Что такое фольк гитара

Чем отличается фолк гитара от акустической?

Названием, лол. Вообще, щас выдумали дурацкую «дворовую» классификацию гитар, которая понятно только гопникам и продавцам в магазинах. Но так уж и быть, разьясню:

Классическая гитара — гитара с небольшим тонким корпусом, простой колковой механикой и неулоновыми струнами. В гриф таких гитар не ставят анкер, а корпус у них более слабый и тонкий, поэтому установка металлических струн такие гитары портит раз и навсегда (просто сгибает и ломает инструмент). Играю на них гитаристы-классики, и на такого типа гитарах учат в музыкальной школе.

Фолк-гитара, она же народная — технически, та же классика, но с упрочненным грифом, более жестким телом и более суровыми колками. Часто на них есть катавей — вырез под грифом, для доступа к высоким ладам. На такую гитару как раз можно ставить металлические струны, но тонкие.

«Русская гитара» — тот же фолк, только с плоским грифом и семиструнный. Сейчас почти не выпускаются, увы.

Сейчас об «акустических гитарах». хотя, они тут все акустические.

Эстрадная, она же дреднаут — здоровая акустика, с большим толстым корпусом, с прочным анкером и мощными колками. На такие гитары ставят только металлические струны, т. к. нейлон её не «раскачивает» она не звучит. Звучит громко, красиво, привычно.

Джамбо (и суперджамбо) — гитара еще больше, в тонкой талией и боооольшими округлостями. Отличие в звуке от остальных гитар — большая громкость и басовитость. Просто шикарна для труъ-блюза и аккомпанемента. Струны, опять таки металл и толстый.

Гранд-аудиториум — плод любви «классики» и «акустики» — гитара чуть меньше и тоньше джамбо, узким длинным грифом. Корпус с катавеем. Отлично передает весь тембральный окрас звука гитары. Сейчас такие гитары встречаются редко и стоят дорого, но по звуку — это самое оно, чистейшая акустическая гитара.

Ну и, напоследок, дОбро — гитара с металлическим корпусом (а иногда и грифом тоже оО) — очень жестко и своеобразно звучит. Шикарна для игры слайдом. Звучание характерно для архаичного блюза и кантри. Прелесть, вот только тяжеленная.

Источник

Все о фолк-гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара давно нашла множество поклонников по всему миру благодаря своему уникальному звучанию. Она может выступать и в качестве аккомпанирующего, и в качестве сольного инструмента. Ей под силу сыграть мелодии самых разных стилевых направлений: от народных до джазовых. Существует несколько видов гитар, среди которых есть и фолк-гитары. Что это за инструмент, в чем его отличия и особенности, о разновидностях и звучании, рассказано в статье.

Что это такое?

Фолк-гитара – разновидность акустического или полуакустического шестиструнного инструмента, в том числе и классического, но приспособленная только под струны из металла. Имеет довольно прочный и жёсткий корпус за счёт специально разработанного крепления пружин верхней деки, более узкий гриф, укреплённый центральным анкерным болтом, вырез (катавей) в корпусе под грифом для свободного доступа пальцев левой руки к струнам за XII ладом.

Чем отличается от других моделей?

Уже в XIX веке было предложено заменить струны из нейлона на металлические струны на акустических гитарах. Причиной стало стремление сделать звук более громким и звонким. Однако разница не только в этом. Создателем фолк-гитар можно назвать Кристиана Мартина – специалиста по гитарам. Именно он внес существенные изменения в устройство инструмента. К этому его подтолкнуло серьезное отношение к проблеме деформирования верхней деки и проседания грифа у классического инструмента из-за сильного натяжения стальных струн.

Гитара модели «фолк» отличается от классической по следующим пунктам:

  • гриф – более узкий, имеет округлую поверхность;
  • бридж (нижний струнодержатель) перемещен от центра нижнего овала ближе к резонаторному отверстию;
  • более крупные габариты корпуса и инструмента в целом;
  • количество ладов составляет 20-22 против 19 на «классике»;
  • струны – из металла или бронзы.

Так как струны выполнены из металла, то это значит, что их сложнее зажимать. По этой причине не рекомендовано сразу приступать к обучению на фолк-гитаре. Такое решение может усложнить процесс обучения. А детям можно начинать играть на ней только с 12-летнего возраста. Начинать лучше с гитары со струнами из нейлона (и детям, и взрослым). Классическая гитара является более мягким и податливым инструментом для обучения.

