часто звонили колокола?
Ученик: Звали на службу в храм,
Под звуки колокола сходились народные собрания
Колокола оповещали о наступлении большого праздника
Предупреждали о надвигающейся опасности.
Указывали дорогу заблудившемуся путнику.
Учитель: — А раз звучали они в разных жизненных ситуациях, то и назвались они по- разному.
1 группа расскажет: где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов?
Ученик: На Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы.
Ученик: Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни.
Ученик: Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница. Они, находились обязательно выше остальных домов, чтобы звон разносился далеко по округе. ( слайд – звонница, колокольня)
Учитель: В колокольном звоне на Руси словно отразилась русская душа, русская жизнь. Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни.
2 и 3 творческая группа расскажут нам о видах колокольного звона .
Ученик: Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.
Учитель: Послушайте набат. Обратите внимание на темп, ритм, характер звучания. (звучит набат).
Ученики: Громко, торопливо, сбивчиво, как будто кричит о помощи.
Ученик: Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. Название этого звона происходит от двух слов «Благая весть» (добрая, радостная новость). (звучит благовест)
Учитель: — Как прозвучал благовест?
Ученики: Медленно, четко, неторопливо, торжественно.
Ученик: Перезвон – удары в разные колокола поочередно от самого большого до самого малого.
Ученик: Трезвон – один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами. (звучит трезвон).
Учитель:- Как вы можете охарактеризовать трезвон?
Ученики: Очень громкая, праздничная музыка, создается ощущение праздника.
Учитель: — А можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? Какие средства музыкальной выразительности мы в нем слышим?
Ученики: Интонации у набата – тревожные, благовеста – радостные, трезвона – праздничные.
Темп – быстрый, медленный, средний.
Тембр – высокий, средний, низкий.
Лад – набат – минор, трезвон – мажор.
Ритм – это основа колокольного звона. Трезвон завораживает выразительной мелодией.
Учитель: — Так как в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, тембр.
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно,
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
Учитель: Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Многие русские композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. (звучит фрагмент из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский).
— Узнали? (портреты Прокофьева, Глинки, Рахманинова)
Хор «Вставайте, люди русские», М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром».
Учитель: — Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что композитор в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.
Учитель: — Две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух ф-но («Фантазии») были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. Прочитайте воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора.
Ученик читает текст (учебник стр.108)
(слайд – Софийский собор)
Учитель: Мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?
Ученики: — Многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков, ровный, однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.
Учитель: — А на что похожи эти 4 ноты?
Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя
Учитель: — Вот почему композитор назвал эту часть «Слёзы»
Учитель: — Это просто плач, или это тяжёлые слёзы?
Ученик: это «серебряные» слёзы
Учитель: — И это «серебро» передано в звучании фортепиано.
Учитель: — А вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении. (стр. 108)
Замысел был навеян воспоминаниями о печальном и унылом звоне монастырского колокола в Новгороде, куда Рахманинов иногда наезжал в детские годы, гостя в имении своей бабушки С. А. Бутаковой. Подслушанная им грустная «песня колоколов» как самостоятельный музыкальный образ. Медленно, однообразно нисходящая мелодическая фигура из четырех звуков ассоциируется одновременно и с ровными, тяжелыми ударами большого колокола и с образом падающих и застывающих слез. Этот краткий мотив в различных мелодических вариантах непрерывно звучит на протяжении всей пьесы, не изменяя своей ритмической основы. Строгая размеренность, неизменность ритмичного движения, передает глубокое оцепенение скорби. Форма пьесы в целом представляет тему с группой свободных вариаций, за которыми следует кода в характере траурного шествия с несколько раз повторяющимся скорбно-патетическим оборотом, основанным на «гармонии Рахманинова».
Слушание 4-й части сюиты — фантазии
Учитель: что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты?
Как звучит колокольный напев?
Сделайте музыкальную характеристику этой части.
Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.
Учитель: — Эта музыка контрастная, значит противоположная по звучанию3-й части. Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.
— Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)
— Что вам напоминает звучание фортепиано? (раскаты колоколов, трезвоны)
— Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)
Учитель: — В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ.
Учитель: — Заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике поэт А. Хомяков.
— И мощный звон промчался над землёю… (стр.109)
— В последней части Фантазии — «Светлый праздник» — Здесь основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть. Музыкально-живописные приемы, используемые Рахманиновым, находятся в несомненной зависимости от знаменитых колоколов Мусоргского в сцене коронации из «Бориса Годунова». Ощущение плывущего в воздухе колокольного звона, картину всенародного торжества и ликования.
Учитель: — С помощью сигнальных карт проанализируем выбор композитором средств музыкальной выразительности.
Темп (быстрый медленный умеренный)
Динамика (очень тихо) (очень громко) (то тихо, то громко) (громко)
Лад (печальный минор) (светлый и радостный мажор)
Ритм (стремительно и импульсивно) (живо, но стройно) (спокойно, размеренно)
Приёмы развития (повторение фраз) контраст (противопоставление) смена окраски звучания (тембров)
Тест — Характер колокольных звонов (найти соответствия)
Учитель: — Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?
Ученики: Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби. Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя. Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
Учитель: — Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?
Ученики: — Зодчими строились храмы с колокольнями, Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей
Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.
Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.
Учитель: — Ребята, колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые, и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола.
— Есть одна очень известная русская народная песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов.
Но прежде чем мы послушаем хор, я хочу обратить ваше внимание на картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана.
— Что на ней изображено?
— Почему картина носит музыкальное название?
(репродукция И.И. Левитана «Вечерний звон»).
