- Бой на гитаре (12 видов)
- Вводная информация
- Бой на гитаре – схемы и виды
- Бои на гитаре для начинающих
- Бой шестерка
- Бой восьмерка
- Бой четверка
- Блатной бой
- Бой Цоя
- Бой Высоцкого
- Испанский бой
- Бой Розенбаума
- Бой регги
- Бой кантри
- Вальсовый бой
- Чеченский бой
- Глушение струн на гитаре
- Переборы на гитаре
- Виды переборов
- Красивые переборы
- Как прокачать занятия на гитаре с метрономом за 10 шагов
- 1 — Проходим две стадии непопадания в метроном
- 2 — Добиваемся точного попадания в удар метронома
- 3 — Учимся слушать метроном одновременно с музыкой
- 4 — Наша музыка живая и у неё есть пульс
- 5 — Заполняем пустые отрезки метра ритмом
- 6 — Большинство самоучек на гитаре так не умеют
- 7 — Сдвиг по фазе и переход на уровень «эксперт»
- 8 — Детский сад, штаны на лямках
- 9 — Как заниматься на гитаре под метроном
- 10 — Что играть на гитаре под метроном
- Чем ещё полезны эти упражнения с метрономом
- Какой тип метронома лучше для занятий на гитаре
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Гитара по-взрослому для самоучек
Бой на гитаре (12 видов)
Вводная информация
Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать ритмические рисунки, каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, как играть бой на гитаре, а также покажет основные виды данного приема игры.
Бой на гитаре – схемы и виды
Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.
Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.
Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.
Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Посмотреть уроки курса
Бои на гитаре для начинающих
Бой шестерка
Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.
Бой восьмерка
Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.
При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.
Бой четверка
Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.
Блатной бой
Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».
Бой Цоя
Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.
Бой Высоцкого
Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.
Испанский бой
Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.
Бой Розенбаума
Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх). То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.
Бой регги
А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.
При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.
Бой кантри
Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.
Вальсовый бой
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Чеченский бой
Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.
Глушение струн на гитаре
Важным моментом в том, как научиться играть бой на гитаре, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.
Переборы на гитаре
Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.
Виды переборов
Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.
Красивые переборы
Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.
Источник
Как прокачать занятия на гитаре с метрономом за 10 шагов
Мало кто может сразу заниматься на гитаре под метроном. В лучшем случае начинающий гитарист просто не попадает в метроном. Но нередко метроном сильно раздражает новичков тем, что мешает им играть.
Гитаристу надо научиться одновременно слушать и метроном и свою музыку. Этот навык требует отработки, и для начала следует заниматься с метрономом отдельно.
1 — Проходим две стадии непопадания в метроном
На первой стадии гитарист просто не попадает в метроном и даже не слышит этого. Если за процессом не следит педагог, фаза может сильно затянуться.
Происходит это из-за того, что начинающему гитаристу не хватает внимания сразу на всё. Играя, он слышит только себя, будучи уверенным, что всё ещё держит в голове стук метронома. Но это не так.
На второй стадии гитарист уже слышит сигналы метронома во время игры. Но навык ещё столь неустойчив, что мозг начинает чудить. На этот раз гитаристу кажется, что он играет ровно, а метроном то бежит, то отстаёт.
Обе фазы в сумме длятся довольно долго. И в это время вы лишь учитесь применять метроном, а не занимаетесь с ним. Этот период можно сильно сократить, если начать с простых действий.
Уберите на время гитару из рук. Нам нужны только ладони и голос.
2 — Добиваемся точного попадания в удар метронома
Запустите метроном на 60-70 ударов в минуту (или bpm) без выделения сильных и слабых долей. На механике так будет по умолчанию. В электронном чаще всего надо поставить размер 1/4 или 1 beat.
Ниже — общая схема занятий с метрономом. В левом верхнем углу обозначено, что один удар метронома условно принят за четверть по длительности. Темп — 60 ударов в минуту. «V» над нотами означает удар метронома. Ноты — это хлопки руками.
Упражнения с метрономом
Первая задача — хлопать в ладони чётко в удар метронома. Ни на долю секунды ни позже ни раньше.
Мы не просто так отложили гитару. Важно отсечь всё, что отвлекает, и слушать только метроном. Поэтому — короткие чёткие хлопки. Никаких раскачек, танцев и махов руками. Все оттяги, свинги и сложные ритмы — позже.
