Что такое альтерированный аккорд

Альтерация в аккордах

В базовых аккордах, построенных по терциям, возможна альтерация, т. е. хроматическое повышение или понижение отдельных нот. Прима (1) и септима (7) в базовых аккордах альтерации не подлежат. Терцию в аккорде с мажорным трезвучием в основании можно повысить на полутон (sus4) или понизить на тон (sus2). В трезвучии с минорным основанием всё наоборот: терцию можно повысить на тон или понизить на полутон. В результате этих манипуляций возникает целый ряд новых «подвешенных» аккордов sus — «сое» (от англ. suspend — подвешивать) — Csus4, C7sus4, Cmaj7sus4, C9sus4, а также Csus2 и C7sus2:

Квинту в аккорде можно повысить или понизить на полутон. Это позволяет получить ряд новых аккордов: СЪ5, С7Ъ5, С7#5 (= С7aug), C9Ъ5, C9#5, Cmaj9b5, Cmaj9#5:

Возможны такие обозначения альтерированных аккордов, где вместо знака диез (#) ставится +, а вместо знака бемоль (Ъ) ставится — . Например: С7-5, С9+5 и т. п.

При повышении или понижении ноны на полутон образуются аккорды: С7Ъ9, С7#9, Сm7Ъ9, Cmaj7?9, Cmaj7Ъ9, Cm maj7#9, Cmmaj7Ъ9.

При одновременной альтерации квинты и ноны возникают следующие аккорды:

Альтерация ундецимы или терцдецимы встречается реже, в основном — в джазовой музыке:

В этой главе мы, естественно, не могли показать все возможные альтерации в аккордах. Мы познакомили вас лишь с общими принципами альтерации в аккордах. Попробуйте строить альте­рированные аккорды от разных нот самостоятельно, поищите «новые» аккорды и используйте их в вашем творчестве.

Источник

АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ АККОРДЫ

Музыкальный словарь Римана. — Москва, Лейпциг . Г. Риман, Ю.Д. Энгель . 1904 .

Смотреть что такое «АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ АККОРДЫ» в других словарях:

ХРОМАТИЧЕСКИЕ — (альтерированные) тоны в аккорде; так называются только те тоны, которые могут быть рассматриваемы как повышения или понижения одного из тонов принадлежащих к данному созвуку (т.е. повышения или понижения главного тона, терции и квинты мажорного… … Музыкальный словарь Римана

Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия

Альтерация (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Альтерация. Альтерация (от позднелат. alterare «изменять») в гармонии тональных и модальных ладов хроматическое видоизменение неустойчивой диатонической ступени, обостряющее ладовое… … Википедия

Хроматика — (от др. греч. χρῶμα цвет, краска, первоначально цвет кожи) в музыке один из интервальных родов, полутоновая система, независимо от трактовки интервальных отношений. Содержание 1 Классификация видов хроматики … Википедия

Буквенно-цифровое обозначение аккорда — Буквенно цифровое обозначение аккорда метод упрощённой записи музыкальных композиций, исполняемых в определённых музыкальных стилях, чаще всего использующийся для записи партий ритм гитары или других аккомпанирующих инструментов[1].… … Википедия

Пауэр-аккорд — E5 play (инф.) … Википедия

ГАРМОНИЯ — в музыке одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам… … Энциклопедия Кольера

Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия

Кластерный аккорд — (от англ. cluster гроздь) многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. Кластерные… … Википедия

Источник

Что такое альтерированный аккорд

Этот вид аккордов получается в результате повышения, либо понижения одной из ступеней аккорда на полутон. Сразу оговоримся, что III и VII ступени изменять нельзя, т.к. они отвечают за принадлежность аккорда к мажору или минору. Можно изменять V, IX, XI и XIII ступени. Указанное изменение ступеней не изменяет гармоническую функцию аккорда.

Обозначение альтерированных аккордов

Собственных названий аккорды этого вида не имеют. Обозначаются они следующим образом: сначала указывается название аккорда, после чего пишется необходимый знак альтерации (диез или бемоль), а затем изменяемая ступень.

Ниже приводим пример. Сравните: большой мажорный септаккорд Сmaj7 и построенный от него Сmaj7 ♭ 5:

Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Рисунок 2. Большой мажорный септаккорд с пониженной V ступенью (Сmaj7 ♭ 5)

Источник

Альтерация аккордов

Эта публикация посвящена прикладной теории музыки для гитаристов.

Использование альтерации — самый простой способ получить большое количество интересных, новых по звучанию аккордов. Альтерированные аккорды используются не только в сложной академической музыке, но являются обычными в джазовой гармонии, а также часто присутствуют в рок-стилях (арт-рок, и даже «тяжёлые» стили рока). Альтерация — это способ внести разнообразие в звучание.

