- Что такое баррэ-аккорды на гитаре
- Аккорды без баррэ. Схемы и список песен для начинающих гитаристов.
- Как играть на гитаре без баррэ
- Схемы аккордов без баррэ
- Аккорды До: C, C7
- Аккорды Ре: D, Dm, D7, Dm7
- Аккорды Ми: E, Em, E7, Em7
- Аккорды Соль: G, G7
- Аккорды Ля: A, Am, A7, Am7
- Аккорды F, Fm, B, Bb, Bm, Gm без баррэ
- F без баррэ – три простые схемы
- Аккорд Fm
- Аккорды B и Bb
- Аккорд Bm без баррэ
- Аккорд Gm без баррэ
- Список песен без баррэ
- Как играть баррэ на гитаре?
- Что это такое?
- Большое
- Малое
- Как правильно делать?
- Упражнения для отработки техники
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
Что такое баррэ-аккорды на гитаре
Что такое баррэ-аккорды на гитаре? Они очень трудны в постановке по нескольким причинам. Чем же они так ненавистны?
- Постановка баррэ-аккорда. Указательный палец всегда должен зажимать весь лад (или часть лада, например, 4-5 струн). После такого неудобного и непривычного зажима обычно не все струны звучат.
- Очень трудно держать баррэ-аккорд длительное время, потому что сильно устает кисть.
- Почти во всех баррэ-аккордах задействованы все 4 пальца, соответственно, нужно будет долго тренироваться, чтобы пальцы быстро «находили свое место».
Но выхода нет.. учить баррэ-аккорды на гитаре нужно обязательно. Многие баррэ-аккорды являются копиями аккордов, которые мы уже разобрали ранее, за исключением лишь того, что в аккорд добавляется указательный палец, зажимающий весь лад. Но есть очень много песен без баррэ-аккордов, так что можете учить их 🙂 Во многих песнях можно избежать баррэ-аккордов, даже если они есть, просто купив каподастр для гитары — этакая штукенция, которая зажимает весь лад.
Источник
Аккорды без баррэ. Схемы и список песен для начинающих гитаристов.
Как играть на гитаре без баррэ
Баррэ – главный бич и камень преткновения среди всех начинающих гитаристов. Аккорды с этим приемом буквально снятся в страшных снах, и становятся одной их причин, почему люди бросают гитару и перестают учиться дальше. Тем не менее, прием на деле требует только немного времени на освоение, после, чем становится очень простым и совсем не страшным.
Кроме того, гитара устроена таким образом, что многие аккордовые позиции, которые используют баррэ, можно сыграть и без него. Эта статья как раз и покажет схемы подобных трезвучий.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, разбор аккордов без баррэ, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом. 3 композиции по табам.
Перейти к курсу
Схемы аккордов без баррэ
Аккорды До: C, C7
Это классические аккорды от тоники До, для игры которых не требуется баррэ. C7 – это так называемый септаккорд, который образуется путем добавления к стандартному трезвучию дополнительной ноты – в данном случае, B.
Аккорды Ре: D, Dm, D7, Dm7
Еще одни схемы основных аккордов для начинающих – на этот раз от тоники Ре. Вместе с классическими трезвучиями также вставлены септаккорды, которые расширят музыкальное звучание ваших композиций.
Аккорды Ми: E, Em, E7, Em7
Теперь ниже даны схемы аккордов от тоники Ми, которые не требуют навыков взятия баррэ. Как и в прошлых двух разделах, помимо классических трезвучий, здесь показаны и септаккорды для расширения вашего гитарного мелодического запаса.
Аккорды Соль: G, G7
Это схемы мажорных аккордов от тоники Соль. Они приведены потому что, в отличие от минора, не требуют навыков взятия баррэ. Септаккорд также дан вместе с обычным трезвучием.
Аккорды Ля: A, Am, A7, Am7
Ниже указано то, как ставить аккорды от тоники Ля. Как и в прошлых разделах, помимо классических трезвучий, также указаны септаккорды.