Ученики: Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках. Ничто не нарушает хрупкой тишины, разлитой вокруг. И только приглушенные расстоянием звуки монастырского колокола нежно и печально оглашают окрестности, навевая состояние светлой грусти.
Учитель: — Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу.
— Обратите внимание на состав исполнителей, какие голоса исполняют эту песню?
(звучит русская народная песня «Вечерний звон»).
Ученики: Мужской хор и солист-баритон.
Учитель: — Как называется пение без музыкального сопровождения?
Ученики: — а капелла.
Учитель: — Созвучна ли картина с музыкой?
— Ваше отношение к произведению?
Учитель: Каждой группе предстоит выбрать понятия (тема синквейна, 2 прилагательных, 3 глагола, ключевую фразу, вывод), имеющие отношение к теме группы и наклеить их на бланк-колокол.
Тема 1 группы: Виды колокольного звона.
Тема 2 группы: С.В. Рахманинов Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Тема 3группы: русская народная песня «Вечерний звон».
Творческие группы выполняют задания.
Колокольный звон; великий, разный;
звенит, оповещает, радует;
Колокольный звон – голос Родины;
Сюита «Светлый праздник»;
разговаривают, радуют, восхищают;
«Праздник праздников», «Торжество из торжеств»;
3 группы: «Вечерний звон»;
петь, удивлять, успокаивать;
Приглушенные звуки монастырского колокола;
Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в произведениях русских классиков, но и в кино. Композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».
Учитель: эту песню мы сейчас с вами разучим. Послушайте её в исполнении детского хора.
Звучит фонограмма «Песня о колоколах».
Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.
Исполнение «Песня о колоколах».
Учитель:- Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?
— Как это отразилось в искусстве?
— Музыка, какого композитора звучала сегодня на уроке?
— С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?
Выставление оценок за урок.
Выход . Звучит «Песня о колоколах»
Источник
ПОМОГИТЕ.
1):Что произошло с четырьмя серебряными плачущими нотами в финале сюиты? Как звучит колокольный напев и сопровождающие его удары больших колоколов
2):Послушай фрагменты из сюиты. Что тебе напоминает звучание фортепиано?
Ответ оставил Гуру
1.Колокольные звоны явились самым ярким темброво-колористическим элементом в русском народном искусстве, что обусловлено самой природой колокольного звучания, его физико-акустическими свойствами. Поэтому именно колокольность определила и оказала влияние на русскую композиторскую музыку в целом, в определённой степени предвосхитив развитие гармонического мышления ряда русских композиторов. Это привело к повышенной роли фонизма (т. е. преобладание красочности в гармонии и мелодии и ослабление их функциональной логики движения), и соответственно общей красочности, колористичности музыкального языка.
Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах. Об этом писали выдающиеся критики, композиторы.
В. Стасов: “В который раз являются у нас звоны: без них русская школа жить не может! ” (1, с. 349).
Н. Римский-Корсаков: “Ещё раз колокольный звон! Сколько раз, и в каких разнообразных видах я воспроизводил в оркестровке этот непременный атрибут древней русской жизни, хотя и сохранившийся до наших времён” (2, с. 188).
Причины данного явления – в особой распространённости колокольных звонов в России, которые по силе воздействия на народные массы оказались наиболее значительным художественным элементом в инструментальном народном искусстве. Эта своеобразная звуковая колористическая атмосфера быта русских городов и селений с детства окружала каждого художника, оказывая влияние на его творчество. По признанию Б. Асафьева “ритмы колокольного звона … принадлежат к разряду ощущений, с раннего детства внедрявшихся в нашу психику” (3, с. 13). Об этом же свидетельствуют детские музыкальные впечатления и привязанности Глинки: “Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону (трезвону); я жадно вслушивался в эти резкие звуки… ” (4, с. 212).
Тенденцию к колористичности музыкального языка можно наблюдать в первом классическом образце – опере М. И. Глинки “Иван Сусанин” в заключительном хоре “Славься”, где средством динамизации становится наслоение на партию оркестра и хора колокольного звона.
В творчестве композиторов “Могучей кучки” колокольные звоны стали действенным средством дальнейшего колористического обогащения гармонии и фактуры. “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского – одно из самых ранних претворений колокольности в русской инструментальной музыке: в последней пьесе цикла “Богатырские ворота… ” композитор средствами колокольной фактуры гармонических красок создаёт истинно русский богатырский образ. Самым ярким моментом в финале – является имитация фактурно-тематического развития колокольного звона: перезвон низких колоколов (1-4 т), перезвон низких и средних (5-8 т), перезвон низких, средних и зазвонных (9-26 т), собственно звон (27-30 т).
В пьесе “В монастыре” из “Маленькой сюиты” для фортепиано А. П. Бородина воплощается жанр погребального звона; в увертюре “Светлый праздник” Н. А. Римского-Корсакова передана стихия праздничных звонов – “Красный” звон, набатный, праздничный перезвон, наконец, большой праздничный звон. Как сообщает В. В. Ястребцов со слов самого Н. А, Римского-Корсакова, “…звон в его “Пасхальной увертюре” не какой-либо случайный, а так именно звонили в мужском Богородицком монастыре в Тихвине” (5, с. 112).
Драматургические функции колокольных звонов в русских операх непосредственно связаны с идеей произведения. В них колокольность, органично вплетённая в музыкальную ткань, является характеристикой конкретного и, как правило, особо значимого элемента сценического действия, подчас вырастая в произведении до значения сквозной темы-идеи, определяет национальный колорит. Выделяется несколько главных художественных аспектов, в образном претворении которых важнейшая роль принадлежит !!
2.
Источник