Что такое атака у гитар

Форум гитаристов

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

Тема : Еще раз об атаке. Время: 10.09.2018 21:20

Я не раз высмеивал атаку ютуберов, да и многих «живых» за чахлые поглаживания по струнам. Подавляющее число нынешних ютубных гитаристов – обладатели «цифровых лапок», отсутствие необходимости играть на громком звуке и «высекать», неизбежно деформируют навыки звукозвлечения в сторону меньшей динамики.

Есть в этом и доля вины лукавых преподов, утверждающих, что сначала нужно научиться играть «кончиком» медиатора, а только потом осваивать «погружение».
Методики почти всех преподавателей заточены именно на «прокачку любителей», и в этом смысле они эффективнее, ибо проще.

Но вот Антон Опарин верно называет это «полной глупостью», ибо придется ломать всю постановку. https://youtu.be/jTupyHuXHg0?t=109

И он прав – начинающие играть «кончиком», так им и играют, фактически не извлекая из гитары звук, отсюда писклявость навечно
Антон преподает правильные навыки (звукоизвлечение, атаку, муз.формы) для развития именно музыкантов, поэтому я его поддерживаю.

То, что «легкое поглаживание» иногда прокатывает в попсе, фьюжн и прочих легких стилях – факт.
Но вот играть блюз-рок или стадионный хард а-ля АСДС или крутой шред типа Мальмстина , без жесткой атаки не получится, до публики долетит лишь шелестение по струнам кончика тоненького медиатора

Поэтому такую музыку играют жесткими, иногда достаточно толстыми медиаторами (иногда и металлическими) Угол атаки и его погружение всегда варьируется (еще одно отличие от ютубных клоунов, у которых правая лапка приклеена к бриджу в строго определенном положении)

Да и фьюжн, когда он играется с мощной, жесткой атакой звучит круче – Фёдор Досумов убедительно это показывает.

Большее погружение (вопреки заблуждениям навязанных наивным падаванам лукавыми преподами) дает естественно большую энергию струне, но требует сильных пальцев и тренированной кисти – иначе либо медиатор будет постоянно выпадать, либо рука болеть.

Лично у меня медиатор никогда из рук не падал и даже на сцену я почти всегда выходил без запасных (пальцы пыли спортом подготовлены – один из видов, каким я занимался, было дзюдо, а это в первую очередь крепкие захваты)

Поэтому при правильной амплитудной жесткой атаке никакой «стрельбы из лука нет», медиатор пробивает струну, отдавая гитаре всю энергию.
Вот мой свежий пример такой игры, где в дополнение к жесткой атаке используется и удар рукой по струнам (для общего резонанса и создания объемного звука)

В дополнение сыграл импровиз на минус Антона Опарина .

В конкурсе, конечно, не участвовал, это дело молодых, но поддержал, классный бэктрек, настоящий блюз-рок

В целом по участникам – за исключением 2-3-х нормальных вариантов, сыграли очень слабо. Тотальный нестроевич, кривые бенды, примитивный набор нот, убогая ритмика, к блюз-року отношения не имеющие. Ну и про атаку говорить не приходится –поколение воспитанное в эпоху «ПЗЮШИ»й

Радует, что Антон помимо навыков имеет в багаже и структурированную концепцию передачи их ученикам, подкрепленную игрой с правильной атакой (редкость по нынешним временам)
На фоне мракобесия в гитарной тусовке, которое культивировали некие сабжи в последние годы, уверен, что контент Антона поспособствует появлению именно музыкантов, а не диванеров

Источник

Рубим тяжеляк

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Может показаться, что статья не имеет отношения к теме, однако это не так, ибо мелочей в вопросах игры на электрогитаре довольно мало и все аспекты творческого процесса тесно взаимосвязаны.

Статья представляет собой не истину в последней инстанции, а лишь некоторые наблюдения, сделанные мной в течение многолетней игровой практики. Надеюсь, что кому-нибудь мои замечания и советы будут полезными.

Итак, нашей целью является получение качественного, фирмового звука в тяжелых направлениях музыки, который начинается с правильной настройки гитары.

Первое на что нужно обратить внимание это калибр струн. Принцип такой: ваш калибр струн должен позволять вам играть с хорошей атакой. Иногда хочется поставить струны потолще, чтобы в тяжелых направлениях звучать поубедительнее и это желание понятно и отчасти обоснованно, потому что толстые струны дают более широкий спектр частот, звучат мощнее и как бы толще. Однако использование толстых струн сопряжено со следующими проблемами.

Сразу оговоримся, что под нормальным калибром будем понимать 09-42 или 09-46, под толстыми струнами или крупным калибром – все, что толще. Например, 10-52.

Если вы привыкли играть на девятке, то играть качественно на десятке по крайней мере сразу вы не сможете, потому что этот калибр требует гораздо более мощной атаки и с вашей привычной атакой вы его не «пробьете». Кроме того десятка гораздо труднее тянется, а значит, убедительных вибрато и бендов вы так же не исполните. И дело не только в том, что мышцы левой руки натренированы на девятку, но так же и в том, что толстые струны требуют более толстых мозолей на подушках пальцев.