Аккорды F, Fm, B, Bb, Bm, Gm без баррэ
F без баррэ – три простые схемы
Классический аккорд F требует навыка того, как играть баррэ, однако все-таки существует несколько схем, которые позволяют воспроизвести то самое трезвучие без зажатия указательным пальцем всех струн.
1. Зажмите стандартный аккорд E, и просто сдвиньте его на один лад вбок. Это – первая позиция. Конечно, аккорд получится не чисто F, а Фа с кучей поднятых ступеней, однако тоника остается та же, и, соответственно, трезвучие звучит так же. Такая форма аккорда используется в, например, акустической композиции группы Thursday – Time’s Arrow.
2. Теперь возьмите позицию, описанную выше, но зажмите ее при помощи среднего, безымянного и мизинца. Указательный палец при этом зажимаете вторую струну на первом ладу. Это тоже аккорд F, который берется без баррэ.
3. Повторите ту же позицию, что в пункте два, но указательным на этот раз вместо второй зажмите шестую на том же самом первом ладу. Это более низастый вариант аккорда, который подойдет для большей части песен.
Аккорд Fm
На третьем ладу указательным пальцем надо зажать четвертую струну. После этого средним зажмите на четвертом первую. На пятом надо зажать третью струну безымянным пальцем. Мизинец помещается на вторую на шестом. Эта аккордная форма и есть Fm без баррэ. Другое дело, что скакать по грифу не слишком удобно, поэтому гораздо лучше будет просто поставить себе данный прием и играть с комфортом.
Аккорды B и Bb
Аккорд B без баррэ легче всего ставится в такой позиции:
— Указательный палец помещается на седьмой лад шестой струны;
— Средний ставится на восьмой третьей;
— Безымянный на девятый лад пятой;
— Мизинец зажимает девятый лад четвертой.
Для того чтобы поставить аккорд Bb – просто сдвиньте всю эту позицию на шестой лад.
Еще один вариант состоит в том, чтобы поставить аккорд A и передвинуть его на четвертый лад. При этом сделать это надо так, чтобы указательный палец у вас оставался свободным. После этого указательным пальцем зажмите первую струну на втором ладу.
Альтернатива – зажать пятую на втором. Получится более глубокий и низкий звук.
Кроме того, можно заменить аккорд B на аккорд B7. Ставится он таким образом:
— Указательный ставится на первый лад четвертой струны;
— Средний поместите на пятую струну на втором ладу;
— Безымянный зажимает второй лад третьей;
— Мизинец ставится на второй лад первой струны
Зачастую их действительно можно использовать и менять между собой.
Аккорд Bm без баррэ
1. Поставьте трезвучие Am и переместите его на третий лад. Важно сделать это при помощи безымянного, среднего пальца, и мизинца – так, чтобы указательный был свободным. После этого указательный палец поместите на второй лад первой струны.
Еще один способ того, как поставить аккорд с этой схемой – зажать вместо второй струны пятую также на втором ладу.
Аккорд Gm без баррэ
Существует только одна схема постановки данного аккорда, и выглядит она следующим образом:
— Указательным пальцем зажмите пятую на первом;
— Средним пальцем зажмите шестую на третьем;
— Безымянным зажмите вторую на третьем;
— Мизинцем зажмите первую на третьем.
Эта позиция на самом деле потребует определенной растяжки пальцев, и может быть неудобна для начинающего гитариста.
Список песен без баррэ
Для того, чтобы лучше выучить указанные позиции, ниже представлен список песен, в которых имеются аккорды, не использующие баррэ, или которые можно играть в позициях без него.
