- Септаккорды на гитаре
- Септаккорд
- Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
- Как пользоваться схемами?
- Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
- Большой мажорный – «maj7»
- Малый минорный – «m7»
- Большой минорный – «m(maj7)»
- Полууменьшенный – «m7b5»
- Уменьшённый – «dim7»
- Таблица септаккордов
- Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
- Доминантсептаккорды
- Большие мажорные септаккорды
- Малые минорные септаккорды
- Примеры аккордовых последовательностей
Септаккорды на гитаре
Продолжаем обучение игре на гитаре. Сегодня публикую ещё один пост об аккордах для гитары. В нём Вы познакомитесь с септаккордами.
Сначала немного ознакомимся с музыкальной теорией, а потом уже посмотрим сами аккорды. До этого мы рассматривали тонические мажорные и минорные аккорды. Также их называют трезвучиями потому, что состоят они из трёх нот. Сделаю пояснение, что поскольку на гитаре 6 струн, то когда мы зажимаем аккорд, то на всех струнах гитары (которые используются в этом аккорде) должны звучать только эти три звука из аккорда. Вспомним наш разговор о теории музыки и, например, рассмотрим аккорд До Мажор [С], который состоит из трёх нот – до, ми и соль. Это первая, третья и пятая ноты в гамме.
Септаккорд – это мажорный или минорный аккорд, к которому добавляется ещё одна нота, которая в гамме является седьмой. Получается, что этот аккорд состоит из четырёх нот. Интервалом от первой до последней ноты аккорда в нём является септима (то есть 7 тонов). Поэтому в обозначении этого аккорда присутствует цифра семь. Для До Мажора [С] седьмой ступенью будет нота Си.
Всё, что я рассказал выше, наверное, будет сходу сложно понять начинающему музыканту, но это является основой теории музыки. Дальше мы посмотрим, как септаккорды зажимаются на гитаре, и вы поймёте, что здесь нет ничего сложного.
Источник
Септаккорд
Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.
Септаккорды в классической и современной гармонии
Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,
в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).
Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.
Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):
Виды и обращения септаккордов
Различают 7 видов септаккордов:
Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:
Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.
Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.
Квартсептаккорды имеют по два обращения:
В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.
Строение септаккордов
Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.
Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.
Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.
И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.
Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.
Источник
Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
Септакккорды – что это?
Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.
Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).
На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.
- Малый мажорный (доминантсептаккорд)
- Большой мажорный
- Малый минорный
- Большой минорный
- Уменьшенный
- Полууменьшенный
Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.
Как пользоваться схемами?
В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).
- 1 – прима (основной звук или тоника)
- 3 – большая терция
- b3 – малая терция
- b5 – уменьшённая квинта
- 5 – чистая квинта
- bb7 – уменьшённая септима
- b7 – малая септима
- 7 – большая септима
Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.
Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».
Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.
Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:
1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).
2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.
3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.
Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).
То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.
Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).
Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:
- 1 (тоника) – си (B)
- b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
- 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
- b7 (малая септима от тоники) – ля (A)
Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.
Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).
В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.
Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).
Большой мажорный – «maj7»
Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3
Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)
Основные аппликатуры для гитары:
В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:
Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).
Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:
Малый минорный – «m7»
Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3
Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).
Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:
Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:
Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:
- 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
- 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
- 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.
Большой минорный – «m(maj7)»
Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3
Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…
Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).
Аппликатуры большого минорного септаккорда:
Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:
Полууменьшенный – «m7b5»
Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)
Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3
Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)
Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:
Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:
Уменьшённый – «dim7»
Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).
Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)
Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.
Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3
Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).
Аппликатуры уменьшённого септаккорда:
Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:
Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.
Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]
Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).
Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.
Таблица септаккордов
В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.
Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.
Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
Доминантсептаккорды
Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).
Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.
Большие мажорные септаккорды
По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.
Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.
Малые минорные септаккорды
И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).
В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).
Примеры аккордовых последовательностей
И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.
Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.
№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре
№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.
№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.
№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.
№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.
На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!
Источник