Что такое акустическая гитара вестерн

Вестерн-гитара

Музыканты всего мира, выступая на эстраде, в клубах или на фестивалях, часто выходят на сцену с гитарой в руках. Это не обычная акустика, а ее разновидность – вестерн. Инструмент появился в Америке, став продуктом эволюции классической представительницы семейства. В России он обрел популярность в последние 10-15 лет.

Конструктивные особенности

Чтобы понять, чем этот музыкальный инструмент отличается от акустической гитары, нужно знать, что вестерн-гитара создана именно для аккомпанемента солисту или группе, а не для сложных классических переборов и исполнения академической музыки. Отсюда ряд отличительных конструктивных особенностей:

  • массивный корпус с узкой, как у классической гитары «талией»;
  • узкий гриф, который крепится к корпусу на 14-ом ладу, а не на 12-ом;
  • металлические струны с сильным натяжением;
  • внутри корпус усилен рейками, внутри грифа вставлен анкерный стержень.

Часто встречаются виды с выемкой под грифом. Она нужна, чтобы музыканту было легче играть на последних ладах. Для удобства исполнителя на грифе имеются маркеры ладов. Они есть на боковой и на передней части.

История создания

В начале прошлого века в Европе и Америке музыканты, исполняющие песни под гитару, оказываются в центре внимания публики. Они собирают залы, выступают в барах, где шум толпы часто заглушает звук музыкального инструмента.

Усилителей звука гитары тогда не существовало. Чтобы сделать звучание громче, американская компания Martin & Company начала заменять привычные струны металлическими.

Исполнители оценили изменения. Звук стал сочнее, мощнее и прорывался сквозь шумную публику. Но сразу стало понятно, что необходимо увеличение корпуса, так как резонирующего пространства не хватало для полного звукоизвлечения. А за увеличением конструкции последовало усиление корпуса системой дополнительных балок – bracing (от англ. укрепление).

Большое внимание экспериментам с акустической гитарой уделял американец Х.Ф. Мартин. Он запатентовал X-образное крепление пружин верхней деки и стал известен во всем мире.

Примерно в это же время мастера компании Gibson применили крепление грифа к корпусу при помощи анкера. Усиление конструкции спасало устройство от деформации при сильном натяжении струн. Громкое звучание эволюционировавшего музыкального инструмента, его мощный, густой тембр понравился исполнителям.

Отличие от гитары дредноут

Оба инструмента являются акустическими, но между ними есть разница. Главное отличие во внешнем виде. Дредноут имеет более широкую «талию», поэтому его более крупный по размерам корпус еще называют «прямоугольным». Еще одно различие заключается в звучании. Многие музыканты считают, что дредноут имеет более широкие возможности в низком тембровом звучании, идеальна для исполнения джаза и блюза. Вестерн-гитара прекрасно подходит для аккомпанемента вокальным солистам.

Техника игры

Музыкант, играющий на классической акустике, не сразу привыкнет к исполнительской технике на вестерн-гитаре, в первую очередь, из-за сильного натяжения струн.

Играть можно пальцами, что демонстрируют зрителям виртуозы, но чаще применяется медиатор. Он помогает избежать повреждения ногтей музыканта при игре «боем».

Есть и другие особенности техники:

  • благодаря узкому грифу гитарист может использовать для прижимания басовых струн большой палец;
  • на тонких металлических струнах прекрасно реализуются джазовое вибрато и бенды;
  • глушение струн происходит ребром ладони, а не внутренней частью.

Технически вестерн более профессиональна для сцены и выступлений на публике, но все же она уступает другому виду – электрогитаре. Поэтому на масштабных мероприятиях музыканты все-таки используют второй вариант, а вестерн применяют для создания акустического фона.

Источник

Гитарно-музыкальный исторический журнал

В Штатах, Мартин продолжил традиции Штауффера, вот почему американская концепция вестерн гитары корнями уходит к австрийской школе, а не к испанской. В частности, бриджевые пины – одно из таких наследий австрийской школы. Хотя позже и испанская школа оказала своё влияние. А также и немецкая, откуда Мартин позаимствовал X-образное расположение пружин, в дальнейшем оказавшееся весьма кстати. Хотя изначально, Мартин руководствовался выбором такой геометрии, чтобы не попасть случайно в пружину, высверливая отверстия для бриджевых пинов. Основным дистрибьютором гитар Martin стала компания с интересным названием Zoebisch & Sons, пока Martin не занялись распространением своих гитар самостоятельно. Обратите внимание на ключик, торчащий из пятки. Гриф крепится болтом, регулирующим угол грифа относительно корпуса, как на советских истерн-гитарах.

