Что такое аккорд дьявола

«Нота дьявола» и хэви-металл

Церковь всегда славилась любовью к всевозможным запретам. Католическое духовенство в своё время забраковало даже музыку, точнее – конкретные ноты. Средневековые руководства по музыке (которая в ту эпоху, конечно же, была только «духовной») запрещали так называемые «ноты дьявола», за исполнение которых композиторы могли понести наказание. Эти «дьявольские ноты» — обычные тритоны, то есть интервалы в три музыкальных тона (или шесть полутонов). Если исполнить одновременно два звука, находящиеся на этом расстоянии друг от друга, получится мрачный диссонанс, который и ассоциируется с чем-то «сатанинским».

Даже когда времена изменились и церковные запреты были сняты, музыканты долгое время игнорировали этот интервал и не желали включать его в композиции. Даже в первой половине ХХ века в популярной музыке, даже западной, эти ноты не используются; а в классической если и фигурировали, то очень редко.

Всё изменилось, когда на британскую сцену вышла группа Black Sabbath. Это был, по сути, первый коллектив, «рискнувший» включить тритоны в свою музыку и сделавший на этом имя и себе, и всей «металлической» музыке в целом. Как вспоминают музыканты, в то время они просто хотели напугать людей: «Мы подумали тогда: очень много людей платят деньги за просмотр фильмов ужасов, а что они скажут про песню ужасов?». Мрачный стиль «саббатов», конечно, был не только коммерческой идеей, но в начале своего пути музыканты действительно искали способ заработать.

На долгие годы вся «тяжёлая» музыка стала ассоциироваться с чем-то мрачным, даже в том случае, если в песне указанного интервала нет; обыватели боялись слушать такую музыку, тем более если они были верующими. Но в музыкальном отношении это было своеобразным прорывом: многим стало ясно, что ничего страшного не произойдёт, если исполнять тритоны, да ещё на перегруженном звуке и на адской громкости, — дьявол не появится из преисподней. Сегодня смотреть или слушать всю музыку можно здесь и не только этой группы или вообще направления хэви-металл.

Сами Black Sabbath в такой музыке пытались выразить дух Бирмингема – в то время довольно скучного промышленного города. Здесь было много металлургических заводов, но кроме работы на них заняться было нечем; жизнь городских обывателей была скучной и мрачной, многие попросту спивались. Те, кто не спивался, играли в местных группах, которых здесь было довольно много. Как бы то ни было, отсюда происходят и другие знаменитые британские группы, в том числе Judas Priest.

Источник

Рок импровизация >«Дьявольский» аккорд: R + 6-6-6

Экономика гаммы: Законы уменьшения интервалов

Мы уже знаем, как можно строить аккордовые блоки — гармонические взаимодействия в рамках различных интервальных структур. Но что произойдет, если мы возьмем всего один интервал, который нам особенно нравится, и построим целый аккорд на его основе? Или, например, перевернем схему интервалов какого-либо аккорда зеркально? Экономика.

Экономика — это совокупность переменных. Экономика гаммы — это совокупность переменных в рамках предопределенных систем уже известных переменных. Аккорды представляют собой сбалансированные группы интервалов на основе заданной последовательности интервалов — гаммы. А их совокупность — это и есть музыка, которую вы играете.

Если мы проанализируем схему, приведенную выше, мы заметим, что все эти странные аккорды с пугающими названиями образуются путем простой перестановки интервалов, входящих в базисный аккорд. Таким образом мы можем получать новые типы аккордов.

Если вы знакомы с обращением аккордов (изменение порядка следования нот в аккорде), вы поймете, о чем я — у этих двух явлений много общего.

Типы аккордов — это аккорды, включающие в себя одинаковые интервальные структуры — секунды, малые терции, большие терции, кварты, квинты, сексты, малые сексты, большие септимы, доминантные септимы.

Интервальная структура минорного аккорда — полная противоположность интервальной структуры мажорного аккорда. Но и тот, и другой аккорды строятся на терциях. Есть два типа терций — малые и большие. Есть два типа септим — большие и доминантные. Есть два типа секст — малые и доминантные. Есть два типа кварт — чистые квинты и кварты. Есть два типа квинт — чистые кварты и квинты. Есть два типа секунд — ноны и секунды.

На гитаре мы можем одновременно извлекать максимум шесть нот, поэтому некоторые ноты аккордов более высокого уровня приходится опускать.

