- Длительность нот
- Содержание
- Основные сведения
- Названия и обозначения
- Варианты
- Модификаторы длительности
- История
- Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
- Основа основ музыкальной теории
- Общие понятия в данном разделе
- Визуализируем музыкальные картинки
- Как объяснить ребенку длительность нот
- Длительность ноты и такт
- Обозначение длительности нот
- Ритм, размер и темп музыки
- Что такое длительность нот определение
- Длительности нот
- Триоли
- Паузы
- Размер такта
Длительность нот
Длительность нот — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.
Содержание
Основные сведения
Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Названия и обозначения
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.
Нота | Пауза | Русское название | Итальянское название | Дробь |
---|---|---|---|---|
70 px | 70 px | Массима (8 целых) | Massima | \frac |
70px | 70px | Лонга (4 целых) | Lunga | \frac |
70px | 70px | Бревис (двойная целая) | Breve | \frac |
70px | 70px | Семибревис (целая) | Semibreve | \frac |
70px | 70px | Половинная | Minima | \frac |
70px | 70px | Четвертная | Semiminima | \frac |
70px | 70px | Восьмая | Croma | \frac |
70px | 70px | Шестнадцатая | Semicroma | \frac |
70px | 70px | Тридцатьвторая | Biscroma | \frac |
70px | 70px | Шестьдесятчетвёртая | Semibiscroma | \frac |
70px | 70px | Стодвадцатьвосьмая | Fusa | \frac |
Варианты
Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.
Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами, как показано справа. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Модификаторы длительности
Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после нее. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая ее в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.
В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, фактически равна целой ноте.
Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.
К такому делению относятся:
- Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
- Триоль — деление на 3 вместо 2-х
- Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
- Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
- и т. д.
История
Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.
В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.
Дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться.
В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.
В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.
Источник
Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
Ритм – основа музыкальной грамоты, теории этого вида искусства. Для того чтобы понять, что же такое ритм, как он считается и как его придерживаться, важно уметь определять длительность нот и пауз, без которых даже самая гениальная музыка была бы монотонным повторением звуков, лишенных эмоций, оттенков и чувств. Рассмотрим этот раздел сольфеджио более подробно, с самого начала и до конца.
Основа основ музыкальной теории
Практически каждый человек в свое время в той или иной степени обучался музыке. Кто-то ходил целенаправленно в музыкальную школу, кто-то брал частные уроки у преподавателей. Большинство детей получают базовые знания в общеобразовательных школах, где учитель рассказывает, как надо считать под музыку, бить рукой в такт, выдерживать паузы. Поэтому практически каждый на сегодняшний момент понимает, что такое длительность ноты, как эта величина может варьироваться и от чего она зависит. Кто-то понимал это лучше, у других не получалось попадать в доли вовсе. Поэтому если в детстве у вас с ритмом проблем не было, а музыкальные занятия казались вам интересным и захватывающим времяпрепровождением, то в данной статье вы найдете много интересного и, возможно, откроете в себе новый талант. Стоит отметить, что данный материал также может стать вашим учебником в процессе обучения ребенка музыке.
Общие понятия в данном разделе
Для того чтобы каждому читателю стало понятнее, что же это такое и как оно применяется на практике, а главное, как взаимодействует с музыкой, вынесем на рассмотрение основные понятия и их значения:
- Ритм – чередование слабых и сильных долей, которые присущи каждой музыкальной форме. Это своего рода организация звуков и их сочетаний.
- Размер – та последовательность ударов, которая разделяет любое произведение на равные временные промежутки. Эти промежутки мы и называем долями.
- Темп – скорость тех самых ударов, которые издает метроном — наиболее часто применяемый в музыке прибор. С его помощью определяется скорость исполнения того или иного произведения.
Длительность ноты – это понятие, которое содержит в себе все три вышеописанных термина. Ориентируясь на тип ноты, написанной в книге, можно определить ее размер. И вот мы подходим к самому интересному: какие бывают ноты, какова продолжительность звучания каждой из них, как они обозначаются на письме и как их читать? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте ниже.