Эволюция вестерн-гитары

Акустической вестерн гитарой принято, в отличие от классической, называть гитару, использующую не нейлоновые или жильные, а металлические струны. И хотя отцом вестерн-гитары принято считать Кристиана Фредерика Мартина, на самом деле это не совсем так. Martin начали производить гитары в Америке с 1833 года, а металлические струны научились изготавливать лишь в самом конце 19 века, чуть ли не в 1900 году. Тем не менее, Martin – одни из тех, кто оказал наибольшее влияние на окончательно сформировавшуюся конструкцию вестерн-гитары.

А зачинателями этого дела были шведские эмигранты, братья Карл и Август Ларсон из Чикаго. Но сперва вернёмся всё-таки к гитарам Martin.

Кристиан Фредерик Мартин родился в Саксонии, в то время ещё независимой от Пруссии, в городке Маркнойкирхен, славящемся своими мастерами музыкальных инструментов. В возрасте 15 лет, по протекции своего отца-краснодеревщика, он отправился в Вену, обучаться ремеслу у Иоганна Георга Штауффера, создателя концепции Венской гитары. Именно Штауффер внедрил металлические ладовые порожки, вместо обвязанных вокруг грифа обрезков струн, колковую механику с червячной передачей, в отличие от фрикционных, державшихся в отверстии исключительно за счёт силы трения. Ему же и приписывают изобретение крепления грифа, свободно качающегося на одном болте, пущенным сквозь пятку, как на советских (я ещё называю их «истерн») гитарах.

Вернувшись в родной Маркнойкирхен, Мартин не смог отрыть производство гитар, так как этот бизнес полностью контролировался местной Гильдией скрипичных мастеров, не позволявших Гильдии краснодеревщиков производить и продавать музыкальные инструменты. И это несмотря на то, что дед и прадед Кристиана были скрипичными мастерами, и лишь отец краснодеревщиком. Поэтому он был вынужден эмигрировать в Америку, где не было такого давления, и возможности вести собственный бизнес были гораздо доступнее.

Одной из главных целей Мартина, впрочем, как и других производителей, появившихся в САСШ (как называли у нас в стране США до середины тридцатых годов прошлого века), таких, как, например, Washburn, было сделать гитару массовым и доступным музыкальным инструментом, и поставить производство на поток. Чтобы гитару можно было просто купить в магазине или по почтовому каталогу, а не заказывать у мастера. От этой идеи и произошли названия серий как Martin, так и многих других брэндов того времени. Style 27 означал, что гитара в розницу продавалась за 27 долларов, Style 30 -30 долларов, и т.д., пока инфляция и введение корпусов различного размера не внесли свои коррективы. Но ещё до этого, во второй половине 19 века в САСШ попадают испанские (классические) гитары Антонио де Торреса, конструкция которых превосходит гитары венской школы. Торрес довёл окончательную концепцию испанской классической гитары до той, конструкции которой производители придерживаются и по сей день. Гитары конструкции Торреса с более широким корпусом, обеспечивающим больший акустический объём и веерообразной системой пружин звучали громче, и американцам необходим был достойный ответ.

В то время размеры гитар Martin маркировались цифрами от 0 до 5, причём градация была такова, что с увеличением цифры уменьшался размер корпуса. По сегодняшним меркам эти гитары совсем мелкие, и размер 0 соответствует гитарам типа Parlor, и в 1958 году сын Кристиана Фредерика, которого звали также как и отца, только с припиской Джуниор, ввёл размер 00, сопоставимый с гитарой Торреса. А на закате века Орвилл Гибсон начал экспериментировать с арочными деками, позаимствованными у конструкции мандолин и скрипок. Кстати, вопреки распространённому заблуждению, Орвилл не является основателем фирмы Gibson, и основана она была не в 1894, как принято это считать, а в 1902, когда пятеро местных бизнесменов купили у него патент на арктопы, выплачивая ему приличные роялти до самой смерти. А до того на гитарах Орвилла Гибсона даже не было того легендарного логотипа на голове, его место занимал полумесяц со звездой (хотя на бриджах мандолин таки был выгравирован логотип в рукописном «Script» стиле). Обратите внимание на то, что маркер грифа расположен не на девятом, а на десятом ладу, как у советских истернов.

