Что такое фортепиано для 2 класса музыкальной школы

Презентация «История фортепиано»

2 класс урок музыки «Фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
proekt_doklad_o_fortepiano.pptx 809.89 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Доклад на тему «История создания фортепиано» Ученика 2 класса школы 541 Григорьева Егора

Фортепиано – это клавишный струнный инструмент. Различается 2 вида фортепиано: с горизонтальным расположением струн (рояль) и вертикальным расположением струн(пианино). Это рояль Это пианино Пианино изобрел итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 18 веке. Сначала этот музыкальный инструмент назывался пианофорте. В переводе с итальянского языка это означало тихо (пиано)-громко (форте). Фортепиано могло издавать громкие и тихие звуки. В России первое фортепиано появилось в Санкт-Петербурге в 1767 году. А в 1810 году в нашем городе открылась первая в России фортепианная фабрика

Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Речь можно записать словами, а музыку нотами. Это «музыкальные» слова, которыми музыкант разговаривает со своими слушателями.

Как же становятся великими пианистами? Это всегда громадный труд. А начинается все в детстве. Многие пианисты и композиторы начинали заниматься музыкой с 4, а то и с 3 лет . Во всем мире известны такие пианисты как Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рахманинов. Каждый из них остался в веках как великий композитор!

Источник

Урок по музыке 2 класс. Музыкальный инструмент фортепиано

Разработка урока музыки. 2класс, урок 4. Музыкальный инструмент фортепиано.По программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Скачать:

Вложение Размер
urok42klass_muzykalnyy_instrument-fortepiano.docx 30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Музыкальный инструмент-фортепиано

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа – интернат г.Петровска Саратовской области»

3. Должность учитель музыки

4. Предмет музыка

6. Раздел 2. День полный событий урок №4

7. Базовый учебник

Учебник 2 класса. Музыка. 2класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С.

— формирование представлений об устройстве фортепиано, о значении слов: форте,пиано, фортепиано,рояль,пианино,пианист;

9. Задачи: Метапредметные.

расширить знания о музыкальных инструментах;

объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

ввести понятие «музыкальный альбом»;

познакомить с творчеством П.И. Чайковского;

воспитывать эстетические чувства;

воспитывать интерес к классической музыке;

воспитывать эмоциональное отношение к музыке.

— развивать у учащихся умение находить нужную информацию из различных источников;

-развивать у учащихся умение слушать;

— -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

-развивать у обучающихся интерес к предмету и образные мышления;

-совершенствовать умения находить необходимую информацию содержащуюся в учебнике;

-развивать умение сравнивать звучание музыкальных инструментов пианино и рояля; делать выводы и умозаключения;

— развивать интерес к музыке;

развивать воображение, творческие способности;

10 Тип урока проблемно-диалогический урок.

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах, индивидуальная.

12Необходимое техническое оборудование: учебник, тексты песни «Пианино и рояль», компьютер, мультимедийный проектор. CD П.И.Чайковский «Детский альбом», портрет П.И. Чайковского

Иллюстрации с изображениями пианино и рояля;

13 Структура и ход урока

1.Этап мотивации учебной деятельности;

2.этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы;

8.Этап включения в систему знаний;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА музыка 2 класс СергееваГ.П., Критская Е.Д.Шмагина Т.С. М.: «Просвещение»

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Готов ли ты начать урок

Все ли на месте?

Все ли в порядке?

Книжки,ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой

Все что надо под рукой.

Сегодня урок начинаем песней, прослушайте ее. (Звучит песня в исполнении учителя «Пианино и рояль»

1.Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом

Припев.Все и взрослые и дети

Инструменты знают эти

Только знай у них давно

Есть название одно

Не забудь фортепиано называется оно.

2.Тронешь клавишу рукой

Зазвенит она струной

А педаль нажмешь ногой

Будет звук совсем другой

3.Форте это значит громко

Заучи,не будь лентяй,

А пиано Это тихо,

Ты дружок запоминай

Самоопределение Личностные результаты : Формирование мотивационной основы учебной деятельности

— Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

— осознают познавательную деятельность.

— Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

— проговаривают последовательность действий на уроке;

Учитель задает вопросы. Понравилась ли Вам песня?

Давайте скажем, о каких инструментах говорится в песне.

С чем идет сравнение в песни.

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Посмотрите на слайд 1. Что изображено?

А на этом рисунке? Слайд №2

Давайте прослушаем фрагмент произведения и скажем, какой инструмент звучит.

(П.И.Чайковского «Концерт для фортепиано» Слайд №3

Сейчас прослушаем следующий фрагмент и скажем, какой инструмент звучит? Слайд (Валь9 из к\ф «Амели»)

Давайте сравним эти два звучания, какие слова можно подобрать к эти отрывкам.

Да звучание этих инструментов красиво, насыщено и ярко.

