Что такое джазовая гитара

Джаз-гитара

П од джазовыми гитарами понимают акустические инструменты, у которых верхняя дека имеет не плоскую, а слегка выпуклую поверхность (arch top). Подобные гитары около 100 лет назад начал изготавливать Орвел Гибсон (основатель компании Gibson), используя технологии, аналогичные при производстве скрипок, альтов и других классических струнных инструментов. Поэтому джазовая гитара имеет характерные «скрипичные» особенности. Помимо уже упомянутой выпуклой деки к ним относятся отсутствие круглого резонаторного отверстия и особая конструкция подставки (рис.4.8.). Резонаторное отверстие заменили два эфа (Эф — отверстие, напоминающее по форме латинскую букву f . В настоящее время форма эфов может быть любой, например, как на рис. 4.8) по краям верхней деки, правда, роль резонатора в основном выполняет сама верхняя дека. Что касается подставки, то она никак не закрепляется и удерживается на деке лишь силой натяжения струн. При этом сами струны закрепляются на трапецевидном струнодержателе.

Рис. 4.8. Джазовая гитара Gretsch G400 Synchromatic

Джазовые гитары имеют столь характерное звучание, что его трудно спутать с чем-то другим. Из-за особеностей конструкции корпуса оно в корне отличается от звучания других акустических гитар. Мягкий, чуть глуховатый, но вместе с тем и разборчивый тембр инструмента давано стал визитной карточкой различных джазовых коллективов. Именно из-за того, что этот тип гитары прижился в джазовой музыке, она и получила своё название.
Роль джазовой гитары трудно переоценить, так как она является прообразом современной электрогитары. После изобретения звукоснимателей они устанавливались вначале на этот тип инструмента, а цельнокорпусные электрогитары появились значительно позже. Впоследствии джазовая гитара со зукоснимателями стала называться полуакустической электрогитарой.

Источник

Уроки джаза >Знакомство с джазовой гитарой

Эту статью и видео к ней гитарист и преподаватель музыки Джон Хьюзенстамм (John Heussenstamm) посвятил джазовой гитаре. Хьюзенстамм — автор и соавтор большого количества популярных книг и видеокурсов, вышедших в рамках крупных музыкальных издательств. Его ролики на YouTube набирают более 10 миллионов просмотров. Джон также дает уроки в режиме онлайн через сайт Lessonface.

Как вы думаете, сколько на свете пианино? Миллионы, так ведь?

И у любого из них гамма С мажор (или А минор) — это белые клавиши.

Видимо, она играет очень важную роль, иначе такой инструмент не существовал бы. Джазовому гитаристу нельзя забывать об этом. Обязательно нужно хорошенько разобраться с диатонической гаммой С мажор во всех возможных позициях и понять наконец, насколько она важна.

Я уже давно преподаю игру на гитаре и часто сталкиваюсь с тем, что начинающие гитаристы не уделяют этому моменту должного внимания, потому что считают, что это скучно и совсем не похоже на тот экстремальный джаз, который они так хотят играть.

Но ведь практически вся музыка этого мира основана на этой гамме! Все, что мы узнаем, изучая ее, применимо также и к нестандартному, альтернативному звучанию. Вам будет гораздо легче разобраться с более сложными гаммами, если вы поймете, как работают основополагающие гармонии.

В трех примерах на рисунке ниже я привел разные аппликатуры, позиции и варианты мелодии для гаммы С мажор. Знать и уметь играть гаммы в нескольких позициях очень полезно. Почему? Да потому что все мы — люди и, к сожалению, время от времени нам приходится сталкиваться с некоторыми физическими ограничениями.

Есть мелодии, которые — для удобства исполнения — требуют определенной позиции. Я — преподаватель, и моя задача не в том, чтобы показать вам, что играть, а в том, чтобы показать вам, как играть то, что Вы могли бы сыграть, если бы хорошо знали разные позиции одной и той же гаммы. Сначала досконально изучите расположение нот и лишь потом принимайтесь за сочинение фраз и мелодий! А знаете лучший способ выучить ноты на грифе? Это наклейки на лады грифа с названиями нот. Купить можно в магазине guitarsticker .

Джазовые гитаристы часто играют октавами. Послушайте, например, как это делает Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) или Джордж Бенсон (George Benson). Игра октавами — неотъемлемый атрибут их стиля и звучания.

К упражнению, приведенному ниже, я часто прибегаю, чтобы помочь своим ученикам научиться этой технике.

Расстояние между нотами с интервалом в октаву на пятой и шестой струнах составляет два лада. Расстояние между нотами с интервалом в октаву на третьей и четвертой струнах составляет три лада. В упражнении представлена восходящая последовательность нотных пар (октав) с интервалом в кварту. Например: A B C D = 1 2 3 4. Интервал от первой ноты (А) до четвертой ноты (D) — это и есть кварта.

Чтобы играть октавы на гитаре чисто, нужно глушить незадействованные струны пальцами. Для этого, когда вы зажимаете какую-либо ноту на грифе, одновременно слегка прикасайтесь тем же пальцем к следующей струне. Октавы часто играются большим и другими пальцами правой руки. Лучше, если преподаватель покажет наглядно, как это делается.