И всё равно, акустическая гитара звучала недостаточно громко. Для салонов и камерных залов ещё куда ни шло, но на уличных ярмарках, её громкости не хватало, даже чтобы аккомпанировать скрипачу или другому солирующему инструменту, особенно на фоне громкой толпы. Поэтому размер корпуса продолжал увеличиваться, и уже внук Кристиана старшего, Фрэнк Хенри Мартин, в 1902 году ввёл размер корпуса 000, а в 1916м по заказу одного из ритейлеров, Оливера Дитсона, и D-Size, получивший прозвище Dreadnought, по аналогии классом военных кораблей, которые у нас в стране называют линкорами.

Кстати, эту форму корпуса Martin позаимствовал у сардинской гитары, на которой играют смычком, как на виолончели, настраивая её на кварту ниже стандартного строя гитары. Но вернёмся на закат века 19го.

Напомню, что все гитары 19 века использовали жильные струны, очень, кстати, дорогие, сопоставимые с недельным заработком рабочего. Поэтому, гитары принадлежали, как правило, людям среднего класса. Однако, благодаря огромной миграции поселенцев, двигавшихся на запад, возникла потребность в проволоке для ограждений, чтобы обозначить границы своих ранчо. Таким образом, были изготовлены неисчислимые тысячи миль стальной проволоки, и кому-то пришла идея адаптировать её для музыкальных инструментов. Когда стали доступны металлические струны, быстро выяснилось, что они стоят в пять раз дешевле, чем жильные, гораздо громче и долговечнее, что делало их вдвойне привлекательными для растущего массового рынка.

Вот тут-то и пришлась кстати, X-образная геометрия пружин, гитары Martin оказались лучше адаптированы под стальные струны, хотя и они не всегда справлялись с жёстким натяжением металла, и вплоть до 1926 года Martin позиционировали свои гитары как инструменты, рассчитанные на жильные струны.

И тогда появились братья Ларсон, владельцы розничного магазина музыкальных инструментов на улице Вязов (не той, что из знаменитого фильма, которая находится в Спринвуде, штат Огайо). Выкупив у Роберта Маурера его мастерскую, братья создали крепкую, прочную гитару, способную выдерживать натяжение металлических струн. Именно Larson внедрили применение анкерного механизма, посаженые с напряжением деки, а также современную усиленную конструкцию бриджа, и прошло немало лет, прежде чем другие американские производители перешли с жильных струн на металлические. Gibson пришли к этому лишь в 1922 году, а Martin и вовсе в 1926. Тогда же в двадцатые годы Оскар Шмидт ввёл в обиход двенадцатиструнки, хотя ещё на рубеже веков Holzapfel & Beitel уже экспериментировали с этой идее, но до массового производства её не довели.

Однако на этом эволюция вестерн-гитары не закончилась. Первая гитара Gibson, рассчитанная на использование металлических струн, сконструированная Ллойдом Лоаром, давшая старт такому направлению, как джазо-выебанки, выделялась не только резонаторными отверстиями в виде скрипичных эф, но и грифом. Он заходил в корпус на двенадцатом ладу, а на четырнадцатом, открывая больше игрового пространства, однако закрепилась эта идея за Martin, изготовившими в 1929 году гитару с 14 открытыми ладами для известного гитариста и банджоиста Перри Бехтеля. Взяв за основу модель 000 и изменив форму плечей, освобождая место для двух дополнительных ладов, Martin создали то, что сейчас называют Orchestra Model (первенцем стал OM-28) или Grand Auditorium. А год спустя, проделав то же самое с D-28, Martin окончательно сформировали концепцию дредноута.

Gibson не заставил себя долго ждать, ответив флэттоповой моделью Jumbo (Slope Shoulder), а затем и Super Jumbo в корпусе ещё большего размера, поставив точку в окончательном формировании вестерн-гитары, как инструмента. На этом развитие, конечно же, не закончилось, появились гитары с катавеем (вырезом, облегчающим доступ к нотам выше 14 лада), электроникой, но ничего кардинально нового, пожалуй, за исключением параболических ложкообразных Ovation, и цельнокорпусных электроакустик без акустического резонатора, в истории вестерн гитар уже не было изобретено. Разве, что ещё гитары конструкции Марио Маккаферри, получившие распространение в цыганском джазе, и резонаторные гитары добро, но это уже самостоятельные разновидности гитары, заслуживающие отдельных статьей.

