Что развивает бас гитара

Для чего нужна бас-гитара?

Смешной вопрос, однако когда-то он тревожил многих нынешних музыкантов, а сами бас-гитаристы по сей день остаются под натиском насмешек и мемов.

Не буду вдаваться в историю и во всякое разное, а вдарим сразу в суть проблемы, где я выскажу своё понимание, исходя из многолетнего личного опыта работы в живых коллективах, написания музыки, создания аранжировок и даже (кто бы мог подумать!) записи бас-гитары в студии, когда, кстати, неожиданно для меня вышло очень драйвово! А ещё у меня есть потрясающий верный друг бас-гитарист, с которым мы вместе творим инструментальный музон для группы SancheZ.

Итак, бас-гитара занимает уникальное место в ансамбле, особенно в рок-группе. Она соединяет в себе два параллельных мира: первый — это гармонический, второй — ритмический. На этом можно было бы поставить точку и сказать: «Спасибо за внимание». Но у нас всё не так, поэтому углубимся!

Бас-гитара гармонически взаимодействует с вокалом, гитарами, клавишами и иными звуковысотными инструментами и его роль здесь крайне велика. Дело в том, что наш слух устроен так, что гармонию мы слышим/ощущаем именно по басу. Иными словами, если басист ошибается гармонией и берет не ту ноту, то это может звучать так, будто слажали все. Возможно кто-то из вас не знал, но например гитара может играть полностью неаккордовые звуки и вообще не прикасаться к тонике, поскольку эта функция отдана басу. В общем-то такая иерархия и позволяет делать многослойные широкие звучания. Для справки: угадывать аккорды на слух на уроках сольфеджио учат именно по басу или его движению!

Читайте также:  Какую гитару лучше выбрать акустическую или электроакустическую

Если фактура песни риффовая, то бас может полностью дублировать партию гитары и тогда многие скажут: ну и зачем тогда вообще он? Во-первых, бас как правило, играет те же партии октавой ниже, что даёт «жир» и объём, а во-вторых, если вы исключите партию баса, то вы существенно потеряете в миксе. Представьте, что любой микс подобен бутерброду, где разные ингредиенты это разные инструменты. Так вот, удалив бас, вы удаляете важный и вкусный ингредиент звучания. Иногда бас только для того и нужен, чтобы давать те самые низы, которые можно ощутить грудью. Именно это живое, физическое ощущение баса можно почувствовать на живых выступлениях и совершенно не заметить и не ощутить в наушниках-затычках, даже весьма брендовых и недешевых, поэтому чаще посещайте живые выступления в принципе, ощущения живого звука стоят того!

Помимо гармонической функции и частотной, которую мы затронули между делом, бас выполняет так же и ритмическую функцию. Именно сочетания drum-n-bass дает движущую силу музыке любого стиля, особенно когда рисунки тщательно продуманы. Иногда только этих инструментов и хватает, чтобы передать замысел части трека или даже целого трека.

Наконец, бас-гитара может выполнять ещё и солирующую функцию. Есть направления, где басовые соло это вполне обычное дело, а бывают такие бас-гитаристы, которые в свои партии аккомпанемента умудряются вставлять такие интересные фразы, не мешая при этом остальным инструментам, что эти партии становятся действительно шедевральными.

В завершении статьи я предлагаю послушать 3 аудио файла одной из моих любимых песен от Dream theater, в которой бас как раз многофункционален. В первом файле вы услышите полный микс, во втором без баса, в третьем — собственно партию бас гитары, которая отдельно звучит крайне забавно.

Читайте также:  Как настроить комбик для акустической гитары

Слушайте, анализируйте, делитесь с теми друзьями, кто тоже задаётся вопрос, а зачем вообще нужна эта ваша бас-гитара?

Источник

Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

20 правил игры на бас-гитаре

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Источник

Для чего нужен бас-гитарист в рок-группе?

За последний месяц на мой канал запросы в духе “бас-гитарист”, “роль бас-гитары в группе”, “зачем нужен бас”, приводили посетителей 67 раз. Игнорировать такую тенденцию мне не позволяет совесть. Сегодня я дам посетителям то, чего они хотят.

На первый взгляд, он стоит где-то позади и дёргает “нули” под бочку. У обычного слушателя из-за этой картины невольно возникает вопрос: а зачем группе участник, который просто где-то там неприметно стоит? Сегодня я хочу вам рассказать, что этот участник отнюдь не лишний. Я изложу три причины, почему бас-гитарист необходим любой рок-группе.

Причина первая: создание “драйва”.

Я, конечно, могу посоветовать погуглить “metal songs without bass” и послушать. Но в самом топовом примере просто вырезан кусок частот из конечного микса (в т.ч., низы гитары). Поэтому просто обойдусь словами.

Бас-гитариста плохо заметно в миксе, однако его отсутствие ощущается. Потому, что его диапазон — на октаву ниже, по сравнению с гитаристом. Если гитарист перестраивает свой инструмент, то басист тоже. Это и есть первая и самая главная причина — заполнение частот в нижнем регистре. Именно этот участок и называют “драйвом”.

