Что связывает с гитарой

Взаимосвязи в гитарном искусстве

Встречаясь с выражением «мир гитары», мы относимся к нему как к некой метафоре, украшению речи и не больше. Однако, такое отношение глубоко ошибочно. За более чем 800-летнюю историю гитары, в культуре человечества действительно сформировался уникальный феномен: мир гитарного искусства, имеющий свою разветвленную историю и еще более разнообразное настоящее.

Мир гитары — это именно мир, а не отдельные явления, не имеющие между собой никакой связи. Это мир, живущий по своим, четко действующим, законам. Как в реальном мире разные страны возникали, развивались, объединялись и делились, так и стили в гитарном искусстве рождались, изменялись, а порой, исчезали почти бесследно. Как в реальном мире невозможно рассматривать отдельную страну, без учета ее истории и связей с остальным миром, так и каждый отдельный стиль в гитарном искусстве нельзя рассматривать изолированно от всего разнообразия мира гитары.

Для того чтобы наглядно проиллюстрировать эту мысль, мы изобразили существующий сегодня мир гитарного искусства в виде большого дерева:

Ветви — это стили, жанры и направления мирового гитарного искусства. Конечно, мы не смогли изобразить их все, нам пришлось ограничиться только самыми главными, основными. Иначе этих ветвей было бы так много, что рассмотреть в их переплетении что-либо было бы совершенно невозможно.

Давайте совершим обзорную экскурсию.

Вот, например, гитара фламенко (испанская гитара). Гитара пришла из Испании, и Фламенко — один из истоков современного гитарного искусства. Достижения испанских фламенкистов определили пути развития гитарной техники на много столетий вперед. Кстати, современная техника игры на эстрадной гитаре во многом базируется на принципах, заложенных испанцами! Между прочим, и современная классическая гитара тоже берет начало от испанской гитары.

Многие знают, что есть двенадцатиструнная гитара (например, на ней аккомпанирует себе Александр Розенбаум), но мало кто встречался с десятиструнной гитарой. А есть и такая! И если двенадцатиструнная гитара — это обычная гитара со сдвоенными струнами (зачем? — хороший вопрос — да просто, чтоб громче звучала), то десятиструнка — это та же шестиструнная гитара, но с четырьмя добавочными басовыми струнами. Сконструирована она была для того, чтобы увеличить диапазон звучания. На такой гитаре можно было сыграть те произведения, которые трудно исполнить на обычной шестиструнной. Это достаточно редкий инструмент (Кстати, ярчайшим представителем этого направления является крупнейший испанский гитарист Нарцисо Иепес). Мы не могли обойти вниманием десятиструнную гитару, именно потому, что она является, на сегодня, последним представителем целого семейства многострунных гитар (имевших от 8-ми, до 18-ти, а иногда даже до 48-ми струн), существовавших в разное время, в разных странах мира.

К классу многострунных гитар относится и ГРАН-гитара — звездное изобретение двадцатого века (ГРАН-гитаре немногим более 15 лет). ГРАН — это аббревиатура, происходящая от полного названия этого инструмента — «Гитара Российская Акустическая Новая». Авторами ее являются наши российские гитаристы Анатолий Ольшанский (Москва) и Владимир Устинов (Челябинск), в содружестве с Полом Маккартни. И если идея создания двенадцатиструнной гитары заключается в усилении громкости и объема звучания посредством простого удвоения струн, то принципы, заложенные в ГРАН-гитару, совершенно иные. В небольшой статье, конечно же, невозможно детально рассказать об уникальных достоинствах этого удивительного инструмента, и особенностях игры на нем. Но вкратце скажем следующее: если на двенадцатиструнной гитаре все струны (металлические) расположены в одной плоскости над грифом, то у ГРАН-гитары используются и металлические и нейлоновые струны одновременно, и располагаются они в разных плоскостях: металлические находятся под нейлоновыми (то есть, металлические расположены несколько ближе к грифу, чем нейлоновые) и немного наискосок от них. В итоге, можно играть только на нейлоне, а можно «подключить» и металл. разнообразие различных приемов и способов игры на этом инструменте просто поражает! Музыканты, виртуозно владеющие этой гитарой, добиваются совершенно необыкновенных акустических эффектов, «синтезируя» комбинации различных техник игры на ней. ГРАН-гитара явилась своеобразным уникальным акустическим синтезатором, способным сделать то, что не под силу другим музыкальным инструментам!

Конечно же, в каждой стране гитара развивалась как-то по-особенному, по-своему. Каждая нация привносила некий неповторимый колорит в гитарное музыкальное искусство. Так, например, семиструнная гитара получила мировое признание только попав на благодатную почву русской музыки. И именно Россия стала ее второй родиной, так что во всем мире она даже называется не иначе, как русская семиструнная гитара. Сейчас это довольно редко встречающийся инструмент. Но, тем не менее, у нас в стране есть виртуозы, играющие на семиструнной гитаре, которые являются яркими звездами не только на российском музыкальном небосклоне (например, гитаристка-семиструнница Анастасия Бардина (Москва).

