Что такое эстрадное фортепиано

Основные отличия между академическим и эстрадным пением

По манере исполнения вокал бывает:

  • Академический (классический);
  • Джазовый;
  • Эстрадный;
  • Народный.

Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.

Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.

Чем отличаются?

Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.

Дополнительная информация

У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.

Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.

Читайте также:  Как включить синтезатор пианино

Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.

Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.

Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.

Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.

Чем схожи?

При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.

Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.

Обучение эстрадному и академическому вокалу

Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.

Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.

Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.

Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.

Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.

Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.

Источник

Вопрос о музыкальной школе

1. Можно поступить, только зачем? Лучше освоить настоящее механическое фортепиано. На возраст меньше всего смотрят частные школы.
2. Слух хотят проверить (вдруг абсолютный?) . Любую. Не помню, было 4 года мне, когда поступал.
3. Разница в качестве обучения зачастую. Эстрадные фортепианные отделения во всех музыкальных вузах и сузах, как правило, не отличаются диким качеством. Кроме того, эстрадное отделение не означает то, что вы будете играть там только на синтезаторе, уроки могут проходить и на обычном фортепиано, поскольку эстрадное включает в себя импровизацию, джаз, и т. д. Любое подобное обучение предполагает дать человеку возможность игры на любом клавишном инструменте. Классический пианист потому и универсален, что может играть и на синтезаторе, и на классическом клавесине, и обычном рояле и даже на органе (но там нужен спецкурс обучения — не так-то это просто, еще ноги задействованы) .
4. Обучение на классическом фортепиано будет ВСЕГДА.

Поймите вот что — синтезатор не является дико иным инструментом, и овладев и поняв принцип работы одного электронного фортепиано, то сесть за другую модель epiano — вообще не проблема. Намного более серьезная работа — освоение классической игры на фортепиано. Поэтому специальность «игры на синтезаторе» по сути высосана из пальца, пардон.

Синтезатор по определению ничего общего с классикой не имеет. На нем ничего классического сыграть нельзя.
Сейчас уже возраст не важен, главное, чтобы деньги платили, поэтому в 15 нормально можно поступить.
На счет спеть песню, не знаю.. . А при чем тут фортепиано? Обычно слух должны проверять, а петь пианисту не обязательно уметь. У меня проверяли слух, сколько я нот слышу, когда нажимают кластер, могу ли я чисто их спеть, звуковысотность.
Классическое фортепиано — очень трудно, если хочется серьезно им заниматься, то забудьте о личной жизни и гуляниях с друзьями на много лет (профессиональный пианист учится почти 16 лет) . Эстрадное — поверхностное освоение основных приемов и техник игры, умение аранжировать мелодию, немного импровизировать.

А зачем вы тут эти вопросы задаете? Можно, ведь, всё узнать и в школе в вашем городе. Лично я, как пианист, могу посоветовать поступать на классическое фортепиано. Даже если вы и не собираетесь профессионально заниматься, оно даст гораздо больше, чем все эти искусственные инструменты, и, в любом случае, такой человек будет грамотнее и будет больше уметь, чем эстрадник.

Источник

О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.

Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .

1. Сразу выбирайте – предпрофессиональная или общеразвивающая программа обучения. Общеразвивающая программа слабее, не предполагает поступления в музыкальные училища и ВУЗы, обучения «для себя». Это касается обучения на фортепиано, скрипке, флейте, хоровом отделении, иногда на народных инструментах. Многие родители, стремясь облегчить жизнь ребенку, сознательно выбирают общеразвивающую программу, предполагающую более короткий срок обучения. Исключение — отделение сольного пения, на этом отделении нет предпрофессиональной программы обучения.

Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.

2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.

3. Окончание музыкальной школы не гарантирует поступление в музыкальное училище или ВУЗ. Более того, даже окончание с красным дипломом музыкальной школы не всегда приближает к цели. Значение имеет лишь уровень подготовки ученика – музыкальные школы сильно отличаются друг от друга, есть так называемые «сильные» школы, выпускники которых наиболее часто поступают на бюджетные места. Это школы с традициями, именитыми педагогами и серьезными требованиями в обучении.

Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.

4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.

