Что такое еловый топ у гитары

MasterGitar.com

Когда вы выбираете гитару, то естественное желание узнать из чего она сделана. Если гитара приобретается у гитарного мастера, то проблем быть не должно. Гитарный мастер расскажет из чего сделана каждая часть. Но самое важное, не будет никаких расплывчатых формулировок, массив ли это древесины или фанеровка.

Иная ситуация с гитарами в магазинах. Маркетологи подсказали, что называть фанеру фанерой — это как-то слишком прямолинейно, поэтому решили просто называть её торговым названием древесины, из которой сделан внешний слой фанерованной гитары. Т.е., если вы видите, что в спецификации к гитаре написано, что корпус или обечайки и дно из палисандра(только название дерева без всяких уточнений), то значит, скорее всего у вас в руках гитара со шпоном палисандра на внешнем слое.

В случае с гитарами из массива дерева, т.е. цельного, без всяких фанеровок, те же маркетологи уже подсказали, что информацию эту надо подчеркнуть и с каждым названием древесины использовать слово SOLID или цельная.

Ещё раз на примере. Если в буклете к гитаре написано:

  • Top (или Soundboard, что значит дека) — Cedar (кедр), то значит дека этой гитары сделана из некой слоеной конструкции, у которой внешний шпон сделан из кедра.
  • Top — Solid Cedar — вот эта строчка означает, что гитара имеет деку из массива кедра. Дополнительное слово Solid.

Для обечаек и дна это уточнение также должно быть, но такая путаница возникает редко, так как гитара из массива это дорогая вещь. Выглядит это по-английски — back&sides — Solid american mahogony или по-русски обечайки и дно из цельного красного дерева.

Как правило, тот факт, что используется цельное дерево делается хорошо заметным, на гитаре налеплены всякие ярлычки с надписями, типа Solid Top. Другими словами, если вы нигде не видите этих надписей, то повод дополнительно убедится из чего сделана гитара.

Конечно, тот факт, что при изготовлении гитары применено настоящее дерево отражается на его цене. И если с декой из массива кедра гитара может стоить только на несколько сотен долларов дороже, то гитара полностью из массива будет стоить дорого и с фанерой это не перепутаешь.

Надо отметить, что существуют техники формирования обечаек гитары из двух типов дерева, снаружи палисандр или сверхплотная порода, а внутри что-то помягче, типа красного дерева. Используется эта техника мастерами, поэтому никаких секретов при покупке быть не должно. Фанеровка такой способ или нет вопрос спорный, так как переклеивается не какая-то техническая древесина, а массив специально подготовленных ценных пород. Не путайте это с фабричным вариантом.

Где-то тут упомним и про фабричные техники фанеровки, которые часто называются словами однокоренными со словом ламинирование. Об этом и речь, что гитара делается из слоеной структуры с ценной породой наружу. Я рекомендую обратить особое внимание на деку гитары и постараться купить инструмент с цельной декой. Как правило, это будет кедр. Испанские фабрики очень хорошо освоили эту технологию.

Конечно, ситуация не выглядит таким образом, что те кто хочет купить массив, будучи обманутыми, покупают фанерованные гитары. Скорее тем, у кого есть деньги только на фанерные гитары, дополнительно не напоминается о том, что за эти деньги они смогут купить только фанеру. Маркетинг — это психология человека, а она очень ранимая. А изготовители очень услужливы.

Как увидеть из чего сделана дека гитары

При выборе гитары вы можете попробовать убедиться из чего сделана дека, посмотрев в торец слоев. Торец слоев должен быть виден у звукового отверстия. Если гитара не новая, то торец может быть виден в иных местах: снят гриф или отломан кант. Часто торец отверстия закрыт каким-то пластиком, это дополнительный повод засомневаться.

На торце дерева вы должны увидеть рисунок слоев, который является продолжением структуры слоев с внешней стороны, это вертикальные или идущие под некоторым углом линии. Если такого рисунка нет, то это хороший повод засомневаться, что дека сделана из массива. Если же вы четко видите бутерброд из трех частей, то будьте уверены у вас фанера. Обратите внимание, что внешний слой очень тонкий, до 1мм.

Итак, фото для иллюстрации описанного выше.

На первом фото ниже мы видим торец деки в звуковом отверстии. Это явная фанеровка. Сверху и снизу тонкий слой ели, в середине что-то неизвестное.

И сразу массив, чтобы стало понятно. На самом первом фото статьи изображен торец звукового отверстия деки из массива ели и ещё одно фото ниже, где можно четко разглядеть вертикальные линии слоев дерева.

Дополнительно ещё несколько фотографий явно фанерованых дек. Был отломан кант и взору явно предстала слоеная структура деки. Четко видно, что слои внешнего слоя никуда не продолжаются. В середине нечто светлое. Это вид деки старой чешской Кремоны, такая же картина и у старых немецких Музим.

Фото, на котором в пазе крепления грифа хорошо видна слоеная структура не только деки, она измеряется линейкой, но и обечаек.

Источник

Виды древесины из которой делают гитары

Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.

  1. Ash – ясень
  2. Maple – клен
  3. Rosewood – палисандр
  4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
  5. Alder – ольха
  6. Poplar – тополь
  7. Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
  8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
  9. Spruce – ель
  10. Walnut – орех (Almires)

Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары

Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.

Источник

Оцените статью