В классическом курсе гармонии к альтерации обычно относятся как к чему-то «сложному», помещая эту тему в конец учебников. Но возможны и гораздо более простые подходы. Несмотря на это, для понимания темы альтерации вы должны владеть базовыми понятиями лада, тональности и строения аккордов:

Целью данной статьи является не столько углубление в вопрос, сколько призыв к экспериментированию: просто попробуйте изменять аккордовые звуки, и вы получите много свежих звучаний.

Итак, альтерация — это «изменение». Альтерация аккордов — это изменение их ступеней. Если мы говорим о джазе и других неакадемических стилях, в 99% случаев не альтерируется основной тон аккорда. В отличие от этого, в академической музыке аккорд, построенный на альтерированной ступени соответствующего лада, может трактоваться как аккорд с альтерированной примой.

Тональность или лад можно рассмотреть как 17-нотную структуру (7 диатонических ступеней и 5 оставшихся, каждая из которых может быть записана двумя способами). Таким образом, 10 хроматических звуков тяготеют к семи диатоническим.

Из 7 диатонических ступеней строятся все основные аккорды данной тональности, а 10 оставшихся хроматических звуков могут служить их альтерированными тонами.

Основное правило: повышение ступени аккорда должно разрешаться в следующем аккорде вверх, а понижение — вниз, так как альтерация служит для целей обострения тяготений.

Таким образом, в аккорде G7♯5 нота ре-диез (его повышенная квинта) должна превратиться в ноту ми в аккорде С (его терцию), а нота ре-бемоль в аккорде G7♭5 (пониженная квинта) — в ноту до в аккорде С (основной тон).

Основными носителями доминантовой функции в мажоре являются септаккорды V и VII ступеней, а субдоминантовой функции — септаккорды II и IV ступеней. Эти аккорды и альтерируются чаще всего (хотя, альтерируются и остальные).

Что касается ступеней аккордов, то чаще всего альтерируются квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима, поскольку альтерация оставшихся тонов — основного тона или терции — приводит к слишком явному изменению класса аккорда.

Ещё одно правило альтерации в ладу (тональности) состоит в том, что альтерируются те ступени лада, где «есть целый тон». Например, повышение (альтерация) ноты ми в тональности до мажор привело бы к записи ми-диез (вместо законно существующей фа), что означало бы, скорее всего, уже модуляцию в другую тональность, где «законной» является нота фа-диез, а не чистая фа.

Одновременная альтерация нескольких тонов аккорда может приводить к полиаккордовому эффекту. Например, если в аккорде G7 повысить квинту и септиму (Gmaj7♯5 — соль, си, ре-диез, фа-диез), возникает звучание аккорда B (си, ре-диез, фа-диез) на басу соль.

Возможна одновременная альтерация одного аккордового тона в обе стороны, например аккорд G7♯5♭5. Правила разрешения альтерированных ступеней такого аккорда остаются такими же.

Как понятие, альтерацию можно рассмотреть как внедрение в аккорд хроматических проходящих и вспомогательных звуков. С точки зрения терминологии, само понятие альтерации применимо только в сочетании с понятиями «диатоника» и «хроматика», что характерно для европейской музыки. В некоторых музыкальных системах народной музыки такие понятия неприменимы, следовательно, неприменимо и понятие альтерации (то же самое во многом относится и к авангардной музыке XX века).

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Альтерация аккордов доминантовой группы

Базовый курс гармонии. Содержание
Альтерация – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

В аккордах доминантовой группы альтерируется в первую очередь 2-я ступень лада. Это квинтовый тон в аккордах 5-й ступени и терцовый – в аккордах 7-й ступени.
В мажоре 2-я ступень может как повышаться, так и понижаться.

Альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре:

В миноре 2-я ступень только понижается.

Альтерированные аккорды доминантовой группы в миноре:

В приведенных выше моделях не отражены обращения альтерированных трезвучий и септаккордов доминантовой группы,

а также доминантсептаккорд (D7) и доминантовый нонаккорд (D9) с расщепленной квинтой (возможны только в мажоре):

Последовательный ряд звуков D9 с расщепленной квинтой образует целотоновый звукоряд:

Альтерированные тоны аккордов разрешаются по тяготению: повышенные – вверх; пониженные – вниз:

При разрешении в тонику аккордов доминанты с повышенной квинтой в аккордах тоники удваивается терцовый тон.

При разрешении аккордов VII ступени с пониженной терцией в тонику могут образоваться параллельные квинты. Чтобы этого избежать, нужно альтерированный аккорд VII ступени сначала внутрифункционально разрешить в соответствующий аккорд V ступени, который затем разрешить в соответствующий аккорд тоники:

Источник

Оцените статью