Что такое длительность ноты или паузы

Длительность нот

Длительность нот — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.

Содержание

Основные сведения

Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем BPM. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.

Названия и обозначения

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.

Нота Пауза Русское название Итальянское название Дробь
Массима (8 целых) Massima
Лонга (4 целых) Lunga
Бревис (двойная целая) Breve
Семибревис (целая) Semibreve
Половинная Minima
Четвертная Semiminima
Восьмая Croma
Шестнадцатая Semicroma
Тридцатьвторая Biscroma
Шестьдесятчетвёртая Semibiscroma
Стодвадцатьвосьмая Fusa

Варианты

Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.

Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами, как показано справа. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Модификаторы длительности

Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после нее. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая ее в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.

В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, фактически равна целой ноте.

Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.

К такому делению относятся:

  • Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
  • Триоль — деление на 3 вместо 2-х
  • Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
  • Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
  • и т. д.

История

Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.

В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.

Дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться.

В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.

В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.

Массима (massima) · Лонга (lunga) · Двойная целая нота (breve) · Целая нота (semibreve) · Половинная нота (minima) · Четвертная нота (semiminima) · Восьмая нота (croma) · Шестнадцатая нота (semicroma) · Тридцатьвторая нота (biscroma) · Шестьдесятчетвёртая нота (semibiscroma) · Стодвадцатьвосьмая нота (fusa)

Источник

Нотное письмо, длительности нот, паузы

Нотное письмо — это система записи звуков особыми знаками — нотами. Звук характеризуется высотой, длительностью, громкостью. Высота звука задаётся положением ноты на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных параллельных линий. Чем выше звук, тем выше расположение ноты на нотном стане. В начале нотного стана ставится ключ, закрепляющий за линиями и промежутками между ними определенную высоту. На рис. 1 показан ключ соль, который закрепляет за второй снизу линией звук соль первой октавы.

Рис. 1. Основные ступени в пределах первой октавы.

Основные длительности нот и пауз показаны на рис. 2.

Рис. 2. Длительности нот и пауз.

Для запоминания названий длительностей можно представить их как части целого круга.

Рис. 3. Длительности нот и пауз в виде частей круга.

Каждая следующая длительность ноты по продолжительности звучания равна половине звучания предыдущей, например:

целая = половинная + половинная (1=1/2+1/2)
половинная = четвертная + четвертная (1/2=1/4+1/4)
четвертная = восьмая +восьмая (1/4=1/8+1/8)

Наглядно длительности можно представить в виде прямоугольников разной длины.

Рис. 4. Длительности в виде прямоугольников.

Изображение отпечатков нот в виде прямоугольников используется в компьютерных музыкальных редакторах — Cubase, Сakewalk и др.

Длительности — относительные величины. Если, например, целая звучит в течение одной секунды, то половинная должна звучать в течение 0,5 сек. Если целая звучит в течение 0,5 сек., то половинная должна звучать в течение 0,25 сек. Как узнать, какими длительностями нужно играть то или иное музыкальное произведение? Скорость исполнения указывается при помощи темпа, например:

Adagio (Адажио) — медленно
Allegro (Аллегро) — быстро
Andante (Анданте) — умеренно

Для большей точности над нотным станом указывается числовое указание темпа. На рис. 5 мелодия играется со скоростью 120 четвертей в минуту.

Рис. 5. Простая мелодия.

Громкость звука обозначается различными терминами и знаками, например, forte (f) — громко, piano (p) — тихо.

Можно ли обойтись без изучения нотной грамоты? Можно. Среди импровизаторов, виртуозов-исполнителей авторских композиций и песен встречаются те, кто практически ничего не знает о нотной грамоте. Они освоили игру на музыкальном инструменте благодаря огромной практике, слушанию и анализу услышанного, развитию мышечной памями, слуха, чувства ритма, гармонии, квадрата и мн. др. Музыка у них звучит в голове, они могут её сыграть и спеть, но записать её в нотах не могут.

Нотная запись является одним из способов записи музыки. Ноты являются видимыми объектами и позволяют зрительно увидеть и проанализировать построения в музыке. Нотное письмо позволяет наиболее точным образом записать музыку, но во многих случаях более наглядно музыкальные построения можно выполнить без использования нот непосредственно на клавиатуре или грифе инструмента. Для этого развивайте навык мысленного представления построений на клавиатуре или грифе, что в какой-то мере компенсирует слабое знание нотной грамоты. Держать в голове все построения в музыке невозможно, но это и не требуется. Для начала запомните в голове то, как расположены клавиши одной октавы от ноты до. Между клавишами ми и фа, а также си и до нет чёрных клавиш. Если вы запомнили расположение клавиш, то, очевидно, можете её нарисовать Нарисуйте одну полную октаву. Готово. Из нарисованного несложно увидеть интервальное строение мажорной гаммы, трезвучий и прочего.

Хорошее знание нотной грамоты необходимо тем, кто в дальнейшем планирует разучивать песни и произведения по нотам, а также тем, кто серьёзно настроен на дальнейшее изучение музыки. Учиться играть на музыкальных инструментах, сочинять музыку и песни, импровизиовать можно и без знания нотной грамоты. Но основы её я рекомендую изучить, так как в противном случае будет совершенно непонятно то, что демонстрируется на нотном стане даже в простых примерах. Для более эффективного изучения нотной грамоты воспользуйтесь компьютерным нотным редактором, который позволит прослушать то, что написано в нотах.

Попробуйте проанализировать на слух фрагмент мелодии, представленный в примере 1, характер мелодии, диапазон, направление и характер движения, ассоциации, которые вызывает данный фрагмент.

А теперь посмотрим, какую информацию может предоставить нотная запись данного фрагмента (рис. 6).

Рис. 6. Анализ мелодии.

Мелодия расположена в пределах первой октавы. Она начинается и заканчивается на одной и той же ступени до. Соединим ноты линиями для того, чтобы увидеть график (характер) движения мелодии — области горизонтального движения, движения вверх или вниз, плавность движения, скачки. Из графика видно, что данная мелодия имеет общее восходяще-нисходящее движение без больших скачков. В первых двух тактах мы забираемся на горку, немного отдыхаем и в последних двух тактах скатываемся с горы. Скорость движения мелодии задается длительностями. Если последовательность образована одинаковыми длительностями, то получается равномерное движение, если разными, то будет либо ускорение, либо замедление. В данном фрагменте нет ни резких ускорений, ни резких замедлений. В начале третьего и четвертого тактов можно увидеть одинаковую последовательность длительностей (одинаковую ритмическую фигуру).

Данную мелодию можно представить в виде предложения, в котором половинная нота в конце второго такта является запятой (ощущается как пауза в движении и недосказанность), а последняя нота мелодии — точка (конец повествовательного предложения). Пауза в данном случае означает не перерыв в звучании, как это происходит в случае появления знака паузы, а остановку в движении мелодии.

Ноты позволяют увидеть музыку, паузы — услышать её, а ощутить движение музыки помогает ритм и метр, о которых речь пойдёт далее.

Источник

Читайте также:  Детские песенки для самых маленьких с нотами
Оцените статью
Длительности нот
Длительности нот и пауз