На то, чтобы добиться качественного звука на толстых струнах у вас может уйти очень много времени. Поэтому для начала я рекомендую использовать нормальный калибр струн, довести свой звук на нем до совершенства, а уже потом, понимая, чего вы хотите добиться, можно переходить на более толстые струны, подобно тому как боксер, ставший чемпионом в своем весе, переходит в более тяжелый вес.

Исключением является случай использования пониженного строя, который ослабляет натяжение струн. Но если вы играете в стандартном строе, начинать лучше с тонких струн.

Второе, это прогиб грифа. На мой взгляд, гриф должен быть как можно более прямым. Прогиб должен быть минимально возможным – примерно половина от диаметра шестой струны. В большем прогибе просто нет смысла. Работу левой руки в середине грифа он существенно осложняет, сустейн в верхних позициях (у деки и дальше) уменьшает. Кроме того высоко расположенные над грифом струны приводят к появлению лишних шумов со стороны звукоснимателей.

Отсутствие всякого прогиба не даст вам получить фирмовый звук, потому что у струн не будет места для колебаний.

Третье, это высота струн над грифом. Разумеется, струны должны быть максимально возможно опущены. Высоко поднятые струны дополнительно увеличивают время, необходимое для прижатия струны к ладу, что не позволит вам исполнять скоростные запилы. Плюс низкое расположение струн дает возможность точнее настроить мензуру.

Все в настройке гитары должно быть расположено компактно и удобно лично вам. Потому что на высоких скоростях шреддинга важны даже не миллиметры и секунды, а их доли. В связи с этим рекомендую вам самим научиться настраивать свой инструмент от начала и до конца, потому что мастер настроит его под себя, а его взгляды могут не совпадать с вашими.

Теперь о технике игры.

Самым важным в игре на электрогитаре является атака правой руки. Атака это скорость и резкость удара по струне. Атака должна быть очень сильной. Только такое звукоизвлечение дает характерный металлический лязг, без которого ваше звучание всегда будет дилетантским. Напротив, при правильной атаке вы сами не узнаете свою игру. Вам будет казаться, что играет кто-то очень крутой на очень крутом инструменте.

Атака должна быть такой, будто вы намерены порвать струны, но при этом вы не должны их рвать, играя самым кончиком медиатора. В связи с этим поэкспериментируйте с калибром медиатора. Лучшую точность, звонкость и чистоту обеспечат тонкие медиаторы.

Требование о сильной атаке не означает однако, что вы должны чрезмерно напрягаться. Напротив, вы должны всегда быть максимально расслаблены.

Другим важным аспектом техники является глушение струн. Правильное глушение возможно только если ладонь правой руки почти лежит на струнах. Любые попытки поднять ладонь приводят к усилению ненужного шума, что не даст вам получить качественный звук. Таким образом, вы должны играть и одновременно всегда глушить струны.

Только такой комплексный подход с учетом всех нюансов позволит вам добиться качественного фирмового звука. Однако вы можете правильно играть, но этого не будет слышно, поэтому обязательно используйте только качественные малошумные кабели коммутации. И тогда, если вы все будете делать правильно, вы зазвучите по-новому и игра на гитаре подарит вам истинную радость.

P.S.
Небольшое замечание по настройке прогиба грифа. В теории прогиб должен быть. Это и логично, так как необходимо место для свободных колебаний струны, но лично на моем Gibson Les Paul я затянул анкер таким образом, что при зажатии шестой струны на первом и последнем ладу зазора между ладами и струной нет, соответственно пришлось поднимать струны на stop bar, потому что прогиба в середине грифа не осталось и открытые струны стали звенеть, да и сустейна в верхних позициях не было. В итоге гитара была настроена идеально – звучали отлично как открытые, так и зажатые струны в любой части грифа, плюс играть так же по всей длине грифа было удобно. Возможно, это связано с тем, что гитары Gibson имеют короткую мензуру и отсутствие прогиба грифа у них компенсируется поднятием струн, поскольку при настройке Fender Stratocaster, небольшой пол-миллиметровый прогиб я все же оставил.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Как глушить струны на гитаре, не утратив импульсивность атаки медиатором?

ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как глушить струны, не меняя атаку медиатором»

Первое видео из цикла посвящено распространенным заблуждениям, проблемам и ошибкам, которые возникают у многих гитаристов. Возникает вопрос, а кто мерил степень распространенности всех этих проблем, ошибок и заблуждений? Ответ — мерил эту степень я. Проводя по пятьдесят- шестьдесят часов занятий в неделю (непосредственно со студентами), волей-неволей замечаешь, что определенный ряд ошибок повторяется у многих людей. Понятное дело, что все мы разные, и индивидуальный подход должен работать, никто с этим не спорит. Но есть ошибки, которые повторяются с завидной регулярностью.

