Арпеджио, гармоническая фигурация (часть 2)
Аккомпанемент типа гармоническая фигурация может использоваться при исполнении медленных, умеренных и быстрых композиций. Порядок построения данного аккомпанемента может быть таким:
- Выбираем аккорд
- Смотрим аккордовые звуки в пределах двух октав
- Выбираем аккордовые звуки и порядок их игры
- Выбираем ритмическую фигуру
В качестве аккорда можно выбрать трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Аккорды состоят из устойчивых и неустойчивых звуков. Устойчивые звуки дадут основательность, жесткость и линейность, неустойчивые — подвижность, мягкость, неопределённость, нюансы.
Просмотр аккордовых звуков в пределах двух октав даст большую свободу при выборе аккордовых звуков при построении аккомпанемента. Здесь можно посмотреть аппликатуру и оценить свои исполнительские возможности. Слабая растяжка пальцев рук может не позволить вести аккомпанемент плавно.
На звучание аккомпанемента влияет не только выбор аккордовых звуков, но и порядок их игры. Например, до—мажорное трезвучие в пределах 2-х полных октав даст 7 аккордовых звуков (до№1, ми№1, соль№1, до№2, ми№2, соль№2, до№3). Из них мы выбираем, например, три: до№1, соль№1, ми№2). Тесное расположение аккордовых звуков в низком регистре даст монотонное громоздкое звучание, широкое расположение — теплое и натуральное.
На завершающем этапе при помощи ритма производится стилизация аккомпанемента, благодаря чему он приобретает динамику, подвижность и характерное для того или иного стиля звучание.
Рассмотрим эти пункты подробнее на практике.
Возьмём, к примеру, до-мажорное трезвучие в основном виде (до, ми, соль) и сравним звучание арпеджио при использовании тесно (прима-терция-квинта) и широко расположенных (тоника-квинта-децима) аккордовых звуков.
Упражнение 1. Гармоническая фигурация с использованием тесно и широко расположенных аккордовых звуков в низком регистре.
Нетрудно услышать, что второй вариант звучит значительно интереснее первого:
- Тесное расположение — плохо различимое (особенно при использовании педали), грубоватое и малоподвижное прямолинейное звучание
- Широкое расположение — хорошо читаемое, бархатное, натуральное, эмоциональное и таинственное звучание
За ладовое наклонение (мажор, минор) трезвучия отвечает терцовый тон. В первом случае он появляется сразу за примой и всё становится сразу понятно. Во втором случае терцовый тон появляется в самом конце, благодаря чему и появляется эмоциональность и таинственность. Звук децимы попадает в диапазон голосов тенора, благодаря чему появляется глубина и интонация в аккомпанементе. Звучание в первом варианте похоже на монотонное бубнение, а во втором случае оно уже напоминает разговор. Гармоническая фигурация “прима-квинта-децима” словно ведёт рассказ. Пальцы 5-2-1.
Пример 1. Гармоническая фигурация “прима-квинта-децима”.
Пауза в конце гармонической фигурации вносит в композицию задумчивость. Для подвижного повествования её можно заполнить одним или несколькими звуками.
Пример 2. Подвижная гармоническая фигурация “прима-квинта-децима”.
Если в качестве основы для гармонической фигурации выбрать нонаккорд, то можно получить нейтрально или неопределённо звучащий аккомпанемент “прима-квинта-нона”. Неопределённость заключается в том, что в эту последовательность не входят тоны, показывающие в явном виде её ладовое наклонение. В этом случае настроение композиции будет зависеть от мелодии. Нона – это неустойчивый звук, который сглаживает ладовое наклонение композиции и вносит в неё неопределённость. Сравните звучание двух гармонических фигураций. Пальцы 5-2-1.
Упражнение 2. Влияние децимы и ноны на характер аккомпанемента.
Звуки децимы и ноны расположены близко друг к другу, но первая усиливает чувства, а вторая их сдерживает. На примере аккордового движения в данном упражнении хорошо слышно различие гармонии с децимой и ноной. Здесь уже децима — спокойствие, а нона — напряжение. Обратите внимание на то, что один и тот же звук воспринимается по-разному, когда он берётся последовательно с другими звуками или одновременно. Звучание звука в гармонических интервалах более резкое и напряженное.
Неустойчивые звуки тяготеют к устойчивым и после ноны можно сыграть дециму или октаву для придания звучанию аккомпанемента устойчивости и завершенности.