Источник

Чем классическая гитара отличается от вестерн-гитары, и как это исторически сложилось

В природе встречается немало разновидностей акустических гитар, но всё же большинство из них можно отнести к одной из двух категорий, классической и ли вестерн (часто называемой просто акустической). Например, фламенко-гитары, и всевозможную латиноамериканскую экзотику условно можно отнести к классике, а добро, джазовые арктопы и джаз-мануш к вестернам. Тем не менее, самое главное отличие между ними в том, что конструкция классической гитары рассчитана на использование нейлоновых струн, а вестерн – металлических. Так сложилось исторически, как и репертуар, исполняемый на каждом из этих инструментов. Такое разделение произошло ещё в середине девятнадцатого века, когда гитара была завезена в Америку, и с тех пор развитие европейской и американской гитар шло каждое своей дорогой, периодически пересекаясь между собой.

История

Для начала углубимся немного в историю. Большинство считает, что родина гитары – Испания. Однако это не так. Общим предком как классических, так и вестерн-гитар была романтическая гитара, появившаяся в Италии в конце 18 века. Первая известная истории романтическая гитара – инструмент, изготовленный Фердинандо Гальяно из Неаполя. Предшествующие романтическим гитарам барочный гитары были десятиструнными, с пятью парами струн. Колки барочных гитар были фрикционными, а роль ладовых порожков выполняли обрезки жильных струн, обвязанных вокруг грифа.

Романтическая гитара приобрела популярность благодаря итальянским и испанским композиторам-гитаристам того времени, имена которых можно найти в любом классическом гитарном учебнике: Карулли, Джулиани, Каркасси, Сор и Агуадо. Гитара развивалась и совершенствовалась, и наибольший вклад в это внесли, конечно же, такие мастера, как Рене Лакот из Парижа, и Иоганн Штауффер из Вены.

Один из учеников Штауффера, Кристиан Мартин, иммигрировавший из родной Саксонии в Америку, продолжил там традиции Штауффера и стал родоначальником вестерн-гитары. Ранние гитары Martin были похожи на гитары Штауффера, но если у романтических гитар пружины располагались параллельно, поперёк деки, то Мартин применил X-образную геометрию, позаимствованную у своих немецких земляков. M artin предлагали гитары в корпусах разных размеров, нумерованных от нуля до пятёрки, причём с увеличением цифры уменьшался размер корпуса (при неизменной мензуре), и самый большой из них, 0, сейчас соответствуют тому, что называют Parlor. Стоит заметить, что металлических струн при жизни Мартина старшего ещё не было, использовались жильные струны, такие, как и на романтической гитаре, но Парлор уже можно отнести к вестерне-гитаре.

Лет через 20 после того, как Мартин пересёк океан, испанец Антонио де Торрес создал то, что в последствие стало классической гитарой. Торрес увеличил акустический объём кузова гитары, заставив звучать её громче, увеличил мензуру, заставив басы звучать глубже, а также уменьшил толщину верхней деки, усилив её сперва треугольным, а затем и веерным расположением пружин, заставив её более чутко реагировать на динамику. Торрес нашёл и наиболее удачную точку верхней деки для расположения струнодержателя, увеличил ширину грифа, а также изобрёл множество других интересных вещей, некоторые из которых не прижились, а некоторые, как например торнавоз, был быстро забыт в то время, но вернулся уже веке в 21м (Fender называют это собственной патентованной конструкцией SIRS, а D’Addario – O — Port ).

В середине ’50х годов 19 века, гитары Торреса попадают в Америку. Они превосходят гитары Martin по громкости и динамике, и тогда в 1958 году сын Мартина старшего, Кристиан Кристианович вводит размер 00, сопоставимый с размером гитары Торреса.

Если концепция классической гитары (тогда ещё не ставшей классической, поскольку романтические гитары распространены ещё гораздо шире) окончательно сформировалась ещё к концу 19 века, то вестерн гитара всё ещё продолжает развиваться. Струны на американских гитарах по-прежнему используют жильные, которые весьма недёшевы, и гитара ещё недоступна массовому покупателю. Кроме того, акустическая гитара звучала недостаточно громко. Для салонов и камерных залов еще, куда ни шло, но на уличных ярмарках, её громкости не хватало, даже чтобы аккомпанировать скрипачу или другому солирующему инструменту, особенно на фоне громкой толпы. Поэтому размер корпуса продолжал увеличиваться, и уже внук Кристиана старшего, Фрэнк Хенри Мартин, в 1902 году ввёл размер корпуса 000, а в 1916м по заказу одного из ритейлеров, Оливера Дитсона, и D-Size, получивший прозвище Dreadnought, по аналогии классом военных кораблей, которые у нас в стране называют линкорами.