Источник
Как играть баррэ на гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара — непростой музыкальный инструмент в плане овладения техникой игры. Одним из испытаний для большого числа начинающих является технический приём прижатия струн под названием «баррэ». Этот вопрос очень актуален: есть даже примеры, когда известные музыканты в своих выступлениях избегали пользоваться этим приёмом при взятии отдельных аккордов (например, легенда «открытого гитарного строя» Джони Митчелл). К сожалению, многие бросают занятия, не освоив какой-нибудь очередной аккорд с баррэ.
Что это такое?
Баррэ на гитаре и других струнных музыкальных инструментах — это приём одновременного прижатия одним пальцем левой руки всех или части струн на ладу с целью получения аккорда. Для этого используется в основном указательный палец. Нередко (особенно на электрической и полуакустической гитарах) при исполнении пауэр-аккордов в одновременном прижатии двух струн на одном ладу используется безымянный палец.
На 6-струнной гитаре в стандартном строе один указательный палец, зажимающий все струны, не образует этим какой-либо обычный аккорд (мажорное или минорное трезвучие) ни на одном ладу. Для построения таких аккордов используются, кроме указательного пальца, разные схемы прижатия струн остальными пальцами левой руки на соседних с баррэ ладах.
Все дополнительные к баррэ схемы построения пальцев на струнах для получения созвучий берут своё начало от так называемых открытых аккордов.
Открытые аккорды — это типовые трезвучия и септаккорды в I позиции, которые играются без баррэ с использованием звуков открытых струн: C, D, Dm, D7, E, Em, E7, A, Am, A7. Именно с них и начинают изучать первые аккорды новички.
Если взять, например, минорные трезвучия Am, Dm и мажорный аккорд E в открытой позиции, то их условные схемы расположения мест прижатия струн выглядят следующим образом.
Теперь нужно представить, что верхний порожек гитары можно передвигать. «Переставив» порожек на 1 лад вперёд по грифу и использовав всё те же схемы двух минорных аккордов и одного мажорного созвучия (в нашем примере это Am, Dm и E), получают совсем другие гармонические построения:
- ля минорный аккорд (Am) переходит в си-бемоль минор (Bbm);
- ми мажорный аккорд (E) становится фа мажорным трезвучием (F);
- ре минорное трезвучие (Dm) сменяется ми-бемоль минором (Ebm).
Вместо верхнего порожка, не «сдвигая» его в своём воображении, можно в реальности разместить на I ладу грифа каподастр. Иногда этот очень полезный гитарный аксессуар так и называют — «передвижной порожек». Его можно разместить на любом ладу, если есть в том необходимость.
Однако имеется и другой — более простой — вариант смены аккордов в приведённом примере — применение приёма баррэ указательным пальцем левой руки на I ладу.
Можно сказать и так: приём баррэ заменяет собой функцию верхнего порожка, «смещая» его расположение в нужное место для получения всё тех же типовых аккордов, но в другой тональности.
Точно так же можно представить и сам верхний порожек в качестве указательного пальца левой руки в каком-либо открытом аккорде (например, ля миноре).
Повышение или понижение звучания аккордов также меняется по полутонам, как и отдельных звуков: один лад по грифу в сторону корпуса гитары изменяет в аккорде повышение всех его звуков на полутон. Например, открытый аккорд Em при смещении на один лад вверх по грифу (в сторону корпуса) становится Fm, на два лада — F#m (или энгармоничным трезвучием Gbm) и так далее. При движении баррэ последовательно по ладам в сторону головки грифа ноты в созвучиях меняются на понижение высоты на те же полутона.
К овладению приёмом баррэ приступают ещё на начальных стадиях обучения игре аккордами, так как эта техника является основополагающей для гитариста любого направления. Полноценная игра на гитаре без освоения баррэ практически невозможна — большинство аккордов берутся именно с его помощью.
Не для каждого аккорда или созвучия при баррэ требуется зажимать все струны на гитаре. Этот приём бывает двух видов — большим и малым.