Пример 3. Разрешение ноны.
Если вместо ноны сыграть октаву, то также получится нейтральный аккомпанемент, но более устойчивый. Пальцы 5-2-1.
Упражнение 3. Гармоническая фигурация “прима-квинта-октава”.
В чистом виде звучание такого варианта аккомпанемента очень быстро надоест своей простотой и неопределённостью. Но это не значит, что от него нужно отказаться. Просто его нужно использовать нечасто и совместно с другими вариантами аккомпанемента.
Пример 4. Использование простого аккомпанемента “прима-квинта-октава”.
Простое арпеджио “прима-квинта-октава” можно использовать для поиска новых мелодических фраз и улучшения навыка чередования пальцев разных рук друг с другом при игре. Основой многих медленных композиций с аккомпанементом как раз и является чередование пальцев. Поклонники аниме, наверно, не раз задавали себе вопрос, а как сыграть подобного плана композиции? С левой рукой всё более или менее понятно и для начала можно выбрать вариант “прима-квинта-октава”. С правой рукой несколько сложнее, но определенные моменты можно выявить:
- Желательно, чтобы одинаковые аккордовые звуки (кроме тоники) в левой и правой руках не звучали одновременно. Например, если левая рука играет ноту фа из фа-мажорного трезвучия, то правой рукой лучше сыграть ля или до. Если правая рука также сыграет фа, то получится интервал кратный октаве. А октавы звучат бледно, так как их звуки кратны по частоте.
- Если нужно сыграть одинаковый аккордовый звук, то играйте его чередованием, например, сначала ноту соль берёт левая рука, а затем правая
- Японская музыка многогранна и противоречива, но, во многих анимешные композициях изюминка заключается как раз в простоте и ярком выражением чувств, для чего используются неаккордовые звуки.
- Мелодичность. Есть большая разница между мелодией и сольным проигрышем. В основе мелодии лежит мотив — осмысленная и напевная последовательность звуков, а в основе многих сольных проигрышей — технично исполняемая пентатоническая вариация. Пентатоника — это, конечно, сила, но далеко не единственное и не самое сильное средство для выражения чувств. Роль отдельно взятого звука в мелодии значительно выше, чем в пентатонике. Соответственно, для композиций в стиле аниме (и не только) для выражения чувств и настроения используется мелодия, а пентатоника более уместна в джазе и стилях, которые появились из джаза — блюз, рок и др.).
Упражнение 4. Развитие навыка игры чередованием пальцев рук.
Возьмите простую гармоническую последовательность C->Am->F->G и на разученный аккомпанемент попробуйте придумать мелодию.
Пример 5. Импровизация на разученный аккомпанемент.
Использование ноны в гармонической фигурации имеет одну особенность, которая немного усложняет строение аккомпанемента по сравнению с игрой октавы или децимы. В некоторых построениях квинтовый тон и нона образуют резко звучащий тритон, например, от ноты ми тритон образуется квинтой сии ноной фа. Если резкое звучание тритона не вписывается в композицию, то нону в таких случаях можно заменить октавой или децимой.
В качестве аккорда можно выбрать септаккорд в основном виде и сыграть, например, приму, квинту и септиму.
Упражнение 5. Гармоническая фигурации на основе септаккорда.
Для получения аккомпанемента в стиле “буги-вуги” возьмём за основу тоны квинтсекстаккорда прима, квинта, секста и немного изменим ритмический рисунок для придания характерной для этого стиля подвижности. Пальцы 5-2-1.
Упражнение 6. Буги-вуги.
Можно добавить к этой последовательности октаву и сыграть всё “качающимся” перебором. Пальцы 5-2-1-2-1-2-1-2-5.
Упражнение 7. Буги-вуги перебором
Гармоническая фигурация с использованием трёх звуков позволяет получить простой, но интересный аккомпанемент. В размере четыре четверти здесь используются длительности четвертная + четвертная + половинная. Для придания композиции подвижности, плавности и эффекта перетекания звука используются восьмые длительности и неустойчивые звуки (септима, нона и др.). Значит, нужно придумать звено из восьми нот. Пальцы 5-2-1-3-2-1-3-1
Упражнение 8. Непростая гармоническая фигурация с использованием восьмых
Слишком сложно? Тогда стоит потренироваться на более простом варианте. Пальцы 5-2-1-2-1-2-1-2 или 5-2-1-3-2-3-1-2
Упражнение 9. Гармоническая фигурация с устойчивым началом
Здесь в качестве третьего звука используется октава (устойчивое начало), а в конце квинта переходит в приму (устойчивое окончание). Если вместо октавы сыграть нону, то получится неустойчивое начало.
