- Музыкальная гостиная «День рождения фортепиано» материал по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка предлагается для проведения урока или цикла уроков музыки, либо в качестве внеклассного мероприятия в музыкальных школах или студиях. Уместно в процессе ведения урока или мероприятия исполнять учителем или учениками произведения упомянутых композиторов.
- Меркурьева Марина Леонидовна, учитель музыки и
- педагог дополнительного образования высшей категории.
- Слайды 1-2.
- Слайды 3-4.
- Сядем с чувством окрылённым за любимый инструмент, Зазвучит опять Чайковский, и Бетховен, и Шопен, Клавесины и органы тоже снова зазвучат. Будем слушать умилённо, каждый встрече с музой рад.
- Слайд 5.
- Слайды 6-8.
- Слайды 9-10.
- Слайд 11.
- Видеофрагмент о Бахе.
- Слайд 14. Видеофрагмент. Токката и фуга ре минор.
- Слайды 15-21. Органы считаются одними из самых древних клавишных инструментов. Известные еще со времен Античности, органы не теряют своей популярности и в наше время. Изобретение органа приписывается греческому мастеру Ктезибию, который в 296 – 228 годах являлся жителем Египетской Александрии. Он изобрел так называемый водный орган, отличавшийся могущественным и сильным звучанием. В IV веке приобретают большие размеры, а их совершенствование продолжается еще на протяжении нескольких столетий. Великолепное звучание органной музыки привлекло внимание церковников, начавших устанавливать органы в церквях и соборах, придавая тем самым службе совершенно иное значение.
- Сегодня на Дне рождения фортепиано мы с огромным интересом посмотрим, как устроен орган.
- Слайды 25-30.
- Слайды 31-32.
- Слайд 33.Видеофрагмент. Клавикорд.
- Слайд 34.
- Слайд 35.
- Слайды 36-41.
- Слайд 42. Видеофрагмент. Клавесин.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- II Всероссийский конкурс «Фортепиано сегодня»
- Они потрясли весь мир
Музыкальная гостиная «День рождения фортепиано»
материал по музыке на тему
Сценарий мероприятия или серии уроков музыки, посвящённых погружению в мир фортепианной музыки. Просматривая слайды красочной презентации ученики узнают об истории возникновения фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
305_let_fortepiano.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка предлагается для проведения урока или цикла уроков музыки, либо в качестве внеклассного мероприятия в музыкальных школах или студиях. Уместно в процессе ведения урока или мероприятия исполнять учителем или учениками произведения упомянутых композиторов.
Меркурьева Марина Леонидовна, учитель музыки и
педагог дополнительного образования высшей категории.
Слайды 1-2.
Добрый день, дорогие ребята, любители и ценители музыки – самого величайшего из всех искусств. Сегодня у нас праздничный урок. Мы будем отмечать День Рождения! Это необычный день Рождения. Сегодня исполняется целых триста пять лет самому замечательному инструменту – фортепиано.
Слайды 3-4.
Сядем с чувством окрылённым за любимый инструмент,
Зазвучит опять Чайковский, и Бетховен, и Шопен,
Клавесины и органы тоже снова зазвучат.
Будем слушать умилённо, каждый встрече с музой рад.
В этих звуках, светлых, чистых, неподвластные годам
Композиторы сегодня вновь приходят в гости к нам.
Нет меж нами ни столетий, ни забвенья, ни реформ,
То, что истинно, то ценно и любимо до сих пор.
Слайд 5.
У каждого есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного музыкального произведения.
Слайды 6-8.
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. Органы, клавесины, клавикорды и спинеты уступили место новому прекрасному музыкальному инструменту.
Слайды 9-10.
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый древний из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано. Величайшим представителем органного искусства был Иоганн Себастьян Бах, которому 21 марта 2015 исполнилось 330 лет.
Слайд 11.
Иога́нн Себастья́н Бах— немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. Бах — мастер полифонии.
Видеофрагмент о Бахе.
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа-
У музыки, у музыки в плену.
То гром грозы, то оклик океана,
То вздох дождя, то колокола стон,
То звук слезы, сорвавшийся нежданно,
А то ручья весёлый перезвон.
Бой хрусталя, биение капели,
Как взлёт весны, собора небосвод.
Сама Земля в предчувствии апреля
Сквозь сны и стены музыку несёт.
Слайд 14. Видеофрагмент. Токката и фуга ре минор.
Слайды 15-21. Органы считаются одними из самых древних клавишных инструментов. Известные еще со времен Античности, органы не теряют своей популярности и в наше время. Изобретение органа приписывается греческому мастеру Ктезибию, который в 296 – 228 годах являлся жителем Египетской Александрии. Он изобрел так называемый водный орган, отличавшийся могущественным и сильным звучанием. В IV веке приобретают большие размеры, а их совершенствование продолжается еще на протяжении нескольких столетий. Великолепное звучание органной музыки привлекло внимание церковников, начавших устанавливать органы в церквях и соборах, придавая тем самым службе совершенно иное значение.
