- Выразительные средства в музыке: динамика
- Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой. план-конспект урока по музыке на тему
- Что такое динамика фортепиано
- Динамика в музыке — это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики
- Что такое динамика
- Методы обозначения динамики
- От клавесина до рояля
- Динамика большая и детализированная
- Относительность динамики
Выразительные средства в музыке: динамика
На прошлом уроке мы познакомились с основным выразительным средством в музыке — темпом.
Динамику (громкость) звучания относят к важнейшим выразительным средствам музыки, действующим наиболее непосредственно и при этом относящихся к «неспецифическим», то есть таким выразительным средствам, которые присущи не только музыкальному искусству, но также, например, обычной человеческой речи и вообще звукам окружающего мира.
Музыкальной динамике свойственны такие определения, как «динамические оттенки», «динамические нюансы». В самом деле, едва заметные усиления или ослабления звука могут создать впечатление интонации вздоха, колыбельного укачивания и многих других процессов, которые непосредственно ассоциируются с важнейшими жизненными функциями – дыханием и речью.
Динамические оттенки обозначаются с помощью итальянских терминов и их буквенных сокращений. Эти термины могут быть знаком и многим немузыкантам.
Постепенное усиление или ослабление звука может обозначаться не только буквенными терминами, но и «вилочками»:
Есть специальные термины, обозначающие подчеркивание звука – marcato (подчеркивая, выделяя), акцент, сфорцандо (резкий удар на фоне более тихой звучности).
Частично эти термины относятся к области штрихов как приемов звукоизвлечения (таких, как legato и staccato), поскольку требуют особого прикосновения. В скрипичной литературе такие штрихи могут быть связаны также и с особенностями проведения смычком по струне.
Заметим, что в эпоху барокко, в XVII веке, во времена Баха и Генделя царствовали орган и клавесин – инструменты, не имевшие возможностей для плавного изменения динамики. Динамика была «террасообразной» — переключения регистров органа и клавесина обозначали контраст forte и piano. На этих же принципах контраста звуковых плотностей и динамических уровней были построены старинные скрипичные концерты, которые назывались concerto grosso. В их основе лежал принцип соревнования солистов и оркестра. Лишь камерный клавишный инструмент под названием «клавикорд» позволял незначительные динамические нюансы благодаря несложной механике, допускавшей непосредственное воздействие пальца на струну, которая быстро затухала. Этот инструмент был очень тихим и не применялся в концертах, но И.С. Бах его особенно любил за динамическую гибкость.
Постепенное изменение динамики, crescendo и diminuendo как яркие динамические волны были открытием музыкантов «мангеймской школы», середины XVIII века, оказавших большое влияние на творчество В.А. Моцарта. Неожиданные приемы, в том числе и в области динамических средств, любил Йозеф Гайдн. В своей «Симфонии с ударом литавр» он использовал медленное и тихое звучание, которое как бы убаюкивало слушателя, чтобы потом «разбудить» его неожиданным ударом литавр.
Во времена Л. Ван Бетховена создается и совершенствуется молоточковое фортепиано, которое допускает «ударные» приемы и позволяет значительно расширить динамический диапазон пианиста. Заметим, что Бетховен использовал ударные приемы также и в плане регистра: начало «Патетической сонаты» содержит 7 звуков до-минорного трезвучия, расположенных в низком регистре в тесном расположении, вопреки традиционным правилам гармонии. Возникает эффект не только молоточкового, но и акустического «удара», который дополняет образ удара судьбы, характерный для творчества Бетховена.
Можно обратить внимание на то, насколько подробно в этом сочинении обозначены динамические оттенки.
Мастером кульминационных нарастаний – ярких, мощных по воздействию на слушателя динамических волн – был П.И. Чайковский, который одновременно с усилением звучности применял секвенции – повторение мотива на новой высоте, от новой ступени. Часто такие повторения были не буквальными, а происходили с обострением ладового тяготения или с перегармонизацией.