Кроме того, большой корпус может доставить сложности в процессе обучения. Его попросту неудобно держать на первых порах, особенно детям.

Строение

В результате изменений, внесенных К. Мартином, получилась модель с усиленной верхней декой. А также была разработана совершенно новая конструкция крепления грифа к корпусу анкером с регулировкой высоты расположения струн над грифом инструмента.

Есть и дополнительные характерные особенности фолк-гитар, отличающие их от остальных моделей, а также направленные на расширение функциональных возможностей и улучшение звучания. Перечислим эти особенности:

  • наличие пикгарда – пластины, служащей защитой деки, расположенной ниже розетки, от соприкосновения с пальцами музыканта;
  • наличие катавея (cutaway) – выреза в нижней части корпуса гитары под грифом для более удобной и комфортной игры на высоких ладах;
  • нижняя дека в форме овала, сделанная из углепластика (можно встретить только на моделях бренда Ovation).

По строению корпуса фолк-гитары подразделяют на 3 типа:

  1. дредноут (или вестерн-гитара): отличается крупным корпусом с низким глубоким звучанием, идеален для исполнения музыки в стиле кантри или блюз;
  2. джамбо: гитара с крупным корпусом в форме груши, где преобладают плавные округлые формы (есть гитары с еще большим корпусом и еще более крутым звучанием – суперджамбо);
  3. флэттоп – модель с плоским корпусом.

Как звучит?

Фолк-гитара звучит громко и звонко, а это позволяет превосходно играть джазовую музыку. В зависимости от типа корпуса отличается и звучание. Так, дредноут по сей день остается самым распространенным типом. Он пользуется популярностью среди профессиональных музыкантов, так как обладает сразу узнаваемым и свойственным только ему глубоким звуком. Однако такой вариант больше подойдет в качестве аккомпанемента, нежели исполнения сольного произведения.

А вот оркестровые модели этого вида инструмента обладают меньшим корпусом. Но они обладают более ровным и мягким звуком, сбалансированным по частотам. Этот вариант фолк-гитары является отличным солирующим инструментом. С ним удобно работать в студии.

Джамбо – гитары с самым большим корпусом, позволяющим извлекать мощнейший, сочный звук.

Гитары варианта флэттоп имеют полый акустический корпус, который делает звучание сильным и громким даже без дополнительных электроусилителей.

Звучание фолк-гитары в целом объективно более громкое и звонкое. Такие гитары идеальны в качестве аккомпанемента, игры боем, исполнения быстрых, ритмичных, динамичных композиций.

Корпусы всех типов позволяют извлекать глубокий и объемный звук. Самыми громкими, конечно же, считаются модели суперджамбо.

Фолк-гитара – прекрасный вариант для тех, кто любит рок, пение, посиделки у костра в дружной компании. Умея играть на этой разновидности инструмента, можно легко сыграть и на электрогитаре, так как грифы у них одинаковые. А вот для начинающих гитаристов такая разновидность инструмента не годится по причине того, что струны из металла или бронзы очень тяжелы для новичков – могут создать большие проблемы на начальном этапе обучения.

Источник

Фолк-гитара

Среди других акустических струнных щипковых фолк-гитара занимает особое место. Благодаря своим особенностям, она позволяет играть произведения разных стилевых направлений. Она одинаково популярна как среди начинающих, так и у профессионалов. Кантри, блюз, джаз, эстрадные песни – любые жанры отлично звучат на разновидности классической «шестиструнки».

Конструктивные особенности

Своим появлением модель обязана знаменитому лютье Кристиану Мартину в середине XIX века. Уже тогда музыканты пытались найти решение, чтобы усилить звук, недостаточный по громкости для концертных выступлений и аккомпанемента. В ходе экспериментов с классической шестиструнной «акустикой», он создал модель гитары с крупным корпусом, узким грифом и струнами из металла.

Основной проблемой создания сильного натяжения и увеличения «коробки» Мартин считал деформацию корпуса, поэтому свою модель усилил комплексом пружин, анкерным стержнем. По сути, он поместил под верхнюю деку пластины, скрещенные между собой.

