- Теория Музыки
- среда, 28 августа 2013 г.
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- кадансовый квартсекстаккорд (К64)
- Квартсекстаккорды в четырехголосии
- Share this:
- Like this:
- Классические кадансовые средства (K64 и D7)
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Классические кадансовые средства (K64 и D7)
- Кадансовый квартсекстаккорд (К64) solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Share this:
- Like this:
- Сольфеджио
- Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
- Построение аккордов
- Транспонирование
Теория Музыки
среда, 28 августа 2013 г.
— очень часто ставится на сильные доли такта в серединной или заключительной каденции периода, появляется аккорд, который совершает в себе черты двух функций. Бас — D, а верхние звуки — T. Этот аккорд получил название — кадансовый квартсекстаккорд.
При изложении гармонии удваивается квинтовый тон(бас), при этом аккорд может излагаться в тесном или широком расположении.
Это созвучие является бифункциональным. По-этому звучит напряженно, неустойчиво и требует обязательного перехода в D-функцию. Такой переход K6/4 называется разрешением. При этом K6/4 должен быть метрически сильнее, чем D.
K6/4 образовался из двойного задержания D. Впоследствии K6/4 приобрел самостоятельное значение и стало возможным его перемещение с последующим разрешением в D.
1. При переходе K6/4 в D возможны три варианта голосоведения:
а) плавное — когда бас и его удвоение остаются на месте, а два оставшихся голоса идут параллельными терциями или секстами на секунду вниз без смены расположения
б) со скачком и сменой расположения
в) со скачком терций верхних голосов в одном направлении к вводному тону D без смены расположения. Такое разрешение K6/4 приводит к совершенной тонике.
2. Приготавливается K6/4 аккордами S, реже T. Подготовка K6/4 тоникой характерно для серединной каденции. С S соединяется гармонически.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
кадансовый квартсекстаккорд (К64)
Квартсекстаккорды в четырехголосии
Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.
В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.
Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.
Например, в C-dur:
В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.
Share this:
Like this:
Классические кадансовые средства (K64 и D7)
Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.
По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.
Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).
В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.
Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):
Пример гармонизации мелодии:
Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.
D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.
В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.
При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:
После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.
При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.
Пример гармонизации мелодии:
1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.
2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:
3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:
1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;
6) S S6 K64 D7 T S T.
4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Классические кадансовые средства (K64 и D7)
Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.
По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.
Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).
В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.
Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):
Пример гармонизации мелодии:
Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.
D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.
В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.
При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:
После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.
При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.
Пример гармонизации мелодии:
1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.
2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:
3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:
1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;
6) S S6 K64 D7 T S T.
4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:
Источник
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Базовый курс гармонии. Содержание
Квартекстаккорд – это второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в нижнем голосе. Обозначается квартсекстаккорд цифрами 64. Функциональное значение квартсекстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован, за исключением кадансового квартсекстаккорда (К64) , который бифункционален.
В хоральном четырехголосии квартсекстаккорды используются с удвоением квинтового тона. Удвоение других тонов в квартсекстаккорде не практикуется.
Квартсекстаккорд располагается тесно и широко, подобно трезвучию. Если в трезвучии находящуюся в басу приму аккорда заменить квинтовым тоном, то получится квартсекстаккорд.
Например, в C-dur:
В отличие от трезвучий и секстаккордов квартсекстаккорды применяются не всегда, а только в проходящих , вспомогательных и кадансовых оборотах.
Share this:
- Skype
Like this:
Базовый курс гармонии. Содержание
Каденцией (или кадансом) называется мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период.
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – это Т64, используемый в автентических полных, половинных и прерванных каденциях перед D. Он приходится на более сильную долю, нежели D и происходит от двойного задержания к D53 и тройного – к D7.
По звуковому составу К64 представляет собой тонический аккорд, но, являясь задержанием к D, выполняет доминантовую функцию. Совмещение в аккорде двух функций называется бифункциональностью.
Традиционно К64 помещается между S и D (см. нотный пример выше).
В фактуре К64 располагается так же, как и Т53, но на квинтовом тоне в басу. Поэтому в К64 получается удвоенным квинтовый тон, а не прима, как в трезвучии.
Перемещение K64 выполняется так же, как и перемещение тонического трезвучия. Разница лишь в басовом звуке (5-я ступень в K64 вместо 1-й ступени в T53):
Пример гармонизации мелодии:
Доминантсептаккорд (D7) – это малый мажорный септаккорд на V ступени мажора и гармонического минора. Наряду с II7 и VII7 D7 относится к группе главных септаккордов лада.