Ребята, а кто мне скажет, о чем же мы сегодня на уроке будем говорить, как Вы думаете, как звучит сегодня наша тема урока. Слайд 5.

Учитель подводит к теме. И показывает слайд с названием темы.

В песне говорится о пианино и рояле.

Пианино — звук менее насыщен, рояль – полон музыкальных красок.

Ответы учащихся. О пианино, рояле, о музыкальных инструментах.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Объяснение нового материала

Пианино и рояль – разновидности фортепиано. Слайд №6

Это клавишно-струнный инструмент.

Какие инструменты называют клавишно-струнными?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента . Слайд №7

Первые фортепиано появились в 18 веке. Слайд №10

Название складывается из двух слов: форте f —

громко и пиано p – тихо. Слайд №9

Как вы думаете, почему этот музыкальный

инструмент так назвали?

А чем отличается пианино от рояля?

Рояль в переводе с французского – королевский.

пианино расположены вертикально, у рояля–

Фортепиано может изобразить голоса самых

разных музыкальных инструментов, его звуками

можно выразить самые разные чувства, передать

Творческая работа в группах класс делится на две группы. Сейчас возьмите карандаши и зарисуйте первая группа рисует пианино, вторая группа рисует рояль. Под музыку П.И.Чайковского пьесы «Детский альбом» «Зимнее утро» Слайд №10

Нарисовали, а сейчас давайте сравним ваши рисунки и кластер фортепиано на доске. У кого какой инструмент получился.

Учитель записывает слова на доске.

Физкультминутка. Под музыку повторяют движения учителя. Слайд №11.

Ребята, скажите под музыку какого композитора мы выполняли творческое задание?

Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты , извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш , расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента .

Ответы детей. Потому что оно звучит то тихо, то громко.

Рояль звучит громче, чем пианино.

Обучающиеся работают в группах. Делают зарисовки инструментов.

Дети высказывают свое мнение по поводу рисунков. Красивый, ровный,большой, клавишный, струнный, подходят записывают на доске слова, составляя кластер.

П.И.Чайковский. «Детский альбом» «Зимнее утро»

Познавательные: Осуществляют прослуштвание. Работают в группах делают зарисовки инструментов.

Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

А сейчас найдите в учебниках информацию о композиторе П.И.Чайковский.

Какие пьесы он написал?

Кто еще из композиторов писал фортепианные пьесы.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми пьесами

«Детского альбома» П.И.Чайковского.

Первая пьеса называется « Зимнее утро». Представьте себе, что маленький ребенок проснулся утром а за окном зима и белый снег лежит повсюду и воздух прозрачный и всё спокойно. Какие интонации помогли « услышать» изображенное время суток. Каково настроение ребенка? Почему вы так подумали? Давайте послушаем еще раз. Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Чем- же любят заниматься маленькие детишки после того, как проснулись, что для них самое важное, что они делают? Конечно играют в игрушки. А сейчас мы послушаем музыку изображающую игру детей.

А ещё во что, в какие игрушки обычно играют мальчики? Послушайте и отгадайте, какназывается следующая пьеса («Марш деревянных солдатиков»).Почему вы дали её такое название? Как звучит музыка? А почему она звучит именно так? На что похожа: марш, танец, песня? Пьеса наз. «Марш деревянных солдатиков»

Давайте послушаем еще раз и помаршируем пальчиками на ладошке вместе с маленьнькими деревянными солдатиками. Понравилась ли вам пьеса?

Какая любимая игрушка у девочек?

Прослушивание. Чайковский «Болезнь куклы»

Что рассказала музыка? Что чувствует кукла?

Пьеса называется «Болезнь куклы».

Послушайте еще раз и постарайтесь посочувствовать и пожалеть куклу. А теперь представьте, что почувствовала девочка, когда ей подарили новую красивую куклу?

Какие чувства выражает музыка и что изображает? Что почувствовала девочка? Что-же она делает, танцует? Пьеса называется « Новая кукла». Понравилась ли она вам?

Но вот наполненный разными впечатлениями день подходит к концу и дети и игрушки ложатся спать. Вечером няня рассказывает детям сказку «Нянину сказку». Посмотрите мультфильм. Скажите о чем-же эта сказка.

Как вы думаете, какая это сказка, что произошло с героями? Как вы поняли? Расскажите свою сказку.

Как называется пьеса? Понравилась ли она вам?

Мы с Вами сегодня много говорили о пианино, о рояле, давайте сейчас разучим песню «Фортепиано и рояль» неизвестного автора. На столах у Вас текст песни давайте петь. Включает минус песни.

( Учитель контролирует время на уроке если есть несколько минут можно разучить песню, если нет, то раздать текст со словами на дом, или разучить песню на следующем уроке, на этапе актуализации знаний.

Учащиеся рассматривают портрет композитора зачитывают информацию о нем.