Тогда же, на рубеже 19 и 20 веков, другой американский мастер, Орвилл Гибсон, экспериментирует с арочными деками, что потом ляжет в основу конструкции джазовых арктопов.

В наступившем 20 веке, благодаря индустриализации, появляются металлические струны. Они звучат гораздо ярче и громче традиционных жильных струн, а стоимость гораздо дешевле. Однако не всякая гитара их выдерживала. Калибр струн был достаточно внушительным, и романтические гитары от них рвало в клочья. Из всех гитар наиболее стойкими оказались гитары Martin с их X-образным расположением пружин, но и они не всегда выдерживали такое натяжение, и почти до середины двадцатых, Martin позиционировали свои гитары как рассчитанные на жильные струны. Хотя по спецзаказу предлагалась кастомовая 00-21, рассчитанная на металл.

Но первыми, кто начал производить гитары, изначально рассчитанные на металлические струны, были шведские эмигранты, братья Карл и Август Ларсон из Чикаго. Выкупив у Роберта Маурера его мастерскую, братья создали крепкую, прочную гитару, способную выдерживать натяжение металлических струн. Именно Larson внедрили применение анкерного механизма, посаженые с напряжением деки, а также современную усиленную конструкцию бриджа. Однако, те же Martin ухитрялись обходиться без анкера аж до середины восьмидесятых, усиливая гриф сперва деревянными вставками из прочных пород, затем T -образным металлическим профилем, а затем стальной трубой квадратного сечения. И всё же к середине двадцатых Martin и другие американские производители окончательно перешли на металлические струны, отлично зарекомендовавшие себя в кантри-музыке и блюзе.

В это же время Европа охвачена огнём Первой Мировой Войны, тут уже не до производства гитар. Испания соблюдает нейтралитет, и испанская гитара конструкции Торреса, с подачи испанских гитаристов, последователей школы Франциско Тарреги, постепенно вытесняет романтическую гитару. Американские гитары, поступившие им на подмогу, окончательно добили романтическую гитару как класс. К 1920 году гитара Торреса уже именуется классической, но у себя на родине, вестерн-гитара ещё только приближается к своей окончательной форме.

Сконструированная Ллойдом Лоаром первая гитара Gibson, заточенная под металлические струны, ставшая прототипом всех джазовых банок представляла собой арктоп с резонаторными отверстиями в виде скрипичных эф. У неё был приставной деревянный бридж, но самое главное, гриф заходил в корпус не на 12 ладу, а на 14м, открывая больше игрового пространства. Ответившие на этот вызов Martin, представили свою версию 14-ладовой гитары, изменив форму плеч двух своих самых крупных гитар. Так появились инструменты Гранд Аудиториум (или фолк) и современный Дредноут.

Gibson не заставил себя долго ждать, ответив флэттоповой моделью Jumbo (Slope Shoulder), а затем и Super Jumbo в корпусе ещё большего размера, поставив точку в окончательном формировании вестерн-гитары, как инструмента. Гитара приобрела окончательную форму, но на Джамбо её развитие не остановилось.

В начале тридцатых, итальянский мастер Марио Маккаферри представил гитару ни на что не похожей концепции, получившей благодаря Джанго Рейнхарду распространение в цыганском джазе. Одной из её особенностью был вырез катавэй, облегчающий доступ к ещё более высоким позициям на грифе. Этот вырез не был изобретением Маккафери, его запатентовал некий Анджело Вентура ещё в 1828 году для романтической гитары, хотя и он не был его изобретателем. Как гласит легенда, ещё в начале 18 века румынский мастер Роландо Детерритус, более известный своими цитрами, случайно промахнулся, вырезая деку для гитары. Не имея альтернативы, он подогнал другую деку и обечайку под эту форму, и сделал первую в мире катавэйную гитару.

