Что такое фактура аккорда

Фактура музыки

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах — все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры — тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы — одними лишь средствами фактуры.

Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную «елочку», чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого радио) — формула «ум-ца» или «ис-та» или «бум-шварк», или как ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое сопровождение? Послушаем (пример). Кстати, для тех, кто интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты набраны мной с таким использованием обращений трезвучий, какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще, всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будет легче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто будет приятнее!

Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на пьяного слона? Может, это и не годится для детской колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так, если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.

Но это — лишь скелет фактуры. Даже примитивное «ум-ца» вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски: пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы создание, «ходит» крупными длительностями, тупо и тяжело. Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы исполним более стаккатно, легко: (пример).

Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее, устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример).

Можно затем добавлять какие-либо ритмические дробления в аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм — оставаясь в пределах принципа «чередование баса с аккордом»: Я попробую просто-напросто вставить в басовую партию в нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех, которые входят в состав того трезвучия, которое «живет» в данный момент) и другие вспомогательные нотки — как бы короткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в аккордовой части фактуры — просто смещу аккорды взад и вперед от их «законных» моментов времени, создам некую джазовую «кривизну», синкопность (пример). Для тех, кто не в курсе: синкопа — это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта — типично джазовое явление. Ну как, повеселее зазвучало?

Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый «бас-аккорд» (пример), намекая на популярный некогда танец «шейк», и так далее — что позволит Ваша фантазия. Фактура будет приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор, пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование «ум-ца». Ничего не изменится в характере музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете просто вынуждены здесь повторить ту же формулу «бас-барабан — малый барабан (или маленькая тарелочка»хэт»)». Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример). Такой тип фактуры создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается — значит и цена такой работы — грош. И долговечность, и ценность любого искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой «ум-ца», продолжим вооружаться средствами, которые недоступны никаким звездам, о-кей? Значит, двигаемся дальше.

Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанемент перебирается наверх. И тут появляется еще целый набор красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой именно инструмент ведет тему (примеры [B], [C]). Слышите? Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в третьем — напоминание о, быть может, балетной музыке Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую эмоцию — ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь!

Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени. Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько примеров (отдохнем малость от «елочки», согласны?) — остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает — в быстром темпе — напряжение, ожидание какой-то развязки (пример), или — реже — воодушевление, приподнятость (пример), а в медленном темпе — либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример), полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения — прекрасное средство для кульминаций (пример).

Арпеджированное сопровождение — вотчина арфы или гуслей. Если Вы напишете свободное, вне ритма, «блуждание» арфы по звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Ваш слух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример). Такое же арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не только «подкраской», и даже может совсем заменить собой мелодию. Прекрасный пример тому — первая прелюдия из классического сборника Баха «Хорошо темперированный клавир» (пример). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в ровный ритм (пример).

Еще разновидность арпеджио, так называемая «фигурация» — это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, «канву» — как нынешняя ритм-гитара. Два классических примера фигурации — «ломаное» движение (пример) и «прямое» (пример).

Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще рано успокаиваться, потому что наша цель — передать разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание. Это, во-первых, расположение музыки по регистрам (то есть на высотной оси) и во-вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур строгих определений, на самом деле все очень просто.

Существует условное деление высотного (или частотного, если хотите) диапазона на отрезки или зоны — «регистры», которые так и называются — высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр — наиболее близкий звучанию спокойного человеческого голоса, естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр — опять подключайте воображение — это птичье пение, это истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение, кульминация, прозрачная дымка — все зависит от тембра, от инструмента, которому Вы поручите ведение темы. Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и заходящаяся истошным визгом дисторшн-гитара — совсем разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете каких-то специальных необычных мер, работает элементарная закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение. Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой мелодии — самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из сюиты «Пер Гюнт» — шествие гномов. В начале (и в конце тоже) тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные шажки, их таинственность (пример). А в кульминации — заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней ноты — музыка захватывает верхний регистр, вернее даже охватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается — та же музыка, те же ноты, но эмоционально — какая-то оргия нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример)! Таким образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет контрастного применения разных регистров, как в сопоставлении, так и одновременно.

Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой каденции (пример) я плавно расширяю диапазон, начиная в среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность фактуры и «по горизонтали», во времени: Чем активнее в среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и ритмических противоречий между разными партиями — тем более резкие, активные эмоции это будет вызывать.

Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие физические причины, по которым красиво и пропорционально звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты) которых располагаются на шкале возможно ближе к логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда-нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки? Помните, как у нее расставлены деления — слева широко, а далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же закону Вам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия были плотными, «вкусными», сочными, вызывали резонанс, так сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в аккорде расположены ноты ( причем, это касается не только собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами, квинтами или квартами, а верхние — как угодно, хоть хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в первой-второй октаве, и сравните с большой и контроктавой — намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно, исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали мелодию басам. Но это — особая ситуация, ее никак не назовешь классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных акустических условиях, и, как следствие — аккомпанемент по возможности разрежается, облегчается, сводится к гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы можете проследить во всех моих примерах — арпеджио, бас-аккорд, фигурация — везде в нижнем конце фактуры используются широкие интервалы.

В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем, как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.

Источник

Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)

Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:

  1. Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
  2. Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
  3. Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.

Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.

На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.

Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.

С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.

Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.

Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.

Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.

Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.

Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:

Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.

Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.

Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.

Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.

Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.

Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.

Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.

При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.

Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.

Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):

t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.

Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:

Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор

Ф. Шопен. Прелюдия до минор.

П. Чайковский Подснежник

Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.

Ф. Шуберт. Экспромт.

Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.

Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

Оцените статью