В аккорде G13 первая опускаемая нота — это чистая кварта C; вторая нота — квинта D; третья — доминантная нота. Затем опускается терция B. Если мы опустим верные ноты, 13 аккорд превратится в аккорд типа sus. В том случае, если мы опустим I, IV и V ступени. Из группы опущенных нот — I-IV-V — можно образовывать самостоятельные аккорды. Аккорды типа sus. Csus2 = Gsus4 = G-C-D = I-IV-V. Что касается интервалов, мы замечаем следующее:

(C — E — G) = C мажор & (E — C — G) = C/E & (A — C — E) = A минор & (C — E — A) = Amin/C

Мажорное трезвучие = R + (Δ3 + m3) & Минорное трезвучие = R + (m3 + Δ3)

XΔ7 = R + (Δ3 + m3 + Δ3) & Xmin7 = R + (m3 + Δ3 + m3)

R + (Δ3 + m3 + Δ3) = Δ7 аккорд & (Δ3 + Δ3 + m3) = Увеличенный Δ7 аккорд.

Если: (A + C + E + G) = A min7 & X(min7) = R + (m3 + Δ3 + m3) & если: F#min7(b5) = (F# + A + C + E) & Xmin7(b5) = R + (m3 + m3 + Δ3)

Аккорды можно классифицировать таким образом:

  • Область (Domain) аккорда — это сфера его существования: какова музыкальная композиция, прогрессия или структура гаммы?
  • Царство (Kingdom) аккорда — это сфера его доминирования.
  • Группа (Phylum) аккорда — местоположение аккорда: как данный аккорд расположен по отношению к ступеням с I по VII и как он наилучшим образом подчеркивает ступень I?
  • Класс (Class) аккорда имеет отношение к интервалам между нотами — секунды, терции, кварты, квинты, сексты, септимы.
  • Строение/порядок (Order) аккорда — порядок интервалов между нотами: например, сначала большая терция, затем малая терция. Если в аккорд входят и увеличенные, и уменьшенные интервалы, изменение порядка их следования меняет и музыкальную систему.
  • Семья (Family) аккорда — возможные расширения и вариации на основе аккордовой формулы: например, мажорный септаккорд или доминантсептаккорд.
  • Род (Genus) аккорда зависит от его мажорности или минорности: является ли аккорд мажорным или минорным? Ни то, ни другое или и то, и другое?
  • Вид (Species) аккорда определяется его доминантной нотой.

Видим, что за счет добавления новых интервалов мы можем образовывать различные семьи аккордов; меняя порядок нот, мы создаем новые интервалы; разные интервальные структуры образуют разные классы аккордов; изменение порядка класса порождает разные названия аккордов. Одни и те же ноты — разный порядок. Одни и те же интервалы — разный порядок. Одни и те же идеи порождают разный результат. Одни и те же идеи, благодаря разным результатам, порождают сложные, комплексные структуры. Комплексный подход — основа всего.

Дьявольский аккорд: R + (-6-6-6) & R =√±1

Уменьшенный аккорд, или Co7, состоит из целых тонов. Co, без ноты с интервалом в септиму, — это каждая нота целотонной гаммы. Мы добавляем ноту с интервалом в септиму и таким образом уменьшаем этот интервал на один шаг дальше, чем в случае доминантной септимы. Уменьшенная септима в данном случае будет равна сексте, а в полууменьшенном аккорде септима уменьшается наполовину, по сравнению с доминантной септимой.

Полууменьшенный аккорд состоит из тех же нот, что и аккорд minor7(flat 5) — эти обозначения синонимичны.

Он строится на основе целотонной гаммы, но обычно его относят к другим гаммам, например, к мажорной гамме. Вероятно, это единственный аккорд, структура которого аналогична структурам его четырех вариаций.

Уменьшенный септаккорд можно построить как на основе мажора, так и на основе минора. Если мы строим этот аккорд с минорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в малую терцию.

Если мы строим этот аккорд с мажорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в большую сексту. В данном конкретном случае (гармонически симметричный аккорд) мажор равен минору. Но как по мне, мажорная перспектива здесь гораздо круче: R + 6-6-6!

Да здравствует рок-н-ролл!


Об авторе:
Дили (Dealey) — гитарист, композитор, звукоинженер и продюсер из Ванкувера, Канада. Он — автор книги «The Relative Nature of Chords: A Street-Smart Field Guide for Guitar» («Относительная природа аккордов: практическое руководство для гитаристов. Опыт «тертого калача»»), которая скоро увидит свет.

Источник

Дьявольщина в музыке

vxga 6 июня 2010 г. в 14:46

Есть странное представление, что дьявольщина в музыке это обязательно какой-нибудь лютый блэк-металл или в крайнем случае, людоедский дэт. На самом деле, история песнопений, так или иначе связанных с разного рода дьявольщиной, началась значительно раньше.

Как считают многие специалисты, музыка изначально была искусством культовым, призванным ублажать богов, или, по меньшей мере, отпугивать демонов. Так что музыка появилась как часть религии. Ну и, надо отметить, что большинство специалистов отмечают так же, что поклонение злым силам вряд ли возникло намного позже, чем добрым. А значит, можно предположить, что и была музыка направленная на удовлетворение сил Мрака.

