Что такое аккорд к64

Теория Музыки

среда, 28 августа 2013 г.

— очень часто ставится на сильные доли такта в серединной или заключительной каденции периода, появляется аккорд, который совершает в себе черты двух функций. Бас — D, а верхние звуки — T. Этот аккорд получил название — кадансовый квартсекстаккорд.
При изложении гармонии удваивается квинтовый тон(бас), при этом аккорд может излагаться в тесном или широком расположении.

Это созвучие является бифункциональным. По-этому звучит напряженно, неустойчиво и требует обязательного перехода в D-функцию. Такой переход K6/4 называется разрешением. При этом K6/4 должен быть метрически сильнее, чем D.
K6/4 образовался из двойного задержания D. Впоследствии K6/4 приобрел самостоятельное значение и стало возможным его перемещение с последующим разрешением в D.

1. При переходе K6/4 в D возможны три варианта голосоведения:
а) плавное — когда бас и его удвоение остаются на месте, а два оставшихся голоса идут параллельными терциями или секстами на секунду вниз без смены расположения
б) со скачком и сменой расположения
в) со скачком терций верхних голосов в одном направлении к вводному тону D без смены расположения. Такое разрешение K6/4 приводит к совершенной тонике.

2. Приготавливается K6/4 аккордами S, реже T. Подготовка K6/4 тоникой характерно для серединной каденции. С S соединяется гармонически.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

кадансовый квартсекстаккорд (К64)

Квартсекстаккорды в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.

В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.

Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.

Например, в C-dur:

В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.

Share this:

Like this:

Классические кадансовые средства (K64 и D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Классические кадансовые средства (K64 и D7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Источник

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.

В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.

Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.

Например, в C-dur:

В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.

Share this:

  • Twitter
  • Email
  • Print
  • Facebook
  • Pinterest
  • WhatsApp
  • Skype

Like this:

Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.

По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.

Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).

В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.

Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):

Пример гармонизации мелодии:

Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.

D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.

В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.

При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:

После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.

При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.

Пример гармонизации мелодии:

1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.

2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:

3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:

1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;

6) S S6 K64 D7 T S T.

4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:

Сольфеджио

Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся

по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства

на период с 6 – 11 апреля 2020 года

Предмет: Сольфеджио 1 класс

срок обучения 8лет

Тема урока: Динамические оттенки

Цель урока: Повторение, закрепление

  • Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Что такое ГАММА?

  1. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  2. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  3. Что такое ЛАД?
  • Выполнить задание по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой

Страница 15. Задания 18 и 19

Предмет: Сольфеджио. 1 класс

срок обучения 5 лет

Тема урока: Динамические оттенки. Тональность Фа мажор.

Цель урока: Повторение, закрепление

Задание:

Тема: Тональность си b мажор.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

Задания:

  1. Ответить на вопросы:

1.Что такое ГАММА?

  1. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  2. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  3. Что такое ЛАД?
  4. Повторить, петь гамму Фа мажор, в ней тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание тоники.

Предмет: Сольфеджио. 2 класс

срок обучения 8 лет

Тема: Тональность соль минор натуральный и гармонический.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

Задания:

  1. Ответить на вопросы:
  2. Что такое ГАММА?
  3. Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
  4. Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
  5. Что такое ЛАД?
  6. Какие звуки называются ВВОДНЫМИ?
  7. Сколько ВИДОВ МИНОРА ты знаешь?
  8. Что такое ИНТЕРВАЛ?
  9. Какие интервалы всегда ЧИСТЫЕ?
  10. Какие интервалы могут быть МАЛЫМИ И БОЛЬШИМИ?
  11. Сколько ступеней в интервале ПРИМА?
  12. Записать гамму соль минор натуральный и гармонический:
  1. Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 2 класс. Страница 18. Задание 15

Предмет: Сольфеджио. 3 класс

срок обучения 8лет

Тема урока: Тональность до минор

Цель урока: Повторение, закрепление

  • Повторить и петь гамму до минор натуральную и гармоническую. В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)
  • Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
  • Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой

Страница 28. Задание 5 (а, б)

Предмет: Сольфеджио. 4 класс

срок обучения 8 лет

с 6 – 11 апреля 2020 года

Тема: Тональность фа минор.

Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.