Инструмент объединяет под собой несколько разновидностей, имеющих отличия:

  • джамбо – корпус грушевидной формы, звучание громкое, звучное;
  • дредноут – размер также крупнее, но звук отличается глубиной;
  • флэттоп – весит меньше, имеет плоский корпус.

«Фолк» меньше по размеру, чем «джамбо» или «дредноут», но обладает не менее выразительными акустическими возможностями.

Металлические струны могут быть отрегулированы по высоте, что влияет на среднечастотное и низкочастотное звучание. От ударов пальцев музыканта верхнюю деку защищает специальная пластина – пикгард. В нижней части под грифом гитара имеет вырез, который облегчает исполнителю доступ к высоким ладам ниже 12-го лада.

Отличие от других моделей

Кроме увеличенного размера фолк-гитара имеет и другие отличия, выделяющие ее среди инструментов струнной щипковой группы:

  • узкий с округленной поверхностью гриф;
  • металлические или бронзовые струны;
  • больше, чем у «классики» ладов;
  • нижний струнодержатель находится ближе к резонаторному отверстию.

Маленьким детям играть на таком инструменте сложнее, чем на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Для зажима металлических струн требуется больше усилий, по началу игра на них может травмировать непривычные подушечки пальцев.

Использование

Фолк-гитара – настоящая находка для разноплановых музыкантов. Прекрасно подойдет для песен у костра, домашних камерных концертов и выступлений на сценах клубов. Мощный звук позволяет исполнителям выходить с ней к слушателям, не используя никакого усиления звука кроме микрофона. Она звучит громко, звонко, идеальна для аккомпанемента, прекрасно отражает быстрые, динамические ритм-партии.

Наибольшую популярность фолк-гитара обрела в 60-е годы прошлого столетия, хотя изобретена была столетием раньше. В это время исполнители песен стали все чаще выходить на сцену с инструментом, самостоятельно аккомпанируя себе. Громкое звучание полюбили поклонники легендарных «The Beatles», которые активно использовали модель на своих концертах.

Освоив фолк-гитару, можно легко сыграть на электрической – они имеют одинаковое строение и ширину грифа. Также для игры часто применяется плекторная техника, как у электрогитары расширяющая возможности акустического ансамбля.

Источник

История гитары. Обзор акустических гитар. Типы и виды акустических гитар.

Поговорим о гитарах. Об акустических гитарах. Если вы приходите в музыкальный магазин и цепенеете перед витриной с гитарами, не зная, какую выбрать – вам совершенно необходимо прочитать нижеприведенный текст.

Разновидностей акустических гитар существует великое множество. Каждая современная модель – продукт длительной эволюции. Для начала посмотрим на «анатомию» гитары, чтобы были понятны все, возможно новые для вас слова, появляющиеся в тексте.

Деталей у гитары, как мы видим, достаточно много. Но основными составляющими, непосредственно влияющими на звук инструмента, являются две: корпус и струны.

СТРУНЫ

Источник звука. Вполне вероятно, вы уже знаете, что они бывают металлические и синтетические (последние повсеместно называют нейлоновыми). Часто музыканты отвергают нейлон из-за глухого, неяркого звука. С другой стороны, во время первоначального освоения инструмента, вы не получите никакого удовольствия от процесса обучения из-за вечных мозолей, которые легко появляются на непривыкших пальцах, соприкасающихся с металлическими струнами. Поэтому в качестве струн начального уровня рекомендуется брать все-таки мягкую синтетику. Особенно девушкам. Не стоит думать, что нейлоновые струны — это очень просто — и у них есть свои ярые сторонники. Все зависит от стиля игры: они хороши для исполнения классики и романсов, легко зажимаются, обладают очень мягким, ласкающим звуком. Кроме того, нейлон не дает знаменитых «шкряб-шкрябов», издаваемых при смене аккордов на металлических струнах, да и скорость игры будет больше, так как на мягком нейлоне лучше удаются сложные пассажи. Среди недостатков нейлона следует отметить быструю изнашиваемость, особенно обмотки трех басовых струн, а еще на них сильнее влияет температура и влажность, вследствие чего их сложнее настроить. Если вы планируете использовать гитару главным образом как аккомпанирующий инструмент для песен, то заметим, что при игре боем нейлоновые струны однозначно пасуют перед металлическими.

