Что такое академический концерт по фортепиано

Академический концерт: режим дня

Академический концерт для учащихся музыкальной школы – это форма экзамена. Как любой день экзамена, день выступления на сцене всегда сопровождается особым состоянием и души, и тела.

Здесь присутствует и радость, и взволнованность, и творческий подъём, нередко и такое волнение , которое просто мешает достойному выступлению. Как же лучше организовать свой день, чтобы предстоящее мероприятие прошло успешно?

Во-первых, в день выступления я рекомендую освободить ребёнка от посещения общеобразовательной школы: в этот день для его психики будет достаточно нагрузки. Пусть лучше он с утра выспится как следует.

Однако, если академический концерт назначен с утра, то время просыпания надо определить таким образом, чтобы была возможность успеть спокойно позавтракать, привести себя в порядок, хорошо разыграться, настроиться и вовремя добраться до школы.

В день выступления у юного музыканта должно быть достаточно энергии. Поэтому пища, которую он принимает перед выступлением должна быть калорийной и энергетически насыщенной.

При этом она не должна быть объёмной, тяжёлой для желудка, чтобы не вызывать чувства сонливости и расслабленности. В этом смысле подходят такие продукты, как например: свежие овощи, фрукты, орехи, мёд, мюсли, яйца, какао, шоколад.

В день выступления не рекомендуется много заниматься и нагружать себя физически или эмоционально – лучше поберечь силы для сцены. Можно немного прогуляться в парке, если погода располагает к прогулкам.

Можно просто полежать или посидеть в кресле, продумывая своё предстоящее выступление в деталях. Смотреть телевизор не рекомендуется. Лучше избегать эмоциональных впечатлений, чтобы не «расплескать» то настроение, которое соответствует исполняемой музыке и на которое надо настраиваться с самого утра.

Не стоит в день концерта много работать за роялем. Немного разыграться всё же необходимо, чтобы привести игровой аппарат в хорошую форму. Сделать это лучше незадолго до выступления.

Цель разыгрывания – размять связки, обеспечить прилив крови к кистям рук, чтобы они не были холодными. Все знают, что недостаточно тёплые руки становятся малоподвижными, ими трудно решать на рояле технические задачи.

Многие предпочитают разыгрываться при помощи гамм. Лично мне такой способ разыгрывания не кажется наилучшим, так как он требует подвижности пальцев, но не даёт при этом на руки физическую нагрузку.

А именно физическая нагрузка вызывает прилив крови к кистям рук. Поэтому своим ученикам я обычно рекомендую разыгрываться при помощи игры четырёхзвучных аккордов на максимальной громкости.

Всего несколько минут игры громких аккордов – и руки становятся тёплыми. Помогает также питьё горячего чая или какао, заранее принесённого в термосе.

Одежда для исполнения академической классической музыки может быть нарядной, но она всегда должна чётко отражать половую принадлежность исполнителя. Юбка не должна быть слишком короткой. Из зала короткая юбка на пианистке производит неприятное впечатление.

Брюки на девушке за роялем выглядят нелепо, а джинсы – просто вульгарно. Абсолютно недопустимо концертное выступление за роялем в сапогах, кроссовках или кедах. Только концертные туфли.

И не стоит забывать о чистом носовом платочке. Руки от волнения иногда потеют, а играть влажными руками сложно, они скользят по клавиатуре.

Иногда яркое белое пятно носового платочка, положенного сбоку от клавиатуры отвлекает исполнителя. Я рекомендую класть его сверху на колки, если исполнение происходит за роялем, или на сиденье стула.

Часто приходится наблюдать, как ученики толпятся перед дверью зала, пытаясь услышать игру своих одноклассников. Их выступления бурно обсуждаются, комментируются. Почему-то среди детей «модно» рассказывать друг другу о том, как они не готовы к экзамену и как будут сейчас «лажаться».

Иногда они пытаются поддержать друг друга, рассказывая анекдоты. Могу сказать точно, что участвовать во всём этом – наилучший способ испортить себе выступление.

Если ученик, которого слушают через дверь, играет неудачно, это может вызвать страх и последующее повторение его ошибок. Если выступление удачное – страх возникнет от мысли о том, что ваша готовность к экзамену не настолько хороша.

Анекдоты тем более не полезны, поскольку уводят далеко от круга образов, которые в скором времени предстоит воплощать за роялем. В любом случае, лучше держаться подальше от этой толпы, дышащей волнением, поскольку оно (это волнение) необыкновенно заразно.

