Что такое аккорд назови виды аккордов

Что такое аккорд?

Простые, часто используемые аккорды

Аккорд — это несколько различных по высоте звуков (более двух) воспроизводимых одновременно. Исключение — аккорды power, состоящие из 2-х нот (обозначаются добавлением к названию цифры 5, например, A5, E5, C5 и т.д.).

Важный момент: в аккорде подразумевается возможность расположения его звуков по терциям. Исключение — не терцевые аккорды (те же power, квартаккорды).

Один звук определённой высоты — это нота.

Два звука воспроизводимых одновременно или последовательно называют интервалом или созвучием.

При одновременном извлечение звуков интервал называется гармоническим, при последовательном — мелодическим.

Самые популярные, простые аккорды Am, Dm, E, F и т.д. известны всем гитаристам. С них, как правило и начинается постижение занимательной науки игры на гитаре.
Это минорные и мажорные трезвучия. Почему эти аккорда названы именно так догадаться не трудно. Состоят они из 3-х различных по высоте нот, таких, что имеют либо минорное, либо мажорное звучание. Эти и многие другие аккорды имеют терцевую структуру.

Каждый аккорд имеет определённый характер звучания. Минорные — грустные, мажорные, напротив, — бодрые и весёлые. Разница в одноимённых мажорном и минорном аккордах всего в одной ноте — терции. Сравните аппликатуры аккордов Ля-минор и Ля-мажор ( Am и A ):

Всего полтона, а насколько разное звучание!

Как читаются аппликатуры аккордов

Ещё интересный момент — аккорды sus2.
В них терция заменяется на другой звук и аккорд перестаёт быть и минорным и мажорным.
Однако при этом в музыке минорной тональности sus подчёркивает минорность, а в мажорной — создаёт особое, прозрачное звучание.

Интервалы содержат:

Прима — 1 ступень
Секунда — 2 ступени
Терция — 3 ступени
Кварта — 4 ступени
Квинта — 5 ступеней
Секста — 6 ступеней
Септима — 7 ступеней
Октава — 8 ступеней

Существуют и другие интервалы размером более октавы.

Виды аккордов:

Трезвучия. В аккорде 3 различных звука.
Обозначаются так: буква тоники аккорда, m, #5, +5, aug, b5, -5, dim.

Септаккорды. 4 звука.
Обозначаются так: 7, m7, maj7, +7, mmaj7, m+7, m7b5, 0, dim7.

Аккорды нетерцевой структуры. 2 звука.
Обозначаются так: 5

Секстаккорды. 4, 5 звуков.
Обозначаются так: 6, 6/9

Аккорды с надстройками. 5, 6 и 7 звуков! И это при 6 струнах.
Обозначаются так: 9, 11, 13

Аккорды с добавленными ступенями.
Обозначаются так: add цифра ступени

Аккорды с дополнительным басом.
Обозначаются так: / буква ноты, на которую надо заменить басовый звук

Аккорды с задержанием. 3-4 звука.
Обозначаются так: sus2, sus4

Альтерированные аккорды.
Обозначаются так: # цифра ступени, b цифра ступени, + цифра ступени, — цифра ступени

Пропуски тонов в аккордах

Ввиду сложности аппликатур некоторых аккордов возникает необходимость в пропуске тонов при их постановке.

Допустимо пропускать 1-ю ступень (тонику), 5-ю (квинту).
9-ю (нону) можно пропустить в аккордах с надстроенной 11-ой ступенью.
9-ю (нону) и 11-ю (дециму) можно пропустить в аккордах с надстроенной 13-ой ступенью.

Как строится аккорд?

Аккорд составляет несколько нот. Например, в минорное трезвучие входит 1, 3-бемоль и 5-я ступени.

Ступень — целый тон.
Ниже пример с аккордом Am, который поможет понять, что такое ступень и как используется это понятие. Бемоль — понижение, диез — повышение на полтона.

В основном виде аккорд строится от самой низкой ноты соответствующей 1-ой ступени, основному тону. От этой ноты 1-ой ступени, тоники, аккорд берёт своё название.
Кроме того существуют аккорды с дополнительным басом и обращения аккордов.

Следует отметить, что основной тон и бас — разные понятия. Их ноты в аккорде могут отличаться.

Рассмотрим аккорд Ля-минор (Am).

Ноты гаммы аккорда: Ля (A), Си (H), До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G).
1-я ступень — нота Ля (A),
3-я ступень-бемоль — До (C) (3-я ступень До диез. Понизив на полутон, получаем ноту До),
5-я ступень — нота Ми (E).

Ноты в аккорде могут повторяться. К примеру, в рассмотренной аппликатуре аккорда Ля-минор (Am) две ноты Ля. Первая — на открытой пятой струне, вторая октавой выше — на втором ладу третьей струны.

Источник

Аккорд

Акко́рд (фр. accord , итал. accordo , от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. Применительно к музыке XX века «аккордами» называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры) кроме соноров [1] .

Содержание

Общие сведения

В классической гармонии под аккордом понимают сочетание таких звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть расположены по терциям путём перестановок и переносов на октаву.

Подобное определение впервые дал И.Г. Вальтер в 1732 году. До этого под аккордом понималось любое сочетание одновременно звучащих тонов; такое расширенное понимание встречается и в современной музыке. По Н.А. Римскому-Корсакову, набор тонов, которые не могут быть расположены по терциям, представляет собой не аккорд, но случайное сочетание. [2]

На фортепиано аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш, на гитаре — щипком трёх и более струн. Аккорды могут исполняться несколькими инструментами одновременно, в том числе симфоническим оркестром, а также несколькими певческими голосами.