Причина вторая: поддержка ритмической структуры.

Вы никогда не задумывались, почему в английском языке слова “бас” (bass) и “основа” (base) звучат очень похоже? Следующий абзац заставит вас над этим задуматься.

Я думаю, вы и без меня знаете, что барабанщик задает ритм. Однако бас-гитаристу тоже необходимо иметь чувство ритма ощутимо “выше среднего”. Дело в том, что бас — инструмент не настолько простой, насколько принято считать широким кругом слушателей. Бас не просто подчёркивает ударные, он также является основой композиции. Музыкант этим инструментом обыгрывает ритмический рисунок и чем сложнее он это делает, тем круче. Помимо этого ему никто не запрещает разбавлять свою партиями различными фишками.

Причина третья: особые знания и особый взгляд на песни.

В неакадемических музыкальных направлениях исторически сложился образ гитары как центрального инструмента. Он приобрел большую часть современного вида во времена Новой Волны Британского Хэви Метала. В данном контексте я хотел отметить то, что за это время для гитары было придумано много разных элементов темброблока. Как следствие, обработка стала значительно проще.

А вот для баса — нет и это ключевой момент в этой мысли. А всё потому, что бас не обладает такой универсальностью — обычный слушатель плохо слышит ноты в нижнем регистре. Да, сейчас есть инструменты с 5-6-7-и-так-далее струнами, но факт остаётся фактом.

Как говорится, хочешь жить — умей вертеться. В условиях ограниченных возможностей, рано или поздно начнёшь слышать больше нюансов в звуке. А такие знания формируют совершенно иной взгляд на музыкальные композиции.

Про бас-гитаристов могут шутить сколько угодно. Но один факт неоспорим: хороший игрец на басу ценится всегда. Умение держать ритм, подыгрывать гитаристу, накрутить звук без всяких там “грелок” и “квакуш”, да ещё при этом разбавлять свою игру различными фишками — у какого участника группы ещё могут быть такие обязательства? И на этой высокой ноте я своё повествование закончу.

Источник

Бас-гитара — об инструменте во всех деталях

Бас-гитара – без неё не обходится ни одна группа в мире. Важность этого инструмента огромна – ведь именно он даёт мощность и энергию звуку в целом. В этой статье мы подробно поговорим о том, какие способы игры на бас-гитаре существуют, как настраивать бас-гитару; также во всех деталях расскажем, как выбрать бас-гитару.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара относится к семейству струнно-щипковых музыкальных инструментов, предназначен данный инструмент для игры партий в басовом диапазоне. Т.е. такой материал звучит преимущественно в области низких частот и служит гармонии песни.

Также бас-гитара предполагает возможность сольного творчества, игру в высоких позициях, применение аккордов и различных средств выразительности.

Бас чаще используется в качестве инструмента аккомпанемента, служит созданию объема и заполнения песни, созданию «groove». Бас-гитара – это важное связующее звено между ударными инструментами и остальным составом группы.

Бас-гитару в народе называют просто «басом». Кто-то предпочитает говорить научно –«электрическая бас-гитара» – это правильно, ведь существует еще и акустическая бас-гитара!

  1. Струн меньше
  2. Калибр (толщина струн) существенно больше, они толще, звучат и настраиваются ниже
  3. Мензура увеличенная
  4. Размеры гитары и её вес часто больше

История

Появление эклектической бас-гитары в современном понимании связано с именем Лео Фендера, основателя фирмы Fender. Именно эта компания в далеком 1951 году выпустила бас-гитару Fender Precision Bass. Выпущенный инструмент был сразу признан сообществом гитаристов, он буквально становится стандартом производства бас-гитар. В 1960 Fender выпустит модифицированную версию инструмента — Fender Jazz Bass.

С 60х готов инструмент применяется повсеместно, он звучит на концертах, в записях – на пластинках и компакт дисках, в кино и музыкальных клипах. Популярность бас-гитары максимальна, появляются новые разновидности, корпуса, конструкции.

Активно развивается техника игры на инструменте – внедряется тэппинг, применение бендов (подтяжек), слэп, игра флажолетов, вибрато. Можно сказать, что электрогитарные техники переносятся на бас полностью. Разумеется, это касается и игры медиатором.

Выбор бас-гитары

1) Количество струн (от 4 до 6)
2) Породы древесины, из которых изготовлен инструмент
3) Тип звукоснимателей, установленный на гитаре

Самая распространенная бас-гитара – это бас-гитара с 4 струнами. Инструменты универсальные, могут использоваться в любом жанре и стиле музыки.

5 струнные басы имеют дополнительную струну – низкую Си. Гриф у таких гитар шире, а между струнами меньше расстояние. Такие инструменты любят музыканты, играющие музыку в тяжелых стилях.

6 струнный бас имеет не только дополнительную низкую струну Си, но и высокую До – шестую струну. Здесь, напротив, добавлена тонкая струна, что еще больше приближает бас к электрогитаре.

Конечно – чем больше струн, тем сложнее играть. Расстояние между струнами становится меньше, а гриф расширяется. Однако вместе с этим возрастают и творческие возможности, увеличивается диапазон возможных партий, звук становится ярче и выразительнее.