Закрепив результат, усложните задание. Увеличьте темп до 100-120 bpm, а потом снизьте до 30-40 bpm. Каждый раз снова добейтесь уверенного попадания в стук метронома.
Важно менять темп в обе стороны. Так как попадать в медленные удары ничуть не легче, чем в быстрые. При этом вы сразу тренируете выдержку, которая понадобится вам, чтобы заниматься правильно в медленном темпе.
3 — Учимся слушать метроном одновременно с музыкой
Однако на этом этапе гитара всё ещё лежит в стороне. Мы используем самый близкий нам инструмент. Это наш собственный голос.
Хлопаем под метроном четвертями
Руками хлопаем, как и прежде, а вслух считаем. РАЗ-и-ДВА-и-ТРИ-и-ЧЕТЫРЕ-и. И так далее по кругу. Цифра приходится на удар метронома, а «и» — на паузу между ударами. Важно соблюдать два правила.
Во-первых, считать обязательно вслух. Кто думает, что считать про себя — это одно и то же, возьмите гитару. Сыграйте что-нибудь, думая о чём-то. А потом сыграйте, думая об этом же вслух. Как говорится, почувствуйте разницу.
Во-вторых, счёт должен быть таким же чётким и отрывистым, как и хлопки. То есть, никаких протяжных распевов. Если трудно сразу идти на четыре счёта, можно начать с РАЗ-и-ДВА-и.
Как и прошлый раз, получив стабильный результат, шлифуем его в разных темпах.
4 — Наша музыка живая и у неё есть пульс
Что такое музыкальный метр, который отмеряет метроном? Если сухо, то это комбинация сильных и слабых долей. А если красиво — это пульс музыки. То, что делает музыку живой.
Однако, несмотря на поэзию, пульс можно измерить. И единицей пульсации у нас будет доля. А что же есть источник пульса? Конечно же, сердце. И стучит оно в своём ритме.
Ранее мы уже обсуждали, что музыка невозможна без ритма. Понять связь между ритмом и метром, то есть, пульсом музыки, не так сложно. Нащупаем пульс на руке. Тук-Тук-Тук. Или нет, чтобы не путаться, возьмём Пик-Пик-Пик. Теперь слушаем сердце ухом и ясно слышим Тук-тук-пауза — Тук-тук-пауза — Тук-тук-пауза. Это и есть ритм.
То есть на каждый толчок пульса «Пик» идёт двойной удар сердца «Тук-тук» и пауза. В следующем такте всё повторяется. Важно отметить, что пульс может ускоряться и замедляться. Ритм сердца при этом всё равно чётко вписывается в границы пульсаций. Ни слабые удары, ни паузы в другой такт не переходят.
Снова вернёмся от поэзии к сухой теории и терминам. Но на этот раз с ясной картиной в голове. Ритм — это организация музыки во времени. То есть комбинация звуков и пауз разной длительности внутри равных отрезков времени.
Одно без другого не существует. Удары метронома лишь отмеряют равные отрезки времени. Изначально они не наполнены ничем. Музыкальным метром, то есть комбинацией сильных и слабых долей, их делает гитарист, наполняя пустоту ритмом.
А наполнить можно чем угодно. Значит, один удар метронома не равен ничему. Точнее, он равен той длительности или их сочетанию, которое в данный момент условно назначил гитарист.
Один удар может означать четверть. А может и восьмую. Может и ту же четверть, но в виде двух восьмых или четырёх шестнадцатых. Или если вы пилите на спор «Полёт шмеля», то и целый такт.
Это мы и применим на новом этапе упражнений с метрономом.
5 — Заполняем пустые отрезки метра ритмом
Ещё немного теории для ясности. Примем условно удар метронома за четверть по длительности. Это, как правило, стандарт по умолчанию. То есть в этот же удар входит две восьмых или четыре шестнадцатых.
Считать четверть принято как «Раз-и». Значит на цифру и на «и» считаем по одной восьмой или по две шестнадцатых.
Шагом ранее вы уже учились вставлять счёт «и» в паузы между ударами метронома. Теперь добавим к счёту хлопки. На этот раз так же чётко хлопаем и на цифру и на «и». Считать надо, как и прежде, или до двух или до четырёх.
Хлопаем под метроном восьмыми
Освоив ровные попадания в метроном восьмыми, уже привычно закрепляем навык в разных темпах.
Далее повторяем успех с шестнадцатыми. В этом упражнении нам надо совместить один удар метронома, счёт «Раз-и» и четыре хлопка. Если все предыдущие упражнения сделаны добросовестно, вы удивитесь, как быстро это у вас получится.
