Что такое бас гитара как она выглядит

Бас-гитара

Бас гитара – распространенный музыкальный инструмент, используемый для исполнения музыки различных направлений. В каждой современной музыкальной группе или ансамбле есть свой басист. Игра в низком диапазоне требует не менее серьезной подготовки, чем для исполнения сольных партий на электрогитаре.

Что такое бас-гитара

Бас-гитара – одна из разновидностей электрогитары. Этот струнный инструмент используют практически в каждом направлении в музыке. В свое время она заменила контрабас и стала выполнять роль ритмической составляющей, поддерживающей барабанную партию. Из-за басового диапазона этот инструмент чаще всего используется как аккомпанирующий. Реже можно услышать сольные партии, исполненные на нем.

Басы относятся к электрогитарам, отличаются от них большими размерами, толщиной и числом струн. Конструкция помогает извлекать более низкие ноты.

История появления бас-гитары

До 50-х годов прошлого столетия для исполнения басовой партии использовали контрабас. Его громоздкие размеры не позволяли мобильно перемещаться из одного клуба в другой, быстро менять концертные площадки. Многие музыканты и изобретатели стали придумывать свои варианты замены классического контрабаса. В период с 1920-х по 1940-е годы были созданы: контрабас-балалайка, мандолина басового диапазона, электронный бас Audiovox №736, более напоминающий современный. Ни один из них не получил большого распространения.

История современного баса берет начало с 1951 года, когда компания Fender выпустила первую гитару басового диапазона Fender Precision Bass. Разработал концепцию и воплотил ее в жизнь Лео Фендер. Свою электрогитару он взял за основу. Этот басовый инструмент стал эталоном для создателей последующих модификаций. В 1960 году выходит в свет Fender Jazz Bass.

Другие фирмы не отставали. Уже в 1955 году на рынке появляется электроакустическая бас-гитара Höfner 500/1 немецкого производства. Любителям музыки она должна быть знакома по выступлениям группы Битлз. На таком инструменте исполнял партии Пол Маккартни. Примерно в это же время известная фирма Gibson выпускает две модели басовых гитар Gibson SG и Gibson Les Paul. В 60-х появляются версии с увеличенным количеством струн, безладовые версии, акустические. Это связано с растущей популярностью рок-музыки.

Конструкция и особенности

Наличие инструмента обязательно в рок музыке, джазе, популярной музыке. В произведениях классических партии исполняют на шестиструнных гитарах. Четырехструнные басы имеют диапазон от ноты ми (контроктава) до соль (первая октава). Они повторяют строй басовых струн обычной гитары, звучат ниже на октаву.

Интервал между соседними струнами – кварта. Обычный строй звучит следующим образом – Е (ми), А (ля), D (ре), G (соль). Аналогично строю контрабаса. Акустическая версия бас-гитары появилась после создания электрической.

Бас-гитара характеризуется длиной мензуры, которая определяет расстояние от бриджа, где крепятся струны, до верхнего порожка у основания головки грифа. Стандартными значениями считается длина мензуры 34». Существуют модели с меньшим значением (в 30»).

Строение баса схоже с конструкцией электрогитары, включает в себя те же элементы:

  • Корпус может быть цельным, выполненным из целого куска древесины, или полым. Цельнокорпусные изготавливают из красного дерева, клена, ясеня, более мягких пород (липа, тополь) или крепкого пластика. Полые инструменты легче, похожи на акустические. На таких моделях исполняют в основном блюз, джаз.
  • На корпусе устанавливается защитный слой пикгард. Эта пластиковая панель защищает деку от повреждений при игре медиатором, внутреннюю электронику инструмента.
  • Звукосниматели располагаются на самом корпусе и на пикгарде. Это важнейший элемент в электрогитаре, который преобразовывает колебания струн в звуки. Типы звукоснимателей – P-type (split), J-type (single-coil) и Humbucker. Приспособление типа P-type дает мягкий, спокойный звук. J-type дает ей более широкий спектр звучания. Humbucker используется для исполнения «тяжелой» музыки. Он имеет больше низких частот, чем высоких.
  • Темброблок установлен на корпусе, представлен набором регуляторов громкости.
  • Бридж – стальная подставка для струн. С его помощью можно отрегулировать высоту струн над корпусом и грифом.
  • Струны изготавливаются из различных материалов (никель, сплав никеля, медь, сплавы меди, нержавеющая сталь). Могут иметь полимерное покрытие, которое увеличивает их срок службы. Толщина и тип обмотки также могут меняться.
  • Разъем для джека используется при подключении музыкального кабеля.
  • Пуговицы (стреплоки) – специальные выступы на боковой части корпуса для крепления ремня.
  • Гриф гитары – элемент, вдоль которого натянуты струны и к которому они прижимаются пальцами. Эта часть изготавливается из твердых пород деревьев – клена, красного дерева, иногда из комбинации нескольких видов дерева.
  • Способы крепления грифа к корпусу: болтами (навинченный гриф), клеем (вклеенный) или гриф проходит сквозь весь корпус (сквозной). Навинченный гриф встречается в дешевых моделях, по звучанию уступает другим типам крепления. Главный плюс такого грифа – возможность его полной замены в случае ремонта. Вклеивают гриф в корпус гитары эпоксидной смолой, которая способна передавать звучание древесины, что отражается на качестве звука.

Сквозной тип соединения является показателем дорогого инструмента, выдает наилучший сустейн (продолжительность звучания ноты).

  • Гайка анкера регулирует натяжение самого анкера, который располагается вдоль всего грифа внутри и регулирует его прогиб. Анкеров может быть два.
  • Накладка на гриф изготавливается из износостойких древесных пород – палисандра, клена.

Внимание! Поверхность накладки должна быть плотной, гладкой, выдерживать нагрузку на поверхность.

  • Порожки (лады) – металлические прямые полоски, расположенные поверх накладки. В классическом варианте их бывает от 20 до 24.
  • Точки (метки), обозначают определенные лады на грифе. Они помогают гитаристу быстрее ориентироваться.
  • Верхний порожек располагается у основания головки грифа и помогает регулировать струны по высоте и расстоянию между ними.
  • Головка грифа завершает сам гриф, на ней расположены колки и фиксатор, там же фиксируются струны.
  • На колки наматываются струны для того, чтобы их удержать и отрегулировать натяжение. С их помощью происходит настройка всех струнных инструментов.
  • На некоторых моделях есть фиксатор, который компенсирует угол наклона струн, позволяя выполнять меньше витков при намотке струн.

Виды бас-гитар и их характеристики

Четырехструнные бас-гитары считаются самыми простыми для освоения. Их гриф уже, чем у других моделей. Подходят для игры в любом музыкальном стиле.

Пятиструнные имеют дополнительную низкую струну D (Си), которая дает быстрый доступ к низким нотам. Их гриф шире, чем у гитар с 4-мя струнами. Такие модели любят исполнители «тяжелой» музыки, хард-рока, металла.

Разница между шестиструнным инструментом и пятиструнным в наличии дополнительной высокой струны C (до). Такой тип баса позволяет музыканту исполнять сольные партии. Ее гриф еще шире, чем у 4-х и 5-струнных инструментов, играть на ней немного сложнее.

Семиструнная бас-гитара имеет дополнительную высокую струну F (фа).

Восьмиструнный инструмент имеет пару для каждой из 4-х струн классического баса, которая настраивается на октаву выше. Двенадцатиструнный – имеет две дополнительные струны к каждой из 4-х основных струн. Одна из них настроена в октаву, вторая – в унисон. Десятиструнная гитара – 5 струнная гитара с парой для каждой струны.

Безладовые басы не имеют ладов на грифе. За счет этого получается звук, напоминающий контрабас. Такие инструменты используются для исполнения произведений с четверть-тональными интервалами, приемами вибрато, глиссандо.

Что нужно для игры?

Для начинающих басистов покупка бас-гитары – ответственный шаг. Помимо выбора самого инструмента, нужно приобрести дополнительное оборудование, без которого невозможно начать играть.