КОРПУС

Безусловно, корпус для гитары чрезвычайно важен, так как именно за счет корпуса-резонатора мы и получаем тот или иной тембр звучания инструмента. Дешевые гитары делают из фанеры, поэтому они не очень прочны и звучат несколько хуже, чем гитары, у которых дека была сделана из определенной породы дерева. Что из чего следует делать — это большая наука! Существует ряд древесных пород, которые чаще всего используются при создании акустических гитар. Для верхней деки чаще всего берут ель или кедр, для грифа – прочный клен, накладку на гриф в основном делают из палисандра. Разумеется, чем качественнее исходный материал (порода дерева, возраст, степень предварительной обработки), тем лучше будет звучать гитара.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

История возникновения гитары в Европе сложна и неоднозначна. По основной версии, инструменты, подобные гитаре, появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Так сказать, высоко развитая культура Арабского Халифата оказала влияние на формирование культуры Европейской. В частности, на музыкальную культуру, в те далекие времена сильно ограниченную строгими рамками церковных канонов. Разнообразная и техничная инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, и затем постепенно распространилась по всей Европе. Естественно, вместе с музыкой на территорию средневековой Европы пришли также инструменты, на которых эта музыка исполнялась. Это были популярные арабские музыкальные инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд, которые и определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.

Аль-уд, который в Европе стали называть Ла-уд (Лютня), стал на много лет излюбленным инструментом аристократии, снискав репутацию «Инструмента Королей». Знаменитый арабский аль-уд овеян легендами о выдающихся восточных виртуозах. Европейские мастера, поменяв его сложный 17-ступенный строй на привычный 12-ступенный, дали жизнь, можно сказать, совершенно новому инструменту.

Появление же гитары в европейской музыке времён Средневековья произошло достаточно незаметно. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к XIII в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская. Эти инструменты слегка отличались друг от друга формой и конструктивными особенностями. Само же происхождение слова «гитара» не до конца ясно. Одни источники указывают на явное этимологическое сходство этого названия со словом «Кифара». Другие утверждают, что слово «Ги-Тара» произошло от названия арабского инструмента Тар (в переводе с персидского – «струна, нить»), внешне похожего на известную нам гитару. Существовали и другие, сходные по звучанию названия инструментов-хордофонов, пришедших в Европу с Востока – китаррон, цитра, ситар.

В 18 веке интерес к лютне постепенно угасает, и внимание мастеров все больше начинает привлекать гитара. В результате разнообразных многочисленных экспериментов возникают шести-, семи-, восьми- и даже 32- струнные инструменты. Французский мастер Обер де Труа конструирует в 1789 году (задолго до Led Zeppelin) даже необычную двух-грифную гитару. Позабавьте себя – сравните старинную гитару и знаменитую гитару Джимми Пейджа.

Целью всех этих экспериментов являлось усовершенствование конструкции и расширение исполнительских возможностей гитары. Важным шагом в преобразовании гитары становится отказ от удваивания струн. Затем последовал еще один революционный ход – звучание гитары становится намного громче, после того как с резонаторного отверстия (розетки) убирается декоративный узор и она становится открытой. К концу 18 века 6-ти струнная гитара с известным нам строем становится общепризнанным победителем над всеми остальными плодами экспериментов. Появляется целая плеяда композиторов-гитаристов, сочиняющих для «новой» гитары музыку в духе эпохи Венского классицизма.

Это – итальянцы Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани, Матео Каркасси и Николо Паганини (да-да! тот самый знаменитый скрипач! не все знают, что он также прекрасно владел и гитарой), испанцы Дионисио Агуадо (Гарсия) и Фернандо Сор. Все эти музыканты в то время активно гастролировали по Европе. Дионисио Агуадо, помимо всех остальных заслуг, приписывают также усовершенствование формы гитарной подставки (в наши дни подставки этого типа используются на «классических» гитарах). Ноты произведений этих композиторов начинают записывать на нотоносце (в скрипичном ключе), в отличие от прежней упрощенной табулатурной записи.

И, наконец, важный этап в развитии гитары связан с именем испанского мастера Антонио Торреса (1817-1892), подытожившего опыт своих предшественников и установившего основные конструктивные особенности этого инструмента. Антонио Торрес отказался от обильной инкрустации, характерной для гитар того времени, увеличил размеры корпуса, экспериментально определил оптимальную длину колеблющейся части струны («мензуру») – 650 мм, использовал накладку на грифе для крепления ладов, переходящую на деку и ограничиваемую резонаторным отверстием. Новая гитара была по достоинству оценена выдающимся испанским гитаристом Франсиско Таррегой, творчество которого сыграло важную роль в популяризации инструмента. Именно гитару конструкции Торреса мы теперь и называем «классической». Практически в таком виде гитара сохранилась и по сей день.