Большое
Если указательный палец производит одновременный зажим пяти или шести струн на ладу, то в таком случае говорят о большом баррэ. В некоторых источниках большим называют именно прижатие всех шести струн. Но такое утверждение не является истиной, что подтверждается представительными «Школами игры на шестиструнной гитаре», например, Э. Пухоля, П. Агафошина и других знаменитых гитаристов, оставивших свои учебные наследия для потомков. В учебном пособии Э. Пухоля понятно рассказывается о баррэ и его разновидностях.
Баррэ в нотах обозначается квадратными вертикальными скобками (либо просто чертой), охватывающими ноты аккорда сбоку, с обязательным указанием номера лада, где оно применяется (например, большое баррэ — BII, малое — 1/2BII). В некоторой нотной литературе может быть другая буква в обозначении этого приёма: CIII (1/2 CIII).
Малое
Когда музыкант прижимает указательным пальцем от двух до четырёх струн (кроме 5-й и 6-й), то такое баррэ называется «малым». Надо отметить, что малое баррэ можно взять любым другим пальцем левой руки, а до трёх струн — даже мизинцем. Но это, скорее, исключение, чем правило, так как случается такое очень редко.
Баррэ — довольно трудный приём не только в плане технического выполнения, но и в чисто физическом смысле для руки в целом, а для кисти в особенности. Если новичок выполняет какое-то упражнение, например, играет перебором аккорд с баррэ, то рука может практически через минуту просто онеметь вплоть до плеча. Но такое явление возникает от неправильной постановки не только пальца и кисти в целом, но и мышления неопытного гитариста. Дело в том, что не следует думать, что весь фокус заключается в силе прижатия струн. Сила мышц, конечно, присутствует, но не в такой степени, как думает начинающий музыкант. В связи с этим необходимо подробней рассмотреть вопрос о том, как всё-таки правильно выполнять приём баррэ.
Как правильно делать?
Сначала нужно понять, как правильно ставить указательный палец на лад гитары при баррэ. Палец нужно поставить ближе к металлическому порожку, к которому он и прижмёт струны. При этом сам палец либо строго параллелен порожкам, либо чуть отклоняется своей последней фалангой в сторону остальных пальцев, но в пределах лада.
Ещё важный момент: указательный палец не должен быть согнут в своих суставах, как при обычной игре, а полностью выпрямиться и лечь на лад в таком положении внутренней стороной так, чтобы струны прижимались мышцами этих суставов.
Ни одна из 6 струн не должна попасть в межсуставной изгиб пальца, иначе звука из такой струны извлечь не удастся.
Большой палец при этом полностью прилегает к обратной стороне грифа поперёк него, давая возможность всем остальным пальцам удобно прижимать нужные струны рядом с указательным, выполняющим баррэ. Располагается он примерно посередине между указательным и средним пальцами.
Упражнения для отработки техники
Для начинающих имеется хорошая рекомендация от профессионалов: научиться брать аккорды с баррэ лучше всего на упражнениях, в которых требуется зажать не более половины струн (первые 3 тонкие струны).
Пример 1
Играть смешанное арпеджио (перебор) в такой гармонической последовательности: Dm—(Gm/D)—A7—Dm. Трезвучие, обозначенное как Gm/D, берётся тем самым малым баррэ: указательный палец прижимает три струны на III ладу. Другие пальцы в построении аккорда не участвуют — только указательный. Ниже представлены схемы аккордов в нужной последовательности. Два оставшихся аккорда в представленной гармонии — открытые, играются без баррэ.
Обозначения пальцев левой руки на схемах аккордов:
- 1 — указательный палец;
- 2 — средний;
- 3 — безымянный;
- 4 — мизинец.
Схема аппликатуры правой руки в переборе следующая: P-i-m-a-m-i:
Обозначение пальцев соответствует международному стандарту:
- P — большой палец правой руки, играющий на 4-й, 5-й, 6-й струнах;
- i — указательный, извлекающий звуки из 3-й струны;
- m — средний, играющий на 2-й струне;
- a — безымянный, избирающий 1-ю струну.
