Что такое форма аккорда
Раздел будет дополнен.
Аккорд — это созвучие, состоящие как минимум из трех разных по высоте звуков. Таким образом, согласно данному определению, трезвучия — это тоже аккорды. Более того, трезвучия — это простейшие аккорды, на основе которых, посредством дополнительных ступеней, альтерации основных и дополнительных ступеней, добавленных тонов и т.д., образуются более сложные септаккорды, доминантсептаккорды, альтерированные септаккорды и т.д.
В данном разделе рассмотрим аккорды на основе трезвучий, трезвучий с добавленными тонами и аккорды с задержанием.
Приведем таблицу с характерным строением аккордов и вариантами буквенно-цифрового обозначения, она аналогична таблице в разделе Трезвучия:
Для игры аккордов на основе трезвучий на всех шести струнах удваивают ступени трезвучий. Тут, конечно, подошли бы обращения трезвучий на шести струнах, но аппликатуры обращений таковы, что их играть можно только мелодически, последовательно извлекая звуки, для одновременного извлечения всех звуков они не подходят. Эта задача была решена упрощенными аппликатурными формами в рамках октавных позиций, получившими название аккордовые формы.
Аккордовые формы — это аппликатурные решения аккордов, соответствующие пяти классическим аппликатурам мажорных аккордов от нот E, D, C, A, G в открытой позиции. Обозначаются как Ef-Df-Cf-Af-Gf (также EDCAG или CAGED).
E | D | C | A | G |
Ef | Df | Cf | Af | Gf |
На схемах отмечено положение тонической ноты (первая ступень) аккорда в данной аппликатуре. Помнить положение тонических нот в каждой аккордовой форме необходимо для того, чтобы применить ту или иную форму для конкретного аккорда. Аккорды F и B в открытой позиции берутся соответственно в форме Ef и Af:
Таким образом, мы имеем пять аккордовых форм Ef-Df-Cf-Af-Gf, каждой из которой соответствует свой «образ» аккордовой формы*:
Каждая аккордовая форма, в свою очередь, соответствует определенной октавной позиции:
Аккордовые формы и «образы» аккордовых форм помогут нам лучше видеть взаимосвязи и параллели в аппликатурах, начиная от октавных позиций и заканчивая ладами и гаммами. Так же мы будем пользоваться «образами» самих аккордов, там где будет нужно показать применение их конкретных аппликатур.
Приведем во всех пяти аккордовых формах мажорные аккорды F и C. Вместо нулевого порожка будем использовать указательный палец левой руки — прием барэ:
Если нанести на гриф все аккордовые формы одного мажорного аккорда, мы получим схему, из которой видно, что на требуемом участке грифа всегда можно взять нужный аккорд в той или иной аккордовой форме:
Основное назначение аккордовых форм — систематизация аппликатур различных типов аккордов для игры с тоникой от любой ноты на требуемом участке грифа. Такая систематизация позволяет избежать заучивания большого количества аппликатур. Несмотря на то, что аккордовые формы привязаны к мажорным аккордам, их можно ассоциировать и с другими типами аккордов (естественно, с учетом отличий в ступенях) и таким образом, нужный аккорд сыграть в любой аккордовой форме.
Чаще встречается обозначение аккордовых форм, как CAGED (caged — с англ., заключенный в клетку), однако, мы будем исходить из последовательности EDCAG, так как в этом варианте лучше просматривается их ассоциативная взаимосвязь с октавными позициями.
Как было сказано выше, практически любой тип аккорда от людой ноты можно взять в каждой из пяти аккордовой форме. Некоторые аппликатурные решения в той или иной форме могут быть не очень удобны для игры, но практически всегда, методом замены или исключения того или иного тона, аккорд можно упростить до приемлемой к игре формы.
