Аккорд
Акко́рд (фр. accord , итал. accordo , от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. Применительно к музыке XX века «аккордами» называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры) кроме соноров [1] .
Содержание
Общие сведения
В классической гармонии под аккордом понимают сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.
Подобное определение впервые дал И.Г. Вальтер в 1732 году. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке. По Н.А. Римскому-Корсакову, набор тонов, которые не могут быть расположены по терциям, представляет собой не аккорд, но случайное сочетание. [2]
На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш, на гитаре — щипком трёх и более струн. Аккорды могут исполняться несколькими инструментами одновременно, в том числе симфоническим оркестром, а также несколькими певческими голосами.
Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без октавных дублировок) звуков, отстоящих друг от друга на терции:
3 — трезвучие; 4 — септаккорд; 5 — нонаккорд; 6 — ундецимаккорд (встречается редко и не обращается из-за диссонанса); 7 — терцдецимаккорд (встречается очень редко и не обращается из-за диссонанса).
Нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном (от нем. Grundton), остальные звуки называются по интервалу, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Если при этом основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда. Более подробная информация содержится в статье Классификация аккордов.
В классико-романтической гармонии всякое отступление от терцового состава аккорда означает введение неаккордовых звуков. Начиная с конца XIX века (Скрябин, Шёнберг, Хиндемит), предпринимались попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения квартаккорды не получили. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов (см.: кластерный аккорд). Используются и аккорды смешанного строения.
Логическая структура аккорда
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit ). [3]
Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:
- — основной тон — «корень» аккорда (тоника);
- — аккордовые консонансы — квинта и терция от основного тона;
- — аккордовые диссонансы — включая альтерацию;
- — побочные тоны — (также органные пункты, педали и т. п.).
Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать
- — внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «тра́нзиты»).
Источник
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
Галина Гугуева
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
В занятие включены лишь элементарные понятия аккорда и задания, которые могут выполнить учащиеся, не посещающие музыкальные школы.
Тема урока: «Путешествие в королевство Аккордов».
Цель урока: Показать простейший способ построения аккорда – трезвучия, разные приёмы работы над развитием гармонического слуха путём пения разных аккордов.
Задачи:
Знать основные закономерности гармонического языка;
Дать учащимся знания об аккорде;
Знать теоретические правила построения аккордов;
Владеть навыком записи аккордов;
Уметь осуществлять простейший анализ аккорда;
Владеть навыками ладового варьирования;
Владеть навыками трёхголосного пения;
Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
Цветные карточки с изображением Короля, Королевы.
Раздаточный материал:
Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
«Элементарная теория музыки» (Фридкин).
1. Организационный момент.
2. Беседа о гармонии.
3. Интонационная настройка в До мажоре.
4. Основные закономерности аккордового языка, определение «краски» аккордов.
5. Гармонический анализ нотного текста.
6. Игра аккордовой цепочки в До мажоре.
7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух (формулами).
8. Пение трёхголосной последовательности.
9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Как вы думаете, что такое гармония?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Гармония — это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов, так сказать, красивая музыка. Гармония – это красота во всём: в искусстве рисунка, скульптуре, архитектуре, музыке. Глядя на красивый рисунок, мы говорим: «Какая гармония!». То же самое мы можем сказать и о музыке. А что такое аккорд?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Аккорд – это сочетание трёх и более звуков. Ребята, а вы знаете какие – нибудь аккорды?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Аккорды бывают разные, а называются они так: Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд, терцквартаккорд…и другие.
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Мы познакомимся с самыми простыми из них: Трезвучиями.
Итак, открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день До мажора».
Сейчас мы настраиваемся, поём гамму До мажор.
Учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы. А так же на нотоносце выкладывает тоническое трезвучие.
Учитель: Самое главное — это Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Как вы видите, трезвучие состоит из трёх нот, трёх звуков, строится на звуке «До» — это тоника в До мажоре, главный опорный звук.
(Учитель проигрывает его мелодически). Отсюда и название – Трезвучие.
(Учитель играет его и пропевает по звукам вместе с учащимися: До-ми-соль). А сейчас мы сделаем по другому: первый ряд будет петь ноту До, второй ряд Ми, третий – Соль.
(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается аккорд). Ребята, как вы думаете, что мы спели, что у нас получилось?
Ученики: Мы спели аккорд.
Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте, как звучит этот аккорд – грустно или весело? Какое у него настроение?
Ученики: Весело, у него весёлое хорошее настроение.
Учитель: Правильно, тот аккорд, который звучит весело, называется мажорный. Теперь послушайте, как звучит другой аккорд – минорный. (Учитель играет минорный аккорд). Этот аккорд звучит грустно, он минорный. Представим, что это трезвучие – Королева, она грустная, потому что ей не нравится цвет её платья. А теперь поём минорное трезвучие.
(Учитель играет минорное трезвучие мелодически и поёт: ля-до-ми.) Сейчас мы споём минорное трезвучие по рядам.
(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается минорный аккорд). Какой аккорд мы спели?
Ученики: Мы спели минорный аккорд.
Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас слушаем аккорды — трезвучия и определяем их «краску» .
Ученики слушают, поют в унисон и определяют «краску». Учитель на доске прикрепляет карточки для мажорных и минорных трезвучий, подобранные детьми.
Ну, теперь Король и Королева на месте. Однако можно использовать ноты для записи разных аккордов. Строятся они строго в определённом порядке и обозначаются формулами. Сейчас я покажу Вам простейший способ построения аккорда – трезвучия: ноты располагаются чётко одна над одной через одну, например, До-ми-соль. Мы пропустили ноты ре и фа.
(Учитель записывает на доске, ученики переписывают. Учитель играет то, что получилось). Ребята, что же у нас получилось записать?
Ученики: Мажорное трезвучие.
Учитель: Правильно. Его формула в тональности До мажор – Т 5/3. Буква Т означает, что трезвучие Тоническое. Если бы мы строили мажорное трезвучие вне тональности, то его формула была бы Б 5/3. Здесь буква Б означает, что трезвучие просто мажорное, или большое. Под трезвучием подписываем внизу его формулу. У нас получилось трезвучие Короля – Мажорное Тоническое. Предлагаю Вам на звуке «ля» построить самостоятельно трезвучие Королевы. Оно строится так же – через одну ноту: одну пишем, следующую пропускаем. Сколько нот у вас будет в трезвучии?
Ученики: Будет три ноты.
Учитель: Правильно, начинайте выполнять работу.
Ученики выполняют задание. Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения задания.
Учитель: Молодцы, всё правильно построили, теперь сыграем и послушаем, что у нас получилось?
Ученики: Минорный аккорд.
Учитель: Правильно, а обозначим мы его формулой М 5/3, потому что строили мы его вне тональности. Буква М обозначает – минорный или малый. А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку. Я буду играть вам мажорные и минорные трезвучия, а вы будете записывать их формулами: Б 5/3 или М 5/3.
Учитель играет аккордовую последовательность:
Б5/3 – М 5/3 – Б 5/3 – Б 5/3 – М 5/3.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Учитель: А сейчас я сыграю эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию.
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Учитель играет аккордовую последовательность и поёт на любую мелодию стихи.
Учитель: Ребята, посмотрите, сколько интересных заданий мы с вами выполнили всего с двумя аккордами. Вам понравился урок?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. (Учитель подводит итог урока, ученикам задаются вопросы по материалу урока для его закрепления).
Домашнее задание: на аккордовую последовательность, записанную на уроке, сочинить любую мелодию или песенку в любых жанрах: полька, вальс, марш.
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник