Что такое блатной бой гитара

Что такое блатной бой гитара

Бой 7. «Песня-сказка про джина»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной щипковый бой

Б – большой палец щипет басовую струну
Б’ – большой палец щипет и тут же глушит басовую струну
(усб) – щипок одновременно указательным 3-ю, средним 2-ю, безымянным 1-ю струн

Песни: «Песня-сказка про джина», «Песня про нечисть», «Дурачина», «Красное, зелёное. » и др. [2] Б’ (усб)

Бой 8. «Утренняя гимнастика»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной ударный бой

Б – большой палец щипет басовую струну
▼ – указательный бьёт вниз с глушением

Примечание-1: указательный бьёт по трём-четырём нижним струнам; глушение происходит левой рукой (аккордом).
Примечание-2: удар указательным отдалённо напоминает щелбан, то есть указательный палец бьёт не свободно, а как бы преодолевая лёгкое сопротивление большого пальца.
Примечание-3: изредка удар ▼ может заменяться ударом V , то есть ударом без глушения – в основном при подключении мизинца на русском строе.

Читайте также:  Esp бас гитары 5 струн

Песни: «Утренняя гимнастика», «Кто раньше с нею был», «Большой Каретный» и др.

Бой 9. «Очи чёрные»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной ударный бой с коротким проигрышем

Б – большой щипет басовую
V – указательный бьёт вниз без глушения
^ – указательный скользит вверх
▼ – указательный бьёт вниз с глушением

Примечание-1: здесь, как и везде, большой палец играет попеременно 5-ю и 4-ю струны, за исключением ситуации на русском строе, когда 5-я струна не звучит.
Примечание-2: когда нужно сыграть помягче, вместо удара указательным V идёт скольжение указательным v .

Песни: «Очи чёрные», «Утренняя гимнастика», «Почему аборигены съели Кука», «О переселении душ», «Письмо в Очевидное-невероятное» и др.

Бой 10. «Я из дела ушёл»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной ударный бой со средним проигрышем

Б – большой щипет басовую
^ – средний скользит вверх
v – средний скользит вниз
^ – указательный скользит вверх
▼ – указательный бьёт вниз с глушением

Примечание: можно партию среднего пальца играть указательным, но лучше сразу привыкать задействовать средний.

Песни: «Я из дела ушёл», «Случай в ресторане», «Случаи» и др.

Бой 11. «Песня Рябого»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной проигрыш короткий

Б – большой щипет басовую
v – указательный скользит вниз
^ – указательный скользит вверх

Песни: «Песня Рябого» и др.

Бой 12. «Баллада об уходе в Рай»

Видео медленно
Видео быстро Название: блатной проигрыш средний

Б – большой щипет басовую
^ – средний скользит вверх
v – средний скользит вниз
^ – указательный скользит вверх

Примечание: вариант [2] отличается от [1] только тем, что партию среднего пальца играет указательный.

Песни: «Баллада об уходе в Рай» (вариант для Мустафиди), «Пиратская песня» (вариант у Шемякина, Париж 1975) и др. [2] Б ^ v ^

Бой 13. «Большой Каретный»

Б_ v ^ Б ^ v ^

Видео медленно (1)
Видео медленно (2)
Видео быстро

Название: блатной проигрыш длинный

Б_ – большой щипет басовую, затем минипауза
v – средний скользит вниз
^ – указательный скользит вверх
^ – средний скользит вверх

Примечание: второй по счёту удар можно выполнять не средним, а указательным пальцем, см. видео (2). Можно и всю партию среднего играть указательным, но Высоцкий так не делал.

Источник

Играем блатной бой на гитаре — советы начинающим гитаристам

Каждый начинающий гитарист рано или поздно сталкивается с таким понятием, как «блатной бой». Оно часто пересекается с обозначением «дворовый бой», являясь в большинстве случаев синонимичным. Репертуар не обязательно должен состоять именно из «блатных» песен, а вот термин прижился и используется до сих пор. Давайте рассмотрим подробнее, как его исполнять.