В нашем обзоре мы рассмотрим основные разновидности современных акустических гитар, расскажем об истории их возникновения и поясним для каких стилей музыки предназначена та или иная модель.

Для начала расшифруем несколько распространенных терминов, с которыми вы, возможно, уже сталкивались.

ФОЛК-ГИТАРА (FOLK)

Фолк-гитара (Folk) — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Применяется ныне практически во всех музыкальных жанрах. Иметь у себя дома хотя бы одну фолк-гитару – необходимое условие нормального существования для музыканта будь ты хоть пианист, хоть барабанщик. Отцом современной фолк-акустики считается американец Христиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков столкнулся с проблемой усиления звука обычной классической гитары — и решил эту проблему. Решение стало возможным благодаря изобретению стальных струн, в противовес ранее использовавшимся жильным. Натяжение таких струн было куда сильнее, что потребовало более габаритного корпуса и особенного Х-образного крепления пружин верхней деки — именно это новшество сделало американцу имя и принесло ему кучу денег. Следует отметить также, что гриф у фолк-гитары существенно уже, чем у классической и снабжен внутри анкерным болтом (все для той же прочности и успешной борьбы с деформацией от натяжения струн). В результате на фолк-гитаре очень удобно играть медиатором разнообразные ритм-партии. Звук получается не только громким, но и очень четким и легко управляемым. На классике так не сыграть. Мартин назвал своё детище folk-guitar. Это определение существует до сих пор, хотя более употребляемыми в народе все-таки стали термины «вестерн» или «эстрадная гитара» — не иначе, в противовес камерной и консервативной классической гитаре. До сих пор компания Martin & Co производит едва ли не самые пафосные, дорогие и желанные инструменты.

Вестерн-гитара (Western) — то же самое, что и фолк-гитара.

Флэттоп (FlatTop) — фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп (ArcTop) — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson. Зачастую ArcTop-гитары приобретают самые замысловатые очертания.

Следует отметить, что именно эти гитары в 40-50-х годах первыми были электрифицированы, так как были невероятно любимы джазменами (эта любовь сохраняется и по сей день) за свой яркий среднечастотный звук и, как следствие, удобство использования в оркестре. И именно от этих инструментов ведет свой род многочисленное семейство электрогитар, которым мы уделим пристальное внимание в других обзорах. Ну а здесь лишь приводим несколько забавных картинок. Так сказать, результат стремительной эволюции популярнейшего инструмента за последние 50 лет.

Однако вернемся в русло последовательного научного обзора и будем рассматривать только те современные акустические гитары, которые являются, с нашей точки зрения, прямыми наследниками (сохранившими основные черты инструмента-родоначальника) старинной гитары.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА (CLASSIC)

Классическая (Classic) — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). В настоящее время выпускается практически всеми ведущими производителями, что понятно. Модели различаются незначительными деталями. Применяется для исполнения, разумеется, классической гитарной музыки, испанского фламенко или латины. Также невероятно любима бардами. Вероятно, по причине того, что струны мягкие и, следовательно, знаменитые три аккорда можно научиться, с грехом пополам, извлекать за час занятий. Опять же песни исполняются, главным образом, лирические – аккомпанировать надо негромко. На иллюстрации приведена гитара испанского бренда PEREZ 660 Cedar.

Дредноут (Dreadnought) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной, по сравнению с классическим корпусом, громкостью и усиленными низкими частотами в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin. Эту модель фолк-гитары многие и сегодня считают стандартом в производстве гитар. Увеличенный корпус инструмента расширяется внизу, гитара имеет широкую талию. Головка грифа плоская, поперёк головки грифа расположены валы колков. В подставке гитары просверлены отверстия, в которые продеваются струны с «пулями» на конце. Струны не обвязываются вокруг подставки, а зажимаются пробками. Гитара отличается громкостью и хорошими басами. Иногда дредноут называют вестерном, но это, как мы уже знаем, не совсем верно. Скажем так: дредноут-гитары – это разновидность вестерн-гитар. Используются эти гитары практически во всех музыкальных жанрах. Чаще как аккомпанирующий инструмент, создающий прекрасную «подложку» для голоса или солирующих инструментов.