Приведем аппликатуры минорного, увеличенного и уменьшенного аккордов в открытых позициях в сравнении с аппликатурами мажорного аккорда и в ассоциации с аккордовыми формами:
E | D | C | A | G |
Ef | Df | Cf | Af | Gf |
Em | Dm | Cm | Am | Gm |
E+5 | D+5 | C+5 | A+5 | G+5 |
Edim | Ddim | Cdim | Adim | Gdim |
Как видно из выше приведенной схемы, чем сложнее аккорд и больше у него отличий от основных аккордов (трезвучий), тем, соответственно, больше отличий в их аппликатурах. Но основное правило неизменно:
Таким образом, теперь мы можем привести аппликатуры для каждого типа аккорда во всех пяти аккордовых формах:
Ef | Df | Cf | Af | Gf |
мажорный аккорд | ||||
m — минорный аккорд | ||||
+5 — увеличенный аккорд | ||||
dim — уменьшенный аккорд | ||||
Поэтому не стоит запоминать все возможные варианты аппликатур для каждого аккорда, запоминать нужно формы и положение основного звука (I-ступень, тоника) в них. Более того, многие аккорды в одной и той же октавной позиции можно играть разными аппликатурами. Анализируйте и, главное, слушайте, выбирая для игры ту или иную аппликатуру, пробуйте сами найти наилучшее для Вас решение. А в разделе Основные аккорды приведены схемы аккордов с наиболее распространенными и удобными для игры аппликатурами.
Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия). Так как основные аккорды — это, по сути, и есть трезвучия, только с удвоенными ступенями для игры на более чем трех струнах, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный аккорд. Следующие схема — это развитие схемы, приведенной в разделе Трезвучия, в которой обозначены минорные и мажорные ступени натуральной мажорной гаммы (и параллельной минорной), и добавлены обозначения соответствующих типов аккордов.
Упрощенная схема для натурального мажора будет аналогична схеме трезвучий, так как условные обозначения аккордов соответствуют обозначениям трезвучий:
M | m | m | M | M | m | m-5 | натуральный мажор |
m | m-5 | M | m | m | M | M | натуральный минор |
Приведем аппликатурные схемы для условно-диатонических ладов:
Теперь запишем упрощенно для всех выше приведенных ладов, начиная с натурального мажорного лада, все аккорды (а значит и трезвучия), которые строятся на их ступенях:
M | m | m | M | M | m | m-5 | натуральный мажор | |
m | m-5 | M | m | m | M | M | натуральный минор | |
m | m-5 | +5 | m | M | M | m-5 | гармонический минор | |
m | m | +5 | M | M | m-5 | m-5 | мелодический минор | |
M | m-5 | m/M | m | M | m-5 | m-5 | гармонический мажор | |
M | m-5 | m-5 | m | m | +5 | M | мелодический мажор | |
M | M | m-5 | m-5 | m | m | +5 | лидийско-миксолидийский мажор | |
m | +5 | M | M | m-5 | m-5 | m | дорийско-фригийский минор | |
M | M | m-5 | m | m-5 | +5 | m | фригийский мажор |
Для запоминания этих последовательностей аккордов см. Игра гамм трезвучиями и Игра гамм аккордами раздела Упражнения.
* см. С. Попов «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста»
Источник
Аккордовая система CAGED
Человек, который начал осваивать гитару и уже знает с десяток аккордов, рано или поздно задаётся вопросом: что такое CAGED? Если говорить простыми словами, то CAGED — это пять аккордов, с которыми знакомы наверное все, кто когда — либо пытался освоить гитару!
Но лучше попробуйте взглянуть на эти пять букв не просто как на аккорды, а как на формы аккордов, которые мы можем перемещать по всему грифу. К примеру, берём аккорд С и смещаем его на один тон вверх, получаем аккорд D, построенный в аккордовой форме C (при этом не забываем перемещать на тон и ноты на открытых струнах, в данной аккордовой форме это 1-я и 3-я струны).
И всё это можно проделать с любой аккордовой формой и в мажоре, и в миноре!
На примере аккорда C мы посмотрим, как один аккорд можно построить в пяти разных аккордовых формах.
R — это 1-я ступень (тоника), в нашем случае нота C (до)
3 — 3-я ступень
5 — 5-я ступень
Ниже мы разместим 5 аккордовых форм в миноре и в мажоре.
Мажорные формы
Минорные формы
Некоторые из этих форм удобнее, чем другие — всем нравятся формы Е и А, а вот форму G многие стараются обойти стороной, так как она не очень удобная. Тем не менее, очень важно знать все пять форм, чтобы пользоваться системой CAGED.
«Достоинства метода CAGED с точки зрения игры аккордов очевидны, но и это ещё не всё. С точки зрения соло эти формы полезны тем, что они показывают, где находятся аккордовые звуки. Таким образом, если вы наложите эти формы на аппликатуру гаммы, то это добавит мелодичности вашей аппликатуре. Всё это станет более понятно, в применении к самой распространенной гамме в словаре рок-гитары: минорной пентатонике.»© Guthrie Govan
Источник