Просто отойдите в сторону и молча представьте в голове звучание первых тактов каждого произведения, обращая внимание на настроение и темп.

Это очень важно: правильно выбрать темп с самого начала, поскольку изменить его впоследствии бывает сложно. Неправильно выбранный темп меняет характер и усложняет выполнение технических задач.

Войдя в зал, спокойно подойдите к роялю, сядьте за него и мысленно скажите себе фразу: «Я здесь надолго». Не торопитесь начинать. Пусть пульс придёт в норму, а мысли – в порядок.

Восстановите в памяти первые такты первого произведения, войдите в нужное настроение и, главное, не торопитесь, пожалуйста! Пусть пройдёт столько времени, сколько нужно, чтобы улеглось волнение и вы могли заняться музыкой. Вас подождут.

Следующий шаг: направьте своё внимание на тот текст, который написан между строк, вспоминайте каждую мелочь, все детали вашей предшествовавшей работы.

Иногда в голове возникает предательский вопрос: «А какая там следующая нота?» Противоядие звучит так: «Я на этот вопрос себе не отвечаю» и сразу же, без малейшей паузы идёт продолжение: «А кстати, какой у меня сейчас нюанс, вилочка, штрих?»

Концертное выступление для пианиста – всего лишь вид работы. Постарайтесь сделать свою работу хорошо.

Источник

Академический концерт в музыкальной школе

Академический концерт – это основная форма контроля выполнения учениками музыкальной школы учебной программы по специальности.

На академическом концерте учащиеся демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальном инструменте.

В первом семестре ученики сдают один академический концерт, во втором – два академконцерта.

После прослушивания учащихся преподаватели выставляют оценку
за исполнение и дают методическую характеристику выступления, которая записывается в форме замечаний в книге протоколов контрольных мероприятий.

По этим замечаниям можно определить, продвигается ли ученик в обучении, совершенствуются ли его исполнительские навыки.

Академический концерт воспитывает волю учащегося, вырабатывает собранность и целеустремленность, развивает артистичность. Дети, прошедшие серьезную школу выступлений на академических концертах, не боятся публики, комфортно и свободно чувствуют себя в коллективе, не боятся быть на виду, они более уверенные, чем сверстники, не занимавшиеся в музыкальной школе.

Показать свои умения и достижения ученик может при правильном подборе программы. Произведения должны быть разноплановыми, яркими, интересными для исполнения. Как правило, на академконцерт выносятся два разнохарактерных произведения.

В музыкальной школе основными разделами работы являются:

Технический – гаммы, упражнения, этюды
Пьесы технического плана
Пьесы кантиленного характера
Полифонические пьесы
Крупная форма – сонатины, сонаты, вариации, концерты

Требования к программе академических концертов определяются ежегодно на методических совещаниях, а основные требования излагаются в учебных программах.

Когда ученику дают для выступления на академическом концерте одноплановые произведения, трудно оценить уровень достижений ученика. Случается, что учащиеся играют произведения, которые успели выучить, а не запланированные в начале семестра. Бывает, ученик исполняет пьесы, которые ему нравятся, и которые у него получаются. А какие-то формы у учащегося – нелюбимые, для него эти формы трудны и скучны. И поэтому ребенок развивается однопланово.

Задача преподавателя – дать возможность демонстрации учеником своего профессионального роста, а для этого необходимо разнообразить программу, воспитывать интерес ко всем формам музыкальных произведений.

Исходя из этого, следует подчеркнуть:

— программа академического концерта определяется заранее
— программа состоит из разнохарактерных произведений
— подготовка к академическому концерту ведется последовательно на протяжении всего семестра
— наряду с программой академконцерта ведется работа над всей остальной программой
— большое внимание необходимо уделять техническому развитию учащегося: гаммы, упражнения и этюды должны постоянно присутствовать как формы работы на уроке и в домашних заданиях.

Организационные формы академических концертов

Как же организовать академический концерт в музыкальной школе, и какие формы проведения академконцерта возможны?

Многое зависит от контингента учащихся. Если школа многочисленная, то проще организовывать академконцерты одного отдела. Это могут быть концерты класса одного преподавателя; или концерты по ступеням обучения, например, выступление учащихся младших классов на одном концерте.

