Блок-аккорды, принципы их построения и применения.
Блок-аккордом называется аккорд, ограниченный по краям чистой октавой. Гармоническая функция такого аккорда определяется звуками, расположенными внутри октавы, образуемой крайними звуками.
Принцип гармонизации мелодии блок-аккордами рассмотрим на примере аранжировки темы из пьесы П.И. Чайковского «Подснежник»:
Самостоятельно допишите в примере линию баса. Проставьте цифробуквенные обозначения всех блок-аккордов.
Создание мелодической линии аккомпанемента путем перемещения аккордов.
Пока мы не обращали внимания на мелодическую линию, образуемую верхними звуками аккордов, входящих в гармонические последовательности, хотя такая мелодическая линия, конечно же, присутствует. Ее роль становится особенно важной, когда пианист в аккордовой фактуре аккомпанирует голосу или солирующему одноголосному инструменту. В этом случае мелодическая линия, образуемая аккордами аккомпанемента, хорошо слышна и приобретает значение контрапункта, который может по-разному взаимодействовать с мелодией солиста — подчеркивать ее, дублируя в унисон или иным образом, создавать переклички, заполнять паузы и т.д. Кроме того, и это не менее важно, она создает эффект «движения» собственно аккомпанемента.
Такая мелодическая линия создается перемещением аккорда в различные мелодические положения.
Контрапунктическое взаимодействие мелодической линии аккордового аккомпанемента с мелодией солиста рассмотрим на примере пьесы Г.Бондаренко «В прекрасном настроении»:
Проставьте цифробуквенные обозначения аккордов. Сделайте собственные гармонизации известных мелодий, обращая внимание на мелодическую линию аккордового аккомпанемента. Сделайте подробный анализ собственных гармонизаций.
Основные принципы гармонизации и аранжировки с использованием «Главного хода джаза» (II-V-I).
В этой главе мы, наконец, подошли к главному вопросу, которому посвящена наша работа, — практическому использованию «Главного хода джаза» в гармонизации и аранжировке различного тематического материала. Чтобы понять, как это делается, мы сделаем гармонизацию конкретной темы – фрагмент песни Ричарда Роджерса «Falling in love with love«, – используя «Главный ход джаза» (II—V—I), причем выделим различные этапы этого процесса.
Перед нами мелодия, а также гармоническая основа, опираясь на которую, мы можем создать подробный, более широкий вариант гармонизации. Попробуем сделать это, используя гармонический принцип «Главного хода джаза» (II—V—I):
Теперь сыграем то, что у нас получилось, используя в аккомпанементе простые септаккорды в тесном расположении:
Сразу оговоримся, что наш вариант гармонизации не является единственно возможным или, тем более, идеальным. Каждый из вариантов будет характерен для определенного направления в джазе и, более того, для конкретной исполнительской индивидуальности. В еще большей степени сказанное относится к тому, что мы будем делать дальше, и что будет являться собственно аранжировкой. Итак, изменим или, лучше сказать, создадим фактуру аккомпанемента, используя собственный слуховой опыт, а также знания о различных видах аккордов и их строении, альтерациях, тритоновых заменах и т.д.:
Сразу отметим, что в 1,3,5,6 и 9 тактах примера 21 использован прием насыщения фактуры с помощью дублирования тонов аккорда.
В 11 и 12 тактах примера 21 использован прием внутреннего голосоведения, который называется «блуждающая квинта»:
Обратите внимание, что движение квинтового тона аккорда Аm 9 по полутонам вверх и вниз меняет не только ладовую окраску, но и оттенки функционального значения этого аккорда.
В заключение позвольте предложить вашему вниманию аранжировку этой же темы Р. Роджерса, сделанную автором этого пособия, Григория БОНДАРЕНКО для дуэта фортепиано-контрабас:
Проанализируйте окончательный вариант пьесы Р.Роджерса (пример 23) и проставьте цифробуквенпые обозначения использованных аккордов.
То же самое проделайте с пьесами, представленными в хрестоматии(!).
Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты современной гармонии джаза, интересные как автору, так, надеюсь, и вам. Создавая этот труд, автор стремился поделиться собственным видением рассматриваемых проблем, дать практические рекомендации по использованию общеизвестных приемов гармонизации, опираясь на собственный исполнительский опыт.