Упражнение 10. Гармоническая фигурация с неустойчивым началом
Мы познакомились с медленным и быстрым вариантами гармонической фигурации, что можно использовать для композиции. Сначала выбираем какой-нибудь медленный вариант, а затем быстрый.
Пример 6. Развитие композиции.
Завершить рассказ о гармонической фигурации в аккомпанементе мне хочется небольшой практической зарисовкой для настроения.
Пример 7. Композиция с аккомпанементом типа гармоническая фигурация.
Источник
Фигурация
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Фигурация» в других словарях:
ФИГУРАЦИЯ — (от лат. figuratio придание формы) в музыке усложнение музыкальной фактуры с помощью повторений звуков и аккордов (ритмическая фигурация), мелодические движения по звукам аккордов (гармоническая фигурация), применения в мелодии неаккордовых… … Большой Энциклопедический словарь
ФИГУРАЦИЯ — (лат., от figura). Оживление речи, стихотворения, музыкальной пьесы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИГУРАЦИЯ лат. figuratio, от figura. а) Образование; оживление речи. b) Смешение гармонических и… … Словарь иностранных слов русского языка
фигурация — усложнение Словарь русских синонимов. фигурация сущ., кол во синонимов: 2 • осложнение (35) • … Словарь синонимов
фигурация — и; ж. [от лат. figuratio придание формы, образное изображение] Муз. Вплетение в музыкальную ткань произведения различных фигур (3 зн.). * * * фигурация (от лат. figuratio придание формы) (муз.), усложнение музыкальной фактуры с помощью… … Энциклопедический словарь
фигурация — I. ФИГУРАЦИЯ I и, ж. figuration f. <лат. figuratio придание формы, образное изображение. 1. муз. Осложнение, украшение основы музыкального произведения путем введения фигур. БАС 1. Особенно обаятельное впечатление производит последнее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Фигурация — (лат. figuratio образ, форма, образное изложение, от figuro образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю) один из методев обработки муз. материала, благодаря к рому в произв. активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф.… … Музыкальная энциклопедия
Фигурация — мелодическая украшение одного голоса фигурами в гомофоническом (см.) сочинении, а также проведение известной мелодической фигуры по всем голосам полифонического (см.) сочинения, в котором каждый голос имеет одинаковое мелодическое значение, как,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фигурация — ж. Включение в музыкальную ткань произведения различных фигура V 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
фигурация — фигурация, фигурации, фигурации, фигураций, фигурации, фигурациям, фигурацию, фигурации, фигурацией, фигурациею, фигурациями, фигурации, фигурациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
фигурация — фигур ация, и … Русский орфографический словарь
Источник
Каждый элемент музыкальной фактуры может быть изложен как одноголосно, так и многоголосно.
Подробнее следует остановиться на фигурации.
В школах игры на гитаре если и есть упоминание о фигурации, то ее называют – гармоническая фигурация. Так Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» дает такое определение: «Звуки аккорда, взятые в какой-либо последовательности, называются гармонической фигурацией, (он не говорит о видах фигурации). В основном же под фигурацией подразумевают лишь арпеджио, не разделяя виды. Лишь Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» называет два вида – восходящее арпеджио и нисходящее, а В.Сазонов «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» дает определение ломанного арпеджио.
Отсутствие в гитарных «Школах игры» подробного определения видов фигурации заставляет сделать попытку внести некоторую ясность в этом вопросе.
Выше говорилось о трех видах фигурации: гармонической, ритмической и мелодической, их отличительных чертах. Рассмотрим подробнее каждый вид.
Гармоническая фигурация – движение звуков происходит по разложенным тонам аккорда. Движение может быть прямое восходящее, прямое нисходящее, ломанное восходящее, ломанное нисходящее и комбинированное. Может быть изложено одноголосно, двухголосно и многоголосно.
Примеры:
№№1.2.3 – прямое восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№4.5.6 — прямое нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№7.8.9 – ломанное восходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№10.11.12 – ломанное нисходящее движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
№№13.14.15 – комбинированное движение (изложено – одноголосно, двухголосно, многоголосно).