Аккорды имеют названия по количеству входящих в аккорд разновысотных (без октавных дублировок) звуков, отстоящих друг от друга на терции:

3 — трезвучие; 4 — септаккорд; 5 — нонаккорд; 6 — ундецимаккорд (встречается редко и не обращается из-за диссонанса); 7 — терцдецимаккорд (встречается очень редко и не обращается из-за диссонанса).

Нижний звук аккорда в основном положении называют основным тоном (от нем. Grundton), остальные звуки называются по интервалу, на который они отдалены от основного тона (терция, квинта, септима, нона, ундецима). Любой звук аккорда может быть перенесён на октаву или сдублирован в других октавах, при этом аккорд сохраняет своё название. Если при этом основной тон аккорда перестаёт быть нижним, происходит так называемое обращение аккорда. Более подробная информация содержится в статье Классификация аккордов.

В классико-романтической гармонии всякое отступление от терцового состава аккорда означает введение неаккордовых звуков. Начиная с конца XIX века (Скрябин, Шёнберг, Хиндемит), предпринимались попытки замены терцового состава квартовым, но широкого распространения квартаккорды не получили. В современной музыке терцовые аккорды также усложняются при помощи внедрения диссонансов (см.: кластерный аккорд). Используются и аккорды смешанного строения.

Логическая структура аккорда

В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit ). [3]

Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:

  1. — основной тон — «корень» аккорда (тоника);
  2. — аккордовые консонансы — квинта и терция от основного тона;
  3. — аккордовые диссонансы — включая альтерацию;
  4. — побочные тоны — (также органные пункты, педали и т. п.).

Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать

  1. — внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «тра́нзиты»).

Источник

Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры

Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?

Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).

Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.

Что это за буквы и цифры в названии аккорда?

Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.

Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:

Большая латинская буква – основной звук

Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.

По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:

Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)

И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.

Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль

Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:

  • G (соль)
  • G# (соль-диез) – с диезом, соль повышается на полтона.
  • Gb (соль-бемоль) – с бемолем, соль понижается на полтона.

Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.

Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).

Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):

Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?

Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»

Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.

Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.

А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).

Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.

Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.

aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).

dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).

sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).

Что обозначают цифры, символы в названии аккордов

+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона

-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона

«7» – септаккорды:

7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).

m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.

maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)

Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.

m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7

dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)

m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7

«6» – секстаккорды:

6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)

m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6

«9» – нонаккорды:

9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.

9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.

maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).

m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень

#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.

b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.

«11» – ундецимаккорды:

Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)

При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).

11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11

maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)

m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)

#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)

«13» –терцдецимаккорды:

Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).

13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени

maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)

b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).

Что такое «add» в названии аккорда

add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.

Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).

А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).

В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).

Примеры обозначений – читаем названия аккордов

Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:

Fm7:

  • «F» – это латинская буква обозначает ноту фа, значит аккорд Фа…
  • «m» – минор, аккорд минорный, Фа минор…
  • «7» – малая септима, малый септаккорд,
  • и вот полное название аккорда в буквенно-цифровом обозначении:
    Fm7 – Фа минор септаккорд, или малый минорный септаккорд от ноты Фа.

Amaj9:

  • «A» – это Ля
  • «maj» – большой мажорный септаккорд
  • «9» – добавляется 9-я ступень.
  • Читаем название полностью: Amaj9 – Ля большой мажорный септаккорд с 9-ой ступенью, или большой мажорный септаккорд от ноты Ля с добавлением 9-ой ступени.

И ещё несколько примеров посложней:

E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.

A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.

Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).

Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.

Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.

Какие есть способы записи аккордов

Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.

Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).

Аккордовая сетка

Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).

Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):

Изображение грифа в вертикальном положении:

  • шесть вертикальных линий – это шесть струн гитары: слева направо – от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой).
  • горизонтальные линии – это лады на грифе гитары.

В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.

Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.

Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.

Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.

Пальцы левой руки:

  • 1 – указательный
  • 2 – средний
  • 3 – безымянный
  • 4 – мизинец

И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.

Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).

Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.

Цифрами в ряд

Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.

Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:

В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.

Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:

  • 1 символ в строке (слева направо) – для 6-ой струны (самой толстой);
  • последний (шестой) символ в строке – для 1-ой струны.

Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).

Если «0» – открытая струна, не прижимается.

А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.

Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:

  • читаем название Am – это Ля минор;
  • первый символ в строке – это 6-ая струна: обозначение «X» – значит 6-ая струна не звучит в этом Am.
  • 2-ой символ в строке – 5-ая струна: цифра «0» – открытая, не прижимаем, но звук извлекаем.
  • 3-ий символ – 4-ая струна: цифра «2» – прижимается на втором ладу.
  • 4-ий символ – 3-ая струна: «2» – тоже прижимается на втором ладу.
  • 5-ый символ – 2-ая струна: «1» – прижимаем на 1-ом ладу.
  • 6-ой символ – 1-ая струна: «0» – звучит открытая.

Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.

Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.

Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).

В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).

  • Итак, на 1-ой линии (струне) – «0». Значит, не прижимается.
  • На второй – «1»: нужно прижать на 1-ом ладу.
  • На 3-ей – «2»: на 2-ом ладу.
  • На 4-ой – «2»: тоже на 2-ом ладу.
  • На 5-ой – «0»: открытая.
  • На 6-ой нет цифр и каких-либо обозначений – значит, в аппликатуре она не звучит. Также незвучащие струны в аккорде, обозначаются «X» на линиях.

Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.

Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.

Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.

Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.

В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.

Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).

Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.

Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.

Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.

Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!

Источник

Оцените статью