Что такое энгармонически равные ноты

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.

Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:

Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),

Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),

До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)

минорные (параллельные мажорным):

соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),

ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),

ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).

Дополнение по квинтовому кругу:

Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.

Буквенное обозначение нот:

Пояснения по кварто-квинтовому кругу:

1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).

2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.

Ля — ми — си -фа диез-до диез–соль диез – ре диез-ля диез минор

3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы

Ля — ре- соль- до- фа- си бемоль-ми бемоль-ля бемоль мино

Дополнение по энгармонически равным тональностям:

В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.

Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:

— мажорные (+см.рамочки в круге)

Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.

Источник

Что такое энгармонически равные ноты

В статье «Знаки альтерации» ( читать ) рассмотрены названия этих знаков. В рамках этой статьи мы рассмотрим, как разные знаки альтерации могут служить для обозначения одного и того же звука.

Энгармонизм звуков

Любой звук может быть построен как повышением основной ноты (находящейся ниже на полутон), так и понижением основной ноты (находящейся выше на полутон) .

Рисунок 1. Чёрная клавиша находится между двумя белыми

Посмотрите на рисунок 1. Две стрелки указывают на одну и ту же чёрную клавишу, однако начала стрелок лежат на разных белых клавишах. Красная стрелка обозначает повышение звука, а синяя — понижение. Сходятся обе стрелки на одной и той же чёрной клавише .

В этом примере наша чёрная клавиша даёт звук:

  • Соль-диез, если рассматривать вариант с красной стрелкой;
  • Ля-бемоль, если рассматривать вариант с синей стрелкой.

На слух, а это важно, соль-диез и ля-бемоль звучат абсолютно одинаково, ведь это одна и та же клавиша. Вот такое равенство нот (т.е. когда они одинаковы по высоте, но имеют различные названия и обозначения) называют энгармонизмом звуков .

Если Вам не совсем понятно, настоятельно рекомендуем посмотреть статью «Знаки альтерации» (читать). Вы сможете послушать звуки, а также увидите наглядно, каким образом получаются названия для чёрных клавиш.

Энгармонизм звуков — термин, означающий то, что слышится одинаково, но записывается по-разному в зависимости от ситуации.

Источник

Энгармонизм

Энгармони́зм (от др.-греч.ἐν— «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Это в современной музыкальной системе, которое вызывает особые сложности в понимании у новичков. Кажется, что нет никакой логики в том, чтобы записывать одни и те же звуки по разному. Зачем все усложнять и писать одну и ту же ноту 3, а то и 4-мя разными способами?

При этом каждый из нас не задумываясь делает подобное в языке. Для одного и того же звука мы используем разные варианты написания:

Йод, Ёж, произнесите эти 2 слова

Иностранец скажет — зачем писать один и тот же звук по разному, если можно просто все звуки писать одинаково. Как слышим, так и пишем:

Што, Пачему, Виласипед и тд

Но любому грамотному человеку понятно, что это не так.

При этом если в языке действуют нормы, которые нам и правда порой непонятны, то в музыке все подчиняется строгим законам, а именно одному — нотная запись должна обозначать расстояние одного звука по отношению к другому и быть универсальной.

Давайте пойдем от противного: Представим, что начинающий музыкант решил записать на ноты трезвучие Cm, которое он взял допустим на гитаре.

Убрав повторяющиеся звуки наш горе музыкант получил аккорд C D# G. Отлично — теперь он может сделать вывод, что для того, чтобы построить аккорд ему нужно взять увеличенную секунду и увеличенную кварту. Строим минорное трезвучие от ноты Ля:

Вот тут у пытливого музыканта уже должен назреть вопрос, ну допустим он не назрел. Он продолжает исследовать теорию и берет аккорд Db мажор и находит в нем ноты:

Получилась формула большая терция + увеличеная секунда.

Все знают, что трезвучие До мажор строится на первой ступени мажорного лада, а в до мажоре знаков нет. Наш музыкант записывает трезвучие до мажор:

Формула Большая терция + большая! Да, что же это такое с этой теорией! Все трезвучия строятся по разному!

А все потому, что мы убрали из наших вычислений важное свойство звуков — их соотношение и ступеневые качества. Если не принимать их во внимание, то можно придумать еще несколько странных формул для трезвучий, которые будут все время разные, но истина в том, что формула трезвучия одна и она предполагает движение через ступень. И это один из плюсов использования энгармонизмов, то есть равенство по звучанию разных по записи и функции звуков.

Конечно же Cm должен быть записан с нотой Eb. Так как двигаясь от ноты C через ступень мы получим ноту E, а затем уже альтерируем ее.

Таким образом, правильная запись помогает нам не просто понять какой звук нужно взять, но и какую роль он выполняет в контексте тональности и как он соотносится с окружающими звуками.

Важно понимать природу происхождения энгармонизма. До появления темперированного строя диезы не были равны бемолям. И до сих пор скрипачи играют бемоли занижая, а диезы завышая.

То есть это были действительно разные по ступени по звучанию, соответственно ошибиться было невозможно, если бы вы взяли аккорд CD#G в нетемперированном строе, то ваши уши не сказали бы вам спасибо:)

Но темперация создала равенство ступеней и звуков, которое тем не менее не сделало их равными по восприятию. Поэтому звуки D# и Eb мы слышим одинаково, но функция их до сих пор разная, то есть так же, как это было до появления темперации.

Поэтому для простого понимания энгармонизма представляете их как омонимы в языке. Мы говорим ключ или ласка и понимаем, что в разных контекстах они имеют разный смысл.

Для понимания смысла записи звуков помните о ступеневом качестве звуков и вы никогда не перепутаете запись диезов, бемолей или дубль диезов и дубль бемолей.

