Что такое дабл трек гитары

Double Tracking

В этой статье вы узнаете что такое дабл-трекинг? В переводе с английского double tracking означает двойную дорожку. Это простая техника звукозаписи, которая предполагает дважды записывать вокалистам одну и ту же партию. Так скажем, метод двойной дорожки. Это когда вместо одной, запись происходить сразу на два трека.

Спрашивается, что это дает? С одной стороны, это дает особый художественный эффект (как бы двойного голоса). С другой стороны, это весьма полезный технический прием. Например, когда аранжировка песни очень насыщена инструментами, то часто вокал просто тонет в ней из-за дефицита плотности и густоты тембра. В таком случае дабл-трек сможет помочь нам, сделать вокал плотнее, насыщеннее и не дав ему утонуть в фонограмме. Это также можно сделать, не создавая явного эффекта раздвоения голоса.

Тем более такая методика и специфика записи вокала очень проста. Главное, чтобы вокалист исполнил обе партии ритмически и максимально одинаково. В противном случае это будет не double track vocals, а просто два вокальных трека. Также хочу отметить, что имеется очень серьезный минус в виде появления избыточного дисбаланса. Из-за него будет появляться искажение вокальных партий, что пагубно повлияет на композицию в целом.

А уже после того, когда обе партии записаны, вам лишь остается отрегулировать их баланс, добиваясь таким образом, необходимого звучания.

Также стоит отметить, что помимо double tracking vocals есть еще метод двойной дорожки и для записи музыкальных инструментов. Причем для каждого инструмента будет своя особенность. В основном звукозапись проходит по краям панорамы. Поэтому при записи в домашней студии какой-либо конфликт между инструментами наблюдаться не будет. Так что тут можете не переживать из-за ужасной читаемости или избыточной асимметрии.

Впервые технология double tracking была разработана в 1960-х годах инженерами студии Addey Road при записи всеми известной группы The Beatles. Запись проходила на соединенные между собой магнитофонами с изменением скорости самой звукозаписи. Так имитировался эффект дабл трекинга. Именно после этого технологического открытия на различных устройствах появилась возможность создания эффекта двойного эха.

Кстати, при записи вокала, двойное эхо частенько использовалось в альбомах Джона Леннона. Из-за этого некоторые критики даже жаловались. Им казалось, что вокал записывался в обычной ванной комнате. Но были и те, кто по достоинству оценивал качество вокала исполнителя.

Источник

Дабл-трек. Реализация

Что такое дабл-трек и способы его реализации для вокала, гитар или других инструментов

Гитаристы и люди, имеющие опыт записи вокала для более-менее серьёзных проектов, скорее всего уже знают что такое дабл-трек, а для всех остальных сейчас расскажу о его принципе, а также как и почему стоит использовать дабл-треки при записи музыки. Ok, начнём.

Что такое дабл-трек?

Дабл-трек это очень старый приём, позволяющий при записи одного инструмента добиваться более плотного и насыщенного его звучания, а при определённых условиях может также служить и интересным художественным эффектом.

Принцип этого приёма заключён в самом его названии — double track в переводе с английского означает дублирование трека (ну или двойной трек). То есть получается, что в миксе у нас оказывается не одна, а 2 одинаковых партии одного и того же инструмента.

Кстати, совсем необязательно ограничиваться только двумя копиями, в современной музыке не редкость и 3-4 и больше дублей. Всё зависит от задачи и пределом здесь может быть разве что фантазия продюсера

Как реализуется дабл-трек на практике?

Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём. Итак,

Реальный дабл-трек

Допустим, нам понадобилось ввести в трек партию гитары. Хорошо, наши действия следующие:

Готовим цепь предварительных эффектов если они нужны (для дабл-трека они не имеют значения) и записываем отрепетированную партию на отдельный канал секвенсера. Далее дублируем канал, удаляем из него существующий аудиоклип (ну или просто пишем вместо него) и записываем ещё одну копию нашей партии, стараясь максимально точно её повторить. Разводим каналы по панораме в противоположную сторону, слушаем что получилось и, при необходимости, записываем дополнительные дубли.