К таким аксессуарам относятся:

  1. Комбоусилитель – устройство для игры на гитаре в домашних условиях. Состоит из усилителя и колонки, которые можно также приобрести отдельно.
  2. Шнур для подключения баса к другому электронному оборудованию.
  3. Набор новых струн. Для начинающих гитаристов будет полезно попробовать для себя несколько их видов, различной толщины и материала.
  4. Чехол и ремень. Чехол нужен для хранения и транспортировки инструмента. Он защищает гитару от пыли, влаги, ветра, перепада температур. Твердый кейс предотвратит повреждение инструмента при падении. Ремень нужен, если музыкант планирует играть стоя, выступать на концертах.
  5. Медиатор. Вначале можно научиться играть при помощи пальцев: щипок или слэп (прием, основанный на совокупности ударов и щипков). Профессиональный же музыкант обязан владеть техникой игры при помощи медиатора.
  6. Тюнер для настройки.
  7. Метроном поможет не сбиваться с ритма.

Для более продвинутых басистов может понадобиться следующее оборудование:

  1. Педали эффектов (примочки), с помощью которых происходит обработка звука. При этом накладывается какой-либо звуковой эффект, который полностью меняет звучание инструмента. Существуют педали для получения эха, «летящего» звука, «квакающего» или «ревущего».
  2. Процессор, который включает в себя несколько звуковых эффектов, встроенный тюнер и метроном. Этот прибор может заменить несколько педалей эффектов (примочек).

Планируя приобретение бас-гитары, сразу нужно составить перечень необходимых аксессуаров. Дополнительное оборудование и приборы помогут быстрее освоить инструмент.

Как настроить бас-гитару

Бас-гитару, как и электрогитару, нельзя точно настроить на слух. В этом их основное отличие от акустики. При подключенном усилителе звук будет отличаться от звучания без него. Для настройки электроинструментов используют тюнер. Это устройство показывает на мониторе, насколько точно настроена струна. При этом стрелка будет отклоняться вправо или влево, когда нота недостаточно чистая. Такой визуальный способ считается более точным.

Как выбрать бас-гитару?

Вопрос о том, как же выбрать бас-гитару, беспокоит всех неопытных музыкантов. Им пригодятся несколько советов в этом вопросе:

  1. Не стоит выбирать самый дорогой инструмент. Среди бюджетных гитар можно найти достойный бас, качественную модель с хорошим звуком. Некачественную фурнитуру (колки, звукосниматели, струны) можно будет заменить на дорогую, чтобы гитара зазвучала так, как нравится.
  2. Для освоения баса подойдет 4-х струнная модель. Можно пренебречь материалом и фурнитурой.
  3. Если гитарист уже исполняет рок, можно выбирать 4-х или 5-струнные инструменты со звукоснимателями J-type или Humbucker, активной электроникой.
  4. Музыканты, исполняющие свинг, джаз, рок-н-ролл, выбирают басы с большим количеством струн (4, 5 или 6), изготовленные из клена, ясеня. Такая конструкция позволяет исполнять сольные партии на басу, что так любят джазмены. В данном случае хватит пассивной электроники.

Бас-гитара используется практически в любом музыкальном направлении. Основная функция – задавать ритм произведению и поддерживать ударные.

Источник

Выбираем бас-гитару

Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.

Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.

От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:

  • несколько большие габариты;
  • увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
  • струны большей толщины;
  • как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).

История создания и развития

В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.

Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.

За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).

Виды бас-гитар

Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.

Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).

Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.

На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.

На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.

Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.

Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.

Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.

Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.

Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.

Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.

Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?

Звукосниматели

Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.

Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:

  • Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
  • Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
  • Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.

Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.

Электроника

Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.

Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.

Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.

Гриф и способы его крепления

Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.

Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.

Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.

Мензура

Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.

Фурнитура бас-гитары

К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.

От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.

Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.

Лады

Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.

Древесина

Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.

Как играть на бас-гитаре?

Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.

Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.

Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.

Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.

Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.

Как настраивать бас-гитару?

Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.

Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.

Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.

Подведем итоги – как же выбрать бас?

Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.

  • Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
  • Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
  • Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.

Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.

Источник

Оцените статью