Хлопаем под метроном шестнадцатыми
6 — Большинство самоучек на гитаре так не умеют
Настало время выйти на заоблачные для многих самоучек высоты. Мы подошли к этапу свободного владения метрономом. Начнём с разминки. А именно — с триолей.
Триоль — это три восьмых, равных по длительности двум восьмым или одной четверти. Как вы уже поняли, на один удар метронома мы теперь будем хлопать три раза. Поначалу весьма трудно не сбиваться на восьмые или шестнадцатые. Но с практикой приходит устойчивый навык.
Хлопаем под метроном триолями
Кроме того, очень неудобно считать под триоли парные «Раз-и». А делать упражнение с голосом по-прежнему крайне важно. Но есть способ облегчить страдания. Меняем счёт на слово из трёх слогов. Вместо цифр у нас будет звучать, скажем, «Яб-ло-ко».
7 — Сдвиг по фазе и переход на уровень «эксперт»
Вспомним, что метр в музыке — это набор сильных и слабых долей. В чём же их сила и слабость? В расстановке акцентов.
Сравните сами. ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ-ПАМ — это работа парового молота. А ПАМ-пам-пам-ПАМ-пам-пам — это изящный вальс.
Уметь расставлять акценты на гитаре особенно важно, так как это полифонический инструмент. То есть он звучит как целый оркестр. Это значит, что выделять можно и голоса в целом и отдельные ноты внутри каждого голоса.
В таком сочетании это не всегда акцент на ноте, которая «просится сама». Точнее, всегда у плохого гитариста. А от хорошего такая трудная задача требует умения делать акценты произвольно.
Для тренировки этой способности нужно применить сдвиг по фазе. Те же упражнения с триолями и шестнадцатыми, но с ударом метронома на разные доли счёта. Например, яб-ЛО-ко или яб-ло-КО для начала.
С шестнадцатыми будет посложнее. Помните, на цифру и на «и» приходится по два хлопка. То есть попасть в удар надо, например, вторым хлопком цифры три. Или первым хлопком второго «и». Артикуляция голосом должна быть по-прежнему чёткой, цифра на удар, «и» на паузу между ударами.
Как обычно, занимайтесь до изнеможения и потом ещё немножко. Это шутка, конечно. Сделать все эти упражнения с нуля за один день нельзя. Нужно каждый день качественно выполнять определённую часть, и встраивать их в общее занятие на гитаре.
8 — Детский сад, штаны на лямках
Так вам покажется на следующем этапе, потому что нужные для него навыки уже отработаны. На этом шаге надо понять, что метр в пьесе постоянен, а ритм внутри метра изменчив.
Для этого будем хлопать под метроном, произвольно меняя длительности. То есть чередуем в любом порядке четверти, шестнадцатые, триоли и восьмые. Правда, легко?
Тем не менее, это результат проделанной работы, а не лёгкости самого задания. Начни вы с него, так просто у вас бы не вышло.
9 — Как заниматься на гитаре под метроном
И вновь к главной теме, но уже в полной готовности. Теперь вы обязательно услышите и музыку и метроном вместе. Однако не стоит торопиться и играть под метроном всё сразу.
К звуку гитары и моторике пальцев тоже надо привыкнуть. Напомню, что до сих пор мы слушали голос, а не звук струн. И хотя речевой аппарат тесно связан с мелкой моторикой, мы хлопали, а не шевелили пальцами.
Поэтому занятия на гитаре под метроном начинаем с простых действий. Просто повторяем все упражнения, но вместо хлопков дёргаем пальцами открытую струну. Или бьём по всем струнам. В зависимости от того, кто в каком стиле и на какой гитаре учится. Во втором случае рекомендую приглушить струны пальцами левой руки, чтобы не было шума.
Этот цикл не займёт много времени, так как основной навык попадания в метроном уже сформирован.
Осталось научиться слушать стук метронома, не отвлекаясь на работу пальцев левой руки. Для этого как нельзя лучше подойдут гаммы в аппликатуре Сеговии. К тому же ступени гаммы можно играть любой длительностью.
То есть ни что не мешает делать уже привычные упражнения. Например:
Гаммы в аппликатуре Сеговии под метроном
- Четвертями до-ре-ми и т.д.
- Восьмыми до-до — ре-ре — ми-ми и т.д.
- Триолями до-до-до — ре-ре-ре — ми-ми-ми и т.д.
- Шестнадцатыми до-до-до-до — ре-ре-ре-ре — ми-ми-ми-ми и т.д.
- Комбинациями шестнадцатых и восьмых до-до-до-до-ДО-ДО и т.д.
Описанный путь только кажется длинным. Однако вы раз и навсегда учитесь работать с важным инструментом. Освоив этот навык, вы резко повысите эффективность своих основных занятий на гитаре. Это всё равно быстрее, чем учиться двум делам за раз. И в итоге не делать хорошо ни одного.
10 — Что играть на гитаре под метроном
Играть ли с метрономом только упражнения, только пьесы или и то и другое? Это во многом вопрос каждого конкретного случая.
Есть упражнения на технику, где метроном просто не нужен. И есть ритмические упражнения, в которых без метронома вообще никак.
Если разучивать пьесу всегда с метрономом, то можно добиться идеальной ровности. И тем самым неожиданно сделать её безжизненной. Ведь естественные движения человека отличаются от точных движений робота кучей мелких отклонений. Это и делает их живыми.
Поэтому работа над пьесой с метрономом нужна только на некоторых этапах. Когда нужно понять общий пульс и ритм пьесы. Потом чтобы плавно нарастить темп выученной пьесы до нужного. Но первые разборы и последние доводки происходят без метронома. Вначале он не нужен, а в конце нужно добавить живой исполнительской агогики.
Чем ещё полезны эти упражнения с метрономом
Мой личный опыт самоучки показал, что эти упражнения дают и побочные бонусы. Во-первых, это параллельно начальная тренировка чувства ритма. Во-вторых, точный короткий счёт и хлопки закладывают навык слитной игры на гитаре. Как это? — спросите вы. Ведь хлопки и счёт именно отрывистые. В этом и фишка.
Бич начинающих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Можно понять, о чём речь, если представить, как человек говорит каждое слово отрывисто по слогам. Музыка звучит так же некрасиво. Тому есть чисто технические причины, но корень проблемы в том, что гитарист не слышит себя. Пока это так, о технике игры никто не думает.
Тренируясь попадать в метроном, ученик начинает слушать. Это уже полдела. Но чтобы устранить дырки между нотами, надо поработать над техникой игры. Помимо рассинхрона рук, который исправляется другим способом, есть ещё ранний перенос пальцев левой руки.
В том смысле, что с одной ноты на другую пальцы переставляются долго и заранее. В момент отпускания струна глохнет и молчит до нового зажатия. Таким образом образуется некрасивая пауза.
Также струна глохнет из-за ранней подготовки пальцев правой руки. Палец дёргает струну не слёту, а предварительно ставится на неё. В этот момент струна глохнет раньше времени и молчит до следующего щипка.
Чтобы это исправить, надо научиться:
- держать ноты до последнего;
- в нужный момент быстро и точно переставлять пальцы;
- дёргать струны вскользь.
Именно такой подход к быстрым точным движениям вы и тренируете на коротких хлопках. Косвенно, конечно. И сам навык требует отдельной проработки. Но вектор выходит правильный.
Хотя есть и специальное упражнение с метрономом как раз на эту тему. Замерьте время звучания струны, зажатой на каком-то ладу. Поделите его на 6-8 ударов метронома. Если совсем туго, для начала можно и на 4.
Нота должна звучать весь цикл ударов. С первым ударом нового цикла эта нота прекращает звучать и одновременно берётся новая нота. Ни один удар метронома не должен прозвучать в тишине.
Какой тип метронома лучше для занятий на гитаре
Выбрать механический или электронный метроном — дело вкуса. И тот и другой отмеряют равные отрезки времени и помогают держать темп.
Преимущества электроники — компактность, лёгкость, набор звуков на выбор и цена. Возможность установить ритм, а не только метр, как на механике — одновременно и удобство и недостаток.
Играть по сигналу каждую ноту и правда удобно. Но это же и притупляет развитие внутреннего чувства ритма. Хороший гитарист должен сам уметь заполнить тишину между ударами метронома. Особенно когда речь идёт о полиритмии на полифоническом инструменте.
Это не только развивает навык играть ровно и одновременно свободно. Но также и открывает дорогу к овладению свингом, оффбитами и прочими ритмическими хитростями, рождающими грув. Или тот самый кач, который заставляет слушателей пританцовывать под вашу музыку. Но это уже другая большая тема.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Источник