Аудиториум или Гранд Аудиториум (000, Auditorium, Grand Auditorium) – несмотря на внушительное название, гитары этой модели имеют более тонкую талию и деку по сравнению с Dreadnought. В результате, многие музыканты находят такую гитару более удобной. В то же время инструмент обладает достаточным уровнем средних и высоких частот, что улучшает читаемость солирующих партий.

Джамбо («Jumbo» переводится с английского как громадина, великан) — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший невероятно популярным среди кантри- и рок-гитаристов. Инструмент со стальными струнами, большим корпусом, узким грифом, плоской верхней декой и округлыми линиями обвода. Джамбо, как и дредноут принадлежит к классу, так называемых, вестерн-гитар. Корпус этого инструмента имеет сходство с корпусом классической гитары, но размеры его более впечатляющи. Гитара имеет яркое и сочное звучание. Используется и как аккомпанирующий, и как солирующий инструмент. Прекрасно слышна в ансамбле. Как и дредноут, отлично звучит практически во всех известных стилях музыки, но особенно любима поклонниками, недавно появившегося и стремительно набирающего популярность благодаря стараниям вундеркиндов, вроде Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel) и Тони МакМануса (Tony McManus), стиля «фингерстайл» (fingerstyle). Стиль интересен тем, что один музыкант на одном инструменте может вести несколько самостоятельных музыкальных партий, что, в некоторой степени, роднит гитару с фортепиано.

ОРКЕСТРОВАЯ ГИТАРА (ORCHESTRA)

Оркестровая (Orchestra) — первоначально эта гитара, разработанная компанией Martin, отличалась от своего прототипа (модели 000) более короткой декой. Позже Martin OM стал Martin 000, так что сегодня OM опирается на свою оригинальную версию. Martin OM – первые (одни из первых) серийно выпускаемые гитары с 14-ю ладами (выше деки). Несмотря на то, что первоначально эти модели разрабатывались для классических гитаристов, они быстро завоевали популярность среди музыкантов, играющих в стилях ковбой (cowboy) и блюграсс (bluegrass).

Электроакустическая гитара (как правило оснащена «вырезом» – cutaway) — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам. В принципе, все рассмотренные выше разновидности гитар могут быть снабжены звукоснимателем, так что электроакустика – это не какой-то особенный инструмент, а характеристика или дополнительная опция.

Разновидностью электроакустической гитары являются так называемые гитары Ovation. Название этой фирмы быстро стало нарицательным, обозначая целый класс гитар, задняя дека которых сделана не из дерева, а из синтетических материалов — углепластика, эпоксидной смолы и так далее. Самостоятельный звук у таких инструментов тихий, но Ovation прекрасно выступают в роли электроакустических концертных инструментов, давая полноценный звук акустической гитары и хорошо уживаясь с пьезодатчиком, лучше справляясь с обратной связью, чем могут похвастаться отнюдь не все деревянные гитары.

Применяются такие гитары весьма широко в блюзе, кантри, рокабилли и в рок-музыке. Зачастую звук такой гитары (в силу его уже практически полностью электрического происхождения) обрабатывают различными гитарными процессорами, эффектами и т. п. Получается красиво.

ЦЫГАНСКАЯ ДЖАЗОВАЯ ГИТАРА (GYPSY)

Цыганская джазовая гитара (Gypsy) — акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки и расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эти гитары рассчитаны на использование металлических струн и имеют характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар, происходящее от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу – Selmer. Gypsy-гитары используются почти исключительно для исполнения музыки в стиле джаз-мануш (jazz-manouche) – европейском направлении джаза, известном также как цыганский джаз (gipsy-jazz) или цыганский свинг (gipsy-swing). Эта музыка, ставшая популярной благодаря легендарному бельгийско-цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), в последнее время приобретает все большее количество поклонников и в Европе и в России. Этот стиль соединяет в себе традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и свинг. Характерными его особенностями являются достаточно незамысловатая гармоническая сетка, но фантастический драйв и изысканная импровизационная техника солистов.