Работа с текстом продуктивное чтение с пунктом информация о композиторе. Читают, делают вывод.

Проговаривают что композитор П.И. Чайковский русский композитор. Написал много фортепианных пьес.

Пьесы для фортепиано из «Детского альбома»

С.С.Рахманинов писал фортепианные пьесы для детей.

Записывают понятия в тетрадь.

Настроение ребенка радостное. Звуки музыки подсказывают нам об этом. Пьеса называется «Зимнее утро». Очень понравилась нам.

Дети любят играть. Мальчики играют в машинки, в лошадки.

Источник

Музыкальные инструменты. Фортепиано . Урок во 2 классе
методическая разработка по музыке на тему

Дети в игровой форме знакомятся с особенностями звучания фортепиано, учатся понимать различие клавишных инструментов; в процессе эмоционального восприятия музыки П.И.Чайковского и С.С. Прокофьева развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать; участвуют в музыкально-ратмической и хоровой деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
muzykalnye_instrumenty_fortepiano.docx 40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты. Фортепиано (Технологическая карта урока)

Автор разработки урока: Финаенова Тамара Викторовна, учитель музыки 1 квалификационной категории ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Пугачева»

Предмет: музыка
Класс: 2
Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка».
Тема урока: Музыкальные инструменты. Фортепиано.

Раздел: День полный событий, 1 четверть, 4 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-путешествие.

познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль».

Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления различных пьес П.Чайковского и С.Прокофьева, используя такой метод обучения, как метод сходства и различия; В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать вокально-хоровые навыки

З акрепление жанровых признаков музыки; Дать учащимся представление о музыкальном инструменте «фортепиано», вспомнить, из каких итальянских обозначений силы звучания (динамики) складывается это слово – форте (громко) и пиано (тихо), что фортепиано имеет две разновидности – пианино и рояль.

Воспитательная:
Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия музыки композиторов Чайковского и Прокофьева, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

Методы организации учебной деятельности

-метод идентификации — вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-поиск выразительных средств исполнения;

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Технология деятельностного метода

1 Этап урока: Организационный момент и мотивация.

Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель организует совместную деятельность.

Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» Чайковского входят в класс.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Эмоционально-образный настрой к уроку.

Исполнение «приветственной попевки».

Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Учитель задает вопросы, проводит анализ услышанной музыки и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано».

Сейчас прозвучало произведение, с которым мы с вами познакомились в прошлом году. Вы его узнали? Как оно называется? Кто его сочинил?

Давайте представим себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками. Я буду руководить парадом. Приготовились – марш!

А теперь послушайте второй марш. Его сочинил Прокофьев. Послушайте начало марша. Что вы в нем услышите?

Звучит вступление к «Маршу» Прокофьева.

Верно. Это прозвучало вступление к маршу. В нем действительно бьется пульс марша. Те, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировку в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели. Встали у своих стульев, вы начнете маршировать с левой ноги.

Молодцы! Почти все из вас верно услышали начало марша после вступления. А теперь я буду изменять звучание марша, а вы будете откликаться на эти изменения. А вступление к маршу мне поможет исполнить барабанщик (приглашается один из учащихся для игры на барабане).

Рассуждают, анализируют услышанную музыку, приходят к проблеме, поставленной учителем.

Ответы детей: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. Мы его слушали в прошлом году. Мы играли под эту музыку в игрушечный парад.

Дети исполняют фрагмент марша Чайковского под фонограмму, учитель дирижирует жезлом-указкой

Дети: Здесь слышны шаги, поступь, как будто бьется пульс музыки.

Звучит вступление и 8 тактов марша. Дети начинают маршировать.

Вновь звучит вступление и первые 8 тактов марша. Учитель изменяет темп и динамику звучания музыки. Дети маршируют.

учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Умение поставить учебную задачу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3 Этап урока: Введение в тему урока.

Задачи этапа : Организовать коммуникативное взаимодействие.

Учитель совместно с учениками формулирует проблему.

Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. Музыкальные пьесы, которые мы с вами услышали, тоже были исполнены на этом инструменте!

Да, это фортепиано!

Кто из вас знает, как появился этот инструмент?

Когда и кем он был изобретён? — Чтобы узнать всё это, мы отправимся с вами в далёкое прошлое.

Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

3 Этап урока: Совместное открытие новых знаний.

Задачи этапа : Организовать творческое сотрудничество.

Учитель рассказывает детям историю возникновения музыкального инструмента «фортепиано», сопровождая свой рассказ презентацией.

Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.

А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд (иллюстрации). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.

Поэтому вскоре на смену клавикорду клавесин( показ иллюстрации). Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.

А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.

И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки-молоточки. И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано.

А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесина.

Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации).

Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.

А сейчас дадим слово Фортепиано!

Презентация «Рассказывает Фортепиано»

Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.

Источник

Читайте также:  Смирнов милый друг ноты
Оцените статью