Играя октавами, вы дополнительно подчеркиваете звучание каждой ноты мелодии. Посмотрите на следующий пример. Это простая блюзовая мелодия басовыми нотами. Я добавил к каждой ноте октаву. Так можно поступить с любой мелодией, проблема лишь в скоростных джазовых фразах — играть их октавами практически невозможно. Ну, разве что кому-нибудь, вроде Скотти Андерсона (Scotty Anderson), может, и удастся.

Играя на трубе или саксофоне, мы можем извлекать только одну ноту за раз. А гитара позволяет нам играть интервалами и аккордами, состоящими из нескольких нот, звучащих одновременно. Я — большой поклонник джазовых аккордов на гитаре. Особенно мне нравится играть их пальцами правой руки. Именно пальцами, а не медиатором. Так мое звучание максимально приближается к звучанию клавишного инструмента или даже арфы. Наверное, поэтому Джордж Ван Эпс (George Van Eps) часто называл свою гитару lap piano («коленное пианино»).

* Обратите внимание: следующее упражнение нужно играть большим, указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Все, что нужно для такой игры, можно найти в блюзе и джазе. Я всегда говорю так: сначала разберитесь в музыкальной теории и основах гармонии с перспективы клавишного инструмента, ведь этот универсальный подход применим абсолютно ко всем инструментам. И только потом начинайте фантазировать, экспериментировать и искать новые решения. Чтобы нарушать закон, нужно его знать!

Нисходящий аккордовый каскад — это что-то потрясающее!

Большинство аккордов в примере выше построены только на нотах тональности С мажор. Но пару раз нам все же придется столкнуться с бемолем или диезом. В этих случаях можно сказать, что мы вышли за рамки тональности, либо это просто дополнительные ноты. Плавные переходы и смена тональностей — характерная черта джаза. Каждый музыкант, играющий джаз, просто обязан научиться реализовывать свои музыкальные идеи плавно, изящно и элегантно.

Последний пример нашего сегодняшнего урока касается аккордово-мелодической игры, то есть одновременной игры аккордов и мелодии. Вы можете аккомпанировать своим соло самостоятельно! Если вы научитесь это делать, вам больше не понадобятся другие музыканты — вы сможете все делать сами. Триумф для любого гитариста!

Пример гармонизованной мелодии.

На этом сегодня закончим, подписывайтесь на Гитаршколу, чтобы получать ежедневные уроки гитары. Только занимаясь каждый день, Вы научитесь играть на гитаре.

Источник

Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.

Гитара в джазе. Общая информация

В отличие от других современных музыкальных направлений, джаз почти никогда не ассоциируется с гитарой. Причина в том, что чаще всего в этом жанре используется саксофон, клавишные, контрабас, и другие музыкальные инструменты. Тем не менее, с развитием музыки, джазовая теория вышла далеко за пределы, и сейчас характерные для жанра гармонии используются буквально везде. Джазовые аккорды нужно знать даже метал-гитаристам, потому что и их помощью можно значительно разнообразить ваши композиции.

Как играть джаз на гитаре

На гитаре он играется точно так же, как и на других инструментах. Однако стоит понимать, что классические блюзовые аккорды, боксы гамм и пентатоник в данном случае не работают. Для освоение джаза придется учить его, довольно своеобразную теорию, которая во многом противоречит общепринятой.

Как научиться играть джаз

Для того чтобы играть джаз, в первую очередь надо освоить классическую музыкальную теорию. Это даст вам лучшее понимание того, как работает музыка, и почему считается, что джаз нарушает огромное количество правил. Таким образом, вы сразу же начнете осознавать, о чем идет речь, а многие знания, например, о том, как строятся аккорды, помогут вам импровизировать.

Кроме того, вам точно следует научиться импровизации – поскольку именно на ней, и построен жанр. В подобной музыке почти всегда имеются так называемые импровизационные квадраты, внутри которых музыканты играют порой по несколько десятков минут, сменяя друг друга. Именно подобному искусству и надо научиться, больше играя внутри групп и с другими музыкантами.

Джаз на гитаре для начинающих. С чего стоит начинать?

Как уже было сказано выше, лучше всего начинать с освоения классической музыкальной теории. Вы обязательно должны выучить тональности, а также соответствующие им гаммы, и помимо этого – интервалы и построение аккордов. Кроме того, очень важно научиться импровизировать на гитаре внутри этих самых тональностей, подбирать нужные звуки к композиции, и только после этого стоит начинать учиться играть джаз. Это довольно долго, однако данное музыкальное направление весьма сложное, и без большого багажа теоритических знаний вы не продвинетесь далеко.

Кроме того, вам просто необходимо выучить так называемые джазовые стандарты. Это классические песни этого жанра, мелодика которых применяется в огромном количестве песен. Слушайте как можно больше исполнителей, стоящих у истоков направления – например, Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джона Колтрейна и других.