5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Источник

Эстрадный вокал как вид художественного творчества

Было множество попыток академизировать эстраду, сделать ее светской. Многие формы эстрадной музыки спустя время стали называть классикой жанра. В настоящее время вряд ли кто-то будет сопоставлять академическую и эстрадную музыку только как серьезную и развлекательную. В современной культуре эти качества скорее объединяют разные виды искусств, чем противопоставляют.

Есть немало примеров исполнения джазовой, эстрадной музыки симфоническими оркестрами и певцами с классической постановкой голоса. Огромное количество произведений Д. Гершвина в джазовом стиле написано для академического хора. В противовес этому многочисленные эстрадные исполнители представляли трактовки классических произведений. Сравнительный анализ эстрадной и классической музыкальной эстетики не является целью данной работы, нас интересует специфика, особенности эстрадного исполнительства, истоки, объединяющие все многообразные формы этой музыки. Существует мнение, что главные особенности кроются не в самой музыке, а в личности исполнителя, его образе, предстающем публике при исполнении музыкального номера.

Музыка выступает здесь как форма, помогающая воплотиться образу исполнителя, его типажу, характеру и состоянию. Эта традиция в эстрадном исполнительстве уходит своими корнями в бытовое и прикладное народное исполнительство, существовавшее у многих народов сотни лет.

«В отличие от музыки «художественной», являвшей собой самоценный и самодостаточный объект эстетического творчества и созерцания, эта музыка не дистанцировалась от повседневности. Она ценилась не за глубину и мощь художественного мышления или совершенства звуковой архитектуры, а за способность чутко откликаться на эмоциональные запросы всех и каждого, возможность «излить» душу, способность «здесь и сейчас» поднять настроение или опечалить, задать единый ритм движения или работы, воодушевить единым чувством». «В этом смысле бытовая не «ниже» и не «выше», не лучше и не хуже музыки «художественной». Она просто иная по своей природе и мерить ее можно только ее собственными мерками, вытекающими из ее бытовой музыки, сущности. Не учитывая этого обстоятельства, мы рискуем впасть в широко распространенный и поныне «грех» предвзятого, снобистского по существу отношения к бытовой музыкальной культуре как к чему-то, изначально ущербному, неполноценному, упрощенному, сниженному варианту «высокой», «подлинной» культуры».

Привязанность бытового пения к жизненным ситуациям (трудовые песни, обрядовые, плачи, колыбельные и т. д.) определила «узнаваемость» интонаций, точно передающих состояние человека.

Тесная связь с языком данной культуры, обычаями, жизненным укладом, вероисповеданием создала свой контекст в каждой из форм музыкального фольклора. В интонациях исполнителя заложено гораздо больше информации, чем в тексте песни, так как они передают весь контекст переживания конкретной ситуации, события.

Слушая, например, колыбельную даже на чужом языке, мы понимаем, чувствуем ее настроение и содержание. Функциональность, связь исполняемой песни с конкретным событием или ситуацией, определила жанровое многообразие в музыкальном фольклоре. По сути, в виде «жанров» выступают самые яркие эмоциональные состояния человека, связанные со значимыми событиями в его жизни. Человек поет, когда не может вместить переполняющие его чувства в обычную речь.

Распевные, речевые интонации, передающие наиболее яркие эмоции, составляют основу бытового пения. Структура мелодии в народном пении тесно связана с речевым интонированием. Возможно, этим объясняется распространенность пентатоники в совершенно разных музыкальных культурах от Востока до Африки, ведь именно этот лад удобнее всего «ложится» на примарную зону человеческого голоса и совпадает с речевым целотонным интонированием. Необходимо отметить, что особенности народных мелодий в различных культурах зависят от акустических свойств языка, ритмики речи, а вокальность того или иного языка тесно связано со средой обитания народа.

«Устойчивость» интонаций и рожденных на их основе мелодических оборотов позволила, передаваясь в фольклорных традициях от поколения к поколению, им дожить до наших дней и стать прообразом многочисленных песенных жанров эстрадной музыки. Профессионализация певческих традиций, отшлифовка стилистических особенностей, была бы невозможна без существования касты людей, зарабатывающих этим ремеслом на жизнь, ее появление многие исследователи связывают с формированием крупных поселений и образованием городов.

Путешествуя и выступая на городских площадях и ярмарках, уличные артисты создавали яркие зрелища, собирая при этом большое количество зрителей. Несмотря на различные традиции в народных музыкальных культурах, у них присутствовали общие тенденции, существовавшие с античных времен. Традиционно уличные зрелища развивались в эстетике искусства представления, где сама форма должна раскрывать содержание. Персонажи этого действия имеют яркие, утрированные и «преувеличенные» образы, наблюдается четкое разделение героев по характерности на амплуа, моментально узнаваемые публикой (герой, шут, злодей и т. д.). Эти традиции прослеживаются и в современном эстрадном искусстве, называясь имиджем артиста. Драматургия уличного представления во многом схожа с цирковой и там, и здесь в каждом выступлении должен присутствовать какой-либо трюк, удерживающий внимание зрителей. Отсутствие мелких деталей, ясность мотива, цели с которой артист выходит к публике, во многом определяет характер самого выступления, обязательным условием которого, является участие зрителей, их «включение» в «эмоциональную игру».

Зрители всегда выражают свое отношение к выступающему возгласами, спонтанными аплодисментами, одобрением или протестом, если им не нравится. Этот постоянный диалог слушателя и артиста составляет основу уличного или эстрадного представления и не свойствен академическому музыкальному искусству, где публика созерцает номер и оценивает его после завершения.

Что послужило столь быстрому выходу из подполья на мировые сцены доселе пренебрегаемого искусства? Главной, на мой взгляд, причиной является постепенная смена экономического строя в большинстве стран Европы. Развивающаяся промышленность, технический прогресс привели к зарождению буржуазной прослойки в обществе, ослабившей и нивелировавшей влияние дворянского сословия его культуры. Активное переселение в города предпринимателей и рабочей силы привело к изменению социальной структуры общества. Аристократическая культура продолжала существовать и развиваться, но все сильнее возрастал интерес к более легкой, доступной для восприятия музыке. С каждым годом росло количество увеселительных заведений, и постепенно зарождалась массовая индустрия развлечений. Значительная часть успешных буржуа не имела знатного происхождения, а иногда и образования. Аристократические культурные идеалы были им чужды.

Имея деньги и желая развлечений, публика искала экзотику. И эта экзотика была найдена. По-настоящему революционным событием стало появление на мировых сценах в начале двадцатого века афроамериканской музыки, развивавшейся в Америке несколько веков. Синтез фольклора африканцев с европейской музыкой породил невиданную доселе культуру. Достоянием слушателей стали спиричуэлс, госпел, регтайм, блюз, ранний эстрадный джаз.

Новая музыка отличалась от европейской практически всем: ладовым строем, ритмами, музыкальной фразировкой, образностью. Изначально принятая в штыки, эта музыка быстро завоевала весь мир.

Существует точка зрения, что именно джазовая культура сформировала эстетику эстрадного вокала. Спорить с этим трудно, так как афроамериканская музыка и возникший из нее эстрадный джаз действительно оказали огромное влияние на всю культуру двадцатого века вообще. Многие стили и направления популярной музыки возникли на основе блюза и до сих пор пользуются его музыкальными выразительными средствами, но все-таки понятие эстрадное пение гораздо шире, чем пение, возникшее из джаза. Пение поэтических баллад в англо-кельтской культуре, французский шансон, русский городской и цыганский романс, итальянские серенады и многое другое существовали задолго до появления джаза. Более того, можно сказать, что традиции эстрадного пения одновременно развивались в культурах разных народов, а джазовая культура является чисто американским достоянием.

Именно в Америке сложилась особенная ситуация для рождения такой принципиально новой музыки. Будучи новым и модным явлением в музыкальной культуре начала двадцатого века, джаз в различных пропорциях обогатил все национальные культуры, синтезируясь и смешиваясь с ними.

Стремительное развитие массовой культуры в двадцатом веке как бы отодвинуло на второй план культуру оперно симфоническую, пик развития которой приходится на девятнадцатый век. В музыковедении до сих пор нет единого мнения, явилось ли это событие эволюционным шагом вперед или началом постепенного заката профессиональной музыки. Сравнивая эстетический язык аристократической и массовой культуры, обобщенно их можно соотнести как сложное и простое, элитарное и легко доступное. Восприятие классической музыки требует от слушателя подготовки, особого настроя, в то время как язык массовой культуры доступен каждому. Именно доступность для восприятия массовой аудитории объясняет огромную популярность эстрадной музыки, и пения в частности.

