- Фортепиано в джазе и его особенности
- Джазовое фортепиано
- Источники
- Примечания
- Ссылки
- Смотреть что такое «Джазовое фортепиано» в других словарях:
- Этот нестареющий джаз
- Немного истории
- А что же, собственно, такое – джаз?
- Джазовое фортепиано — Jazz piano
- СОДЕРЖАНИЕ
- Начало
- Техника
- Изучение джазового фортепиано
- Стили
- Ансамблевая роль
Фортепиано в джазе и его особенности
Такому музыкальному инструменту, как фортепиано, в музыке всегда относились особенно. А потому роль, которая ему отводилась, также же была весьма значительной. А все объясняется тем, что этот инструмент обладает множеством возможностей. К примеру, можно воспроизводить не один звук, а сразу несколько, что делает фортепиано похожим на целый оркестр.
Популярность фортепиано
Это качество делало инструмент привлекательным для музыкантов и композиторов еще с далеких времен. Именно поэтому для множества музыкальных произведений были написаны именно партитуры под фортепиано. История этого инструмента можно считать довольно длинной и интересной. Так, в послевоенные годы (имеется ввиду Первая Мировая война), многие люди хотели стать владельцами именно фортепиано. И это было весьма естественным желанием, которое можно сравнить с современной необходимостью каждой семьи в телевизоре или компьютере. Соответственно, хотя бы один из членов семьи был знаком с музыкальной грамотой и умел играть на фортепиано.
Что следует сказать о джазовом направлении, то музыканты имели свои преимущества, играя на этом инструменте. Но количество преимуществ равнялось количеству недостатков при использовании фортепиано. Этому инструменту в джазе может быть отведена сольная роль благодаря тому, воспроизводить звуки на нем можно и в две руки. Но вот недостатком является то неприятный факт, что если музыканту уже довелось взять один аккорд, то тембр его звучания уже изменить не получится. А именно эта особенность отличает джаз от других музыкальных направлений.
Европейский и африканский варианты игры
То есть, пианисту в джазе отводится несколько иная позиция, чем, к примеру, в классическом варианте исполнения. Другие же позиции в джазе занимает фортепиано в сравнении с теми же духовыми музыкальными инструментами. Это и является основой причиной, почему джазовому пианисту необходимо быть в постоянном поиске новых приемов игры.
В основе данных приемов лежат такие принципы:
— страйд – блюзовый вариант исполнения;
— буги-вуги – вызвавший противоречия между белым и черным джазом.
История страйда начинается еще с того периода, когда южные регионы были охвачены гражданской войной. Блюз, зародившийся в то время, положил начало развитию африканской музыки. А джазовое направление в то время даже не возникло как таковое. Но после его представители переняли манеру исполнения блюзовых композиций. Из известных страйд-пианистов можно назвать Джона Смита. А вот буги-вуги связывают с именами Томми Дорси и Мика Лакса.
Источник
Джазовое фортепиано
Джазовое фортепиано — собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. Фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля. Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов. Наряду с гитарой, вибрафоном, другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.
Источники
- Metaphors For The Musician от Randy Halberstadt: ознакомление с практически всеми аспектами джазового фортепиано
Примечания
Ссылки
- Jazz on Piano — портал и блог посвящённый секретам джазового фортепиано
- DailyImprov.net — примеры сольных джазовых импровизаций на фортепиано
Джаз | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Topics | «Джаз» • Jazz Age • Джаз бэнд • Jazz poetry • Jazz royalty • Джазовый стандарт • Биг-бэнд • Импровизация • Джем-сейшн • Скэт • Страйд • Swing performance | ||||||||||
Инструменты | Jazz bass • Jazz drumming • Гитара в джазе • Джазовое фортепиано • Jazz violin • Vocal jazz | ||||||||||
Стили | Asian American jazz • Cape jazz • Chamber jazz • Crossover jazz • Джаз-блюз • Jazzstep • Latin jazz • M-Base • Mainstream jazz • Neo-bop jazz • Orchestral jazz • Smooth jazz • Trad jazz • West Coast jazz • Авангардный джаз • Бибоп • Босанова • Джаз-мануш • Джаз-рэп • Джаз-фанк • Джаз-фьюжн • Диксиленд • Кул-джаз • Модальный джаз • Ню-джаз • Панк-джаз • Пост-боп • Свинг • Ска-джаз • Соул-джаз • Фри-джаз • Хард-боп • Эйсид-джаз • Новоорлеанский или традиционный джаз • Афро-кубинский джаз | ||||||||||
Списки |
| ||||||||||
Года в джазе | Pre-1920: • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 • 1920-е: • 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 • 1930-е: • 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 • 1940-е: • 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 • 1950-е: • 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 • 1960-е: • 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 • 1970-е: • 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 • 1980-е: • 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 • 1990-е: • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000-е | ||||||||||
Дискографии | Blue Note • BYG Actuel • Cobblestone • CTI • ECM • ESP-Disk • Flying Dutchman • Freedom • Groove Merchant • Impulse! • India Navigation • Landmark • Mainstream • Milestone • MPS • Muse • Prestige • Riverside • Strata-East |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Джазовое фортепиано» в других словарях:
Детская музыкальная школа № 1 (Обнинск) — Детская музыкальная школа № 1 города Обнинска (МОУ ДОД «ДМШ № 1») Основана 1956 Директор Николай Константинович Салтыков Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 3 … Википедия
Детская школа искусств № 1 (Обнинск) — МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» Основана 1956 Директор Наталья Анатольевна Полякова Адрес 249031, Калужская область, г. Обнинск, улица Маршала Жукова, дом 8 Телефон Work+ 7 48439 6 35 10 … Википедия
Свинг (жанр) — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с www.e reading.org.ua практически бе … Википедия
Джаз — У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия
Tesla Boy — Тэсла Бой Основная информация … Википедия
Новоорлеанский или традиционный джаз — Возможно, эта статья скопирована здесь и … Википедия
Биг-бэнд — Направление: джаз Истоки: свинг Место и время возникновения: 1920 е, США Годы расцвета: начало 1930 х конец 1940 х … Википедия
Хард-боп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Страйд — Страйд, полное название англ. Harlem Stride (Piano), буквально «Гарлемский шагающий» джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки арпеджио,… … Википедия
Бибоп — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Источник
Этот нестареющий джаз
Джазовая музыка – особый пласт культуры со своей историей и своими особенностями. Он ни на что не похож, самобытен и не подчиняется никаким классическим законам. А джаз на фортепиано изначально не исполнялся вовсе. Впрочем, все по порядку.