С развитием музыкального искусства все более расширяется и его динамический диапазон, порой достигая предельных звучаний. На принципах мощных нарастаний – оркестровых crescendo – строятся такие сочинения, как «Болеро» Мориса Равеля и кульминация Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (знаменитый «эпизод нашествия»).
Предельных уровней громкости достигает музыкальное искусство в жанрах рок- и поп-музыки, для воспроизведения таких сочинений даже требуется специальная аппаратура с мощными усилителями. С другой стороны, большая распространенность в наши дни авторской песни (романса) и в целом музицирования под гитару свидетельствует о непреходящей ценности камерного, тихого, доверительного общения между музыкантом и публикой.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
план-конспект урока по музыке на тему
СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С. С. Ляховицкой
Составитель: Вотинцева Наталья Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
Тема: Закономерности и формы работы над фортепианной динамикой.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить градации в звучании музыкального материала.
–продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato;, тембрами, исполнение произведений в различных темпах)
-закрепить изученные теоретические знания (динамика средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, , темп, ритм, тембр, мелодия);
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
–развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
–воспитывать эстетический вкус;
–воспитывать любовь к музыке;
–воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Повторение пройденного материала
Работа над музыкальным материалом
-словесные (беседа, рассказ);
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, стул, стол.
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «змейка»
Акцентировать первую ноту в триолях.
Выдерживание первой ноты и быстрые перебежки к следующей первой триолях.
— Гамма «до мажор» игра октавами в 2 октавы.
В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания.
. Играя гамму «звуковысотной динамикой»: вверх, сгеscendo вниз diminuendo. Можно придумать разные образы: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши, и при спуске вниз — катимся с горы, что ведет к расслаблению мышц.
— повторение нотного текста,
III. Работа над музыкальным материалом.
Работа над пьесами:
-Краткая биография композитора,
-история создания произведения,
-рассмотрение динамических оттенков во всем произведение Л.Бетховен «К Элизе»
-раскрытие музыкальной линии внутри фразы– определить наивысшую точку интонационного тяготения, для распределения силы звука ( в 1.2,3 частях «К Элизе»)
-В 4 части работа над аккордами и терциями выделение верхних звуков т.е. ведение мелодии.
— беседа о динамических закономерностях исполнения при движении мелодии вверх и вниз.
2. Разбор нового произведения «Вальс» Е.Дога:
-История создания произведения
-Произведение предполагает в себе 2 части:
Определение тональности, рассмотрение ритмического рисунка.
Сравнение левой руки в частях, приходим к выводу, что в 1 части аккомпанемент написан разложенными звуками аккорда играющиеся по отдельности, а 2 часть аккомпанемента разложенный аккорд по терциям.
Проигрывание правой руки, соединение двумя руками 1 часть.
-рассмотрение динамики, определение кульминации.
Вместе с ученицей определяем сложные моменты:
синкопированный ритм в партии правой руки.
проведение мелодии в терциями (2часть).
IV.Приобретение знаний и навыков.
В наших произведениях есть знаки, определяющие динамику или динамические оттенки, которые отвечают за громкость звука.
Что такое mf и mp? (ответ ученика: mf – меццо форте, переводится не очень громко, mp – меццо пиано, переводится не очень тихо.
Хочу обратить твое внимание на те места, где в наших произведениях не стоят динамические оттенки, наблюдается во всех частях. Даже, если их там нет, в этих местах они подразумеваются. В зависимости от мелодической линии в таких местах может использоваться либо сгеscendo или diminuendo.
Очень важно услышать различную громкость звука в музыке, которую исполняешь. А эту громкость надо умело извлечь из нашего инструмента, Для этого так же важно запомнить, как правильно их играть.
1.Cгеscendo – начиная с самого тихого звука и постепенно добавляя силу привести к громкому звучанию.
2.Diminuendo – тоже самое только наоборот, только при этом расслаблять мышцы.