Источник

Тональность: определение, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности

Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии. Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.

Тональность

Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова «тональность»:

  • Тональность — имя лада.
  • Тональность — высота лада.
  • Тональность — высотное положение лада («Элементарная теория музыки», Способин).
  • Тональность (классическая) — это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение («Гармония в западноевропейской музыке IX — начало XX века», Л. Дьячкова).

Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.

Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности

Главные критерии, по которым определяется тональность, — лад (мажор или минор), ключевые знаки альтерации (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).

Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные — это мажор и минор, если одноименные — аналогично.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).

Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.

Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора — на III ступени минора.

Ниже дана таблица параллельных тональностей.

Источник

Что такое энгармонизм

Здравствуйте, уважаемые читатели. Эта статья расскажет вам про энгармонизм и про то, где можно с ним столкнуться.

Вообще энгармонизм — это когда два звука одинаковой высоты имеют различные названия. Например, до диез и ре бемоль. Также мы уже с вами встречались с энгармонически равными интервалами, то есть звучание интервала одно и то же, но названия совершенно разные (см. статью об интервалах, рисунок 3).

Однако, какой в этом всем смысл — есть ли для нас в энгармонизме нечто практически полезное?

Давайте рассмотрим пример, в котором септаккорд станет аккордом с увеличенной секстой (информацию про этот аккорд мы взяли из книги Должанского А.Н. Краткий музыкальный словарь). Как мы знаем септаккорд называется так потому, что между крайними звуками созвучия, состоящего из четырех нот образуется интервал септима (малая или большая), например так:

рис. 1

На рисунке 1 мы записью V7 наверху показали, что у нас доминантсептаккорд в тональности ре бемоль мажор (он строится от пятой ступени), а также отметили, что между крайними его звуками (ля бемоль и соль бемоль) у нас образуется интервал малая септима. Собственно, это обычный малый мажорный септаккорд и ничего особенного.

Однако, при определенных условиях точно такой же по звучанию аккорд будет носить название аккорда с увеличенной секстой. Вы уже догадались, что между крайними звуками такого аккорда будет образовываться интервал увеличенная секста, что то же самое что и наша малая септима.

Да, но самое интересное — это то как получить такой аккорд и какое место он будет занимать вообще в гармонии. Давайте разберёмся. Нам понадобиться вспомнить то, что мы писали про альтерацию и обращения аккордов.

Итак, для того чтобы построить аккорд с увеличенной секстой нам надо взять субдоминанту от второй ступени при мажорной тонике. Допустим у нас тональность До мажор и субдоминантовый аккорд от второй ступени Ре минор семь:

рис. 2

На рисунке 2 мы римскими цифрами отобразили номера ступени, от которой строятся аккорды. Цифра семь означает, что у нас второй аккорд — это септаккорд основного вида. Это нам понятно (почему субдоминанта от второй ступени будет Ре минор читайте в этой статье).

Теперь надо сделать обращение получившегося малого мажорного септаккорда (Dm7). Нам нужен терцквартаккорд, то есть второе обращение Dm7.

Так, сначала у нас основной вид септаккорда, мы переносим в нем ноту ре на октаву вверх, оставив в басу терцовый тон (ноту фа), потом и терцовый тон переносим вверх на октаву, оставив в басу ноту ля (квинтовый тон) — это и будет нужный нам терцквартаккорд:

рис. 3

Далее в получившемся обращении надо повысить первую, третью ступени на полтона, а пятую понизить. Мы просто изменили таким образом тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые используя правила альтерации.

Да, 1, 3, 5-ая ступени устойчивые — чего же мы их понижаем или повышаем? Не перепутайте — они устойчивые для аккорда Ре минор семь, если бы он был тоникой, а так как мы его берём в качестве развития при тонике До мажор, то мы рассматриваем и в Dm7 как устойчивые звуки до, ми, соль. Остальные мы можем понижать повышать — так как мы и писали в этой статье.

Получается ноту ре (+1) мы повысили потому что она вторая ступень в гамме до мажор, ноту фа (+3) потому что она четвертая ступень в до мажоре, ну а ля мы понизили (-5), она шестая ступень в до мажоре и её также можно альтерировать. Итак, у нас получится следующий аккорд:

рис. 4

Вот у нас на рисунке 4 получился с помощью альтерации такой интересный по записи аккорд, а по звучанию абсолютно идентичный Ab7. Эти два аккорда у нас получается энгармонически равны:

рис. 5

Ну вот теперь вам думаю лучше понятно, что такое энгармонизм, а еще мы знаем о возможности взять для развития гармонии в до мажоре аккорд Ля бемоль семь. Это у нас функционально будет альтерированная субдоминанта второй ступени.

Кстати, в минорной тональности также можно построить аккорд с увеличенной секстой. Там нам надо взять субдоминанту от четвертой ступени, сделать обращение так, чтобы получился квинтсекстаккорд (первое обращение) и в нем повысить на полтона первую ступень. В тональности Ля минор, к примеру это будет выглядеть так:

рис. 6

Тут мы повысили ноту ре (+1) в аккорде ре минор, прежде сделав его обращение. Нота ре — четвертая ступень в ля миноре, неустойчивая поэтому мы можем её повышать. Об этом мы также писали в статье про альтерацию.

Получившийся аккорд энгармонически равен доминантсептаккорду F7, который относится к тональности си бемоль минор.

рис. 7

Не забываем, что в миноре доминанта у нас с нотой из гармонического минора — см. статью о золотой секвенции, поэтому у нас на рисунке 7 подписано в скобках буква г.

Источник

Оцените статью