  1. Тест. Выбрать правильный вариант ответа.
  2. На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
  1. Пунктирный ритм выражается длительностями:

А) восьмая, 2 шестнадцатых

Б) восьмая с точкой и шестнадцатая

В) восьмая, четверть, восьмая

А) трезвучие на III ступени

Б) интервал, в котором 3 тона

  1. В какой тональности больше ключевых знаков?
  1. Доминантовый септаккорд состоит из…
  1. Тональности Миb мажор и до минор являются
  1. При обращении м.3 перейдёт в…
  1. Записать гамму фа минор натуральный, гармонический, в ней Т53,Т6,Т64;S53,S6,S64;D53,D6,D64.
  2. Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 4 класс. Страница 11. Задание 1 (а)
  1. Петь № 360 из учебника Б. Калмыкова – Г. Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие», пользуясь приложением «Сольфик».

Предмет: Сольфеджио. 5 класс

срок обучения 8лет

с 6 – 11 апреля 2020 года

Тема урока: Тритоны

Цель урока: повторить тритоны на ступенях натурального мажора и гармонического минора

Тритонами называются интервалы, содержащие три тона

К ним относятся увеличенная кварта (ув 4) и уменьшенная квинта ум5

Ув4 строится на 4-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в м 6 , а в миноре в б6

Ум 5 строится на 7-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в б3. а в миноре в м з

Задания.

1.Построить гаммы ре мажор и до минор гармоническую, в них ув 4 и ум 5 с разрешением.

  1. От ноты «ре» построить и разрешить в мажорной и минорной тональностях ув 4 и ум 5.

Предмет: Сольфеджио. 6 класс

(срок обучения 8лет)

Тема урока: Две пары тритонов

Цель: Повторение, закрепление материала

  1. Повторить буквенное обозначение и ключевые знаки тональностей
  2. В тональности cis-moll гармонический построить и спеть: ув.2, ум.7 и тритоны с разрешением; последовательность аккордов – t53-D64-t6-t53-s64-УмVII7-t
  3. Размер 6/8. Виды группировок в размере 6/8: выполнить задания в Рабочей тетради Г.Калининой,5 кл.- стр.26-27 №1,2,3 (а)
  4. Спеть № 394 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 4 класс.). https://youtu.be/VXBbkmmhmow

Предмет: Сольфеджио. 7 класс

(срок обучения 8 лет)

Тема урока. Увеличенное трезвучие (ув 5/3)

Цель урока: Познакомить учащихся с увеличенным трезвучием. Повторить характерные интервалы.

Увеличенное трезвучие: Ув.53 состоит из б3 + б3. Строится только в гармонических ладах в мажоре на 6-й пониженной ступени, а в миноре на 3-й ступени. В мажоре разрешается в т6/4 , а в миноре в т6.. При разрешении два звука остаются на месте, они устойчивые, а неустойчивый переходит в соседний устойчивый (в мажоре на м2 вниз, а в миноре на м2 вверх).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые встречаются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре, благодаря понижению 6 ступени в мажоре и повышению 7 ступени в миноре. К ним относятся Увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта и уменьшенная кварта.

Ув2 (увеличенная секунда) строится на 6 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч4.

Ум7 (уменьшенная септима) строится на 7 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч5.

Ув5 (увеличенная квинта) строится на 6 пониженной в мажоре и на 3 ступени в миноре разрешается в б6

При разрешении в мажоре верхний звук остается на месте, а нижний опускается на полутон. В миноре нижний остается на месте, а верхний поднимается на полутон.

Ум4 (уменьшенная кварта) строится на3 ступени в гармоническом мажоре и на 7 повышенной ступени в гармоническом миноре. Разрешается в м3 При разрешении в мажоре нижний звук остается на месте, а верхний опускается на полутон , а в миноре верхний звук на месте, нижний поднимается на полутон.

Задание: Построить в тональностях ре мажор (гармонический) и ми минор (гармонический ) Ув 5/3,ув 2, ум 7, ув 5, ум 4.

Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

Класс: 4

на период с 6 – 11 апреля 2020 года

Тема урока: Обращение интервалов.

Цель: Повторение, закрепление материала

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9 , а сумма тонов равна 6.

Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие. Например: ч1 – в ч.8; м.2 — б.7; б.3 –м.6; ч.4 – ч.5; ув.4 –ум.5 и наоборот.