Вот и всё. Гитара здесь просто пример. Таким же образом делается дабл-трек и для вокала, и для любого инструмента. Не важно, записывается аудио или midi-дорожки. С искусственным дабл-треком процесс выглядит немного иначе.

Искусственный дабл-трек:

Главное отличие искусственного дабл-трека от реального состоит в том, что для его реализации используется только одна партия. А дальше — кому что ближе: кто-то копирует дорожку нужное количество раз и изменяет звук с помощью вопринга и аналогичных техник, различных настроек эффектов или вручную двигает их по таймлайну на небольшое количество миллисекунд; кто-то использует плагины (например, doubler из пакета Waves); кто-то «по старинке» использует задержку с помощью дилея (для этого в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется задержка от 80 до 120 мс).

Но, блин, приятель. Я всё таки рекомендую тщательнее репетировать и пользоваться реальным дабл-треком. Разница между этими способами колоссальна, причём не в пользу искусственного, конечно.

Разве что можно дать несколько полезных советов:

  1. Старайся записывать материал для дабл-трека за одну сессию, тогда партии будут больше похожи на единое целое;
  2. Разведя дорожки по панораме, можно получить очень хороший аутентичный стереоэффект. Причём глубину панорамы можно устанавливать совершенно любую, хоть до упора противоположно, хоть по 25% для каждого канала — всё равно будет очень интересное звучание;
  3. Не обязательно постоянно держать партии в дабл-треке, пробуй в разных частях композиции как с дабл-треком, так и без;
  4. Если при записи по каким либо причинам не записал дабл-трек, его можно аккуратно вырезать и склеить из оригинальной партии при наличии в ней повторяющихся отрезков;
  5. Для полного драматизма или для получения художественного эффекта можно поэкспериментировать с обработкой одного или обоих треков эффектами. Я несколько раз таким образом получал совершенно неожиданные результаты.

Какие преимущества даёт дабл-трек и на каких инструментах его использовать

Как уже было сказано выше, дабл-трек может в корне изменить звучание и настроение трека: микс уплотняется, а звучание становится более оживлённым. На каких инструментах использовать этот приём — решать тебе. Есть устоявшаяся практика использовать дабл-треки вокала и гитар, но настоятельно рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами. Так, я, например, очень часто применяю дабл-треки для перкуссии.

Источник

Двойная дорожка (double track)

В 1970-е годы в грамзаписи, на телевидение и радио началось активное внедрение многодорожечной записи. Среди различных экспериментов со звуком появился приём (вокальный и инструментальный), получивший название double track (двойная дорожка).

Суть эффекта double track

Суть этого эффекта в том, что запись проводилась путём последовательного наложения (двойного, а иногда тройного и более) музыкального материала на фонограмму. То есть исполнитель записывал дважды и более одну и ту же партию. В результате записанный дабл-треком материал приобретал тембральную плотность, звучал объёмно и довольно энергично. А если эти треки распределялись ещё и по панораме (слева и справа), то пространство фонограммы поглощалось полностью, иногда даже не оставляя место остальным тембрам.

Для чего нужен double track

Как мы уже сказали, материал, записанный «двойным наложением» позволяет добиваться плотности звучания, придавать объём и добавлять ощущение энергичности трека. Кроме этого этот приём будет полезен если аранжировка очень насыщена и, например, вокал просто задыхается в ней из-за отсутствия той самой тембральной плотности. Double track в таком случае просто необходим, чтобы вокал не утонул в песни. Однако, здесь есть свои тонкости.

Исполнительские проблемы при записи double track

Применение double track не создаст проблем при сведении, если вокалист исполнит свой материал точно совпадая по интонации и темпоритмике, также это касается и согласных звуков, эмоционального состояния и т. п. Что касается инструменталиста, например, гитариста, то обе партии также должны быть исполнены ритмически точно и максимально одинаково. Но как вы понимаете точное копирование удается далеко не каждому. А если этого не происходит, то получается просто два трека вокальных или инструментальных, которые не создадут нужного эффекта, а лишь будут негативно влиять на баланс или вообще искажать партию и даже всю композицию.