Однако в том веке катавэй ещё не был оценён и не нашёл применения. Гитаристы ещё не взлетали так высоко по грифу, предпочитая полифонические произведения с глубокими басами. А вот для Джанго, с его повреждённой левой рукой и всего двумя рабочими пальцами на ней, было не до полифонического голосоведения, он больше прославился искромётными одноголосыми пассажами. И после Второй Мировой усовершенствованный катавэй появился и у других производителей, в частности Gibson CF-100 впервые показанной в каталоге 1947 года.

С изобретением звукоснимателей, появилась возможность усиления акустической гитары, что породило совершенно новые музыкальные жанры. Появились новые конструкционные решения, например ложкообразные корпуса Ovation, с подачи Джона Маклафлина, играющего медиаторной техникой на нейлоне, появились кроссоверы классики и вестерна. Гитара продолжает развиваться и совершенствоваться. И, тем не менее, большинство гитар всё ещё можно отнести к двум основным типам – классика и вестерн.

Отличия

Итак, чем же они отличаются друг от друга?

Первое и самое главное отличие – струны.

Конструкция классической гитары с её чувствительной и тонкой верхней декой, веерообразной геометрией пружин и ничем не усиленным струнодержателем рассчитана на натяжение нейлоновых струн. Металлические струны могут её повредить. Кроме того, ортодоксальные классические гитаристы воспринимают в штыки усиление грифа анкерным механизмом, и он плохо приспособлен к противостоянию высокому натяжению металлических струн.

Конструкция верхней деки же вестерн-гитар и геометрия её пружин делают её не такой чувствительной, и если установить на неё нейлоновые струны, гитара будет звучать тускло и невыразительно.

Классическую гитару легко отличить по форме корпуса. Достаточно один раз её увидеть, чтобы запомнить, как она выглядит. Вестерн гитары же выделяются более широким разнообразием форм и размеров: Парлор, Гранд Аудиториум (фолк), Дредноут, Джамбо. Хотя, если взять фолки канадского производителя Godin, производящиеся под различными брэндами (Norman, Seagull, Art&Lutherie, Simon&Patrick), то до недавнего времени их фолки формой ничем не отличались от классической гитары (после редизайна такая форма фолка осталась только у Simon&Patrick).

Гриф большинства вестерн-гитар соединяется с корпусом на 14 ладу, а классических – на 12м. Однако есть и исключения. Многие вестерн-гитары винтажного стиля, особенно Парлоры, имеют не 12, а 14 ладов в открытом доступе. Также существуют и современные классические гитары с 14 открытыми ладами, вроде какого-нибудь Lowden WL-35 Jazz, или катавэйных электроакустик вроде Washburn EC41. Хотя большинство из подобных инструментов всё-таки правильнее назвать кроссоверами. Обычно форма корпуса у них вестерновская, да и гриф чаще всего уже классического стандарта.

Кстати, касательно ширины грифа. У классики он обычно 52мм, реже — 50, а всё, что более узкое — относится скорее к упомянутым выше кроссоверам. У вестернов же он может варьироваться в широких пределах. Наиболее распространённый – узкий, 43мм, но встречаются и шире. У переизданий винтажных Martin он 47,6мм а у именной гитары Seagull фингерстайлера Peppino D’Agostino и вовсе 48,5мм.

Отличается обычно и голова грифа. На большинстве классик (кроме некоторых фламенковых моделей с фрикционными колками), голова гитары имеет две прорези, в которых располагаются валы колков. У большинства вестернов же голова сплошная, а колки смотрят валами перпендикулярно поверхности головы и бутонами колков в стороны. Хотя опять же бывают исключения. Те же Martin винтажного стиля, многие модели Takamine, а также других производителей. Но в любом случае, на валы классических гитар надеты пластиковые или костяные втулки. У вестернов же они из голого металла.

Гриф практически всех современных вестерн-гитар оборудован анкерным механизмом, позволяющим регулировать его прогиб при смене калибра струн и изменении климатических условий. Большинство же ортодоксальных испанских классик таким механизмом не оборудовано, хотя опять же среди современных модерновых инструментов он применяется довольно широко. Испанские мастера настолько консервативны, что крайне редко используют маркеры грифа, даже на боковой поверхности его накладки.