На прощание автор хочет сделать несколько пожеланий начинающим музыкантам:
Не бойтесь экспериментировать;
Слушайте больше музыки различных жанров;
Слушая музыку, старайтесь воспринимать ее с позиции не только слушателя, но и
Как можно чаще анализируйте аккорды — это залог вашего творческого роста.
Источник
Блок-аккорды
Блок-аккорды, блокаккорды — вид гармонической техники в джазе, дублировка мелодии мягко диссонирующими аккордами. В технике блок-аккордов используются преимущественно септаккорды.
1. Краткая характеристика
В джазовой фактуре особенно в оркестровой и фортепианной наиболее типичны блок-аккорды в тесном расположении: мелодия дублируется в нижнюю октаву, а её октавы пустое пространство заполняется ещё тремя различными звуками, сообразно с гармонией. Таким образом мелодия колорируется гармоническими средствами, а фактура многоголосного целого выливается в непрерывную цепь мягких диссонансов.
На опорных ладоопределяющих звуках мелодии размещаются основные аккорды. Звуки проходящие, вспомогательные см. Неаккордовые тоны получают соответственно линеарные гармонии — проходящие либо вспомогательные, с таким расчётом, чтобы внимание слушателя не фиксировалось на них, а направлялось на основные гармонии. Из проходящих наиболее характерен уменьшённый вводный септаккорд. Вспомогательный полутон снизу зачастую порождает «вводящий» линеарный аккорд, точно воспроизводящий полутоном ниже структуру основного, к которому он стремится d/fis/a/h в затакте нотного примера, линеарно разрешающийся в es/g/b/c на сильной доле следующего такта, либо содержащий отдельные вводные тоны в последнем аккорде т.4 as и ces, разрешающиеся в g и b следующего аккорда.
Исторически техника блок-аккордов восходит к английскому и континентальному фобурдону XV века, только на новом «этаже» сонантности в фобурдоне мелодия утолщалась секстаккордами, в джазовой пьесе XX века — септаккордами.
Источник
Блок-аккорд
Блок-аккорды — это нотные аккорды или голоса в октавном диапазоне ниже мелодии, чтобы создать гармоничную мелодию из четырех частей. Игра на пианино также называется стилем заблокированных рук , потому что правая и левая руки разделяют один аккорд, который часто выходит за рамки четырех голосов, и ведут его параллельно в одном и том же направлении. Блочные аккорды с удвоенной октавой мелодией часто используются для поддержки качающихся линий мелодии, чтобы они могли выделяться на ритмическом фоне. Пианист Милт Бакнер считается разработчиком блочно-аккордового стиля игры . Первым мастером этой техники был пианист Джордж Ширинг , который дал ей свое имя: «Shearing Voicings ».
Блок-аккорды можно найти лаконично в игре Red Garland и Бобби Тиммонса , варьируемой у Финеаса Ньюборн-младшего и Ленни Тристано , который поддерживает отдельные последовательности блок-аккордов в чередовании со своим типичным «линейным» стилем.
Духовые секции в биг-бэндах могут исполняться блок-аккордами, например, с Гленном Миллером («Лунная серенада», с 1938 года), с оркестром покойного графа Бэйси и с Тэдом Джонсом .
Оглавление
методология
- Общий блок- аккорд (Generic block chord). Играется, как описано выше.
- Двойная мелодия (обычно называемая резким голосом) с дополнительным пятым голосом, мелодия удваивается на октаву ниже
- Глубокая октава второй части (drop 2, строго говоря, не более блок-аккорд), вторая партия, отсчитываемая от верхней части, исполняется на октаву ниже (отбрасывается). Это приводит к более четкому звучанию, поскольку устраняются сильные диссонансы.
Если нота мелодии уже является аккордом основного аккорда, для остальных трех голосов также используются тона, характерные для аккорда.
Эта техника подходит для диатонических (нехроматических) мелодий и использует уменьшенные аккорды для тонов мелодии , не связанных с аккордом. Если мелодическая нота интерпретируется как тон отрывка , гармония формируется с уменьшенным или хроматически смещенным аккордом. Перед формированием гармоний можно добавить трезвучия для образования шестых аккордов , но это не является фиксированным правилом.