1.Ты поняла, что нужно делать, чтобы получилось mf, mp, крещендо, диминуэндо?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведение зазвучало интереснее?
4.А ты довольна результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то будешь слышать громкость звучания, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
Динамические оттенки — самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала. Работа над 1 частью вальса.
Источник
Что такое динамика фортепиано
Динамика в музыке — это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики
Музыка – вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере с помощью звуков. Язык звуков имеет в своём составе разные элементы, которые в проф терминологии именуются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важных и мощнейших по воздействию частей является динамика.
Что такое динамика
Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке – это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише – громче».
Игра на схожем уровне звучности не может быть выразительной, она стремительно утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку увлекательной, позволяя передавать широкую палитру чувств.
Если музыка призвана выразить удовлетворенность, торжество, ликование, счастье – динамика будет броской и громкой. Для передачи таких чувств, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность употребляется светлая, мягенькая, размеренная динамика.
Методы обозначения динамики
Динамика в музыке – это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совершенно незначительно, реальных градаций в звучании существенно больше. Так что динамические знаки следует рассматривать всего только как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет полностью свою фантазию.
Уровень динамики «звучно» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не очень» — «меццо пиано»; «Не очень звучно» — «меццо форте».
Если же динамика в музыке просит выхода на уровень крайностей, употребляются аспекты «пианиссимо» — очень тихо; либо «фортиссимо» — очень звучно. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до 5!
Но даже с учётом всех вариантов количество знаков для выражения громкости не превосходит числа 12. Это совершенно мало, если учитывать, что на неплохом рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!
К динамическим указаниям относятся также определения: «крещендо» (равномерно усиливая громкость) и обратный по значению термин «диминуэндо».
Музыкальная динамика содержит в себе ряд знаков, указывающих на необходимость проакцентировать какой-нибудь звук либо созвучие: > («акцент»), sf либо sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf либо rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).
От клавесина до рояля
Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке эры барокко. Механика древних предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости равномерно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.
Особая система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться контраста тембров и усиления громкости, но всё равно конфигурации происходили в один момент. По отношению к музыке барокко даже существует особый термин «террасообразная динамика», так как смена уровней громкости напоминала уступы террасы.
Что касается амплитуды динамики, то она была совершенно невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий поблизости, был практически не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с железным цветом, но незначительно более громким.
Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в чуть приметной степени, но всё же поменять уровень динамики зависимо от силы прикосновения пальцев к кнопкам. Это давало возможность придавать фразе определённую неровность.
Изобретение сначала 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив способности клавишного инструмента. Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет неограниченное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от 1-го аспекта к другому.
Динамика большая и детализированная
Большая динамика обычно выражается знаками, изложенными в таблице. Их мало, они ясны и определённы.
Но «снутри» каждого из этих аспектов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для их не выдумано особых обозначений, но эти уровни есть в реальном звучании и конкретно они принуждают нас трепетно вслушиваться в игру профессионального исполнителя.
Такая маленькая динамика именуется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните способности клавикорда).
Динамика в музыке – это один из пробных камешков исполнительского мастерства. Конкретно мастерское владение узкой нюансировкой, лёгкими, чуть видными её переменами отличает игру профессионального специалиста.
Вобщем, более трудно бывает умеренно распределить усиление либо ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большенном отрезке нотного текста.
Относительность динамики
В заключение стоит увидеть, что динамика в музыке – это очень относительное понятие, как, вобщем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, также свои особенности в применении нюансировки.
То, что отлично звучит в музыке Прокофьева, полностью неприменимо при выполнении сонат Скарлатти. А аспект piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совершенно по-разному.
Это относится и к степени акцентировки, длительности сохранения 1-го и такого же уровня динамики, метода его смены и т.д..
Чтоб завладеть данным средством музыкальной выразительности на неплохом проф уровне, нужно, сначала, учить игру величавых мастеров, вслушиваться, рассматривать, мыслить и делать выводы.
Источник