Надо ли уменьшать атаку медиатором, чтобы получить чистое звукоизвлечение?

Я начал вести список и веду его уже больше года. В него вошло уже несколько десятков ошибок. Я уверен, что многие гитаристы, у которых есть вопросы по игре на электрогитаре, посмотрев данный цикл, узнают во многих роликах себя, смогут исправить проблемы, увеличить КПД занятий и улучшить качество игры.

Итак, обсудим первую проблему в рамках нашего цикла. Речь пойдет о безосновательном ущемлении импульсивности правой руки в контексте чистого звукоизвлечения. Чтобы было понятно, сразу приведу пример. Возьмем рифф Ozzy Osbourne — Crazy Train. Что здесь делает среднестатистический студент? Он играет и слышит «грязь». Это абсолютно нормально, что он ее слышит. Здесь невооруженным ухом слышно, что нижележащие струны звенят, как колокола, и портят всю партию гитары. Естественно человека это не устраивает, и он пытается принять меры по устранению недостатка. Что является абсолютно нормальной ситуацией. Но какие меры пытается принять этот человек?

Дело в том, что здесь многие по ошибке обвиняют в этой «грязи» правую руку и пытаются локализовать атаку до такой степени, чтобы гарантированно не цеплять лишние струны, то есть уменьшают амплитуду хода медиатора, пытаются целиться четко в нужную струну. Уменьшают скорость движения медиатора, что негативно сказывается на импульсивности. Но это не сказывается положительным образом на частоте.

Я сейчас бью, по-моему, точнее некуда. То есть, я гарантированно не цепляю никакие лишние струны, но звон все равно идет. Дело здесь вот в чем. Претензии надо предъявлять не к правой руке, а к левой руке, которая должна весь этот «мусор» пресекать. В данном случае «мусором» мы называем звучание нижележащих струн. Этот «мусор» должен пресекаться первым пальцем. Подробно об этом рассказывается в видеоуроке «Как играть на гитаре чисто. Как глушить струны». Но в данном случае, на конкретном примере здесь вина исключительно первого пальца, который в антипримере был оторван от накладки грифа и не касался струн. И они, соответственно, звенели.

Вывод

Мораль сей басни какова? Ущемление импульсивности приведет только к еще более «плохому» звуку, если так можно выразиться. «Грязь» останется, и звук будет «ватным». То есть одновременно нужно играть импульсивно и чисто. Естественно, атака должна быть точная, но при этом, хлесткая, быстрая. Задействована должна быть вся масса предплечья и масса кисти. А первый палец, в свою очередь, должен взять на себя обязанности глушения всех нижележащих струн. Тогда звук будет чистым.

В общем, если вы слышите «грязь» в своем звукоизвлечении, не спешите обвинять в этом правую руку. Как показывает практика, зачастую виновата левая рука. А даже, если виновата и правая, то это не повод уменьшать импульсивность. Обратитесь к таким вещам, как положение ребра ладони правой руки, чтобы посмотреть глушит ли оно все эти струны или нет. Обратитесь к левой руке и посмотрите, выполняет ли она функцию глушения

Источник

Слэп — техника игры на бас гитаре

Слэп – одна из ярких техник игры на бас гитаре, позволяющая создавать настоящую звуковую атаку, привлекающую пристальное внимание слушателей. Многие бас гитаристы по всему миру применяют данную технику для придания своим партиям большей выразительности.

Дословно с английского slap переводится как шлепок, удар. Проще говоря, техника slap подразумевает, что звук извлекается не щипком, а ударом по струне. Первыми подобный прием начали использовать джазовые музыканты еще в 20-х годах прошлого века. Отличились контрабасисты – именно они показали миру музыки, что такое слэп. Постепенно техника перекочевала на бас гитару. Сначала техника игры слэпом была характерна для фанка, но позже получила распространение и среди других жанров рок-музыки. Каждый уважающий себя и стремящийся к совершенству бас гитарист спешит сегодня освоить этот прием звукоизвлечения.

Слэп активно используются в музыке, в которой очень важен ритм. Поэтому при обучении необходимо использовать метроном. Придется сначала прочувствовать ритм музыкального произведения, прежде чем пытаться применить технику слэп.

Для бас гитары слэпом называется удар фалангой большого пальца по струне. Важно, чтобы при игре были расслаблены руки, иначе не получится добиться высокой скорости. В большей мере это относится к правой руке (если вы правша). Свесьте её свободно сбоку, а затем, не меняя позицию пальцев, перенесите руку вдоль струн в конец грифа. Большой палец находится над крайним ладом, указательный – между звукоснимателем и концом грифа.

Сразу после удара необходимо убрать палец со струны. В противном случае звука просто не будет. Важным является и следующий после удара резкий подцеп указательным или средним пальцем тонких струн, которые при этом издают характерные звук щелчка о металлический лад. Чтобы овладеть техникой, придется много практиковаться.

Источник

Оцените статью