Пение всегда было особенно любимым, так как в нем соединены музыка и слово, а человеческий голос — самый тонкий музыкальный инструмент. Эстрадное пение, основанное на бытовых интонациях, сохраняющее индивидуальную характерность голоса и речевую окраску звука стало самым демократичным и любимым искусством в двадцатом веке. Изменилась ли тематика эстрадного исполнительства в сравнении с академическим пением?

По большому счету, если и изменилась, то незначительно. По-прежнему пелось о человеке, его жизненных ценностях, чувствах и страстях. Скорее изменился сам человек, предстающий в этом жанре. Взгляд на человека как земное существо со всеми его пороками, слабостями без прикрас привнес свободу в выражении чувственности. Эротическое начало в чувствах и мыслях человека стало совершенно новой темой в пении с большой сцены. Для аристократической культуры, ее эстетики было несвойственно обращение к низменным сторонам жизни. Ее традиции не позволяли

выходить за рамки благопристойности, в то же время эстрадный исполнитель мог себе позволить смакование, в буквальном смысле слова, своих чувственных переживаний.

Если в академическом вокале изменялась нюансировка и динамика звука в изображении чувств, то эстрадный певец мог принципиально изменять характер самого звука, не придерживаясь какого-либо звука и голосоведения. Сравнивая академический и эстрадный вокал, необходимо отметить, что в академическом пении на первом месте стоит вокальность звучания голоса как инструмента, а речь служит для донесения смысла, заложенного в тексте; в эстрадном пении интонации речи играют большую роль как выразительное средство, а вокализация служит для соединения с музыкальной фразой мелодии.

«Соскальзывание» голоса с мелодии в речевое интонирование является одной из особенностей джазового и эстрадного пения, унаследованной из пения народного, однако, это не означает, что эстрадный вокал совершенно не придерживается точного интонирования в исполнении мелодии, просто допускается более свободная ритмическая трактовка, незначительное видоизменение в вокальной партии или переход на мелодекламацию на фоне звучащей гармонии в аккомпанементе.

Наряду с этим в современной культуре существует множество эстрадных стилей, придерживающихся более строгого «академического» голосоведения. Очевидно, что попытка анализировать эстрадное пение через музыкальную фразировку и характер самого звука приводит нас в тупик. Огромное количество различных по своей эстетике жанров и стилей в этой области музыки не позволяет найти в них нечто общее. Среди музыкантов существуют различные, часто довольно категоричные, точки зрения на то, какое именно пение можно считать эстрадным.

Существует точка зрения, что эстрадным является только пение, возникшее на основе джазовой музыки, а все остальное есть «облагороженное» народное пение и видоизмененное камерное. Возможно, такой подход был актуален в довоенное время прошлого века, когда еще можно было наблюдать некоторые виды пения в «чистом» виде. В настоящее время, на мой взгляд, такая постановка вопроса не дает объективного понимания сущности и взаимосвязи в этой области вокальной музыки.

Взаимопроникновение и синтез различных музыкальных культур в наше время достигли такого уровня, что отделить один источник от другого, порой невозможно. В эстрадном вокале никогда не существовало единой эстетики в голосоведении и звукообразовании, даже в рамках одного стиля. Эстетика эстрадного пения допускает сочетание различных режимов голосового аппарата, иногда для достижения выразительности сочетаются речевой мелодекламационный и вокальный опертый звук, в некоторых случаях используется вокальное звучание разного характера и т. д.

Объединяющим моментом, несмотря на различное звукоизвлечение, голосоведение и фразировку, является характер самого сценического выступления певца, основанный на его индивидуальности. Эстрадный певец может предстать перед публикой как «певец-музыкант», «певец-танцор», «певец-актер», «певец-идол». Форма сценического воплощения может быть бесконечно разной, но суть, которую мы называем «эстрадной подачей», как правило, остается в любом случае.

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ»

Источник

Оцените статью