Ритмическая фигурация — повторяющиеся звуки или аккорды в разнообразных ритмических сочетаниях.
Примеры:
№1 –одноголосное изложение.
№2 –двухголосное изложение.
№3 –многоголосное изложение.
Мелодическая фигурация — движущийся голос, используя вспомогательные, проходящие и другие неаккордовые звуки, образует относительно самостоятельную мелодию (крестиками отмечены неаккордовые звуки):
Гармоническая фигурация в музыкально-исполнительской практике чаще называется арпеджио, поэтому арпеджио нужно отождествлять с гармоническойфигурацией.
Гитаристам очень важно научиться играть «на весе» не только левой, но и правой рукой. Рассмотрим следующие примеры:
Пример 1 – прямое восходящее арпеджио, вес направлен вверх, к 1-ой струне. Пр.2–прямое нисходящее арпеджио, вес направлен вниз, к басу следующего такта. Пр.3 – прямое комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио, вес направлен к басу следующего такта. Пр.4 – ломаное восходящее арпеджио, вес направлен к следующему такту, а ноты «соль» играются «на мышце». Пр.5 – нисходящее ломаное арпеджио, вес направлен вниз к следующему такту, нота «си» играется «на мышце». Пр.6 – повторение пр.3. Его можно играть и другим способом: сначала направить вес к 1-ой струне и, не опираясь на нее, сделать разворот в обратном направлении и понести вес вниз, к басу. Пр.7 – ломаное комбинированное (восходяще-нисходящее) арпеджио. Вес направлять как в предыдущем упражнении, а ноты «соль» играть «на мышце».
Перечисленные примеры не исчерпывают многообразия различных видов арпеджио, но дают направление для осмысленного подхода к их изучению. В школах игры на гитаре об арпеджио говорится мало, а об технологии их исполнения и еще меньше. Достижения в исполнительстве на других инструментах дают нам возможность многое адаптировать для народных инструментов и, в частности, для гитары.
Еще один пробел в методике для гитары это несовершенная запись, которая не может отразить дифференцированно (раздельно) все элементы фактуры, музыкальный синтаксис (членение музыкальной речи), штрихи (к примеру, лига обозначает прием). В этом направлении еще предстоит большая работа. Пока же гитаристам приходится рассчитывать, в основном, на свои общемузыкальные знания, традицию (звукозапись) и интуицию.
Проанализируем фактуру русской народной песни в обработке А. Иванова-Крамского «Ах ты, душечка». Пьеса написана в вариационной форме. Запятыми отделены проведение темы и вариаций. Варьирование осуществляется в основном за счет изменения фактуры.
Мелодия – затактового строения звучит в верхнем голосе, с начала по 4-ый такт хоральное изложение. В этом эпизоде важно, чтобы мелодия не потерялась за плотным звучанием аккордов. Для этого надо более ярко выделить верхний голос.
С 5-го по 8-й такт мелодия, выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и фигурации. В двухштилевой записи это выглядит так:
На верхней строчке – выписана мелодия, а на нижней – бас и ритмическая фигурация. Лигами отмечена гармоническая фигурация. При исполнении надо следить за тем, чтобы выделялась мелодия, выдержанно звучал бас и, чуть тише, ритмические фигурации. Гармонические фигурации надо чуть выделить в сравнении с ритмическими фигурациями.
С 9-го по 12 такт мелодия так же выделена штилями вверх, а ее сопровождают бас и гармоническая фигурация. На двух нотоносцах запись выглядит так:
В этой вариации тоже важно более яркое выделение мелодии и, чуть тише баса, гармоническая же фигурация должна звучать более тихо.
С 13 до окончания фактура выглядит так:
Здесь следует обратить внимание на чередование гармонических и ритмических фигураций. Они должны быть выделены нюансом. Кроме того, начиная с 3-ей доли 16-го такта, мелодия изложена в трехголосии. Верхний голос должен звучать ярче.
Тема 18. Понятие «исполнительский навык». Упражнения и их роль в развитии техники.
Тема 19 Основы аппликатуры.
Тема 20. Методика изучения инструктивного материала.
Тема 21. Методы развития творческой активности учащихся.
Тема 22. Воспитание навыков самостоятельной работы учащихся.
Тема23. Подготовка произведения к концертному выступлению.
Тема 24. Педагогический репертуар для ДМШ, методы его использования.
Раздел 4.
Организация и планирование учебного процесса в ДМШ.
Источник