Визуализируем музыкальные картинки
Первое, что нужно понять, изучая музыку, — это деление продолжительности звуков. Начальным пунктом у нас идет длительность целой ноты, так как именно она из всего звукоряда самая продолжительная по звучанию. Целая нота делится на половинки, или половинные длительности. В одной целой ноте насчитывается две половинки, которые, в свою очередь, также делятся пополам, образуя таким образом четвертушки, или четвертные длительности. Получается, что в одной половинной ноте — две четверти, а в одной целой — четыре. Так подобное деление, кратное четырем, может происходить бесконечно. Четвертушки делятся на восьмушки, те – на шестнадцатые, далее идут тридцать вторые, шестьдесят четвертые и так далее. Исходя из этого, приходим к выводу, что за то время, пока длится одна целая нота, может прозвучать восемь восьмушек или же шестнадцать шестнадцатых длительностей, что в конечном итоге и влияет на виртуозность и техничность конкретного произведения.
Как объяснить ребенку длительность нот
Подобная схема, конечно же, понятна каждому взрослому человеку, однако досконально ее не может постичь ребенок, который не знаком с математикой, у которого еще не такое богатое воображение и большой запас знаний. Но есть способ, который может заставить малыша понять эту часть музыкальной теории, и называется он — «деление пирога». Представим, что у нас есть целый торт, который имеет определенный вес. Он является целой нотой, которая длится определенное количество времени. Когда мы разрезаем пирог на две половинки, их суммарный вес не меняется, и занимают они ту же площадь. В роли аналогии выступают половинные длительности. Теперь каждую из половинок разрезаем пополам, получаем четвертушки. У нас получается четыре четверти, каждую из которых можно поделить на две восьмые. А в следующий раз попробуйте сделать иначе: разрежьте торт пополам, одну половинку разделите еще на две части (четвертушки), а вторую оставьте целой. Так у вас будет половинная и две четверти, то есть три части, но одна из них большая, а две другие — ее половинки.
Длительность ноты и такт
Все музыкальные звуки, как известно, объединяются в такты, содержание которых, в свою очередь, зависит от размера. Данный показатель может иметь следующие наименования: четыре четверти, две четверти, пять четвертей и так далее. Именно размер позволяет нам понять, как считать длительности нот, сколько различных долей может находиться в такте. За основу размера принято брать одну четверть, которая может повторяться два, три, четыре и более раз. В первом случае это будет размер 2/4 (две четверти), 3/4, 4/4, 5/4 (пять четвертей – один из самых интересных и сложных в исполнении). Если мы выбираем, допустим, 4/4, это означает, что в одном такте может поместиться или четыре четвертушки, или две половинки, или одна целая нота. Также там могут находиться любые другие долевые комбинации, которые в сумме будут представлять четыре четверти. Реже в произведениях можно встретить размеры, в основе которых лежит восьмая нота. Чаще всего второй показатель кратен трем, то есть мы получаем размер 3/8 (три восьмых), 6/8 и так далее.
Обозначение длительности нот
Теперь подходим к тому, как расшифровать напечатанную ноту, как определить по внешнему виду ее длительность. Итак, данный музыкальный знак (можно сказать, что он основной в этом виде искусства) всегда имеет головку, то есть основу. К ней может прилагаться штиль, а к штилю – хвост. Как же это влияет на длительность? Итак, целая нота, то есть самая большая, являет собой прозрачный (незаштрихованный) полукруг без прочих деталей. Половинные длительности также не заштриховываются, однако к ним приписываются штили – палочки, которые направлены вверх (для тех нот, которые располагаются в нижней части стана) или вниз (для более высоких звуков). Четвертушки также имеют штиль, но еще их головки полностью заштриховываются. К восьмушкам же мы пририсовываем штиль, к штилю – хвостик, а саму основу ноты закрашиваем. Что касается нот более меньшей длительности, то все они изображаются как восьмые, только у них двойные, тройные, четверные хвостики.
Ритм, размер и темп музыки
Как вы уже поняли, длительность ноты – это основа основ, без понимания которой нельзя далее изучать и понимать музыку. Техничность любого произведения зависит от того, из каких длительностей оно состоит и с какой скоростью их нужно проигрывать. Именно по этим показателям профессионалы распознают стилистику различных классических композиторов. Например, для И. С. Баха было характерным писать более протяжные произведения (хотя встречались и достаточно скорые), состоящие из половинных и четвертных долей, которые должны быть исполнены в медленном темпе. Ф. Шопен же писал пьесы, состоящие из восьмых и шестнадцатых (часто и из тридцать вторых), для которых был характерен весьма быстрый темп.
Источник
Что такое длительность нот определение
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
Источник