Что такое энтропийный тюнер для фортепиано

ЭНТРОПИЙНЫЙ ФОРТЕПИАННЫЙ ТЮНЕР

История энтропийной настройки фортепиано началась в 2012 году с публичной лекции о понятии энтропии. Чтобы продемонстрировать, что энтропия ­— это нечто больше, чем просто теория, что она имеет практическое применение, авторы — Вик и Хинриксен (Christoph Wick и Haye Hinrichsen), физики из Университета Вюрцбурга (Германия) — показали, что энтропия суммарного спектра мощности в настроенном фортепиано ниже, чем в расстроенном. Кроме того, было сделано любопытное открытие: простой алгоритм случайного поиска (метод Монте-Карло) позволяет «найти» приемлемую кривую настройки. Это привлекло внимание.

Публикация, сделанная по итогам лекции, вызвала неожиданный резонанс. Пресс-релиз «Technology Review» Массачусетского Технологического института выступил с сообщением под заголовком «Алгоритм станет концом профессиональных настройщиков фортепиано». Не разобравшись в сути, публикацию «репостнули» Wall Street Journal и Daily Mail. Это вызвало преувеличенную волну внимания со стороны СМИ. Почему СМИ так взволновало сообщение на столь экзотическую тему, как настройка фортепиано?

Причиной могут быть незатихающие споры о роли электронных тюнеров среди музыкантов, а также настройщиков и производителей фортепиано. В то время как распространяется использование электронных тюнеров, подавляющее большинство пианистов и настройщиков предпочитают настройку на слух. В этой ситуации информация о том, будто простая формула может настроить фортепиано, никого не оставила равнодушным.

Настройка на основе энтропии в самом деле привлекательна, поскольку этот алгоритм во многом работает так же, как человек, настраивающий инструмент на слух: используя метод случайных чисел, алгоритм получает настроечные кривые, которые выглядят почти одинаково, но никогда не бывают идентичными.

Кроме того, кривые настройки имеют негладкий характер, что сильно отличает их от гладких настроечных кривых, получаемых в профессиональных коммерческих устройствах и ПО для настройки. Возможно, эти флуктуации, схожие с теми, что присутствуют в настроечных кривых, полученных при настройке на слух, не вызваны несовершенством слуха настройщиков, а отражают специфику самого настраиваемого инструмента.

Сами авторы, которые не являются настройщиками или музыкантами, всячески подчёркивают, что ЭФТ (энтропийный тюнер) — это, прежде всего, эксперимент и ни в коем случае не «волшебная кнопка». ЭФТ не собирается конкурировать с коммерческими тюнерами высокого класса. Это платформа для создания и тестирования новых алгоритмов настройки.

ЭФТ никогда не настроит инструмент за Вас и даже не сэкономит время на настройку. И он строго не рекомендован начинающим настройщикам. Подробная инструкция доступна на оф. сайте ЭФТ. Для проведения настройки потребуются, кроме собственно фортепиано и настроечного ключа, качественный внешний микрофон (рекомендуется сверхмалошумный конденсаторный микрофон с линейной частотной характеристикой), наушники, MIDI-клавиатура и ноутбук.

Авторы опубликовали свою разработку в виде бесплатного ПО для Android и iOS. И более того, призывают внести собственный вклад, тестируя ПО своими руками или создавая альтернативные алгоритмы настройки — открытый исходный код позволяет это сделать.

Источник

Тема: Настройка по тюнеру всего диапазона фортепиано — это закат искусства настройщика и беда для пользователей фортепиано.

Опции темы
Поиск по теме

Настройка по тюнеру всего диапазона фортепиано — это закат искусства настройщика и беда для пользователей фортепиано.