Отметим, что если вы хотите играть музыку какой-то конкретной группы – стоит уточнить их табулатуры, и точно узнать какой бас применялся там. Ведь чаще всего – это по-прежнему 4 струнная бас-гитара.

Безладовая бас-гитара – это и вовсе экстравагантный вариант, для любителей экспериментов и всех тех, кто хочет нового звука для творчества. Звучание этих гитар особенное. Звук чем-то схож с контрабасом, он насыщен вибрациями – ведь отсутствие ладов приводит к более свободному ходу струн, их некоторой свободе создавать новые вибрации. Такие инструменты любят применять в джазе. Звук схож с пиццикато на контрабасе.

Полуакустические бас гитары – это басы с магнитными звукоснимателями, имеющие корпус похожий на акустическую гитару. Используется в фолк-музыке, джазе, может звучать довольно громко без подключения.

Электроакустические бас-гитары могут звучать как с подключением, так и без. На борту имеется пьезодатчик, усиливающий сигнал. Устанавливается такой звукосниматель под бридж в паре с предусилителем.
Кончено, существуют и совсем экзотические варианты – например бас-гитары с количеством струн более 6.

Дерево. Из чего делают бас-гитары?

  • Клен – одна из основных пород для изготовления корпусов, топа и грифа. Звук яркий, с острой атакой.
  • Ясень – порода дерева, звучащая звонко и прозрачно. Разные части ствола имеют различное звучание – именно поэтому говорят, что нет двух одинаковых по звучанию гитар из ясеня.
  • Тополь – недорога порода, часто используется для производства бюджетных бас-гитар. Дешево и универсально по звуку.
  • Палисандр – звук этого дерева теплый, приглушенный. Чаще палисандр применяется для изготовления накладок грифа. Дерево прочное, износостойкое. Выделяют индийский, африканский и бразильский палисандр.
  • Ольха – сбалансированное звучание, хороший резонанс. Дерево часто используется для производства гитар и бас-гитар.
  • Липа – обладает мягким, округлым звуком – с выраженной срединой при смягчении низких и верхних частот, сустейн стабильный и продолжительный.
  • Красное дерево – выраженная середина, мощный звук. Тяжелые корпуса увесисто и жирно звучат в рок музыке и металле. Краснуха имеет репутацию самой «забойной» и «мясной» древесины для риффов.

Количество ладов в бас гитарах от 20 до 24. Чем больше ладов – тем выше диапазон. Вы сможете забраться по грифу выше и извлечь больше интересных звуков. Однако напомним, что бас как инструмент аккомпанемента редко требует игры выше 12 лада.

Типы звукоснимателей на бас-гитарах

  • P-Type, split – исторически происходит как раз от первых бас-гитар Fender Precision bass. Имеет естественный, теплый звук. П-тип, или же сплит – что означает «разделенный».
  • J-Type – снова Fender, Jazz Bass – такие датчики впервые ставили именно на этих гитарах. Считается, что эти датчики имеют больше звуковых окрасок и возможностей. Single-coil – 1 катушка.
  • Humbucker pickups – старые добрые хамбакеры знает каждый гитарист. Меньше шума, больше мяса, датчики актуальны для тяжелых стилей музыки. Похожи на J-Type, но только в 2 раза шире. Низких частот у этих звукоснимателей больше.

Пьезодачтики не имеют в своей конструкции магнитов, они напрямую считывают колебания струн в области соприкосновения с бриджем. Датчики обычно не создают помех и проблем обратной связи. В них больше верхних частот, звук ярче. Без усиления могут звучать крайне слабо.

Бас гитары также подразделяются на активные и пассивные в зависимости от типа электроники. Активные инструменты требуют наличия источника питания – обычно это батарейка типа крона 9 Вольт или другая батарейка. Активный бас звучит мощнее и имеет больше ручек для эквализации и настройки тембра. Пассивные басы звучат более традиционно, кроме того вы не рискуете на выступлении – ведь в них нет батарейки, а значит она не сядет.

Крепление грифа – здесь в бас-гитарах все по традиции – либо болты, либо вклейка. Здесь тоже действует известное разграничение: гитары со сквозным грифом звучат более округло, с меньшей атакой. Болченый гриф наоборот – имеет большую атаку и выраженные верхние частоты. Часто болтов для крепления грифа больше – до 6 штук.

Бриджи – с креплением струн сквозь корпус или сверху. Данная деталь имеет важное значение в формировании звука и сустейна. При креплении струн сквозь корпус вы получите более продолжительный сустейн.

Колки – тут есть 1 критерий, они должны надежно держать строй. Вопрос еще более актуален, чем для других гитар – ведь басовые струны имеют гораздо более сильное натяжение. С плохими колками строй будет попросту ползти, причем постоянно.

Мензура (рабочая область струны) от 30 до 36”. Самой распространенной считается мензура в 34”.

Строй бас гитары

4 струнный бас – G D A E

5 струнный бас – G D A E B, дополнительная низкая струна Си

6 струнный бас – C G D A E B, дополнительная тонкая До

Источник

Оцените статью