Немного истории
Ни один музыкальный жанр не вызывает столько разногласий сколько джаз. Родившись в негритянских кварталах Нового Орлеана в начале 20 века, очень скоро неугомонный и скандальный джаз распространился по всему миру. У одних он вызывал восхищение, у других – поклонение, а у третьих – бурное негодование и раздражение. Но, несмотря на скандальное происхождение, джазовая музыка сумела покорить сердца людей и прочно завоевать свои позиции в мире музыки. Уличные джаз-банды постепенно перерастали в профессиональные оркестры и ансамбли, а к традиционным саксофонам, трубам и ударным подсоединились гитары, пианино, контрабасы. Родившись как уличный оркестровый жанр, он развивался и совершенствовался, и сегодня множество композиторов пишут пьесы не только для ансамблевого исполнения, но и для одного инструмента. Так, джаз на фортепиано стал не менее популярен, чем для группы медных духовых. А еще очень популярен джаз в вокальной музыке.
А что же, собственно, такое – джаз?
Если кратко – импровизация, основанная на угловатых синкопированных ритмах, своеобразных мелодических оборотах и диковинной, по сравнению с классикой, гармонией. Помните, как в русских народных танцах часто идет соревнование – кто во что горазд – этот вприсядку, а этот вприпрыжку, а девочка-то как сальто накручивает, и как только голова не закружится. Так же и в джазовом ансамбле – задана тема и ритм и вот выходит трубач и выдает нечто, что восхищает публику. А потом пианист джаз на фортепиано сыграет, да так, что слушатель впадает в экстаз и уже с нетерпением ждет – а какое же соло будет у следующего исполнителя.
Джазовую музыку не спутаешь ни с чем. Даже несведущий в музыке человек, услышав буги-вуги или регтайм, сразу скажет – звучит джаз. В СССР он был запрещен только потому, что считался «чужой» музыкой, «буржуазной».
Не стареет джаз. Сегодня это уже не уличные оркестры негритянской молодежи. Сегодня это целые отделения в колледжах искусств и консерваториях. Научиться играть джаз на фортепиано или любом другом инструменте довольно непросто – ведь для этого надо быть чуть-чуть бесшабашным, немного раскованным и очень творческим человеком.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть совершенно потрясающее выступление Сергея Жилина и джаз-банды “Фонограф”. Звучит обработка песни Исаака Дунаевского «Стрелки». Обратите внимание, как инструменты по очереди солируют, демонстрируя свое мастерство, и насколько зажигательная музыка. Пианист просто чудо, впрочем, как и весь коллектив.
Источник
Джазовое фортепиано — Jazz piano
Джазовое фортепиано — это собирательный термин для обозначения техник, которые пианисты используют при исполнении джаза . Фортепиано является неотъемлемой частью джазовой идиомы с момента ее создания, как в сольных и ансамблевых настройки. Его роль многогранна, во многом благодаря сочетанию мелодических и гармонических возможностей инструмента . По этой причине это важный инструмент джазовых музыкантов и композиторов для преподавания и изучения теории джаза и аранжировки, независимо от их основного инструмента. В более широком смысле фраза «джазовое пианино» может относиться к аналогичным техникам на любом клавишном инструменте.
Наряду с гитарой , вибрафоном и другими клавишными инструментами пианино является одним из инструментов в джазовой комбинации, которая может играть как отдельные ноты, так и аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба .
СОДЕРЖАНИЕ
Начало
Новый стиль, известный как «шаг» или «гарлемский шаг», появился в 1920-х годах, преимущественно в Нью-Йорке . Джеймс П. Джонсон был выдающимся приверженцем. Левая рука использовалась для установления ритма, а правая рука импровизировала мелодии.