Басы в аккордах будут такие:
- ре минор (Dm) — 4-я струна;
- соль минор (Gm/D) — 4-я струна;
- мажорный септаккорд ля (A7) — 5-я струна.
Все басы извлекает большой палец (P) правой руки.
Обозначение соль минорного аккорда в виде Gm/D означает, что басом аккорда является нота «ре» (D), то есть открытая 4-я струна.
Пример 2
Можно усложнить предыдущее упражнение, играя тонический бас — ноту «соль» — в аккорде Gm. Для этого придётся, кроме удержания малого баррэ на III ладу, прижать ещё 4-ю струну на V ладу безымянным пальцем левой руки. Но для удобства можно взять баррэ не на трёх, а на всех четырёх струнах, участвующих в арпеджио. В этом случае безымянный палец без труда зажмёт четвёртую струну через лад от баррэ.
Пример 3
Нужно сыграть следующую гармонию самыми разными видами арпеджио и даже известным ученику боем: Am-Dm-E7-Am. Все аккорды берутся в V позиции, то есть в пределах V-VIII ладов (в данном случае V-VII).
Иллюстрация схем аккордов:
Аккорды Am и Dm берутся с баррэ, септаккорд E7 является открытым — часть струн зажимается в V позиции, а две струны — первая и вторая — свободные.
Тонический бас:
- для Am находится на 4-й либо 5-й струнах;
- для Dm – на 4-й струне;
- для E7 – на 5-й либо 6-й.
Играя последовательность перебором, можно варьировать между вариантами баса в Am и E7. В аккорде Dm для разнообразия неплохо будет звучать бас от 5-й открытой струны.
К отработке большого баррэ следует приступать без фанатизма. Полные аккорды с большим баррэ не дадутся легко даже после наработки опыта с малым его вариантом.
На каждое упражнение — не более 15 минут времени с дальнейшим отдыхом левой руки до полного восстановления.
Упражнение 1
Работа с прижатием всех струн только указательным пальцем. Начать с V лада. Играть — смешанный перебор на струнах №№ 6, 3, 2, 1 пальцами правой руки P, i, m, a соответственно. Сыграв 2 раза схему перебора, нужно сместить палец с V лада на IV, затем на III, II и I. Следить, чтобы все звуки были отчётливо слышны и по долготе сливались в единый аккорд. Если что-то со звуком не так, нужно сразу исправлять ошибки: чуть изменить расположение пальца по вертикали или горизонтали, увеличить силу прижатия струн. Следует попытаться найти причину отсутствия звука или его качества, а потом устранить её.
Отработку баррэ лучше выполнять с помощью арпеджио, а не боя. Во время удара по струнам трудно определить, все ли звуки получаются в аккорде либо какие-то струны не звучат. При арпеджио, когда каждая струна извлекается последовательно, невозможно упустить погрешности приёма.
Упражнение 2
Ниже дано изображение начала второго упражнения в виде табулатуры. Это пример является усложнённой версией «Упражнения 1», в котором контролировались лишь 4 звука из шести. Здесь же большой палец правой руки играет не только на 6-й струне, но и проигрывает все басовые струны — от 6-й до 4-й, а только потом смещается на соседний лад. Кроме того, к баррэ добавлен для развития 2-й палец (средний) левой руки, прижимающий третью струну на VI ладу.
Упражнение 3
Теперь на V ладу можно строить разные аккорды с использованием большого баррэ (Am, A, A7, Dm, D7, F), «прогоняя» каждый из них вниз и вверх по грифу, смещая по ладам сначала с проигрыванием любого перебора, а затем, когда звуки будут получаться везде, боем «сверху вниз» на счёт «раз, два, три, четыре» на каждом ладу.
Схемы баррэ к упражнениям:
Схемы указанных аккордов для упражнения №2 (кроме уже встречающихся ранее):
Источник