Семиструнная гитара как раз и относится к очень крупной ветви национальных школ гитары. Сюда же можно отнести и американскую фолк-гитару или гитару-вестерн, которая очень развита и любима в США, а также английскую гитарную школу, являющуюся наиболее сильной профессиональной гитарной школой в мире. Надо сказать, что на сегодняшний день не Испания и не Америка лидируют по уровню профессионализма гитаристов, а именно Англия. Сюда же можно отнести и латиноамериканскую гитару, так называемую латинас, и португальскую, и множество других гитарных школ и направлений с их национальными особенностями.

Теперь давайте коснемся другого интересного направления гитарного искусства — аккомпанирующей гитары. Это, в первую очередь, бардовское искусство и авторская песня — очень мощное течение во всем мире, что совсем не удивительно. Пение присуще человеку изначально, и, конечно, гитара не могла оказаться в стороне. Развита эта ветвь, вопреки распространенному мнению, не только в России, но и в других странах, разве что называется иначе.

Хотя надо отметить, что не только эта крупная ветвь искусства гитары связана с сопровождением песне и с аккомпанементом вообще. На аккомпанементе очень хорошо можно проследить те самые взаимосвязи в гитарном мире, те тонкие нити, которые соединяют разные стили музицирования. Ведь не только бардовская гитара выполняет функцию сопровождения в песне. Гитара фламенко сопровождает пение кантеоров, семиструнная гитара сопровождала русский городской романс, и та же электрогитара далеко не всегда играет ведущую роль в группе.

Кстати, электрогитара появилась из той же почки, что и джазовая гитара. Разделяет их всего два-три десятилетия. Гитара в джазе пришла на смену банджо. Для этого ее даже пришлось несколько модернизировать, сделав более выпуклыми деки (наподобие дек скрипки или виолончели), для того, чтобы звук ее стал максимально громким и приобрел характерный стаккатный сустейн (очень короткую длительность звучания), необходимый для выполнения в джазе ее ритмо-гармонической функции. Электрогитара же явилась следующим этапом усовершенствования звуковых характеристик эстрадной гитары с приходом эпохи электроники.

Сегодня именно электрогитара является наиболее яркой представительницей мира гитары. Она впитала в себя все, выработанные в течение нескольких столетий, достижения мирового гитарного искусства.

Начинающим гитаристам кажется, что достаточно взять в руки медиатор и Fender Stratocaster, поставить «рычащую» квинту и половина успеха у тебя в кармане.

Ан, нет — не тут-то было.

Освоение этого инструмента требует долгой и кропотливой работы, знания различных видов техники и приемов игры, и глубокой исполнительской культуры в целом. Вам никогда не удастся достичь чего-либо значительного, если вы не удосужились правильно поставить руки (игровой аппарат), а Ваши теоретические знания о музыке и о гитаре можно записать на одной почтовой открытке!

В европейских консерваториях эстрадные гитаристы обязательно очень серьезно изучают акустическую гитару и базовые техники игры на инструменте. Только глубокие знания и владение базовыми гитарными техниками позволяет вырваться из круга любительского музицирования. Вспомните таких суперзвезд, как Ричи Блэкмор, Джими Хендрикс, Ингви Малмстин, Эл Ди Меола, Карлос Сантана, Эрик Клэптон. Все крупнейшие гитаристы мира, в каком бы стиле они не играли, великолепно владеют базовыми техниками игры и акустической гитарой. Без этого они так и остались бы заштатными гитаристами, ремесленниками, удел которых — подражание. Они никогда не смогли бы достичь уровня настоящих Художников, Мастеров.

Конечно, можно сразу заняться блюзом или хард-роком. Но при этом было бы чрезвычайно полезно развить свой музыкальный слух , максимально расширить кругозор, свои знания о гитаре и о музыке вообще! Без этих знаний Вы никогда не будете знать, как эффективнее формировать и совершенствовать технику игры, не научитесь чувствовать и понимать свой инструмент, а значит, никогда не подниметесь, в избранном Вами стиле, к вершинам мастерства. Так же как веточка не может расти без дерева, так и Ваше искусство неминуемо засохнет, лишенное главного — знания и владения базовыми гитарными техниками.

Посмотрите, откуда берут начало и растут все направления, а главное — что их питает!

Безусловно, ни одно учебное заведение, ни одна консерватория в мире не возьмется обучить Вас всему, что изображено на нашем Древе гитары. Да этого и не нужно. Если Вы будете высокообразованным музыкантом и гитаристом, владеющим базовыми знаниями и техниками игры — вы легко освоите любой стиль, впишетесь в любое направление, станете лидером-виртуозом любой группы. Музыкант, великолепно владеющий базовыми гитарными техниками, чувствует себя в мире гитары как рыба в воде. Поэтому, в выбранном стиле, Ваше движение к вершинам мастерства будет несравнимо более легким и стремительным!

Источник

Материал для гитар и его влияние на звук

При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?

На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:

  • усиливает звук
  • придает звуку индивидуальный окрас
  • увеличивает продолжительность звучания

Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?

  • Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
  • Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
  • Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
  • Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.

Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.

Источник

Оцените статью