Простое решение исполнительских проблем при записи double track

Чтобы не записывать один и то же материал несколько раз на помощь пришла техника. Оказалось, что double track можно легко реализовать, да ещё и без всяких вышеперечисленных проблем, если просто продублировать записанный сигнал с небольшой задержкой (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).

Как реализовать эффект double track на практике

Сегодня реализовать этот эффект не составит проблем, не нужно даже применять никаких обработок и плагинов. Достаточно просто взять один записанный трек, продублировать его, а затем сдвинуть копию относительно первого трека немного вправо (приблизительно от 7 до 30 миллисекунд).

Более сложный вариант выглядит так. Покажем на примере Cubase.

Берём исходный трек (желательно записанный в моно, иначе эффект от применения double track будет незначителен)

Чтобы сделать сигнал полностью в моно (если вдруг понадобится) можно использовать плагин: Voxengo MSED ( скачать плагин можно здесь )

Нужно параметр Side отключить (убрать стерео составляющую).

Далее создаём, два FX канала. Направляем звук сигнала (одного трека) на оба этих канала.

Затем разводим по панораме. FX 1 полностью влево, FX 2 полностью вправо. Затем в FX 1 в Insert ставим любой штатный дилэй. Например, Mono Delay.

Открываем плагин Mono Delay. Регулируем настройки (главный параметр это задержка где-то от 7 до 30 миллисекунд (регулируем на слух), микс на 100, feedback по желанию, можно и установить на 0):

Но всё-таки (на мой взгляд) живое исполнение партии двойным (и более) наложением, особенно в треках, где подразумеваются акустические музыкальные инструменты, намного лучше и естественнее, чем искусственный double track вышеперечисленными способами.

Несколько нюансов по сведению гитар при double track

Когда у вас имеется два трека (акустической или электрогитары), то первым что может захотеться сделать для придания объёма звучанию это распределить треки по панораме. Действительно будет звучать лучше, чем моно. Но если распределить один трек в крайнее левое, а другой в крайнее правое положение могут возникнуть фазовые проблемы, которые на слух распознать очень трудно. Поэтому, чтобы этих проблем не возникло, используйте прибор под названием коррелометр (измеритель степени моносовместимости сигнала). Почему это важно? Дело в том, что при воспроизведении в стерео никаких изменений в звучание не будет, но вот когда этот трек (имеющий фазовые проблемы) будет воспроизводиться в моно часть спектра гитары может просто исчезнуть. (можете прочитать в этой статье « где сегодня используется моно «)

Как пользоваться коррелометром?

  • Включите обе дорожки (doubletrack).
  • Откройте любой плагин коррелометр (на фото плагин от T-RackS). На нём имеются три цифры -1, 0 и +1. Если при воспроизведении doubletrackколебания метки находится ближе к +1, то есть в пределах от 0 до +1, то моносовместимость хорошая. Что же делать если метка периодически заходит в область от 0 до -1? Переписывать треки заново не нужно. Необходимо уменьшить разницу между этими каналами, то есть просто сузить их расположение по панораме ближе к центру (например, вместо 100 сделать R75 и L75). Уменьшать панораму (одинаково с двух сторон) до тех пор пока не исчезнут фазовые искажения. То есть метка на коррелометре будет колебаться в пределах от 0 и +1.
  • Конечно, стерео будет немного уже, но проблем при воспроизведении в моно не будет.

Такая же история и при распределении овердрайв гитар, записанных двойным double track. То есть четыре трека. Два из них распределяют в одной точке панорамы справа, а два слева (в этой же точке панорамы, что и справа — 50 и 50, 75 и 75 и т. п.).

Коррелометром таким способом можно применять, не только к double track гитар, но и к другим музыкальным инструментам, вокалу.

Применение double track

Сегодня этот эффект довольно популярен, особенно при записи гитар и вокала. А среди жанров музыки часто используется в рок музыки, где необходима плотность, мощь и напор. Хотя это не означает, что double track нельзя использовать в других жанрах. Главное, чтобы это было драматургически оправдано в миксе.

Также применение double track позволит сделать богаче любой необходимый в миксе тембр, будь то пэды, лиды, атмосферные звуки, эффекты и т. д.

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

Оцените статью