Информация
Пожалуйста если вы заинтересованы в дальнейшем развитии проекта, то поддержите его
Для придания исполняемой музыке большей выразительности музыканты используют различные ритмические средства, которые обостряют ритмическую пульсацию. Одним из них является акцентировка. Даже самая простая ритмическая фраза при расстановке акцентов (естественно в случае грамотного их использования) принимает совсем другой характер, особую выразительность.
Акцент — выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда путём его динамического усиления. Иначе говоря, акцентируемая нота должна звучать громче остальных. В джазе, рок-музыке акценты наиболее часто применяют на слабые доли такта или внутри доли, исключая первую ноту. При этом наблюдается эффект синкопированности, даже если исполнитель играет ровными длительностями.
В нотной записи акценты выставляются лишь при явном их присутствии (если выполнена нотная транскрипция или авторское указание). Но при игре высокопрофессиональный музыкант так или иначе делает акценты (даже если они не указаны в нотной записи), придавая таким образом звучанию пьесы динамическую и ритмическую рельефность.
Перенос ударения (акцент) на ноту, отличную от метрической доли, в джазовой литературе принято называть офф-битом.
В данном примере акцент приходится на вторую восьмую каждой метрической доли. Если более глубоко проанализировать данный вид офф-бита, то исполнение этого ритмического рисунка в джазе несколько отличается от записи в нотах. В частности, акцентируемая нота (вторая восьмая) играется несколько короче, т.е. стаккато (отрывисто). Отработать данный ритм Вам помогут ритмические слоги — ДУ-ДАБ, где на слог ДУ исполняется первая восьмая нота, а на отрывистый и более громкий слог ДАБ исполняется вторая восьмая:
Следующие упражнения необходимо отработать(в темпе 120 четвертей в минуту) с пением на слоги — ДУ-ДАБ, где слог ДАБ должен интонироваться отрывисто и более громко относительно слога ДУ.
Особого внимания требуют к себе акценты в триольном ритме, в котором они применяются очень широко. Исполняйте (прохлопывая в ладоши) данные упражнения (которые представляют собой одну метрическую долю) в медленном темпе, одновременно запоминая звучание акцентированных ритмов.
После освоения акцентов в пределах одной доли Вы сможете чередовать акценты в каждой из долей такта.
* Синкопы необходимо исполнять двумя способами: 1) точно по записи и 2) стаккато (отрывисто).
• Кроме изученных выше триолей в гитарной практике можно встретить ещё один вид ритмического деления — квинтоль. Данная ритмическая фигура получается при делении длительности на пять равных частей (вместо 4-х).
Если Вам сложно сразу «понять» данную ритмическую фигуру, то попробуйте проделать следующее упражнение: ногой в медленном темпе отстукивайте счетные доли. Положите руку (ладонью вниз) на стол, слегка согнув пальцы. Поочерёдно каждым пальцем, начиная с большого, слегка ударяйте по столу. Чтобы получить квинтоль. Вы должны на один удар ноги сделать (ровно) пять ударов пальцами [см. схему 4].
* Данное обозначение пальцев (правой руки) принято в гитарной учебной литературе при описании звукоизвлечения пальцами.
Основная ошибка у молодых музыкантов возникает от того, что длительности нот квинтоли не выдерживаются ровно и получается примерно такой ритм:
Данные упражнения необходимо выполнять под метроном, так как без него длительность четверти при игре квинтолями Вы можете подсознательно оттягивать или сокращать.
• При делении длительности на 6 равных частей (вместо 4-х) образуется секстоль.
Данную ритмическую фигуру не следует путать с двойными триолями. Хотя и в том, и другом случае длительность делится на 6 частей, они, тем не менее, незначительно отличаются друг от друга ударениями. Для наглядности ударения выделены знаком акцsrc=»uroki/jpg_osnovi_teorii/ента (см. пример):
При игре двойными триолями ударение падает на 1-ю и 4-ю ноты группы. В секстолях же ударение иное, а именно акцентируются 1-я, 3-я и 5-я ноты секстоли.
Кроме триолей, квинтолей, секстолей в музыкальной практике используются и другие виды ритмического деления (на 7 частей вместо 4-х — септоли, на 9 — новемоли, на 10 — децимоли и т.д.) Данные деления длительностей мы подробно рассматривать не будем по причине их редкого применения. Если Вы ощущаете тягу к познанию ритмов, основанных на произвольном делении длительностей, то такую работу, зная сам принцип. Вы сможете проделать самостоятельно.
• Заканчивая тему деления длительностей на произвольное кол-во равных частей, необходимо отметить ещё одну фигуру, получаемую при делении ноты с точкой не на три части, а на две. Получаемые длительности называются дуолями и используются в основном в трёхдольных метрах.
На нижнем нотоносце показана наиболее характерная ошибка, которая возникает при игре дуолями.
Для того, чтобы освоить произвольное деление длительностей, необходимо запомнить ритмическое звучание каждой фигуры.
Источник
Что такое акцентированная нота
Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:
Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 — 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже — это и будет ритмом).
Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, «>фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:
Рисунок 1. Ритмические группы
Акцент
Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется «>акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной «>долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями
Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их
Рисунок 2. Акцентированные ноты
Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.
На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.
Размер
В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 /4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».
Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).
Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.
Затакт
Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:
Рисунок 3. Затакт
Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт — неполный. Общая длина его — четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться со статьёй «Сильные доли».
Итоги
В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли — не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!
Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт
Источник
Что такое акцентированная нота
Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:
Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 — 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже — это и будет ритмом).
Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, «>фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:
Рисунок 1. Ритмические группы
Акцент
Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется «>акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной «>долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями
Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их
Рисунок 2. Акцентированные ноты
Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.
На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.
Размер
В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 /4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».
Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).
Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.
Затакт
Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:
Рисунок 3. Затакт
Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт — неполный. Общая длина его — четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться со статьёй «Сильные доли».
Итоги
В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли — не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!
Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт
Источник