D7 в заключительной каденции используется чаще, чем D53, т.к. это неустойчивый диссонирующий аккорд, активно тяготеющий в тонику. Его диссонирующий тон – септима (IV ст.) всегда разрешается на ступень вниз, в терцовый тон тоники. Квинта (II ст.) разрешается также вниз, в приму тоники. Терцовый тон (VII ст.) D7 можно разрешить на малую секунду вверх в приму тоники, а можно повести на терцию вниз, в квинту тоники. Тогда при разрешении D7 получится полное Т53.
В полной совершенной каденции D7 берется в одном из в трех мелодических положений: примы (неполный D7), терции и квинты. D7 в мелодическом положении септимы разрешается в Т53 в мелодическом положении терции, образуя несовершенный каданс, а это нежелательный вариант завершения периода.
При разрешении D7 в трезвучие VI ступени (VI53), например, в прерванном обороте и в прерванной каденции бас движется на секунду вверх в VI ступень, остальные звуки разрешаются так же, как и при разрешении D7 в Т53: VII ступень – в I, II – в I, IV – в III. В результате в трезвучии VI ступени удваивается терцовый тон. Сравните:
После VI53 обычно используется аккорд субдоминантовой группы, гармонически соединенный с VI53. Далее следует дополнительная каденция.
При соединении К64 с D7 могут образоваться параллельные квинты (ч5 и ум5), которые в данном случае допустимы.
Пример гармонизации мелодии:
1. Найдите в произведениях своего репертуара кадансовые обороты и проанализируйте их аккордику.
2. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях квинтового круга кадансовые обороты из нотных примеров 1-3, а также следующий кадансовый оборот:
3. Играйте на фортепиано во всех мажорных тональностях в тесном и широком расположении следующие гармонические обороты:
1) K64 D D7 T; 2) S K64 D D7 T; 3) S6 K64 D D7 T S T; 4) D7 T; 5) K64 D7 T;
6) S S6 K64 D7 T S T.
4. Сыграйте и допишите средние голоса в следующем музыкальном построении:
Сольфеджио
Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся
по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства
на период с 6 – 11 апреля 2020 года
Предмет: Сольфеджио 1 класс
срок обучения 8лет
Тема урока: Динамические оттенки
Цель урока: Повторение, закрепление
- Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1.Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Выполнить задание по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой
Страница 15. Задания 18 и 19
Предмет: Сольфеджио. 1 класс
срок обучения 5 лет
Тема урока: Динамические оттенки. Тональность Фа мажор.
Цель урока: Повторение, закрепление
Задание:
Тема: Тональность си b мажор.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
Задания:
- Ответить на вопросы:
1.Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Повторить, петь гамму Фа мажор, в ней тоническое трезвучие, вводные звуки, опевание тоники.
Предмет: Сольфеджио. 2 класс
срок обучения 8 лет
Тема: Тональность соль минор натуральный и гармонический.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
Задания:
- Ответить на вопросы:
- Что такое ГАММА?
- Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ?
- Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ?
- Что такое ЛАД?
- Какие звуки называются ВВОДНЫМИ?
- Сколько ВИДОВ МИНОРА ты знаешь?
- Что такое ИНТЕРВАЛ?
- Какие интервалы всегда ЧИСТЫЕ?
- Какие интервалы могут быть МАЛЫМИ И БОЛЬШИМИ?
- Сколько ступеней в интервале ПРИМА?
- Записать гамму соль минор натуральный и гармонический:
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 2 класс. Страница 18. Задание 15
Предмет: Сольфеджио. 3 класс
срок обучения 8лет
Тема урока: Тональность до минор
Цель урока: Повторение, закрепление
- Повторить и петь гамму до минор натуральную и гармоническую. В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)
- Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой
Страница 28. Задание 5 (а, б)
Предмет: Сольфеджио. 4 класс
срок обучения 8 лет
с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема: Тональность фа минор.
Цель урока: Повторение. Изучение новой тональности.
- Тест. Выбрать правильный вариант ответа.
- На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
- Пунктирный ритм выражается длительностями:
А) восьмая, 2 шестнадцатых
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая
В) восьмая, четверть, восьмая
А) трезвучие на III ступени
Б) интервал, в котором 3 тона
- В какой тональности больше ключевых знаков?
- Доминантовый септаккорд состоит из…
- Тональности Миb мажор и до минор являются
- При обращении м.3 перейдёт в…
- Записать гамму фа минор натуральный, гармонический, в ней Т53,Т6,Т64;S53,S6,S64;D53,D6,D64.
- Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 4 класс. Страница 11. Задание 1 (а)
- Петь № 360 из учебника Б. Калмыкова – Г. Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие», пользуясь приложением «Сольфик».
Предмет: Сольфеджио. 5 класс
срок обучения 8лет
с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема урока: Тритоны
Цель урока: повторить тритоны на ступенях натурального мажора и гармонического минора
Тритонами называются интервалы, содержащие три тона
К ним относятся увеличенная кварта (ув 4) и уменьшенная квинта ум5
Ув4 строится на 4-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в м 6 , а в миноре в б6
Ум 5 строится на 7-й ступени натурального мажора и гармонического минора. Разрешается в мажоре в б3. а в миноре в м з
Задания.
1.Построить гаммы ре мажор и до минор гармоническую, в них ув 4 и ум 5 с разрешением.
- От ноты «ре» построить и разрешить в мажорной и минорной тональностях ув 4 и ум 5.
Предмет: Сольфеджио. 6 класс
(срок обучения 8лет)
Тема урока: Две пары тритонов
Цель: Повторение, закрепление материала
- Повторить буквенное обозначение и ключевые знаки тональностей
- В тональности cis-moll гармонический построить и спеть: ув.2, ум.7 и тритоны с разрешением; последовательность аккордов – t53-D64-t6-t53-s64-УмVII7-t
- Размер 6/8. Виды группировок в размере 6/8: выполнить задания в Рабочей тетради Г.Калининой,5 кл.- стр.26-27 №1,2,3 (а)
- Спеть № 394 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 4 класс.). https://youtu.be/VXBbkmmhmow
Предмет: Сольфеджио. 7 класс
(срок обучения 8 лет)
Тема урока. Увеличенное трезвучие (ув 5/3)
Цель урока: Познакомить учащихся с увеличенным трезвучием. Повторить характерные интервалы.
Увеличенное трезвучие: Ув.53 состоит из б3 + б3. Строится только в гармонических ладах в мажоре на 6-й пониженной ступени, а в миноре на 3-й ступени. В мажоре разрешается в т6/4 , а в миноре в т6.. При разрешении два звука остаются на месте, они устойчивые, а неустойчивый переходит в соседний устойчивый (в мажоре на м2 вниз, а в миноре на м2 вверх).
Характерные интервалы
Это интервалы, которые встречаются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре, благодаря понижению 6 ступени в мажоре и повышению 7 ступени в миноре. К ним относятся Увеличенная секунда, уменьшенная септима, увеличенная квинта и уменьшенная кварта.
Ув2 (увеличенная секунда) строится на 6 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч4.
Ум7 (уменьшенная септима) строится на 7 ступени гармонического мажора и минора. Разрешается в ч5.
Ув5 (увеличенная квинта) строится на 6 пониженной в мажоре и на 3 ступени в миноре разрешается в б6
При разрешении в мажоре верхний звук остается на месте, а нижний опускается на полутон. В миноре нижний остается на месте, а верхний поднимается на полутон.
Ум4 (уменьшенная кварта) строится на3 ступени в гармоническом мажоре и на 7 повышенной ступени в гармоническом миноре. Разрешается в м3 При разрешении в мажоре нижний звук остается на месте, а верхний опускается на полутон , а в миноре верхний звук на месте, нижний поднимается на полутон.
Задание: Построить в тональностях ре мажор (гармонический) и ми минор (гармонический ) Ув 5/3,ув 2, ум 7, ув 5, ум 4.
Задания для обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
Класс: 4
на период с 6 – 11 апреля 2020 года
Тема урока: Обращение интервалов.
Цель: Повторение, закрепление материала
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз, в результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9 , а сумма тонов равна 6.
Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие. Например: ч1 – в ч.8; м.2 — б.7; б.3 –м.6; ч.4 – ч.5; ув.4 –ум.5 и наоборот.
- В тональности Си b мажор построить и спеть: б.3(I, IV, Vст.); аккорды: Т5/3 — S5/3 — D5/3
- Построить и спеть от «сиb»: ч.4; Б6/4.
- №280 (Калмыков и Фридкин, 1ч.) :https://youtu.be/HKIPMVHM03Q – выучить наизусть с дирижированием:
Предмет: сольфеджио
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
3 класс (срок обучения 4 года)
с 6 по 11апреля 2020 года
Предмет: Сольфеджио.
Тема: Повторение. Тональности минора до 3-х знаков.
Цель урока: Повторение, закрепление
Задания:
Повторить и петь гамму фа # минор натуральную и гармоническую.