В качестве косвенного свидетельства не могу не упомянуть пресловутый «дьявольский интервал», употреблять который в музыке запрещалось на всем протяжении Средних веков,так как его звучание якобы способно вызвать дьявола. Проверить это убеждение не так сложно: под пышным наименованием «дьявольского интервала» скрывается тритон, то есть уменьшенную квинту или увеличенную кварту. Это резкий диссонанс, обладающий довольно беспокоящим звучанием. По мнению музыковедов, именно на нем строят свои композиции «Black Sabbath» — сам я в этом недостаточно разбираюсь, но если это так, то как минимум мурашки тритон вызывает запросто.

Возвращаясь к современной музыке: здесь желающие петь о дьяволе и колдовстве (а то и воспевать их) находились довольно часто и в самых, казалось бы, безобидных стилях. Общеизвестен альбом «Роллингов» с гордым названием «Симпатия к дьяволу», даже глухие слышали, наверное, «Я наложил на тебя заклятье» Скриминга Джея Хокинса, в которой он с гордостью объявляет себя колдуном. Значительно менее известен, но гораздо более курьезен сборник «Diabolical hoodoo- vintage songs of devilry, doom & hellfire, 1920-1952», то бишь «Дьявольское худу: старые песни о дьявольщине, злом роке и адском огне», сами видите когда они были написаны. По большей части они представляют собой вполнеобычные блюзы ( и джазы), посвященные заявленной тематике, но есть вещи и поинтереснее, с этакой «чертовщинкой» не только в текстах, но и музыке. К примеру, The Charioteers с песней Wade In The Water: казалось бы довольно обычный псалом типа пресловутого «Сойди, Моисей» Луи Армстронга, но басовитое многоголосие, на котором построена песня придает ее звучанию жутковатую изюминку. Его полная противоположность — Norridger Mayhams & The Blue Chips спевшие Stay On The Right Side Of The Road: типичное негритянское песнопение с текстом типа: «Держись правильной стороны дороги, а то дьявол цапнет тебяза руку и больше не отпустит». Интересную штучку исполнили Truett & George, она называется Ghost Dance: инструментал с блюзовым, но каким-то действительно потусторонним звучанием. В общем, сборник на любителя и цнителя: если не музыки, то хотя бы тематики.

Если же говорить о настоящем сатанизме в современной музыке (исключая экстремальный металл и индастриэл), то нельзя не упомянуть самого Черного Папу Энтони Шандора Лавея, записавшего, насколько мне известно, два альбома и пару синглов. Правда, один из этих cd собственно, к музыке имеет отдаленное отношение — он называется «Черная месса» и представляет собой, натурально, ритуал Черной мессы по канонам Лавея, записанный им самим. Впрочем, по звучанию можно принять за что-то пост-индустриальное, временами даже ранний laibach чудится. А вот второй диск уже вполне музыкален: он озаглавлен Satan Takes a Holiday (Сатана взял выходной) и на него вошли любимые песни Лавея, им самим исполненные и сыгранные на синтезаторе с участием одного — двух приглашенных музыкантов. Очень приятный диск, надо отметить — вкусы у Черного Папы оказались вполне традиционные, звучит все немного по кабарешному, с поправкой на олд-скульный синтезатор в традициях ранней электронной музыки. Все-таки Антон работал некоторое время в цирке, как говорят — видимо, там и пристрастился к подобной музыке.

Так что не так страшна сатанинская музыка, как ее малюют.

Источник

Берегись тритона! Ноты, написанные самим дьяволом

Это сочетание нот, которое называли «Дьяволом в музыке», заставит вас испытать тревогу. Не спрашивайте почему! Просто послушайте!

Песня «Black Sabbath» с дебютного альбома группы Black Sabbath, который называется Black Sabbath, построена на зловещем интервале тритоне, который в Средние века и в эпоху барокко назывался «Дьяволом в музыке» и был запрещен по причине своей резкой неблагозвучности. В тяжелом металле потом заездили этот прием:

Но волосатые рокеры из Бирмингема были отнюдь не первыми, кто использовал страшный интервал, который вызывает у слушателя дискомфорт и тревогу. В 1914-1916 годах английский композитор Густав Холст написал симфоническую сюиту «Планеты» из 7 частей — по количеству планет Солнечной системы. В части про Марс он мастерски использовал тритон. Вы можете услышать это на отметке в 4 минуты 24 секунд. По-моему, не менее мощно, чем у Black Sabbath! Тот факт, что во время написания этой вещи в Европе бушевала дичайшая мясорубка Первой мировой войны, делает эту музыку еще более впечатляющей:

А вообще тритон может звучать и вполне весело – именно на его основе построена главная тема из «Симпсонов»:

Да и в теме из «Розовой пантеры» первый аккорд, который мы слышим, основан на том же «Дьяволе в музыке»:

Источник

Оцените статью