Техника
Изучение джазового фортепиано
Освоение различных аккордов — от простого до продвинутого — является первым строительным блоком в изучении джазового фортепиано. Техника джазового фортепиано использует все аккорды, встречающиеся в западной художественной музыке, такие как мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные, седьмые, уменьшенные седьмые, шестые, второстепенные седьмые, мажорные седьмые, приостановленные четвертые и т. Д. Второй ключевой навык — это научиться играть в ритме свинга и «чувствовать». В джазе корни клавишных инструментов обычно не используются, поскольку эта задача возлагается на контрабасиста . Джазовые пианисты также широко используют аккордовые «расширения», такие как добавление к аккорду девятой, одиннадцатой или тринадцатой ступени шкалы. В некоторых случаях эти удлинения могут быть «изменены», т. Е. Заострены или сглажены, как в случае хорды «острый 11».
Следующий шаг — научиться импровизировать мелодические линии, используя гаммы и аккорды. Эта способность совершенствуется после длительного опыта, включая длительную практику, которая усваивает физические навыки игры и технические элементы гармонии, и требует большого естественного «слуха» для импровизированного создания музыки. Когда джазовые пианисты импровизируют , они используют гаммы, лады и арпеджио, связанные с аккордами в последовательности аккордов мелодии. Подход к импровизации изменился с самых ранних эпох джазового фортепиано. В эпоху свинга многие солисты импровизировали «на слух», украшая мелодию орнаментом и передавая ноты. Однако в эпоху бибопа быстрый темп и сложные последовательности аккордов делали все труднее играть «на слух». Наряду с другими импровизаторами, такими как саксофоны и гитаристы, джазовые пианисты эпохи бибопа начали импровизировать над сменой аккордов, используя гаммы (целая шкала тонов, хроматическая шкала и т. Д.) И арпеджио.
Стили
Джазовое фортепиано (техника) и сам инструмент предлагают солистам исчерпывающий выбор. Можно сыграть басовый регистр в стиле остинато , популярном в стиле буги-вуги , где левая рука многократно повторяет фразу на протяжении всей песни, как это исполняет Роб Агербик в «Boogie Woogie Stomp». Левая рука также может использоваться как мелодическая контралайд, имитирующая ходьбу вертикального баса . В степ-фортепьяно (аналогично раннему рэгтайму ) левая рука быстро играет чередующиеся позиции между нотами в басовом регистре и аккордами в регистре тенора, в то время как правая рука играет мелодию и импровизирует, как это сделано в «Лизе» Джорджа Гершвина. Правая рука может играть мелодические линии или гармоническое содержание аккордов или октав. Она также может быть воспроизведена в ноге с левой рукой, используя двойной мелодию блок аккорда под названием «заперты руки» озвучиванием или Shearing озвучивание -a техника популяризировал, хотя и не придуман, пианист и набор лидера Джорджа Shearing .
Ансамблевая роль
Джазовое фортепиано сыграло ведущую роль в развитии джазового звучания. Раньше черные джазовые музыканты создавали рэгтайм на фортепиано. По мере развития жанра фортепьяно обычно фигурировало в ритм-секции группы, которая обычно состояла из одного или нескольких инструментов, состоящих из фортепиано, гитары, баса, барабанов или других инструментов, таких как вибрафон.
Со временем исполнение фортепианного аккомпанемента в ансамблевых наборах, а затем и в оркестрах изменилось с преимущественно хронометража (состоящего из повторяющихся левых фигур) на более гибкую роль. В конце концов, опытный пианист был свободен как вести, так и отвечать инструментальному солисту, используя как короткие, так и продолжительные, аккордовые и мелодические фрагменты — техника, известная как « компилирование ». Хорошие музыканты были способны воспроизводить множество разных аккордов, чтобы соответствовать различным настроениям, к которым стремились разные солисты. Вначале не все ведущие пианисты были озабочены компилированием. Другие — особенно Дюк Эллингтон , прославившийся во время Гарлемского Возрождения в Cotton Club — заслужили большое уважение как среди участников группы, так и среди других музыкантов. Эллингтон с энтузиазмом поддержал солиста и много сделал для развития техники.
Джазовое пианино отошло от исполнения соло-мелодии и превратилось в основу для песенных наборов; вскоре в качестве солистов выступили искусные джазовые пианисты. В 1940-х и 1950-х годах появилось несколько великих пианистов. Такие пианисты, как Телониус Монк и Бад Пауэлл, помогли создать и утвердить звучание бибопа . Билл Эванс опирался на стиль Бада Пауэлла, добавляя в его игру отчетливого классического влияния, в то время как Оскар Петерсон продвигал ритмические вариации и находился под влиянием стиля Арта Татума , Тедди Уилсона и Ната Кинга Коула . Винтон Келли , Ред Гарланд , Херби Хэнкок и Кит Джарретт также были выдающимися пианистами, игравшими с Майлзом Дэвисом . Томми Флэнаган был показан Джоном Колтрейном в его хитовом альбоме Giant Steps . Маккой Тайнер также является влиятельным игроком, игравшим с Колтрейном.
Источник