В ней петь главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое), тоническое трезвучие и его обращения (Т53, Т6, Т64)
Повторить тему: «Обращения тонического трезвучия»
Выполнить задания по Рабочей тетради Г.Ф. Калининой 3 класс.
Страница 28. Задание 5 (а, б)
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
4 класс (срок обучения 4 года)
с 6 по 11апреля 2020 года
Тема: Повторение, закрепление пройденного материала.
Цель урока: Подготовка к выпускному экзамену.
- Лад. Строение мажорной гаммы.
Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Мажорная гамма имеет строение: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2 тона полутон, 3 тона полутон).
- Спеть гамму Ре мажор, в ней Т53-Т6-Т64
- Построить и спеть от «ре» – б3, ч.5
- Спеть № 277. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие.
Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»
Билет №2
- Лад. Строение минорной гаммы. Три вида минора.
Лад – это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Минорная гамма имеет строение: тон, полутон, 2тона, полутон, 2 тона. Существует 3 вида минора.
Минор, в котором нет изменений, называется натуральным. Минор, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень, называется гармоническим, при этом между VI и VII# ступенью образуется ув.2. Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз повышения отменяются, называется мелодическим.
- Спеть гамму ля минор мелодический, в ней t53-t6-t64
- Построить и спеть от «ля» – м3, ч4
- Спеть № 126. Б. Калмыков – Г. Фридкин. Одноголосие. Для пения номера можно воспользоваться приложением «Сольфик»
Предмет: Сольфеджио
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства
7 класс (срок обучения 7 лет)
с 6 по 11апреля 2020 года
Тема урока: Обращение D7. Строение и разрешение.
Цель: Повторение, закрепление материала
- Обращение D7. Строение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора, но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд. Доминантсептаккорд (Д7) – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Доминантсептаккорд (Д7) имеет три обращения:
I обр. — Квинтсекстаккорд (на VII ст.) Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в
Т 5/3 с удвоенным основным тоном.
II обр. — Терцквартаккорд (на II ст.) Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
III обр.- Секундаккорд (на IV ст.): Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным основным тоном.
- Построить и спеть h – moll гармонический в нем: ув.2, ум.7 с разрешением; D65 – Т 53.
- Построить и спеть от «си»: б.3, ч.4; М 64 вверх.
- Спеть № 485 (Сольфеджио Б Калмыков, Г Фридкин 1ч.) https://youtu.be/HKIPMVHM03Q
Ссылки на учебную литературу:
СОЛЬФЕДЖИО:
1) Учебники = нотные пособия:
Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 1 — одноголосие:
http://yadi.sk/d/vNU9dzet2MJSQ
Б.КАЛМЫКОВ, Г.ФРИДКИН. СОЛЬФЕДЖИО Часть 2 — двухголосие:
http://yadi.sk/d/4VURBfs22MJay
Е.ВАРЛАМОВА. СОЛЬФЕДЖИО 1,2, 3, 4, 5 класс по 5-летней программе:
https://yadi.sk/d/DKSOtnZtzkGBw
Г.ФРИДКИН. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО:
https://yadi.sk/d/FfAGkA8qjjdRs
__________________
2) Рабочие тетради:
Г.КАЛИНИНА. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ПО СОЛЬФЕДЖИО (с 1 по 7 классы):
https://yadi.sk/d/zf2bd_IGjmpow
__________________
С.КОРОЛЁВА. «Я СЛЫШУ, ЗНАЮ И ПОЮ»:
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО С 1 ПО 7 КЛАСС:
https://yadi.sk/i/CTDPVE6e3KG5jb
Н.ПАНОВА. КОНСПЕКТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
(В ПОМОЩЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВИЛ ПО СОЛЬФЕДЖИО):
http://yadi.sk/d/4m0R-vuz6kkO4
Г.ФРИДКИН. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ (формат djvu):
https://yadi.sk/d/3Qv_h0tT6kkRE
ТАБЛИЦЫ С ТЕМАМИ ПО СОЛЬФЕДЖИО
https://yadi.sk/d/GVAkpiGuJXDbZQ
________________
Выполненные задания присылать в отсканированном ил сфотографированном виде вашему преподавателю по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Детская школа искусств г. Бирюч © 2014
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.
Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.
Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).
Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.
Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.
И пример обращения трезвучия:
Секстаккорд (6) – терция+кварта
Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
Логично, что и септаккорды могут обращаться:
Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
Чаще всего используются такие септаккорды:
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.
Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Транспонирование
Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.
Есть три основных способа транспонирования нот:
- Транспонированные на заданный интервал
- Смена ключевых знаков
- Смена ключа
Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.
Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.
Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:
Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).
Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.
Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).
При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.
Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.
Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.
Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.
Источник