Двенадцатиструнная гитара – инструмент, который собирается на основе усиленных корпусов дредноута и джамбо, также может быть с синтетической задней декой или вовсе с цельным корпусом. Для таких гитар характерен более широкий гриф и парные струны, внутри пар, как правило, настраивающиеся в унисон или в октаву. Звук, следовательно, еще более богатый и громкий, но сам инструмент требует особенного подхода. Играть на нем непросто, а настраивать и вовсе целая история. Используется, как правило, исключительно для аккомпанемента. Но играя на одной гитаре, вы получаете звучание, как будто, сразу нескольких инструментов. Весьма любима певцами, исполняющими свои песни без поддержки ансамбля, под одну гитару (например А. Розенбаум или А. Градский). Также очень активно используется в так называемом «русском роке». К примеру, на гитаре, приведенной на иллюстрации, играет знаменитый лидер группы «Крематорий» Армен Григорян. Кстати, помимо того, что это двенадцатиструнная гитара, она еще и цельнокорпусная. То есть у нее отсутствует привычный для нас резонатор. Без подключения к усилителю звук практически неслышен, но это позволяет такую гитару «разгонять» до большой громкости, не боясь обратной связи (feedback). В то же время звук благодаря качественному звукоснимателю остается прозрачным и вполне акустическим.

РЕЗОНАТОРНАЯ ГИТАРА

Резонаторная – грубо говоря, помесь гитары и граммофона. Резонаторная гитара была придумана в 1925 году для получения более громкого гитарного звука: в ту пору были распространены биг-бэнды, в которых гитара, к тому времени еще не усиливаемая электричеством и оттого довольно сдержанная в плане громкости, соседствовала с медными духовыми типа саксофона, которые, разумеется, делали ее абсолютно не слышимой публике. Первым, кто озадачился данной проблемой, был Джон Бушамп, музыкант и промоутер очень модных в ту пору водевилей, после чего поручил ее создание Джорджу Допийра, скрипачу и лютье словацкого происхождения. Тот достаточно оперативно справился с поставленной задачей и, спустя пару месяцев, представил Бушампу весьма своеобразную модель, резонатор которой был выполнен в форме крупного литого диска с отверстиями. Конструкция и вправду значительно усиливала звук и спустя два года гитара начала массово выпускаться под знаменами фирмы National String Instrument Corporation, основанной Бушампом и Допийра после получения последним патента на изобретение. Резонаторной гитарой заинтересовались музыканты практически всех популярных жанров – она полюбилась в блюграссе, кантри, джазе и, конечно же, в блюзе. Интересно, что в 20-30-х годах (напоминаем, в эпоху биг-бэндов) почти все тихие струнные инструменты примеряли на себя металлический резонатор. Были сконструированы не только резонаторные гитары, но и резонаторные мандолины и даже резонаторные скрипки. Но после изобретения и повсеместного внедрения различных электрических звукоусиливающих устройств, все эти странные инструменты моментально сошли со сцены. Осталась только резонаторная гитара. Дело в том, что этот инструмент обладает какой-то необъяснимой магией. Фактически, с добавлением резонатора, гитара приобрела столь необычную тембральную окраску, что превратилась в некий совершенно новый инструмент.

Уменьшенная – чаще всего классическая гитара, но выполненная в размере 3/4 или еще меньше. Разработана специально для обучения юных музыкантов. Ее компактный корпус обеспечивает отменный комфорт во время игры. Звук чуть-чуть тише, чем у «взрослой» модели, но во всех остальных качествах (тембр, атака, сустейн и т. п.) она ничуть не уступает старшей сестре. Наоборот, юный музыкант, начав заниматься сразу на большой гитаре рискует в лучшем случае разочароваться, а в худшем — получить проблемы с суставами.

ТРЭВЕЛ (TRAVEL)

Трэвел (Travel) – это маленькие с точки зрения формы деки гитары, предназначены либо для «маленьких» гитаристов, либо для тех, кто любит жить налегке. Одни модели являются уменьшенной версией своих прототипов, другие имеют свой собственный уникальный дизайн. Комбинация таких факторов, как относительно низкая цена, компактные размеры и хорошее звучание, делает эти гитары отличным решением для тех, кто привык к быстрым сборам и легкому багажу.

Ну а напоследок еще несколько забавных картинок. Теперь уже посмотрите — что может сделать причудливая фантазия мастеров с самой обыкновенной, знакомой нам всем с детства, гитарой.

Источник

Оцените статью