Размышления обращены прежде всего для тех, кто считает работу настройщика свом призванием, основной работой.
Для начала опишу мой путь в осознании этой темы.
Признаться, что своё становление по настройке прошел, когда тюнеров/компьютерныйх програм для настройке в современном компактном виде никто не знал. Строили себе по камертону, с клинком и ключом.
За пять с лишним лет моего пребывания на форуме много копий было переломано на эту тему. Благодаря А.Скоку можно почитать полемику:
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1229562 о точности тюнеров
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1238833 о тюнерах различного качества
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1243650 когда можно использовать тюнер
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post859067 и далее, плюсы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post860640 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post896699 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post976566 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1231210 и далее, минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. l=1#post975623 минусы тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1131173 обсуждение тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1233883 обсуждение тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1143870 преимущество тюнера
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1269381 работа с тюнером
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1255591 еще один тюнер, pianolab
http://www.forumklassika.ru/showthre. =1#post1262809 руководство к TuneLab на русском языке

Более 10 лет назад по рекомендации покойного Александра Сергеевича Соколенко, инженера и изобретателя стробобаса, которым пользовался В.Г.Порвенков и его ученики, насколько знаю, купил себе Корг DT-3. Пользуюсь по сей день, как камертоном и весьма рад, поскольку точность достаточная, что проверено в концертных залах, при сведении 2-х роялей, на множестве инструментов.
Но грянула новая волна. Настраивающие с помощью разных программ, тюнеров и проч. стали активно проводить в жизнь свои идеи. Были баталии, доходящие до того, что последователи тюнер-систем уничижительно отзывались о настройщиках- «натуралах » , превознося преимущества электроники над слухом.
Как обычно пишут, настораживало отсутствие полной документации- видео настройки по тюнеру в течение всего процесса.
Правда, тут есть слабое место и у традиционалистов . Выкладывается видео частями и почти в 100% это — без подъёма строя практически, в пределах 1-2 герц, что абсолютно не передает сути работы.
Зато много показывают окончательные варианты после настроек, с тюнером и без.
По Москве , видимо, стали появляться настройщики по тюнеру, что я начал отличать, просматривая пианино и рояля в самых разных местах — от концертных залов до домашних пианино прежде всего.
резюме давать рано, поскольку большинство настройщиков сторонятся показывать свою работу на видео, а в сравнении — тем более, это дело будущего.
Техническое решение по настройке по тюнеру опростилось . уже не надо таскать громоздкие ноу и нет буки, достаточно скачать в телефон программу, которая по качеству соответствует , например , дорогущим (около1200 евро) органным тюнерам, которые показывают практически весь диапазон.

Отдельной строкой . Все это я пишу именно для тех, кто считает настройку своим призванием, профессией. Варианты, когда в маленьком городке, в селе некому настроить фортепиано или когда по финансовым и прочим обстоятельствам пользователи настраивают сами- это совсем другое.

Подвигло меня на написание сего материала простой случай. При оценке копии хаммерклавира мой коллега, специалист по старинным клавишным, Андрей Андрианов, дал мне попробовать тюнер , где всего-то ноту можно было настроить до десятых долей герца.
И я — практически не смог ! Т.е. поймать в пределах 399.8 и 440.1 как-то уложился, а дальше просто не стал. Правда, это Т-образным ключом. Т.е. дальше не хотелось.
Казалось, стоило себя ощупать со всех сторон и спросить- а что ты делал , когда настраивал последние лет 30 ?
И тут у меня впервые вырисовалась система, когда есть прибор с большой точностью и ты пытаешься по нему настраивать весь диапазон фортепиано.
1. Уши вообще не нужны.
Следует доверяться целиком прибору и с годами выставлять руку под него . Тут всплывает несоответствие — края , насколько знаю, стараются корректировать » с ушами»
2. О скорости настройки можно забыть.
Собственно, последователи тюнерных подходов об этом и не упоминают.

Здесь следует сделать отступление, чтобы описать, что есть колок в фортепиано, который держит строй у струны, жестком зацеплении- рамный штифт- через перелом на штеге- порожки/аграф и собственно колок , запресованный в вирбельбанк/колковую доску.
Колок запресован в многослойную доску с разницей в диаметре 1.50 — 0.10 мм и имеет продолжительность жизни , если представить , что условия влажности и температуры не меняются, несколько десятков лет. Случаи в сто лет известны.
тем не менее, если выкрутить колок и опять забить тот же, он будет или едва держать сторй, на много дестков % меньше , чем было или вообще не будет держать.
Т.е. он выдерэживает всего несколько полных оборотов по часовой и против и дальше его следует менять
Следовательно, жизнь колка зависит от того, насколько щадяще, минимально настройщик подводит колок до требуемой высоты. Приведу пример из форумских обсуждений.