Как играть блатной бой на гитаре

Понятие блатной песни, русского шансона (который в свою очередь условно делится на одесский, еврейский, советский, современный) подразумевает понятный для больших масс, а также доступный для игры ритм. Поэтому его часто называют примитивным, «унца-унца». Его стилистика напоминает аккомпанемент для несложного танца, в котором могут принять участие даже те, кто выучил пару движений. В основном уделяется внимание чередованию басов.

Разучив этот ритм, уже можно исполнять большое количество известных шлягеров. Если для новичка пока сложно сориентироваться в попадании по басам, то упростим задачу. Проводите большим пальцем по басовым струнам, не выделяя одну конкретную.

Ударяем по верхним струнам (1-4) указательным либо несколькими пальцами.

Эта схема блатного боя та же самая, что и в первом случае, но добавляется приглушка. Теперь, когда известен основной элемент, можно добавлять и другие удары.

Третий вариант (схож с дворовым «четвёрка»):

Такой способ подойдёт для неторопливых или лирических произведений.

К более быстрым подходит такой способ:

Б — ↓Х Б — ↑ ↓Х Б — ↓Х Б — ↑ ↓Х

Это чередование басов и заглушек вниз. Вверх – по открытым.

Песни под блатной бой из 3 варианта, можно встретить у Эдуарда Сурового. Кстати, по его шуточным несложным текстам можно научиться играть его быстро.

Ещё одним штрихом к этому бою может стать добавления движения вверх. После второго глушения сделайте замах большим пальцем, проведя им по басовым струнам. После этого сразу извлекается следующая нота.

Для примера игры блатным боем отлично подойдёт Александр Новиков «В захолустном ресторане».

Три блатных аккорда

Это первые шаги для тех, кто взял в руки шестиструнный инструмент. Сначала потренируйтесь на «столпе» дворовых песен – ля миноре. Басы – 5 и 6. У ре минора – 4 (4 и 5). У ми мажора – 6 (5 и 6).

В зависимости от тональности песни они могут меняться. Но функция останется такой же. Всем известная тональность ля минор. Именно в ней Am — тонический аккорд, главная, первая ступень. Dm — субдоминанта (отсчитайте 4 ступени), и E — Доминанта (5 ступеней). Также вы можете посчитать от Dm (правда, в других случаях будут меняться мажор и минор, но это другая тема).

Освоившему блатной бой, начинающему гитаристу откроется мир в десятки и даже сотни песен. Постепенно добавляя что-то новое в звучание, он сможет сам подбирать треки этого жанра.

Расскажите в комментариях, сколько времени у вас ушло на изучение этих аккордов.

Предлагаем видео, о том как играть блатной бой и блатной проигрыш на гитаре, разбор, обучение, аккорды:

Источник

Блатной бой и «Три блатных» аккорда. Подробные схемы и описание.

Описание боя – вступительная часть

Блатной бой и блатные аккорды – это легендарные термины, которые знают даже те, кто не знаком с искусством гитарной игры. Они уже давно стали синонимом низкого уровня мастерства и бедного композиторского навыка, однако, на деле это совсем не так. Для любого новичка нет ничего лучше, чем сначала освоить три блатных аккорда, а также блатной бой на гитаре – и уже от этого отталкиваться в повышении своих навыков. Эта статья полностью посвящена данному вопросу – в ней вы найдете схемы нескольких блатных боев, а также трезвучий, которые помогут вам войти в гитарную игру без каких-либо проблем.

Как играть блатной бой

Как и с любыми другими видами боев на гитаре, существует несколько вариаций блатного штриха – они схожи между собой в целом, однако имеют отдельные частные отличия, которые стоит знать. Это поможет не только исполнять чужие песни, но и значительно разнообразит ваш собственный музыкальный словарь.

Стоит сказать о том, что по своей сути блатной бой представляет из себя смесь перебора и обычного штриха, и проще всего играется пальцами. Поэтому стоит также обратить внимание на то, как правильно зажимать аккорды – чтобы во время игры ничего не дребезжало и не гудело.

Схема 1

Это – классический вариант блатного боя. Именно на нем сыграна большая часть известнейших тюремных песен, аккорды для которых можно найти в интернете. Его схема выглядит таким образом:

Бас на пятой – вниз с глушением – бас на шестой – вверх-вниз с глушением.