Сегодня на Дне рождения фортепиано мы с огромным интересом посмотрим, как устроен орган.
Слайды 22-23. Видеофрагмент. Как делают орган.
Первые клавишные инструменты, у которых были струны, — клавикорд и клавесин.
Слайды 25-30.
Клавикорд появился в позднее Средневековье. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.
Слайды 31-32.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн.
Слайд 33.Видеофрагмент. Клавикорд.
Слайд 34.
Другой клавишный инструмент — клавесин — был изобретен в Италии в XV веке.
Слайд 35.
В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). А мы знаем, что медиатор – это такая пластинка, тонкая и с остреньким концом. Чтобы звук у струн был звонче.
Слайды 36-41.
Звук клавесина был довольно слабый, но имел и свои преимущества: большую ясность тона, ритмическую четкость и прекрасную сочетаемость с другими инструментами и голосами, которая делала клавесин превосходным ансамблевым инструментом. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.
Слайд 42. Видеофрагмент. Клавесин.
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути, спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
Слайд 46. Композиторы-клавесинисты.
Слайд 47-48. Видеофрагмент. Клавесин.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Инструмент, который мог бы передать и колокольный звон и трели соловья. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано.
Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.)
Устройство фортепиано Кристофори было таким. Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны образуя музыкальные звуки.
Слайд 54. Видеофрагмент. Молоточки и клавиши.
Вольфганг Амадей Моцарт — величайший австрийский композитор, представитель Венской классической школы композиции, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист и дирижёр. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Счастье! Звучит нестареющий Моцарт,
Музыкой он несказанно обласкан,
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья!
Слайд 57. Видеофрагмент. Моцарт.
Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.
Бурлят, кипят и рвутся звуки,
В моей груди они теснятся,
Друг другу простирают руки
И ниспадают, чтоб подняться.
Качнулся мощный взрыв аккорда –
И подо мною всё быстрей
Земля плывёт светло и гордо,
Вращаясь вкруг оси своей.
Слайд 60. Видеофрагмент. Бетховен.
Первое пианино было изобретено Джоном Хокинсом в декабре 1800. Пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места. Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века.
Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. Особенно важно этого достичь на концертах в больших залах. Рояль – поистине король среди всех фортепиано, занял центральное место в концертных залах Европы.
Слайды 69-70. Видеофрагмент. Как делают рояль.
Челе́ста (итал.celesta — «небесная») —клавишно-ударный музыкальный инструмент, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, которые ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах.
Звучит фрагмент «Танца феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Фисгармония — духовой клавишный инструмент. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
В этом году весь музыкальный мир отмечает 205-летие Фредерика Шопена — польского композитора и пианиста-виртуоза, автора многочисленных произведений для фортепиано. Шопен по-новому истолковал, опоэтизировал жанры: прелюдию, балладу, мазурку, полонез, вальс. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру.
Гармонии задумчивый поэт,
Ты пел печали благородный свет.
Великий сын земли многострадальной,
Мир покорили до окраин дальних
Навеки звуки музыки твоей.
То сердце, что стучало в лад с народным
Во имя жизни светлой и свободной
И камнем взято, всех живых – живей!
Слайд 78.Видеофрагмент. Шопен.
Слайд 79. Могила Шопена находится в Париже, а его сердце по его завещанию была захоронено в костёле Святого Креста в Варшаве.
Слайд 80. Сердце Шопена.
Слайд 81. Звучит Седьмой вальс Шопена.
Фортепиано можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. С появлением новых музыкальных стилей фортепиано открывало в себе всё новые краски и средства выразительности.
Слайд 83. Видеофрагмент. Джаз.
Слайды 84-85. Видеофрагмент. Старый рояль.
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Вот такой необыкновенный отпраздновал своё 300-летие. Фортепиано – это основа музыкальной грамоты. Учеными доказано, что фортепиано влияет на положительно уровень восприятия детей. Обучаясь игре на фортепиано, ребенок начинает лучше учиться в школе. Благодаря многим преимуществам, фортепиано заслуженно носит гордое звание “короля” музыкальных инструментов. С момента рождения и по сей день, фортепиано является самым любимым инструментом всех композиторов, ведь только фортепиано позволяет писать сонаты, романсы и другие классические произведения для целых оркестров.
Дорогие друзья, желаю вам с каждым днём совершать новые открытия в чудесном мире музыки и пусть этот удивительный музыкальный инструмент, об истории которого мы столько узнали во время сегодняшней встречи, будет вашим путеводителем на долгие радостные годы! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке для 1 класса.
Краткий экскурс в историю создания фортепиано.
Обложки рабочих образовательных программ по которым я работаю.
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития «Ника» (комплексное обучение).
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восп.
В подготовке к мероприятию принимают участие учащиеся 5-9 классов. В сценарий включены инсценировки, чтение стихов, исполнение песен.