В годы, когда я активно настраивал , это меня никак не устроило бы. Проход на пианино-минимум- максимум 15-25 минут, за час — две настройки с корректировкой.
Признаться, я не понимаю причин, зачем пользоваться тюнером «для скорости».
Логики в этом нет — скорости не получается , а лишняя связка глаз — анализ — рука ( и где-то рядом ухо) вообще -то громоздко .
Три и более часа на настройку диапазона фортепиано, как признавались пользователи исключительно настройки по тюнеру
кажутся немыслимой расточительностью времени.
Был аргумент — качество настройки по тюнеру намного выше.
Это редко говорится прямо, а как бы по умолчанию , как высшей цивилизации, которой трудно спуститься с заоблачных высот на грешную землю.
И тут вспомним про колок.
Сколько его надо дергать ( а большинство настройщиков по тюнеру работают именно так) за 3 часа, чтобы добиться своей микро- нано- молекулярной частоты в настройке? Ответа нет, поскольку настроек с тюнером на видео, с поднятием строя более пары герц не видел, но можно догадываться, что десятки раз.
На данный момент известно, что видно и по видео настройки по тюнеру, что прибор намного медленнее , чем ухо, реагирует на высотные и тембральные изменения, чем ухо. Это научный факт, разница — несколько секунд минимум, что в переводе на 220 струн, на лишние движения рукой — считайте.
Про настройку в крайних диапазонах, что нынче особенно болезненное место для настройщиков и что плохо ловят тюнеры , стоит поговорить отдельно.
Вывод — длительная и сверхдлительная настройка по тюнеру сокращает время жизни колка и в целом промежуток между ремонтами (заменой колков-строя), тем самым вводит пользователей фортепиано в дополнительные расходы.
Что не слишком заметно в небольшие временные промежутки .
А что добавит про качество?
Чистота, которую показывает прибор — излишняя. Ухом десятые доли герца не воспринимаются никкем, ни абсолютниками , ни акустиками, разве что такими уникумами, как Константин Сараджев и Витачек.таких уж давно не слышно.
В концертных залах таких настройщиков у нас пока не слышал., а это главный показатель в искусстве настройки.
Да и представить , что в антракте между отделениями настройщик будет проверять час унисоны и октавы , невозможно.
Что движет любителей настройки по тюнеру — жажда нового, неуверенность в собственном слухе, отсутствие учителей?
Про настройщиков , которые начинали работать традиционными методами и перешли на тюнер — их единицы — и тем самым они расписались в несостоятельности собственных возможностей, слуховых прежде всего.
Как правило, возможность научиться настраивать самому, без помощи и советов, вот что прельщает будущих настройщиков.
А это тупиковый путь.

Последний раз редактировалось ALEXY; 18.02.2014 в 17:24 .

Источник

Программа для настройки фортепиано

Данный материал ни сколько не претендует на истинность, т.к. целиком и полностью был выведен эмпирически.

Сейчас уже и не вспомнить, что первое попалось на глаза,
расстроенное пианино или программа для настройки пианино. Но факт в
том, что пианино всё таки начали настраивать.

Определенную теоретическую базу о настройки пианин на слух можно почерпнуть здесь: http://nastroyka.nm.ru/

Вроде бы чего особенного в настройке пианино? Оказывается не всё
так просто. Настройку мы вели при помощи специальной программы, которая
строила нам АЧХ сигнала. Для снятия звука использовали микрофон.
Настройщик музыкального слуха не имел. Абсолютно.

Давайте посмотрим для начала на начинку пианино. Внешний вид:

Пианино «Элегия». Приблизительно середины 70-х

Снята передняя панель. Видны струны и молоточковый механизм. Струны закреплены на чугунной раме.

Сняты все декоративные стенки и молоточковый механизм.

Молоточковый механизм отдельно. Его съемность позволяет легко
его обслуживать. В частности у данного пианино понадобилось поправить
слетевшую пружину и поставить наместо одну из деревянных деталей
механизма.