Струнодержатель классических гитар рассчитан на то, что струны крепятся к нему самозатягивающимся узлом. Большинство же вестерн-гитар с подачи Кристиана Мартина унаследовало от романтической гитары струнодержатель с так называемыми пинами, пробками, фиксирующими хвостик струны с бобышкой на её конце в отверстии струнодержателя. Хотя и тут без исключений не обошлось. На гитарах Lowden, Takamine и Ovation можно встретить струнодержатель без пробок, похожий на классический. Струны просто продеваются в отверстия и удерживаются своими бобышками. При этом косточка нижнего порожка классических гитар располагается перпендикулярно струнам, и классик-левша может просто перевернуть гитару и перетянуть струны под свою руку. С вестерном же это не проканает, косточка располагается за редким исключением под углом к струнам.

Поскольку на классических гитарах играют преимущественно сидя, на них не ставят антабки для ремня. На вестернах же установлена как минимум одна антабка.

Что же касается катавэя и электроники, то хоть эти опции на вестерн-гитарах встречаются гораздо чаще, но и классики, даже такие испанские монстры, как Jose Ramirez предлагают их на многих своих моделях. Естественно, электромагнитные звукосниматели на классику не ставят, только пьезу, но на вестернах можно встретить и то и другое. То же самое касается пикгардов и гольпеадоров. Они могут как быть, так и отсутствовать, но по его форме также легко отличить фламенковую классику от вестерна

Выбор

Так какую же гитару выбрать, классическую или вестерн?

Тут всё зависит от поставленных целей и задач.

Наибольшее применение классическая гитара нашла в академической классической музыке и фламенко. Так что если вы отдаёте ребёнка в музыкальную школу, то безусловным выбором будет классическая гитара. Однако классическая гитара звучит и в джазе, и в поп-музыке и в роке, и даже в шансоне.

Вестерн гитару же в академической музыке не встретить. Если вы планируете исполнять блюз и кантри, с их бендами и подтяжками, либо играть слайдом, то тут однозначно выбор в сторону вестерн-гитары.

Хотя если обойтись без бендов, одними банджо-роллами, то нейлон вполне годится и для кантри. Джерри Рид и Чет Эткинс тому подтверждение. Но медиаторный чёс гораздо выразительнее звучит на металле.

Широкий гриф классической гитары и большее расстояние между струнами располагают к игре пальцами, хотя встречается огромное число фингерстайлеров, играющих как на классической гитаре, так и на вестерне.

Отличается и посадка, гитаристов, играющих на классиках и вестернах. Академическая посадка учит класть гитару на левое бедро (у гитаристов-левшей на правое), и пользоваться подставкой под ногу или небольшой скамеечкой. Но попробуйте положить на это бедро Джамбо или хотя бы Дредноут. Не каждый дотянется до аккордов в первых позициях. Это тоже влияет на выбор инструмента, равно как и игра в группе, когда выступать приходится стоя. Увеличенное расстояние между струнодержателем и нижней точкой крепления ремня гитар с 14 открытыми ладами, позволяет более комфортно повесить гитару на ремне. У 12-ладовых же гитар струнодержатель гораздо дальше смещён от резонаторного отверстия, что заставляет постоянно подталкивать корпус влево (если вы правша).

Классика звучит умеренно громко, очень тепло и мягко, чему способствует не только эластичность струн, но и расположение розетки, смещённое из за более глубокого погружения грифа в корпус, ближе к середине струны. Она не слишком приспособлена для игры на открытом пространстве, но раскрывает себя на узких улочках с хорошей акустикой или в помещении. Хотя, если выбраться куда-нибудь подальше от цивилизации в дремучий лес, её прекрасно будет слышно в тишине. Вестерны же, особенно Дредноут и Джамбо звучат очень громко и ярко, и они не потонут в хоре пьяных голосов большого застолья или на каком-нибудь Грушинском Фестивале.

Металлические струны гораздо проще менять. Замена нейлоновых струн требует терпения и умения вязать узлы, чтобы надёжно закрепить струну в колке и на бридже. Кроме того, новые нейлоновые струны гораздо дольше растягиваются, прежде чем строй наконец-то стабилизируется.

Ну и, конечно же, бытует мнение, что нейлоновые струны легче прижимать. Хотя на сегодняшний день существует огромный выбор струн различных калибров и жёсткости, и, на самом деле, не каждый, без достаточного опыта, сможет правильно прижать струну максимально близко к ладовому порожку, чтобы она звучала ровно, без зудения и затыкания. Как нейлоновые, так и металлические струны требуют потратить время, прежде чем гитара запоёт в ваших руках. Выбор всегда остаётся за вами. Я лишь привёл по несколько аргументов в пользу одной или другой из них.

Источник

Оцените статью