В принципе, всю диатоническую гамму можно гармонизировать с шестым аккордом. По простому базовому принципу простое трезвучие расширяется до шестого аккорда, тогда у вас уже есть четыре аккордовых тона гаммы. Редуцированный аккорд берет на себя функцию доминанты , таким образом (под второй строкой в первом примере) гармонично функционирует последовательность I — V — I — V — I . Таким образом, можно обеспечить также измененное использование доминанты , и даже минорный аккорд, промежуточный слайд второй ступени до тех пор, пока не получится гармоническая последовательность bIII — II — V — I. Аккорд bIII — уменьшенный или нет — заменяет аккорд VI (аккорд шестой степени). То у вас есть VI — II — VI поворот . Однако это расширение технологии, описанной здесь. Барри Харрис по-разному использует выбор тона двух аккордов I и II dim для своей гаммы бибопа .
Еще одним пианистом, известным своими блочными аккордами, был Red Garland , который использовал блочные аккорды из семи-восьми частей, часто ритмически отбирая определенный аккорд в левой руке (низкие ноты), одновременно удваивая мелодию до октавы в правой; он часто добавлял одну или две другие ноты (пятая) между ними. Это не виртуозный вариант, но все же может неплохо звучать. Есть несколько прекрасных примеров этого на записях его трио с Джоном Колтрейном или квинтетом Майлза Дэвиса .
Даже для молодых джазовых пианистов (например, Джеффа Кизера ) сейчас стандартной практикой является гармонизация мелодии параллельными аккордами. Между низким и высоким аккордом можно оставить одну или несколько октав.
Примеры
Ниже приведен пример гармонизации гаммы до мажор в блочные аккорды. В примере используются три уменьшенных аккорда с нотами мелодии D, F и H. Во второй строке добавлен уменьшенный аккорд в соль-диез. Это приводит к ритмически симметричной гармонизации этой тональности и двум дополнительным полутонам, которые можно использовать мелодически, используя все четыре уменьшенных аккорда:
В следующем примере показано, как мелодия в F звучит в блок-аккордах с использованием одного из трех методов, описанных выше:
Клиф Куплен указывает, что каждую диатоническую гамму, расширенную восьмым хроматическим тоном, можно гармонизировать только с двумя аккордами блока, играя тоны 1357 и 2468 поочередно. Эта технология используется, в том числе, в бибопе , где z. Например, в гамме до мажор соль- диез используется как восьмой тон. Благодаря пяти возможностям случайного дополнения диатонической гаммы, всего существует пять таких гармонизаций.
варианты
Марк Левин предлагает изменить голоса drop-2 на уменьшенные. Он увеличивает третий тон сверху на целый тон, который попадает в ту же полутоновую шкалу. Это позволяет разделить характерный приглушенный звук и обогатить его под контролем уха (вы получаете мажорные доли в минор, но ослабленный аккорд приносит долю секунды).
Бобби Тиммонс привносит блок-аккорды в мажорную октаву с основной нотой внизу при смене аккордов, уменьшенных в левой руке, в то время как он может оставить мелодию в правой значительно проще и импровизировать над блюзовыми гаммами с уменьшенной пятой, что также использоваться в простейшей форме с возможным уменьшением возникающих аккордов.
Источник
Sevastopol Jazz
Блок-аккорды
Блок-аккорды (block-cords) — аккорды в тесном расположении, которые исполняются на фортепиано не одной рукой, как обычно, а двумя.
При таком способе игры левой руке отводится не столько ритмическая или гармоническая функция, сколько мелодическая (ведущий голос удваивается в басу в октаву, реже в дециму). Движение аккордов чаще всего параллельное, что приводит к частому появлению секунд в основе аккорда.
Блок-аккорды впервые были применены пианистом оркестра Лайонела Хемптона — Милтом Бакнером в начале 40-х гг. (обычный способ игры вызывал у него затруднения из-за недостаточного растяжения связок) и получили распространение в современном джазе, в частности в творчестве таких пианистов, как Джимми Джонс, Джордж Ширинг, Бад Пауэл, Ленни Тристано , Ред Гарленд, Уинтон Келли, Оскар Питерсон и многих других.
Блок-аккорды встречаются также и в оркестровках для биг бэндов, чаще всего в группе саксофонов, где баритон дублирует альт или кларнет октавой ниже. В оркестре их впервые применил Глен Миллер. Нередки они и в таком инструментальном сочетании: фортепиано — вибрафон, гитара или кларнет. Блок-аккорды употребляются не только в джазе, но и в эстрадной и танцевальной музыке.
Источник