Колки и демпферы. Демпфер (прижим с фетровой подушечкой) не дает
струне звучать, ели не нажата клавиша. Т.е. он прекращает колебания
струны, когда отпускается клавиша. Обратите внимание, что на части
клавиш (низкочастотные) используется одна струна, на части нот – две
струны, настроенные в унисон, а на части, (на фото) используется по три
струны на ноту, настроенные в унисон. При настройке необходимо
подтягивать все три струны.

Фото программы в процессе настройки. Видно три пика – три струны
звучат на разных частотах. Что бы нота звучала чисто, при помощи ключа
необходимо затягивать колки так, что бы все три пика слились в один. То
есть процесс настройки сводится к тому, что нажимается клавиша – и
струны затягиваются так, что бы их звучание формировало на графике
ровный острый пик ровно по красной черте.

Это теория. На практике мы столкнулись с проблемами.

Изначально пианино было настроено на пол тона ниже, для снижения
нагрузки на струны. Учитывая, что владелец пианино использует
музыкальные программы, использующие для генерации звука модель идеально
настроенного пианино, то пришлось настраивать живой инструмент
абсолютно точно.

Мы допустили ошибку, начав настраивать с середины. В результате
когда мы дошли до конца из-за возросшего натяжения струн
деформировалась станина и звук средних струн «уехал» вниз на половину
полутона. Затем обнаружилось, что в программе ошибка, из-за которой
невозможно настроить последнюю октаву (пики настроенных струн не
попадают под красную черту, а оказываются смещены). Используя в
качестве источника образцового звука виртуальное пианино мы смогли
настроить верхнюю октаву. Когда мы пошли вниз по тональности
обнаружилось, что микрофон не обладает необходимой чувствительностью в
области низких частот, в результате пришлось настраивать, полагаясь на
слух владельца пианино.
В итоге, промаявшись несколько дней мы всё таки более-менее сносно (но
однозначно лучше чем было) пианино настроили, вывев из психического
равновесия домочадцев. НИКОГДА НЕ ПЫТАЙТЕСЬ НАСТРОИТЬ ПИАНИНО САМИ! Если конечно у вас не стальные нервы и горы терпения.

Как вариант – возможно использования электромагнитного съема тона со струны позволило бы более точно настроить струну.

Описание для Энтропийный Тюнер для Пианино

Настройте Ваш рояль или пианино с помощю нового метода, минимизации энтропии, и использует индивидуальные характерисики Вашего инструмента.

Настройка производится в трёх шагах:

– Запишите последовательно все тоны.
– Рассчитайте идеальную настройку полностью автоматически.
– Настройте Ваш инструмент с помощью встроенного електронного тюнера.

Предупреждение:
Настройка фортепиано чрезвычайно тяжела, поэтому ознакомтесь пожалуйста сначала со страницами помощи. .

Назначение данного приложения — настройка музыкального инструмента.

Такие программы еще называют программным тюнером.

Настройщик музыкальных инструментов может использоваться как программа для настройки гитары. Если Вы испытываете трудности при настройке гитары, эта программа будет Вашим незаменимым помощником.

Настройщик музыкальных инструментов записывает звучание гитары и рисует спектр, в соответствии со звуком. Для точной настройки необходимо добиться совпадения пика спектра с красной линией, достигается это вращением колков гитары.

Пользоваться программой довольно просто, гитару с ее помощью можно настроить в течение нескольких минут.

1. Подключаем гитару (если есть звукосниматель, то через линейный вход, если звукоснимателя нет, можно через микрофон).

2. Запускаем программу.

3. Выбираем в меню «гитара» пункт «первая струна», или нажимаем кнопку «1» на клавиатуре, извлекаем звук из первой струны. Если инструмент расстроен очень сильно, нужно выбрать точность настройки поменьше (колесико мыши — «вниз»), например до 14 полутонов (число полутонов указано в верхнем левом углу).

Затем увеличить точность (колесико мыши «вверх») до 1 полутона.

4. Добиваемся вращением колков совпадения пика с красной линией и повторяем шаг 3 для остальных струн.

Программа не требует инсталляции, «весит» всего 730 кбайт.

Скачать бесплатно

Оцените, пожалуйста, статью, и поделитесь с друзьями

Источник

Оцените статью