При первом варианте есть возможность оценить работу преподавателя в целом, определить профессиональный уровень преподавателя, охарактеризовать сильные и слабые стороны педагогических приемов, выявить правильность подхода к подбору программы, выявить положительный опыт работы преподавателя с целью использования его другими педагогами.

Для преподавателя эта форма проведения академического концерта представляет определенные сложности: необходимо подготовить к конкретной дате учащихся всего класса. Но у учащихся разные возможности, разные музыкальные данные.

Проще выставлять учащихся на академические концерты по мере их готовности. Для этого должен быть скользящий график и несколько дат проведения концертов.

Если академические концерты проводятся по определенным ступеням обучения, например, выступление учащихся вторых классов, то в таких концертах принимают участие ученики разных преподавателей. Это дает возможность лучше узнать контингент учеников, сравнить работу преподавателей, определить объем учебного репертуара данных классов обучения, используемый каждым преподавателем; услышать репертуарные новинки и поделиться нотами с коллегами.

Такие формы проведения академических концертов дают возможность отобрать лучших исполнителей для выступлений во всевозможных концертах и мероприятиях.

Но есть и отрицательные моменты в таких формах – учащиеся слышат только выступления соответствующего класса и не могут сравнить уровни профессионального мастерства. Не слышат выступления старшеклассников, и не могут понять, к чему им нужно стремиться. Не слышат учащихся младших классов — в этом случае ребята могли бы зафиксировать свой рост и развитие своих способностей и возможностей.

Поэтому лучше проводить смешанные академические концерты отделений. Когда учащиеся разных преподавателей и разных классов готовятся к конкретной дате. Таких сроков должно быть несколько, и учеников выставляют по мере их готовности. В смешанных академконцертах отделений ученики слышат выступления разных классов и разных преподавателей. Они не ограничиваются только классом своего преподавателя и своей ступенью обучения.

Какая же форма более целесообразна для школы – решать только коллективу преподавателей.

Но суть одна – академический концерт – основная форма контроля успеваемости учащихся и проверки выполнения учебной программы.

Главное, чтобы вся работа преподавателя и ученика не сводилась только к подготовке программы академического концерта, что привело бы к одностороннему воспитанию – воспитанию исполнительскому. Исполнительские качества должны базироваться на практических навыках, приобретаемых благодаря разнообразным формам музицирования, о которых нельзя забывать. А это: гаммы, упражнения, аккомпанемент, чтение с листа, ансамблевое исполнение, игра по слуху.

И, если заниматься в основном только программой академического концерта, то явными будут пробелы по другим разделам работы, что отрицательно скажется и на выступлении ученика на академконцерте.
Такие пробелы станут постоянными у учащихся преподавателей, которые не работают систематически над упражнениями, дают ограниченное количество этюдов, а над остальной программой работают поверхностно, не уделяя должного внимания, или и вовсе забывают об этих произведениях.

И поэтому очень важно найти золотую середину в работе, контролировать выполнение учебной программы. Это должно быть обязательным как для преподавателя, так и для ученика. Помочь в этом могут контрольные уроки, на которых проверяется уровень готовности произведений, не выносимых на академические концерты.

Для того, чтобы поддержать естественное желание детей выступать, чтобы у них не было сценического страха, проводятся безоценочные академические концерты во втором полугодии, в марте месяце, на которых учащиеся выступают перед комиссией, но для своих родителей, друзей, родственников. На таких контрольных прослушиваниях дается словесная оценка и анализируется выступление ученика.

Сроки проведения академических концертов

Академические концерты отнимают много времени у детей. Они приходят заранее, репетируют, затем ждут своего выступления, дожидаются итогов обсуждения комиссией выступлений всех участников.

Нужно помнить о большой занятости учащихся, и поэтому сроки проведения должны быть продуманы. Выступление на академическом концерте засчитается за урок. Это позволит не проводить концерты в вечернее время. А если есть возможность проводить эти мероприятия в первой половине дня, то лучше так и поступить – дети не устали после занятий в общеобразовательной школе и могут выступить более качественно. Преподаватели смогут внимательно выслушать все выступления и дать объективную характеристику каждому ученику.

Для качественного планирования работы следует за каждым отделом закрепить конкретный день проведения академических концертов. Это даст возможность заместителю директора по учебной части присутствовать на всех академконцертах.

Советы родителям по подготовке ребенка к академическому концерту – читать

Оценивание выступления ученика на академическом концерте — читать

Источник

Оцените статью