Источник
II Всероссийский конкурс «Фортепиано сегодня»
Санкт-Петербург. С 1 марта по 15 апреля пройдет II Всероссийский конкурс «Фортепиано сегодня» к 210-летию со дня рождения Ференца Листа и 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Заявки принимаются до 25 февраля.
II Всероссийский конкурс «Фортепиано сегодня» проводится в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова с 1 марта по 15 апреля 2021 года в соответствии с Планом мероприятий на 2021 год федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова».
Конкурс проводится по специальности сольное фортепиано в трех возрастных категориях:
- категория I – 14 – 16 лет;
- категория II – 17 – 19 лет;
- категория III – 20 – 24 года.
Возраст участников определяется на дату начала Конкурса – 1 марта 2021 года.
Конкурс проводится в два тура (этапа):
Первый тур проводится заочно, на основании документов и материалов, представляемых участниками Конкурса в соответствии с п. 2.3 Положения. Сроки проведения первого тура Конкурса: с 01 по 15 марта 2021 года. По результатам первого тура жюри определяет участников второго тура. Оргкомитет доводит до сведения конкурсантов результаты первого тура в срок не позднее 15 марта 2021 года.
Второй тур Конкурса проводится очно, публично, в виде открытого конкурсного прослушивания участников в концертном зале Санкт-Петербургской консерватории. Сроки проведения второго тура Конкурса: с 12 по 15 апреля 2021 года.
Для участия в Конкурсе заявителю необходимо до 25.02.2021 (включительно) прислать в оргкомитет Конкурса на электронный адрес alanklim@list.ru документы и материалы участников, указанные в положении.
Победители и призеры Конкурса обязаны выступить в заключительном концерте Конкурса.
Источник
Они потрясли весь мир
По результатам второго тура Денис Мацуев и назвал восемь лауреатов вместо пяти. Подобная ситуация возникала и на прошлом конкурсе в 2018 году, когда жюри тоже расширило список лауреатов до семи. Как пояснил Денис Мацуев: «У нас нет никакой ангажированности, нет подводных течений и интриг — я отвечаю за свои слова. Мы все получили огромное удовольствие от выступлений участников и каждый из нас на обсуждении сказал, что пять премий не хватит, надо дать больше. И все лауреаты на равных претендовали на Гран-при».
Но по традиции конкурса интрига — кто станет обладателем кабинетного рояля YamahaСЗХ стоимостью 35 000 долларов — сохранялась до самого конца концерта. Звучал сложнейший для юного возраста репертуар — фактически тот же, что на Конкурсе Чайковского: Первый концерт Чайковского, Второй концерт Брамса, концерты Рахманинова, Сен-Санса, Листа, Шопена, Грига, редкая для сцены находка — Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера в замечательном исполнении 13-летнего Даниила Тюрина (ЦМШ, класс Даниила Цветкова). Это произведение вернулось на сцену и, возможно, вернет другие забытые сочинения, написанные в том же формате виртуозного концертино, популярные в ХIХ веке. Надо заметить, что среди интересных репертуарных решений на конкурсе были также Токката №7 Фрескобальди из его «Второй книги токкат» (Даниил Тюрин), пьесы Комитаса и Шенберга (Анаит Стельмашова из Грузии, ставшая обладательницей главного артистического приза — «зрительских симпатий»), Рамо (Петр Акулов и Ноа Капелюшник из Израиля).
Во втором туре с музыкантами потрясающе выступал Госоркестр Светланова, который не просто аккомпанировал четырнадцать концертов, а создавал для пианистов абсолютно комфортную музыкальную среду, что стало для многих решающим в успехе.
Между тем, суть Grand Piano — не в лауреатстве и премиях, а в тех реальных возможностях, которые конкурс открывает молодым пианистам. «Проигравших здесь нет» — формула Grand Piano. Каждый его участник, независимо от статуса премий, становится членом «команды грандпиановцев» и получает именной сертификат от Дениса Мацуева на участие в его проектах. Свои награды конкурсантам в этом году присудили Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Госоркестр им. Светланова, Московская филармония, Московская консерватория, ЦМШ, Академия фестиваля в Вербье, фестиваль Auvers-sur-Oise (Франция), YamahaMusic и другие.
Обладателями же Гран-при стали двое пианистов. Подобный прецедент уже случался на первом конкурсе в 2016 году. Тогда рояли Yamaha получили Александр Малофеев и Сандро Небиеридзе (Грузия). На этот раз обладателями ценных роялей стали Петр Акулов (14 лет, ЦМШ, класс Максима Железнова) и Сергей Давыдченко (16 лет, спецшкола при Ростовской консерватории, класс Сергея Осипенко). К слову, оба победителя выступят уже 18 мая в Казани на Международном фестивале Рахманинова «Белая Сирень». Активная концертная жизнь предстоит и остальным «грандпиановцам», которых уже узнали более миллиона слушателей из 92 стран мира. А через два года некоторые из них станут уже участниками конкурса Чайковского. Но теперь Grand Piano для них всегда впереди.
Денис Мацуев, худрук Grand Piano Competition:
Источник