Джазовая последовательность аккордов

В данном разделе представлены примеры последовательностей джаз-аккордов, которые вы сможете применять уже сейчас. Стоит сказать о том, что информация тут будет даваться по ступеням, а не конкретным аккордам. Зная то, как они выстраиваются, вы сможете простроить любое трезвучие, необходимое для джазовой импровизации на гитаре.

Cmaj7 – Dm7 – Em7 – Fmaj7 – G7 – Am7 – Bm7 – Cmaj7 – это стандартная джазовая гамма в До-мажоре. Именно из нее вы будете выстраивать прогрессии в этой тональности.

Кроме того, ниже представлен пример того, как можно строить джазовую прогрессию аккордов. Попробуйте сыграть его. Вместе с ним ниже дана табулатура, которая поможет вам в его построении:

Dm7 – G7 – Cmaj7 – Am7

Этот паттерн можно также сдвинуть в другие тональности, например:

Am7 – D7 – Gmaj7 – Em7 – в ля-миноре

Em7 – A7 – Dmaj7 – Bm7 – в ми-миноре

Кроме того, существует еще способ играть эту прогрессию через 10 и 8 лады

Не стоит забывать и о характерном джазовом ритме, в котором эта музыка исполняется. В данном примере акцент выставляется на каждую 1 и 3 ноту – то есть, сильную долю, что заставляет прогрессию звучать в свинге:

Еще один вариант – играть в слабую, то есть на каждую вторую и четвертую:

Однако смещение долей — это не единственный метод игры, для джаза основой ритмических рисунков является синкопа, которая звучит таким образом:

Помимо синкопы, многие джазисты пользуются задержками – когда даже внутри синкопы аккорды играются только на 2 и 4 удар метронома – также в слабую долю, но уже со смещением:

Еще один способ игры – шарлестон, который заключается в том, что каждый такт вы проигрываете аккорд – а за ним еще один, который должен начинать следующий такт. Получается очень интересный эффект движения композиции, который оживляет ее:

Джазовые аккорды на гитаре

В разучивании jazz-аккордов вам стоит запомнить одно простое правило – джазисты любят широкие трезвучия. Это означает, что вам надо научиться строить аккорды с различными ступенями. В первую очередь – септаккорды. Они получаются, когда вы добавляете в аккорд седьмую ступень, четвертый звук.

Кроме того, нужно освоить построение трезвучий со слешами – когда вы добавляете к тонике аккорда дополнительный интервал вниз, при этом получается переходный аккорд. Именно это стоит освоить перед тем, как начинать импровизировать.

Стоит также сказать, что легче всего это можно сделать с различными композициями – например, Stormy Monday, в которой можно увидеть пример джазовой прогрессии.

Ниже представлены примеры конкретных последовательностей.

Пример 1

Первая звучит довольно блюзово – поскольку выстроена по тем же самым правилам, что и гармонии в этом жанре:

Пример 2

Второй пример использует более широкие аккорды, за счет чего композиция начинает звучать как бы в движении «снизу-вверх»:

Пример 3

Пример ниже использует все стандартные джазовые аккорды вместе, благодаря чему вы сможете выучить их применение и постановку, чтобы в дальнейшем использовать их в песнях:

Пример 4

Кроме того, вам нужно понять, что такое обращения. Лучше всего это сделать на примере песни Stormy Monday. Вот ее стандартные аккорды:

Пример 5

Теперь мы используем обращение – прием, когда внутри интервала его верхний звук становится нижним, а нижний – верхним. Таким образом, септаккорды превращаются в нонаккорды:

Пример 6

Этот пример интересен тем, что основной тон мелодии всегда находится на второй струне. Это смесь из нонаккордов и септаккордов изначальной мелодии:

Джазовые обозначения

Для более удобного понимания и прочтения музыкального текста песен, существуют специальные обозначения, которые стоит знать и понимать.

Знак Что означает
Δ, maj, ma Большая септима в септаккорде
M, min Минор
°, dim Уменьшенный аккорд
Ø Малый уменьшенный аккорд
Aug Увеличенный аккорд
7 Доминантовый септаккорд
Add Добавление ступени
Sus Замена ступени
Omit Пропуск ступени
-, бемоль Понижение ноты
+, диез Повышение ноты

Таблица джазовых аккордов

Ниже представлена полная таблица джазовых аккордов. В ней вы найдете все существующие и часто используемые звуки в джазе на гитаре. Они не даны по конкретным тоникам, вместо этого приведены формы, которые можно двигать по грифу и применять в любой тональности. Это гораздо удобнее, чем огромный список одинаковых позиций.

Полная таблица jazz аккордов — Скачать (208 кб)

Советы и заключение

Самое главное в джазе – это освоить соло на гитаре для начинающих, чтобы на основе этого базиса строить свою импровизацию. Кроме того, лучше всего приходить в этот жанр с четким пониманием хотя бы основ теории, поскольку это понадобится вам для построения аккордов, модуляции композиции и той же импровизации.

Источник

Оцените статью