  1. В тональности Си b мажор построить и спеть: б.3(I, IV, Vст.); аккорды: Т5/3 — S5/3 — D5/3
  2. Построить и спеть от «сиb»: ч.4; Б6/4.
  3. №280 (Калмыков и Фридкин, 1ч.) :https://youtu.be/HKIPMVHM03Q – выучить наизусть с дирижированием:

Предмет: сольфеджио

Предмет: Сольфеджио

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

3 класс (срок обучения 4 года)

с 6 по 11апреля 2020 года

Предмет: Сольфеджио.

Тема: Повторение. Тональности минора до 3-х знаков.

Цель урока: Повторение, закрепление

Задания:

Повторить и петь гамму фа # минор натуральную и гармоническую.

В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)

Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»

Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 3 класс.

Страница 28. Задание 5 (а, б)

Предмет: Сольфеджио

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

4 класс (срок обучения 4 года)

с 6 по 11апреля 2020 года

Тема: Повторение, закрепление пройденного материала.

Цель урока: Подготовка к выпускному экзамену.

  1. Лад. Строение мажорной гаммы.

Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Мажорная гамма имеет строение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2 тона полутон, 3 тона полутон).

  1. Спеть гамму Ре мажор, в ней Т53-Т6-Т64
  2. Построить и спеть от «ре» – б3, ч.5
  3. Спеть № 277. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие.

Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»

Билет №2

  1. Лад. Строение минорной гаммы. Три вида минора.

Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Минорная гамма имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2 тона. Существует 3 вида минора.

Минор, в котором нет изменений, называется натуральным. Минор, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень, называется гармоническим, при этом между VI и VII# ступенью образуется ув.2. Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз повышения отменяются, называется мелодическим.

  1. Спеть гамму ля минор мелодический, в ней t53-t6-t64
  2. Построить и спеть от «ля» – м3, ч4
  3. Спеть № 126. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие. Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»

Предмет: Сольфеджио

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства

7 класс (срок обучения 7 лет)

с 6 по 11апреля 2020 года

Тема урока: Обращение D7. Строение и разрешение.

Цель: Повторение, закрепление материала

  1. Обращение D7. Строение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора, но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. Доминантсептаккорд (Д7) – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Доминантсептаккорд (Д7) имеет три обращения:

I обр. — Квинтсекстаккорд (на VII ст.) Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в

Т 5/3 с удвоенным основным тоном.

II обр. — Терцквартаккорд (на II ст.) Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

III обр.- Секундаккорд (на IV ст.): Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным основным тоном.

  1. Построить и спеть h – moll гармонический в нем: ув.2, ум.7 с разрешением; D65 – Т 53.
  2. Построить и спеть от «си»: б.3, ч.4; М 64 вверх.
  3. Спеть № 485 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 1ч.) https://youtu.be/HKIPMVHM03Q

Ссылки на учебную литературу:

СОЛЬФЕДЖИО:
1) Учебники = нотные пособия:

Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 1 — одноголосие:
http://yadi.sk/d/vNU9dzet2MJSQ

Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 2 — двухголосие:
http://yadi.sk/d/4VURBfs22MJay

Е.ВАРЛАМОВА. СОЛЬФЕДЖИО 1,2, 3, 4, 5 класс по 5-летней программе:
https://yadi.sk/d/DKSOtnZtzkGBw

Г.ФРИДКИН. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/FfAGkA8qjjdRs
__________________

2) Рабочие тетради:

Г.КАЛИНИНА. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО СОЛЬФЕДЖИО (с 1 по 7 классы):
https://yadi.sk/d/zf2bd_IGjmpow
__________________

С.КОРОЛЁВА. «Я СЛЫШУ, ЗНАЮ И ПОЮ»:
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО С 1 ПО 7 КЛАСС:
https://yadi.sk/i/CTDPVE6e3KG5jb

Н.ПАНОВА. КОНСПЕКТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
(В ПОМОЩЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ПО СОЛЬФЕДЖИО):
http://yadi.sk/d/4m0R-vuz6kkO4

Г.ФРИДКИН. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (формат djvu):
https://yadi.sk/d/3Qv_h0tT6kkRE

ТАБЛИЦЫ С ТЕМАМИ ПО СОЛЬФЕДЖИО
https://yadi.sk/d/GVAkpiGuJXDbZQ
________________

Выполненные задания присылать в отсканированном ил сфотографированном виде вашему преподавателю по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Детская школа искусств г. Бирюч © 2014

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Оцените статью