И так далее. Стоит сказать о том, что басовые ноты меняются в зависимости от аккорда, и опускаются вниз или вверх по струне. Например, если играть, таким образом, трезвучие Dm, то басовыми нотами станут не пятая и шестая струны, а четвертая и пятая – и за этим стоит следить, чтобы соблюдать гармонию.

Схема 2

Еще один вариант блатного боя, который часто применяется в различных композициях. Он весьма схож с первым вариантом, однако имеет небольшие отличия в своей ритмическом составляющей. По своей манере игры он крайне схож с музыкой «кантри» — именно там присутствует такой характерный отрывистый бас, идущий в интервал и обыгрывающий аккорды. Схема выглядит очень просто:

Бас основной – вниз с глушением – бас дополнительный – вниз с глушением.

Благодаря этому появляется знакомая танцевальная пульсация, которая характерная для львиной доли песен, сыгранных в жанре тюремного шансона. Стоит также сказать о том, что басовые струны меняются в зависимости от аккорда – и следует в этом отношении быть внимательным.

Схема 3

Помимо того, что данный штрих относится к блатному бою, его еще называют «Боем Высоцкого», потому что именно в такой манере артист исполнял свои песни. Он выглядит сложнее, чем два предыдущих, и для его освоения понадобится какое-то время. Схема имеет такой вид:

Бас на пятой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх – бас на шестой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх.

И еще раз стоит отметить, что басовые ноты меняются в зависимости от взятого вами аккорда – так что в этом вопросе надо быть внимательнее.

Три блатных аккорда – практика игры блатным боем

Кроме этого, существуют три так называемых блатных аккорда, которые наиболее часто используются в построении композиций шансон песен. Это аккорды Am, Dm и E . На самом деле, такой выбор трезвучий произошел не, потому что данные формы играть легче, а потому что они представляют из себя классическую блюзовую последовательность I – IV – V – и пошли еще со времен первого появления американской музыки. В тональности Am, в которой чаще всего и пишутся композиции тюремного шансона, Am является тоникой – или первой ступенью; Dm – субдоминантой – или четвертой ступенью; а E – это доминанта, или пятая ступень от тоники.

По сути, если бы блатные песни игрались в другой тональности, то блатным аккордом мог бы быть и F, и C, и очень много других. Кроме того, в таких условиях вы можете комбинировать их порядок абсолютно как угодно – и мелодия все равно будет звучать хорошо.

Исходя из специфики блатного боя, стоит сказать о том, как 3 блатных аккорда обыгрываются внутри всех трех схем. Кроме того, эта информация и общие правила помогут вам при игре собственным придуманным перебором.

— В аккорде Am и E в виде баса чаще всего играются пятая и шестая струны, и лишь иногда затрагивается четвертая. При этом этого никогда не происходит в E, поскольку четвертая струна относится уже к текстуре и голосу самого трезвучия.

— В аккорде Dm обычно проигрывают четвертую и пятую струну, и никогда не задействуют третью и шестую. Опять же, речь идет о классическом блатном бое, в своих собственных переборах вы можете придумывать то, что хотите.

Песни блатным боем

Ниже представлен список песен, с помощью которого вы сможете закрепить информацию и отработать полученные знания на практике.

  1. Петлюра — Голуби летят над нашей зоной
  2. Мурка
  3. А. Розенбаум — Гоп-стоп
  4. А. Розенбаум — «Утиная охота»
  5. Гарик Сукачев — «Моя бабушка курит трубку»
  6. М. Круг — «Девочка-пай»

Источник

Бой на гитаре (12 видов)

Вводная информация

Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.

Бой на гитаре – схемы и виды

Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.

Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.

Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.

Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса

Бои на гитаре для начинающих

Бой шестерка

Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.

Бой восьмерка

Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.

При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.

Бой четверка

Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.

Блатной бой

Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».

Бой Цоя

Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.

Бой Высоцкого

Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.

Испанский бой

Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.

Бой Розенбаума

Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.

Бой регги

А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.

При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.

Бой кантри

Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.

Вальсовый бой

Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.

Чеченский бой

Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.

Глушение струн на гитаре

Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.

Переборы на гитаре

Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.

Виды переборов

Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.

Красивые переборы

Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.

Источник

Оцените статью